Научная статья на тему 'Особенности профессиональной мотивации старшеклассников'

Особенности профессиональной мотивации старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИЯ / ВЫБОР / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ШКОЛА / УНИВЕРСИТЕТ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / УГРОЗА / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серкина Яна Игоревна, Пшеничная Наталья Николаевна, Тарунина Дарья Андреевна

В данной статье поставлена и рассмотрена проблема недостаточности профориентационной мотивации такой обширной группы населения, как абитуриенты. Эта проблема способна выступить дестабилизирующим факторомдля регионального рынка труда. В связи с этим, авторами было проведено социологическое исследование, результаты которого позволиливыявить мотивы старшеклассников при выборе профессии, проанализировать причины их недостаточной профессиональной определенности. Данные авторского социологического исследования представлены в статье, для большей наглядности основные результаты оформлены в виде диаграммы. Результаты социологического исследования могут быть использованы высшими учебными заведениями для своевременной профориентационной работы по привлечению абитуриентов. Авторами также дан ряд рекомендаций по повышению профессиональной мотивации абитуриентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серкина Яна Игоревна, Пшеничная Наталья Николаевна, Тарунина Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной мотивации старшеклассников»

УДК 316.351

Серкина Яна Игоревна

доцент кафедры управления персоналом, Белгородский государственный национальный исследовательский университет serkina_ya@bsu.edu.ru

Пшеничная Наталья Николаевна

заведующая сектором образовательных программ аспирантуры, Белгородский государственный национальный исследовательский университет serkina_ya@bsu.edu.ru

Тарунина Дарья Андреевна

студентка,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет serkina_ya@bsu.edu.ru

Особенности

профессиональной

мотивации

старшеклассников1

Yana I. Serkina

Associate Professor of human Resource Management, Belgorod State National Research University serkina_ya@bsu.edu.ru

Natalya N. Pshenichnaia

Manager of the Sector of Educational Programs of a Postgraduate Study, Belgorod State National Research University serkina_ya@bsu.edu.ru

Darya A. Tarunina Student,

Belgorod State National Research University serkina_ya@bsu.edu.ru

Features

of professional motivation of students

Аннотация. В данной статье поставлена и рассмотрена проблема недостаточности профориентационной мотивации такой обширной группы населения, как абитуриенты. Эта проблема способна выступить дестабилизирующим факторомдля регионального рынка труда. В связи с этим, авторами было проведено социологическое исследование, результаты которого позволиливыявить мотивы старшеклассников при выборе профессии, проанализировать причины их недостаточной профессиональной определенности. Данные авторского социологического исследования представлены в статье, для большей наглядности основные результаты оформлены в виде диаграммы. Результаты социологического исследования могут быть использованы высшими учебными заведениями для своевременной профориен-тационной работы по привлечению абитуриентов. Авторами также дан ряд рекомендаций по повышению профессиональной мотивации абитуриентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: мотивация, профессия, выбор, специальность, школа, университет, высшее учебное заведение, профессиональная ориентация, угроза, рынок труда.

Annotation. In this article the problem of insufficiency of career-oriented motivation of such a large group of the population as entrants is put and considered. This problem can act as a destabilizing factor for the regional labor market. In this regard, the authors conducted a sociological study, the results of which allowed to identify the motives of high school students when choosing a profession, to analyze the reasons for their lack of professional certainty. The data of the author's sociological research are presented in the article, for greater clarity, the main results are presented in the form of a diagram. The results of sociological research can be used by higher education institutions for timely career guidance to attract students. The authors also give a number of recommendations to improve the professional motivation of students of higher educational institutions.

Keywords: motivation, vocation, choice, profession, school, University, high school, professional orientation, threat, the labour market.

1

Статья выполнена при поддержке Гранта Президента Российской Федерации MK-1236.2018.6 «Имитация образовательных практик маргинальными группами населения: угроза региональной безопасности».

В настоящее время высококвалифицированный персонал является ценным ресурсом для любой организации, так как именно сотрудники, обладающие необходимым набором компетенций, качественно выполняющие свои задачи, обеспечивают успех деятельности компании. Однако на практике работодателям, зачастую, непросто найти таких специалистов. На рынке труда имеет место дефицит настоящих профессионалов при общем переизбытке кадров.

Проблема недостаточной профессиональной квалификации работников имеет множество аспектов. Одним из наиболее существенных среди них является слабо выраженная профессиональная мотивация, что проявляется еще в общеобразовательной школе.

Целью данной статьи является анализ профессиональной мотивации учащихся старших классов белгородских школ. Для этого авторами было проведено социологическое исследование. Оно осуществлялось методом анкетного опроса. В анкетировании приняли участие 463 респондентов - белгородских старшеклассников.

В основе исследования лежало представление о профессиональной мотивации как о внутреннем движущем факторе развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого

Если выбирают себе профессию на основе мнения родственников или ориентируются на результаты ЕГЭ, то тоже могут не знать её специфику - что некорректно.

Полученные данные позволяют разделить респондентов на 4 категории:

уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

Мотивировать - значит побуждать человека к определенному выбору действий. Разумеется, что каждая личность индивидуальна и обладает собственным комплексом мотивов, именно поэтому мотивация представляет собой достаточно сложный процесс [1].

В значительной степени специфика мотивации определяется особенностями социального субъекта. В частности, старший школьный возраст, обычно, сопровождается следующими объективными переменами в жизни ученика: сменой эмоционального фона,необходимостью выбора ВУЗа, специальности и т.д. Мотивационный аспект поведения старшеклассника к самоопределению просматривается в его отношении к самому себе, другим людям, видам деятельности и миру.

Самоопределение в ходе выбора профессии и планирование будущего требует осознанного понимания последствий принимаемых реше-ний.В школьном возрасте это сделать довольно непросто. Тем более, что для учащихся старших классов характерно не вполне адекватное представление о своей будущей профессии.

• 50 % учащихся выбирают профессию не на основе своих личных предпочтений. Они ориентируются лишь по полученным в итоге результатам ЕГЭ, выбирая специальность по проходным баллам и, соответственно, теряют возможность работать в той сфере, которая им нравится;

Результаты анкетирования

учащиеся выбирают

специальность в соответствии с

результатами ЕГЭ

учащиеся выбирают

специальность в соответствии с

мнением родственников

учащиеся выбирают

специальность в соответствии в

соответствии со своими

желаниями,при этом делая

осознанное решение

учащиеся выбирают

специальность,не зная ее

специфики

• 20 % учащихся выбирают профессию на основе мнения родственников,которые, в свою очередь, руководствуются личными мотивами, обычно не учитывая желание самого абитуриента;

• 12 % учащихся выбирают профессию на основе своих личных желаний и предпочтений, при этом, понимая специфику направления и совершая осознанное решение в определении профессиональной сферы;

• 18 % учащихся выбирают профессию сами, не зная специфики направления. У них есть лишь примерное представление о специальности;при этом превалирующим мотивом является ориентация на высокооплачиваемые профессии.

На основе проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что большинство абитуриентов не учитывают собственные желания и выбирают будущую профессию в силу внешних обстоятельств. Им не знакомо такое понятие как «любовь к профессии», которая играет большую роль в продвижении по карьерной лестнице сотрудников, а также гарантирует своевременное и качественное выполнение обязанностей, и достижение поставленных задач. Кроме того,это является первостепенным показателем для большинства работодателей [2].

Сформировать любовь к профессии поможет ряд мероприятий, направленных на профессиональную мотивацию абитуриентов на этапе выбора специальности и ВУЗа.

Прежде всего, следует начать с диагностики профессиональной идентичности.

Можно выделить 4 статуса профессиональной идентичности,образующих лестницу, по которой идет человек в процессе своего профессионального самоопределения:

• Неопределенная профессиональная идентичность - четкие представления о будущей профессии отсутствуют, жизненный путь не определен, человек даже и не ставит себе цель саморазвития и самореализации;

• Навязанная профессиональная идентичность -человек имеет представление о своей будущей профессии,но оно не обусловлено своими предпочтениями, а является желанием других людей, например, родственников;

• Кризис выбора профессиональной идентич-ности-человек осознает важность выбора профессии,но еще не определился.

• Сформированная профессиональная идентичность - человек принял осознанное самостоятельное решение по поводу выбора профессии.

Определить, на какой из стадий находится старшеклассник, может методика изучения статусов профессиональной идентичности по А.А. Азбе-лю, А.Г. Грецову, которая представляет собой опросник из 20 пунктов, по каждому из которых возможны четыре варианта ответов.

Профессиональную идентичность также можно оценить с помощью дифференциально-диагностического опросника по Е.А. Климову. В основу методики положена схема классификации про-фессий,в соответствии с которой все профессии делятся на группы по предмету труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».

Очень важным для профессионального самоопределения, также, является опросник профессиональной готовности по Л.Н. Кабардовой, который ориентирован на получение сведений о наличии,взаимном сочетании и эмоциональном подкреплении у абитуриентов профессионально ориентированных навыков и умений,что говорит о степени их готовности к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере [3].

В целях профессиональной мотивации, также, должны использоваться информационно-справочные и просветительные методы:

• Дни открытых дверей в ВУЗ - отличная возможность для абитуриентов узнать о различных специальностях, познакомиться с преподавательским составом и изучить структуру университета;

• Учебные фильмы и видеофильмы - позволяют визуализировать теоретические положения о той или иной профессии;

• Профессиограммы - краткие описания профессий;

• Профессиональная реклама и агитация -включает призывающие видеоролики, плакаты, выступления;

• Компьютерные информационно-справочные системы - позволяют получить теоретические сведения о спектре профессий;

• Профориентационные форумы - одно из нововведений в сфере профессионального самоопределения, но уже показывающее хорошие результаты, позволяют старшеклассникам прочувствовать процесс обучения на себе и понять, какое направление ближе.

Большую роль в профессиональном самоопределении играют методы профессионального воспитания,которые позволяют сформировать определенные представления и донести важность выбора профессии [4]. К ним относятся:

• Формирование у старшеклассников необходимых суждений, понятий;

• Стимулирование ориентации граждан на профессиональную подготовку;

• Организация познавательно-практической деятельности.

Подводя итог, можно сделать вывод о том,что недостаточность профориентационной мотивации абитуриентов, действительно, является ак-

туальной проблемой, приводящей к дестабилизации регионального рынка труда. Чтобы свести ее к минимуму, необходимо помочь старшеклассникам определить, какое из профессиональных направлений является для них наиболее близким, сформировать представление о будущей профессии и объяснить важность самостоятельного и осознанного выбора специальности, так как от этого зависит будущее абитуриента.

Литература:

1. Ефимова И.Н. Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов при выборе вуза // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2015. № 4(1). С. 19-23.

2. Рыченков М.В. Исследование факторов, оказывающих влияние на выбор ВУЗа абитуриентами, на различных этапах процесса поступления / М.В. Рыченков, И.В. Рыченкова, В.С. Кире-ев // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL : http://science-education.ru/ ru/article/view?id=11612 (дата обращения 25.10. 2018).

3. Хайбулин Б.С. Исследование мотивации абитуриентов при выборе ВУЗа / Б.С. Хайбулин, В. А. Андреева, Е.К. Малаховская // Студенческий : электрон.научн. журн. 2018. № 13(33). URL : https://sibac.info/journal/student/33/114938 (дата обращения 26.10.2018).

4. Dornyei Z. Motivational Strategies in the Language Classroom. - Cambridge University Press. 2016. P. 155.

В результате проведенного исследованиябыли выяснены мотивы старшеклассников при выборе профессии,и на их основе предложены рекомендации по повышению профессиональной моти-вации,которые должны повысить процент абитуриентов,выбирающих свою будущую профессию на основе личных желаний и предпочтений, но при этом осознанно понимающих последствия принимаемого решения.

Literature:

1. Efimova I.N. Sociological analysis of the market of educational services in order to identify the motivation of students when choosing a University // Bulletin of Nizhny Novgorod University. N. And. Lobachevsky. 2015. № 4(1). P. 19-23.

2. Rychenkov M.V. Study of the factors influencing the choice of University entrants at different stages of the admission process / M.V. Rychenkov, I.V. Ryzhenkova, V.S. Kireev // Modern problems of science and education. 2013. № 6. URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=11612 (date accessed 25.10.2018).

3. Haibuling B.S. A research of motivation of entrants when choosing higher education institution / B.S. Haybulin, V.A. Andreyeva, E.K. Malakhovskaya // Student's online scientific magazine. 2018. № 13(33). URL : https://sibac.info/journal/student/ 33/114938 (date of the address 26.10.2018).

4. Dörnyei Z. Motivational Strategies in the Language Classroom. - Cambridge University Press. 2016. P. 155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.