Научная статья на тему 'Методология и методика изучения состояния социальной установки студентов в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности'

Методология и методика изучения состояния социальной установки студентов в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
499
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / MOTIVATION OF STUDENTS'' FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY / ЦИКЛИЧНЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ / БАЛАНСНОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ / CYCLICAL MECHANISM OF SOCIAL APPARATUS / BALANCED STATE OF SOCIAL APPARATUS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцева Ольга Игоревна

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования балансного состояния социальной установки в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности студентов. На основе когнитивной теории Фрица Хайдера разработан инструментарий исследования, позволяющий измерить состояние социальной установки. Представлены результаты исследования студентов, обучающихся по специальности связи с общественностью, с помощью которых организована экспериментальная работа по изучению состояния социальной установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology and methods of research into the condition of the social apparatus of students concerning motivation of their future professional activity

The article covers vital issues of forming a balanced condition of the social apparatus of students concerning motivation of their future professional activity. Fritz Heider's cognitive theory was used as a basis for developing a set of research instruments to assess the state of the social apparatus of students. The results of the research include data which represent experimental work with the PR students concerning assessment of the social apparatus.

Текст научной работы на тему «Методология и методика изучения состояния социальной установки студентов в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности»

существу и достигать взаимопонимания. Преобладание отношенческой направленности интенций в поведении субъектов диалога приводит к необходимости «молча» интерпретировать услышанное, что неминуемо влечет за собой либо разрыв контакта, прекращение взаимодействия, либо искажение понимания партнера по контакту, ради сохранения этого контакта и достижения договоренности.

Библиографический список

1. Павлова Н.Д., Ушакова Т.Н. Речь, язык, коммуникация // Современная психология: Справочное руководство / под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1999.

2. Психологические исследования дискурса: Сб. науч. тр. / отв. ред. Н.Д. Павлова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 208 с.

УДК 316.628.5

Зайцева Ольга Игоревна

Московский гуманитарно-экономический институт, Северо-Западный филиал, г. Мурманск zayzeva5@yandex.ru

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ В ОТНОШЕНИИ МОТИВАЦИИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования балансного состояния социальной установки в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности студентов. На основе когнитивной теории Фрица Хайдера разработан инструментарий исследования, позволяющий измерить состояние социальной установки. Представлены результаты исследования студентов, обучающихся по специальности связи с общественностью, с помощью которых организована экспериментальная работа по изучению состояния социальной установки.

Ключевые слова: мотивация будущей профессиональной деятельности студентов, цикличный механизм социальной установки, балансное состояние социальной установки.

Современная система высшего образования в России переживает серьезные изменения, вызванные запросом рынка труда. Традиционный подход к организации учебно-воспитательного процесса построен на освоении теории, которую студенты изучают в определённый отрезок времени, но зачастую не применяют на практике. Содержание их будущей профессии ограничивается теоретическими знаниями. В подобных условиях студенты обмениваются эмоциями, информацией о деятельности практикующих специалистов, анализируют свои результаты выполнения учебных задач, результаты решения учебных задач своими однокурсниками и становятся невольными носителями социальной установки в отношении будущей профессиональной деятельности. Однако подобная неконтролируемая активность зачастую формирует ложное представление о том, что образование нужно ради образования, а не для осуществления профессиональных функций. Поэтому подготовка аудиторного занятия должна предполагать организованную возможность выражения эмоций, получения информации и решение учебно-профессиональных задач при включении мнения учебной группы по поводу особенностей применения теории практикующими специалистами. Таким образом, механизм формирования социальной установки в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности позволит удовлетворить запросы современного рынка труда, другими словами получить специалиста, способного адаптироваться к требованиям работодателя.

Н.Ю. Воронкова, А.С. Лукьянов, В.А. Петросов, А.Ю. Попова, Т.А. Приставка доказали, что основными элементами, составляющими механизм формирования мотивации будущей профессиональной деятельности студентов, являются эмоционально-оценочный, когнитивный и поведенческий [1; 3; 4; 5; 6]. Другими словами, преподаватели используют стимул внешней среды, который содействует порождению мотивации будущей профессиональной деятельности с помощью компонентов, совокупность которых и составляет категорию социальной установки.

Таким образом, мотивация будущей профессиональной деятельности - это процесс опредмечивания потребностей стимулом внешней среды, представленным в виде социальной установки, отвечающим за содержание набора мотивов, которые как образуют профессионально важные качества личности, так и формируются в учебной и внеучеб-ной деятельности с целью осмысленного овладения будущей профессией [2, с. 427-428]. В процессе формирования мотивации будущей профессиональной деятельности с помощью механизма социальной установки непосредственно участвуют сами студенты, однокурсники и опосредованное участие принимают практикующие специалисты, которые своей деятельностью демонстрируют реальное использование мотивов. Студент, являющийся носителем определенных мотивов будущей профессиональной деятельности, когнитивистами рассматривается как индивид - «Р» (Ф. Хайдер) [7, с. 107-112]. Представление о свойствах моти-

© Зайцева О.И., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

97

вов будущей профессиональной деятельности складывается у студента относительно однокурсников, которые также являются их носителями. Однокурсники студента рассматриваются как другой индивид -«О» (Ф. Хайдер). Использование мотивов профессиональной деятельности демонстрируют практикующие специалисты. Знакомство студента с их практикой состоит из анализа событий сопряженных с профессиональной деятельностью, в то же время являющихся объектом изучения. Поэтому в рамках когнитивизма практикующие специалисты обозначаются как событие/объект, - «Х» (Ф. Хайдер).

Ф. Хайдер отмечает, что балансное состояние между двумя элементами (носителями социальной установки) существует тогда, когда взаимоотношения между ними положительные (или отрицательные) во всех отношениях. Балансное состояние между тремя элементами сохраняется, если все три элемента взаимодействуют положительно во всех отношениях или когда существует два негативных и одно позитивное отношение . Таким образом, социальная установка студента на мотивацию будущей профессиональной деятельности - это цикличный механизм функционирования установочного, эмоционально-оценочного, когнитивного и поведенческого компонентов, запускаемых как с помощью демонстрации опыта применения конкретного профессионального мотива практикующим специалистом, так и организацией дискуссий между студентами по поводу указанного опыта [2, с. 428].

На основании теоретической модели социальной установки студентов в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности разработан инструмент социально-психологического обследования - тест. Вопросы теста поделены на три основных блока, соответствующих трем группам: «Я», «Однокурсники», «Практикующие специалисты». Каждый блок состоит из трех компонентов, фиксирующих структуру социальной установки студента (критериев): эмоционально-оценочного, когнитивного, поведенческого. Каждому компоненту соответствуют три группы мотивов, включающих в себя 19 мотивов будущей профессиональной деятельности. Первая группа широких социальных мотивов включает в себя три мотива будущей профессиональной деятельности, вторая группа коллективистских мотивов включает пять мотивов будущей профессиональной деятельности студентов, третья группа личных мотивов включает в себя одиннадцать мотивов будущей профессиональной деятельности. Каждый из 19 мотивов операциона-лизирован с помощью 9 переменных, которые фиксируют выбор респондента с помощью альтернативы «да» и альтернативы «нет». На основе теории когнитивного баланса Ф. Хайдера балансное состояние профессионального мотива будет фиксироваться альтернативой «да», и кодироваться символом «1», дисбалансное состояние профессиональ-

ного мотива будет фиксироваться альтернативой «нет», и кодироваться символом «2» [7]. Балансное состояние будет соответствовать набору из трех кодов «1», «1», «1» или «1», «2», «2», дисбаланс-ное состояние будет соответствовать следующим двум вариантам «1», «1», «2» или «2», «2», «2» (всего четыре варианта). Следовательно, в тесте для выявления социальной установки на один мотив будущей профессиональной деятельности будет приходиться по 9 вопросов. Для выявления балан-сного/дисбалансного состояния необходимо выявить соотношение «1» и «2» в когнитивном компоненте социальной установки на один мотив по трем социальным группам: «Я», «Однокурсники», «Практикующие специалисты», а затем выявить такое соотношение в эмоционально-оценочном и поведенческом компонентах. В результате получается три кода, которые также необходимо подвергнуть процедуре анализа балансного/дисбалансно-го состояния, но уже не на основании использования четырех вариантов, а на основе наличия или отсутствия одного кода «2». Другими словами, если в одном из компонентов социальной установки на профессиональный мотив зафиксирован код «2», то социальная установка находится в дисбаланс-ном состоянии. Подобную процедуру необходимо проделать с каждым из 19 мотивов. Среднее значение состояния социальной установки на мотивацию будущей профессиональной деятельности измеряется в диапазоне от 1 до 2, где диапазон «11,4» означает балансное состояние, а диапазон «1,5-2» дисбалансное состояние. Методика проверена на надёжность с помощью метода повторного тестирования (test-retest reliability) и на валидность с помощью метода содержательной достоверности (content validity). В экспериментальной работе участвовали студенты специальности «Связи с общественностью» СЗФ МГЭИ: 3-й курс контрольная группа - 27 человек, экспериментальная группа -27 человек; 1-й курс (14 человек), 4-й курс (11 человек), 5-й курс (43 человека).

Согласно цикличному функционированию компонентов социальной установки экспериментальное занятие со студентами начинается с актуализации эмоционально-оценочного компонента (обсуждение результатов обследования состояния социальной установки на конкретный мотив деятельности группы). Затем работу продолжает когнитивный компонент социальной установки (демонстрация новой учебной информации и примеров деятельности практикующих специалистов). После работы когнитивного компонента активизируется поведенческий компонент связанный с решением учебно-профессиональной задачи (анализируется пример деятельности практикующего специалиста, а также выражается намерение к применению профессионального мотива). Функционирование социальной установки завершается актуализацией эмо-

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

ционально-оценочного компонента (вновь обсуждаются результаты обследования состояния социальной установки на конкретный профессиональный мотив, которые сравниваются с первыми результатами обсуждения, организованного в начале экспериментального занятия).

Результаты констатирующего и контрольного эксперимента показали, что последовательное использование на учебном занятии эмоциональнооценочного, когнитивного и поведенческого компонентов позволяет сформировать балансное состояние социальной установки на стержневые элементы мотивации будущей профессиональной деятельности - мотивы (среднее значение состояния социальной установки на мотивацию будущей профессиональной деятельности в экспериментальной группе изменилось со значения 1,6 на значение 1,3;

2 2 Нэмп=8,066 при %кр=5,991 (р<0,05); ^«р=9,210

(р<0,01), т.е. Нэмп>х1р). Балансное состояние социальной установки на большинство мотивов свойственно мотивам будущей профессиональной деятельности студентов 1-го (1,3) и 5-го (1,4) курсов, меньше свойственно мотивам студентов 3-го (1,6)

и 4-го (1,5) курсов (Нэмп=19,808 при ^=9,488

(р<0,05); 4=13,277 (р<0,01), т.е. Шмп>^).

Критерий Крускала-Уоллиса показывает, что в контрольной группе на этапах констатирующего и контрольного экспериментов различия между средними значениями состояния когнитивного компонента социальной установки отсутствуют при

Нэмп=0,000 при х1р=5,991 (р<0,05); *2=9,210

(р<0,01), т.е. Нэмп<х1р. Подобные характеристики показаны для эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов социальной установки в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности контрольной группы.

Средние значения состояний когнитивного компонента социальной установки на мотивацию будущей профессиональной деятельности различаются в экспериментальной группе на этапах констатирующего и контрольного измерений при

Нэмп=6,979 при х1р=5,991 (р<0,05); *2=9,210

(р<0,01), т.е. Нэмп>*2. Различия так же фиксируются для состояний эмоционально-оценочного (Нэмп=6,097) и поведенческого компонентов (Нэмп=6,410).

Сравнение средних значений с помощью критерия Крускала-Уоллиса показывает различие между состояниями когнитивного компонента социальной установки на мотивацию будущей профессиональной деятельности в контрольной и экспериментальной группах на этапе контрольного измерения при Нэмп=6,005; подобные различия зафиксированы для состояния эмоционально-оценочного

(Нэмп=7,045) и поведенческого компонентов (7,403) социальной установки в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности.

Результаты однофакторного дисперсионного анализа позволяют указать на отсутствие различий между средними значениями состояний когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов социальной установки на мотивацию будущей профессиональной деятельности в экспериментальной группе на этапе контрольного измерения. В случае отклонения Н0 гипотезы о равенстве дисперсий в трех компонентах ошибка будет составлять 5,2%, а также отклонения Н0 гипотезы о равенстве средних значений состояния компонентов социальной установки ошибка будет составлять 35%, что в обоих случаях является недопустимым. Критерий Крускала-Уоллиса фиксирует

Нэмп=1,393 при *2=7,815 (р<0,05); х1р=11,345

(р<0,01); Нэмп<*кр. Аналогичные результаты получены и в контрольной группе при Нэмп=2,556.

Общее состояние социальной установки студентов экспериментальной группы на этапе констатирующего обследования было дисбалансным (1,6) и находилось в диапазоне «1,5-2», а на этапе контрольного измерения переместилось в диапазон «11,4» (1,3) и приобрело балансный характер. Однако компоненты социальной установки имели балансное состояние и в результате констатирующего эксперимента и на этапе контрольного измерения, поэтому в структуре социальной установки нельзя выделить компонент, отвечающий за её балансное или дисбалансное состояние.

Таким образом, последовательное использование эмоционально-оценочного, когнитивного и поведенческого компонентов позволяет сформировать балансное состояние социальной установки на стержневые элементы мотивации будущей профессиональной деятельности - мотивы профессиональной деятельности. Однако социальная установка имеет ограниченный диапазон воздействия на мотивы будущей профессиональной деятельности, связано это с особенностями применения механизма социальной установки. Такой особенностью являются этапы вузовского обучения. Механизм социальной установки является цикличным при условии последовательного функционирования трёх компонентов: - эмоционально-оценочного компонента - когнитивного компонента - поведенческого компонента - эмоционально-оценочного компонента.

Библиографический список

1. Воронкова Н.Ю. Динамика развития профессиональной мотивации студентов новых специальностей в процессе вузовской подготовки: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2008. - 25 с.

2. Зайцева О.И. Использование когнитивной ориентации при измерении социальной установки

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

99

студента вуза на профессиональную мотивацию // Социологические методы в современной исследовательской практике: Сборник статей, посвящённый памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского. - М.: НИУ ВШЭ, 2011. - VIII. - С. 423-430 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:soc.hse.ru/socinf/konf.

3. ЛукьяновА.С. Психологические условия развития мотивации профессиональной деятельности, связанной со становлением субъектно-деятельностной позиции будущих менеджеров на этапе обучения в вузе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Ставрополь, 2005. - 19 с.

4. Петросов В.А. Психологические условия

формирования профессиональной мотивации у студентов - будущих менеджеров: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 23 с.

5. Попова А.Ю. Психологические условия развития мотивации профессионального учения студентов психологов: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2004. - 30 с.

6. Приставка Т.А. Формирование профессиональной мотивации учебной деятельности студентов (на материале колледжа культуры и искусств): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2004. - 22 с.

7. Heider F. Attitudes and cognitive organization // Journal of Psychology. - 1946. - № 21. - P. 107-112.

УДК 159.923

Тимербулатова Эльвира Салаватовна

Новосибирский государственный педагогический университет

elvira1977@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН-МАТЕРЕЙ НА УРОВЕНЬ ИХ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ

В статье представлен опыт изучения уровня удовлетворенности жизнью у женщин, реализующих биологическое актуальное материнство, ориентированных и неориентированных на высокие профессиональные достижения. Целью данной статьи является выявление наличия и характера взаимосвязей между ориентацией женщин-матерей на профессиональную деятельность и качеством удовлетворенности собственной жизнью.

Ключевые слова: материнство, профессиональная деятельность женщин, профессиональная успешность.

Современная социальная ситуация в России характеризуется феминизацией профессиональной деятельности и популярностью женского профессионального труда. Одновременно с этим в общественном сознании муссируется образ-эталон женской успешности, соединяющий в себе два важных социальных вида деятельности - реализацию в профессии и материнстве. Социально-экономические, научно-технические, культурно-исторические изменения, происходящие в современном мире, требуют от взрослого трудоспособного населения высокой степени активности, инициативности, включенности в профессиональную деятельность, что влечет увеличение рабочего времени за счет сокращения времени и количества родительского вклада в сфере семейных и детско-родительских отношений. С точки зрения исследователей, занимающихся проблемами психологии личности, важнейшим признаком зрелости и социальной компетентности на этапе взрослости является успешное овладение профессией (А.Г. Асмолов, В.А. Бодров, Е.А. Климов,

Э.Ф. Зеер, А.Л. Сыркина и др.).

Однако эти же общественные изменения повышают требования к интеллектуальному, социально-психологическому уровню личности уже на самых ранних этапах ее развития, в связи с чем удлиняется период детства и увеличивается необходимость родительского сопровождения детства.

Возникающие противоречия могут являться стрес-сирующим фактором в жизнедеятельности современных женщин и поэтому влиять на качество осуществления ими родительских функций и уровень удовлетворенности жизнью в целом [1].

В связи с этим возникает вопрос: влияет ли профессиональная деятельность на степень удовлетворенности жизнью у женщин, осуществляющих актуальное биологическое материнство? Целью данной статьи является выявление наличия и характера взаимосвязей между ориентацией женщин-ма-терей на профессиональную деятельность и качеством удовлетворенности собственной жизнью.

В основе нашего исследования лежит гендерная методология, позволяющая изучать как специфику профессиональной деятельности женщин, так и проблемы материнства как части личности женщин. Исследованиям работающих женщин посвящены работы отечественных авторов О.А. Гаври-лицы, Г.Г. Силласте, А.Г. Харчева, С.И. Голод, И.О. Тюриной, Т.М. Карахановой и др. Проблемы профессиональной самореализации женщин изучаются в работах А.А. Чекалиной, Л.Н. Ожиговой, Л.В. Поповой, М.В. Сафоновой, П.Ф. Сусловой и др. Понятие «женская деловая активность» определяется в работах отечественных исследователей Г.В. Турецкой, А.Е. Чириковой, А.Е. Кричевс-кой, В.А. Хащенко, О.К. Самарцевой, Т.А. Фоминой, В.А. Суковатой, А.Г. Штейнберг и др. как

100

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Тимербулатова Э.С., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.