Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / информационно-коммуникационные технологии / профессиональная компетентность / воспитательная функция / учебно-методическое средство обучения / digitalization / information and communication technologies / professional competence / educational function / educational and methodological means of teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Танцура

В статье анализируются особенности преобразования профессиональной деятельности педагога высшей школы в ситуации интеграции цифровых технологий в образовательном пространстве. Переход на дистанционный формат обучения в связи с вынужденной изоляцией во время пандемии ускорил темпы освоения информационно-коммуникационных технологий профессорско-преподавательским составом. Тем не менее автором отмечается, что современное состояние представляет собой лишь стартовый этап изменений образовательной среды с учетом процесса цифровизации. В статье выделяются основные элементы профессиональной компетентности педагога. Личностный элемент представляет собой реализацию морально-нравственных качеств в педагогическом поведении конкретного педагога, что обусловливает реализацию воспитательной функции образования. Цифровизация в большей степени отразилась на учебно-методической составляющей профессиональной деятельности педагога. Подчеркивается значение профессиональной мобильности педагога, которая рассматривается в качестве одного из основных условий успешной реализации профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHERS’ PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article analyzes features of a higher school teacher’s professional activity transformation in the situation of the digital technologies integration in the educational space. The transition to a distance learning format due to forced isolation during the pandemic increased the pace of mastering information and communication technologies knowledge and skills by the teaching staff. Nevertheless, the author notes that the current state is only the initial stage of changes in the educational environment, taking into account the process of digitalization. The main elements of the teacher’s professional competence are highlighted in the article. The personal element is considered as the implementation of moral qualities in the pedagogical behavior of a particular teacher, which stipulates the realization of educational function in the teaching process. Digitalization has had a greater impact on the educational and methodological component of the teacher’s professional activity. The importance of professional mobility of the teacher is emphasized, which is considered as one of the main conditions for the successful implementation of professional activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

к полученным знаниям и пережитым событиям. Обучение на четвертой ступени нацелено на личностный рост обучающегося. Этот расширенный аспект целе-полагания зависит от того, насколько личность готова развивать способности глобального мышлении.

Таким образом, личность сталкивается с многообразием жизненных стилей. Индивидуальное оформление личной позиции по отношению к культурному контексту является здесь решающим: личность рассматривается не только как объект, а субъект своих жизненных условий, а межкультурное обучение представляется как непрерывный личностно-развивающий процесс (на протяжении всей жизни).

При выборе методов работы с молодежью в области развития межкультурного взаимодействия большое предпочтение отдается методам из области психологии и социологии, направленные на формирование чувства «мы» и кооперации в мультикультурных группах и одновременно индивидуализации личности. Особое внимание уделяется организации семинаров после возвращения в родную среду, что также проходит при педагогическом сопровождении. И это не только возможность сделать «фотографии на память». Их функция - интегрировать знания, полученные до - в течение - и после - в личностный культурный мир. Сами семинары - это метаучения. Анализ и обработка пограничных фаз - поездка и возвращение - это существенные элементы процесса обучения. Из этого следует, что время действия этой фазы включает и период возвращения - рефлексия или переработка. Семинары - идеальное поле для анализа и рефлексии: «многие знания и взгляды приобретают свою четкость и оформленность только по возвращению на родину. Именно там, в родной семье, в кругу друзей и знакомых возникает чаще всего глубокий интерес для последующей переработки привычных впечатлений и знаний» [4, с. 138]. Для лиц, долгое время проживающих в инокультуре, это еще и возможность «возвращения» в родную культуру. В качестве форм могут выступать организация выставки фотографий или материал, опубликованный в школьной прессе, презентация дневника дорожных заметок,

Библиографический список

можно использовать средства массовой информации для показа широкой общественности. Важно, чтобы участники могли поделиться своими переживаниями и опытом пребывания в инокультуре.

Стабилизирующим моментом в фазе возвращения является возможность поддержания контакта с сотрудниками и кураторами программы по межкультурному обучению. Таким образом, кооперация школьной (учебной) и досуговой деятельности в течение планирования, организации, проведения и рефлексии позволяет создать предпосылки для целенаправленного систематического межкультурного обучения и достичь глобальной цели, заключающейся в воспитании «гражданина мира».

Теоретически описанная модель представляют собой «идеализированный» процесс и результат в решении задач межкультурного взаимодействия. Если рассматривать практическую сторону межкультурного обучения, то участники достигают максимально второй ступени. Чтобы достигнуть развития таких качеств и способностей, как солидарность, понимание, толерантность, необходимо, чтобы обучающиеся перешли со второй ступени на третью, так как именно на третьей ступени начинается внутреннее развитие личности.

В действительности необходимо создание множества социально-педагогических условий, наличие которых будет способствовать успешному осуществлению межкультурного взаимодействия. Только если группа сформирована изнутри, учебный процесс может быть успешным. При этом важно для всех сотрудников, которые работают в данной области, проводить мониторинг знаний участников до и после участия в программе. Уровень этих знаний имеет значение относительно организации программ в будущем, так как именно подготовка программы и ее реализация в монокультурной группе закладывает основы для реализации полученных компетенций в мультикультурном обществе. При этом приобретенная уверенность в процессе сотрудничества и налаживания взаимоотношений в моносреде способствует ее развитию в дальнейшем пребывании в поликультурной среде.

1. Thomas H. Interkulturelles Lernen im Schueleraustausch. Saarbruecken, Fort Lauderdale, 1988.

2. Stadler P. Globales und interkulturelles Lernen in Verbindung mit Auslandsaufenthalten. Ein Bildungskonzept. Saarbruecken, Fort Lauderdale: Breitenbach, 1994.

3. Stadler P., Neubert, S., Roth, H.-S. E. Multikulturalism - ein umstrittenes Konzept. Multikulturalitaet in der Diskussion: Neuere Beitrage zu einem umstrittenen Konzept. Opladen, 2002.

4. Stadler P., Yildiz E. Die politische Ethik multikultureller Gesellschaften im globalen Kontext: Multikulturalismusverstaendnis. Multikulturalitaet in der Diskussion: Neuere Beitrage zu einem umstrittenen Konzept. Opladen, 2002.

5. Сухова О.В. Этапы развития межкультурной педагогики за рубежом. Культура в евразийском пространстве: традиции и новации: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Барнаул: Издательство АГИК, 2018.

References

1. Thomas H. Interkulturelles Lernen im Schueleraustausch. Saarbruecken, Fort Lauderdale, 1988.

2. Stadler P. Globales und interkulturelles Lernen in Verbindung mit Auslandsaufenthalten. Ein Bildungskonzept. Saarbruecken, Fort Lauderdale: Breitenbach, 1994.

3. Stadler P., Neubert, S., Roth, H.-S. E. Multikulturalism - ein umstrittenes Konzept. Multikulturalitaet in der Diskussion: Neuere Beitrage zu einem umstrittenen Konzept. Opladen, 2002.

4. Stadler P., Yildiz E. Die politische Ethik multikultureller Gesellschaften im globalen Kontext: Multikulturalismusverstaendnis. Multikulturalitaet in der Diskussion: Neuere Beitrage zu einem umstrittenen Konzept. Opladen, 2002.

5. Suhova O.V. 'Etapy razvitiya mezhkul'turnoj pedagogiki za rubezhom. Kul'tura v evrazijskom prostranstve: tradicii i novacii: sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: Izdatel'stvo AGIK, 2018.

Статья поступила в редакцию 28.06.21

УДК 378

Tantsura T.A., senior lecturer, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: ttancyra@yandex.ru

FEATURES OF TEACHERS' PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article analyzes features of a higher school teacher's professional activity transformation in the situation of the digital technologies integration in the educational space. The transition to a distance learning format due to forced isolation during the pandemic increased the pace of mastering information and communication technologies knowledge and skills by the teaching staff. Nevertheless, the author notes that the current state is only the initial stage of changes in the educational environment, taking into account the process of digitalization. The main elements of the teacher's professional competence are highlighted in the article. The personal element is considered as the implementation of moral qualities in the pedagogical behavior of a particular teacher, which stipulates the realization of educational function in the teaching process. Digitalization has had a greater impact on the educational and methodological component of the teacher's professional activity. The importance of professional mobility of the teacher is emphasized, which is considered as one of the main conditions for the successful implementation of professional activities.

Key words: digitalization, information and communication technologies, professional competence, educational function, educational and methodological means of teaching.

Т.А. Танцура, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ttancyra@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье анализируются особенности преобразования профессиональной деятельности педагога высшей школы в ситуации интеграции цифровых технологий в образовательном пространстве. Переход на дистанционный формат обучения в связи с вынужденной изоляцией во время пандемии ускорил темпы освоения информационно-коммуникационных технологий профессорско-преподавательским составом. Тем не менее автором отмечается, что современное состояние представляет собой лишь стартовый этап изменений образовательной среды с учетом процесса цифровизации. В статье выделяются

основные элементы профессиональной компетентности педагога. Личностный элемент представляет собой реализацию морально-нравственных качеств в педагогическом поведении конкретного педагога, что обусловливает реализацию воспитательной функции образования. Цифровизация в большей степени отразилась на учебно-методической составляющей профессиональной деятельности педагога. Подчеркивается значение профессиональной мобильности педагога, которая рассматривается в качестве одного из основных условий успешной реализации профессиональной деятельности.

Ключевые слова: цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, профессиональная компетентность, воспитательная функция, учебно-методическое средство обучения.

Современный этап общественного развития характеризуется стремительной информатизацией всех сфер деятельности человека. Скачок в развитии современных технологий оказал существенное воздействие на преобразования, которые происходят сегодня в области высшего образования. Информатизация в образовании представляет собой, с одной стороны, замещение части функций педагога за счет внедрения интеллектуальных обучающих программ, а с другой стороны, увеличение объема умственной деятельности преподавателей, которая отражается в создании нового качества учебно-методических материалов с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые размещаются, передаются и используются в виртуальном пространстве.

Согласно Декларации принципов «Построения информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», которая была представлена 12 декабря 2003 г в Женеве, информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как инструмент, способствующий расширению возможностей получения научных знаний, профессиональной подготовки и переподготовки всех слоев населения [1]. Значительная роль в создании информационного общества отводится преподавателям, которые формируют и развивают в период обучения молодых людей в вузе навыки поиска, анализа и обработки информации, которая размещена на ресурсах интернет-пространства. Обучая студентов использованию и применению информационно-коммуникационных технологий в учебе, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности, педагоги становятся разработчиками содержания учебно-методических материалов (электронных учебников, программ, платформ), использование которых осуществляется в рамках виртуальной образовательной среды.

Проникновение цифровых технологий в высшую школу повлияло на изменение требований к умениям и навыкам, которыми педагог вуза должен обладать для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Отмечаются следующие востребованные обществом качества и умения - информационная активность, информационная грамотность, способность к непрерывному образованию, творческий подход к решению проблемных задач, коммуникативность, профессиональная мобильность.

Профессиональная компетентность преподавателя представляет собой целостную структуру, составными компонентами которой выступают учебная, методическая, научно-исследовательская, воспитательная и управленческая функции (Кокоева). Оценка уровня профессиональной компетентности педагога вуза напрямую связана с реализацией его личностных характеристик, знаний и навыков преподавателя, а также осуществления научной деятельности в рамках профессиональной преподавательской работы.

Личностные качества, несомненно, являются базовыми, поскольку взаимодействие «педагог - студент» представляет собой отражение личностных нравственных качеств преподавателя, презентации культуры поведения. Нравственная позиция и профессионально-этическое поведение преподавателя оказывают существенное воздействие на психологические установки студентов, на осмысление ими образовательной среды в целом, определения личностных мотивов поведения в ней. Таким образом, личностные характеристики педагога проявляются в реализации воспитательной функции. Вопрос воспитания студенческой молодежи в процессе образовательной деятельности высших профессиональных учреждений является актуальным в настоящее время. Именно в период студенчества происходит значительная трансформация личностных мотивов и определения направления деятельности в будущей профессиональной сфере. Н.В. Гафурова и Т.П. Бугаева рассматривают образовательный процесс в вузе как процесс «выращивания» творческих и личностно значимых профессионалов [2, с. 103].

Отмечается, что психолого-педагогическая безграмотность отдельных преподавателей ведет к негативному восприятию не только учебной деятельности по конкретной дисциплине, но и к отрицательной оценке образовательной среды вуза в целом. Существует ряд способов преодоления проблемы психолого-педагогической безграмотности. Это и административный контроль, и поддержка профессиональной деятельности преподавателя, курсы повышения квалификации. Возобновление института наставничества в вузах также позволяет преподавателям, начинающим карьеру в вузе, перенять опыт преподавателей, владеющих педагогическим мастерством, умеющих критически оценить проблемные психологические ситуации учебного взаимодействия и обладающих опытом преодоления таких ситуаций с помощью умения реализовывать нравственный выбор [3].

Следствием обсуждения воспитательной функции вуза явилось принятие нового закона «Об образовании» №273-Ф3, в котором составными частями являются воспитание и обучение. Обе системы направлены на содействие развитию профессионально значимой личности. Взаимодействие «педагог - студент» обусловливает передачу преподавателем личностного опыта и преобразование морально-нравственных установок студентов с целью развития деловых качеств студентов и профессиональных знаний и навыков [4, с. 452].

Однако и воспитательная функция трансформируется с учетом реалий современной ситуации. Возможности связи, которые появились у преподавателей благодаря многообразию средств информационно-коммуникационных технологий, позволяют осуществлять поддержку студентов на протяжении всей учебной деятельности по курсу дисциплины. Такими средствами являются: электронная корпоративная почта учебного заведения; страницы в социальных сетях, создаваемые преподавателями; чаты на образовательных платформах, которые активно использовались во время дистанционного формата обучения в период пандемии, и продолжают оставаться востребованными не только в ситуациях временной изоляции группы, но и для взаимодействия преподавателя со студентами в настоящее время. Создавая каждое сообщение, преподаватель должен тщательно обдумывать информационное содержание и нравственный посыл сообщения, сохранять устойчиво-положительный настрой студентов на взаимодействие с ним. Психологически правильно организованное педагогическое взаимодействие позволяет избежать возникновения непрогнозируемых ситуаций и, как следствие, деструктивного поведения со стороны студентов [5, с. 53].

Наибольшее воздействие новые цифровые технологии оказали на сам процесс преподавательской деятельности, его реализацию посредством применения учебно-методических материалов. Ситуация с пандемией позволила кардинально и в короткие сроки пересмотреть подходы преподавателей к осуществлению учебного процесса с учетом цифровой реальности. Следует отметить, что не все молодые преподаватели знали, да и были готовы использовать технологические средства, с которыми они вынужденно столкнулись. В связи с этим не случайны показатели опроса Международной ассоциации университетов, согласно которому 99% опрошенных преподавателей признали необходимость применения в процессе обучения цифровых образовательных технологий. Среди факторов, содействующих осознанию преподавателями необходимости и применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной педагогической деятельности отмечаются: 1) потенциал самих цифровых технологий, выраженный в их уникальности и инновационности; 2) организация применения цифровых технологий при технической поддержке, организованной администрацией вуза; 3) субъективный фактор, характеризующийся позитивным настроем преподавателей в отношении внедрения и применения цифровых технологий в учебном процессе [6, с. 61]. Н.В. Гусева и П.П. Ростовцева подчеркивают, что эффективное применение цифровых технологий в учебном процессе позволяет сделать его более эффективным и интересным [7, с. 317].

Достоинствами организации учебного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий являются: возможность организации более динамичного проведения учебного процесса; доступность учебно-методических материалов либо на информационно-образовательном портале университета, либо непосредственного представления материала с помощью цифровых технологий в формате аудио- и видеозаписи (моментальное предъявление контекстно значимой для учебного процесса информации); возможность развития мобильности преподавателей, которая рассматривается адаптация с изменяющимся условиям профессиональной деятельности [8]. А.С. Восковская, Т.А. Карпова указывают на то, что информационно-коммуникационные технологии активно используются преподавателями вуза, поскольку использование аутентичного материала на занятиях иностранного языка способствует погружению в ситуацию представленной иноязычной реальности [9, с. 9].

Однако среди недостатков цифровой среды следует отметить размывание границ между личным и профессиональным пространством и временем. Если касаться научной деятельности преподавателей вуза, то все более растет тех-нологизация контроля в отношении академической активности преподавателей. Анализ проведенного анкетирования показал опасения преподавателей в отношении использования цифровых технологий в профессиональной деятельности как основного средства обучения. В частности, преподаватели отмечают, что применение цифровых технологий позволяет разнообразить средства и методы педагогической деятельности, постоянное их применение в учебном процессе может привести к снижение качества учебной деятельности студентов, они начинают подменять визуальностью содержательную составляющую учебного процесса (например, в случае задания подготовки устного сообщения по теме с сопровождением PowerPoint видеоряда часть студентов больше концентрируется на оформлении слайдов, а не на анализе, обработке, лингвистической трансформации текста сообщения). В отношении обучения иностранному языку преподаватели были едины в том, что цифровые технологии в учебном процессе должны рассматриваться как дополнительное учебно-методическое средство, поскольку целью обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов, что возможно в создании учебных ситуаций, побуждающих студентов к осуществлению совместного речевого взаимодействия на иностранном языке с учетом предъявленной тематики (в парах, в группе, с преподавателем). Важно отметить, что 73% преподавателей, согласно

анкетированию, позитивно относятся к использованию цифровых технологий в качестве дополнительного учебно-методического средства.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что цифровизация образования в современных условиях представляет собой лишь стартовый этап интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательное пространство. Проблема трансформации профессиональной роли преподавателя в отношении этого процесса еще долго будет оставаться актуальной, поскольку существует

Библиографический список

ряд факторов, влияющих на интенсификацию преподавания в цифровой среде. Наиболее важными из них являются техническая база вуза, готовность всего профессорско-преподавательского состава к работе в цифровой среде, студентов к учебной деятельности в цифровой среде. Различного рода изменения образовательного пространства можно преодолеть, если личностными качествами преподавателя являются профессиональная самореализация, самосовершенствование, мобильность.

1. Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии. Декларация принципов (документ WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R, 12 декабря 2003 года). Available at: https://pandia.ru/text/78/397/86336.php

2. Гафурова Н.В., Бугаева Т.П. Воспитательный процесс в вузе. Высшее образование в России. 2009; № 6: 102 - 106.

3. Кокоева РТ., Хетагов В.К. Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы. Современные проблемы науки и образования. 2019; № 3.

4. Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Aнализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций. Российский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 6: 452 - 463.

5. Дорофеева Е.В. Создание комфортного психологического климата в студенческой группе. Известия ВГПУ. 2012; № 10: 51 - 56.

6. Aбрамов РН., Груздев ИА, Терентьев E.A., Захарова УС., Григорьева AE. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора. Университетское управление: практика и анализ. 2020; № 24 (2): 59 - 74.

7. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий. Мир науки, культуры, образования 2021; № 1 (86): 316 - 318.

8. Казак Е.Г. Понятие «профессиональная мобильность» в педагогическом исследовании. International Scientific Review. 2015; № 6 (7): 68 - 70.

9. Восковская A.C, Карпова ТА Использование веб-квестов для организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования 2019; № 6 (79): 9 - 11.

References

1. Postroenie informacionnogo obschestva - global'naya zadacha v novom tysyacheletii. Deklaraciya principov (dokument WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R, 12 dekabrya 2003 goda). Available at: https://pandia.ru/text/78/397/86336.php

2. Gafurova N.V., Bugaeva T.P. Vospitatel'nyj process v vuze. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009; № 6: 102 - 106.

3. Kokoeva R.T., Hetagov V.K. Professional'nye kompetencii prepodavatelya vysshej shkoly. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019; № 3.

4. Gruzina Yu.M., Mel'nichuk M.V. Analiz zarubezhnogo opyta po formirovaniyu i razvitiyu molodezhnoj politiki v sfere obrazovaniya, nauki i innovacij. Rossijskij gumanitarnyjzhurnal. 2018; T. 7, № 6: 452 - 463.

5. Dorofeeva E.V. Sozdanie komfortnogo psihologicheskogo klimata v studencheskoj gruppe. Izvestiya VGPU. 2012; № 10: 51 - 56.

6. Abramov R.N., Gruzdev I.A., Terent'ev E.A., Zaharova U.S., Grigor'eva A.V. Universitetskie prepodavateli i cifrovizaciya obrazovaniya: nakanune distancionnogo fors-mazhora. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2020; № 24 (2): 59 - 74.

7. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie tvorcheskogo potenciala buduschih 'ekonomistov s pomosch'yu sovremennyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya 2021; № 1 (86): 316 - 318.

8. Kazak E.G. Ponyatie «professional'naya mobil'nost'» v pedagogicheskom issledovanii. International Scientific Review. 2015; № 6 (7): 68 - 70.

9. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Ispol'zovanie veb-kvestov dlya organizacii samostoyatel'noj raboty studentov v processe obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya 2019; № 6 (79): 9 - 11.

Статья поступила в редакцию 06.06.21

УДК 378.1

Antropov V.A., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Institute of Economics, Ural Branch of Russian Academy of Science (Ekaterinburg, Russia),

E-mail: antrvl49@yandex.ru

Tischenko A.A., postgraduate, Institute of Economics, Ural Branch of Russian Academy of Science (Ekaterinburg, Russia), E-mail: tischalex@ya.ru

THE LEVEL OF INTEREST OF A POSTGRADUATE STUDENT AS A FACTOR INFLUENCING THE EDUCATIONAL PROGRAM OF THE DISCIPLINE. The

article analyzes interest of a group of postgraduate students to identify the need to adapt the educational program of highly qualified personnel taking into account the needs of students. At the present stage, the scientific and pedagogical staff faces the need to constantly "reformat" the educational program and adjust the format of the application of the corresponding methodological manual. The authors propose to consider the interest of postgraduates as a factor affecting the educational program, provided that classes are held in small groups. The study indicates the existence of a diametrically opposite interest among students in small groups and can serve as a basis for further study of the level of influence of interest on the effectiveness of the educational approach of free attendance of classes and methods of conducting classes.

Key words: student interest, educational program, free attendance, needs of postgraduate students.

В.А. Антропов, д-р экон. наук., проф., Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург,

E-mail: antrvl49@yandex.ru

А.А. Тищенко, аспирант, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург, E-mail: tischalex@ya.ru

УРОВЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ АСПИРАНТА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ

В статье проводится анализ заинтересованности группы аспирантов для выявления необходимости адаптации образовательной программы кадров высшей квалификации с учетов потребности обучающихся. На современном этапе научно-педагогический состав сталкивается с необходимостью постоянного «переформатирования» образовательной программы и корректировки формата применения соответствующего методического пособия. Авторами предлагается рассмотреть заинтересованность аспирантов в виде фактора, влияющего на образовательную программу, при условии проведения занятий в малых группах. Проведенное авторами исследование указывает на существование диаметрально противоположной заинтересованности у обучающихся в рамках малых групп. Исследование может послужить базой для дальнейшего изучения уровня влияния заинтересованности на эффективность применения образовательного подхода свободного посещения занятий и методов проведения занятий.

Ключевые слова: заинтересованность обучающихся, образовательная программа, свободная посещаемость, потребности аспирантов.

Каждый начинающий ученый-исследователь, соискатель или аспирант (далее - «аспирант»), приступающий к работе над кандидатской диссертацией сталкивается с массой вопросов, начиная с методики ее написания и правилами оформления, заканчивая процедурой защиты. Безусловно, в современном мире и с учетом уровня текущего технологического прогресса можно найти множество

методических пособий, посвященных написанию кандидатской диссертации. Однако получить ответы на все интересующие вопросы весьма непросто, и причин возникновения таких сложностей более чем достаточно. Среди них можно выделить следующие:

• нехватка на текущий момент актуальных методических пособий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.