Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / CREATIVE TEACHER / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / CREATIVE COMPONENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Профессиональная креативность педагога - способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности педагога. Она является динамическим компонентом профессионально важных качеств педагога, включающего интеллектуальный, индивидуальный, социальный и эмоциональный компоненты, совокупная сформированность которых влияет на эффективность деятельности педагога и успешность ее освоения. Именно профессиональная креативность педагога является той формой реализации творческих способностей, которая оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс, и представляет собой необходимый уровень их развития для эффективной реализации современных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF A TEACHER OF A FOREIGN LANGUAGE IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

Professional creativity of the teacher is the ability to generate many different original ideas in ad hoc conditions of the teacher 's activity. It is a dynamic component of the teacher 's professionally important qualities, including intellectual, individual, social and emotional components, the combined formation of which affects the teacher 's efficiency and success. It is the professional creativity of the teacher who is the form of realization of creative abilities, which has a direct impact on the educational process, and represents the necessary level of their development for the effective implementation of modern educational technologies.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Профессиональная креативность педагога - способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности педагога. Она является динамическим компонентом профессионально важных качеств педагога, включающего интеллектуальный, индивидуальный, социальный и эмоциональный компоненты, совокупная сформированность которых влияет на эффективность деятельности педагога и успешность ее освоения. Именно профессиональная креативность педагога является той формой реализации творческих способностей, которая оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс, и представляет собой необходимый уровень их развития для эффективной реализации современных образовательных технологий.

Ключевые слова: творческий преподаватель, система дополнительного образования, иноязычное образование, креативная составляющая педагогической компетентности.

Annotation. Professional creativity of the teacher is the ability to generate many different original ideas in ad hoc conditions of the teacher 's activity. it is a dynamic component of the teacher 's professionally important qualities, including intellectual, individual, social and emotional components, the combined formation of which affects the teacher 's efficiency and success. It is the professional creativity of the teacher who is the form of realization of creative abilities, which has a direct impact on the educational process, and represents the necessary level of their development for the effective implementation of modern educational technologies.

Keywords: Creative teacher, system of additional education, foreign language education, creative component of pedagogical competence.

Введение. Несмотря на большую разработанность проблемы, креативность - одно из самых неоднозначных и противоречивых понятий в психологии и педагогике. Ученые не достигли согласия даже по поводу того, существует ли вообще креативность или она является научным конструктом. Расхождения в понимании сущности и структуры креативности являются проекцией нерешенности общей проблемы природы творчества, существенной степени неопределенности самого творческого акта. Креативность в подходе Дж. Гилфорда рассматривается через призму дивергентного мышления, сделав их синонимами, превратив в «символ веры», связав буквально со всеми проявлениями творчества [4]. Тесты Гилфорда и Торренса измеряют беглость (количество идей), оригинальность (необычные, редкие ответы), гибкость (категории), разработанность. Беглость отражает опыт и знания индивида, способность к их актуализации, т. е. мнемическую способность. Разработанность отражает жизненный опыт, в первую очередь - рисуночный опыт. «Беглость» и «гибкость» не являются специфическими показателями креативности и входят в интеллектуальный фактор. Оригинальность была введена как основной критерий креативности и рассматривалась как необычная, нестандартная ассоциация, далекая от истинности, банальности. Таким образом, дивергентное мышление работает по механизму ассоциаций. В понимании творческих способностей, одаренности отечественная психология шла путем развития представлений о мышлении как продуктивном процессе через соотнесение условий и требований задачи (С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, А.Я. Пономарев, Д.Б. Богоявленская и др.). Результатом творческого процесса всегда является новый, оригинальный продукт, и творчество понимается как создание нового. Однако по новизне продукта невозможно сказать о механизме и детерминантах процесса [11].

Изложение основного материала статьи. В 1967 году Э. де Боно опубликовал книгу «Использование латерального мышления», где описал свою концепцию и инструменты нестандартного, «бокового» мышления [12]. Латеральное мышление позволяет индивиду рассмотреть проблему под разными углами зрения, избегая прямого, лобового её решения. Латеральное мышление, по мнению автора, значительно отличается от обычного логического мышления и имеет большую действенность при получении новых идей. Э. де Боно выделил основные принципы латерального мышления: осознание господствующих, или поляризующих, идей; поиск различных подходов к явлениям; высвобождение из-под жёсткого контроля шаблонного мышления; использование случая.

Первый принцип [1] осознания господствующих, или поляризующих, идей заключается в тщательном выделении и даже фиксации идеи, решения, которые кажутся господствующими, наиболее очевидными и действенными в данной ситуации. Когда решение выделено, тогда становится легче его опознать, избегая тем самым её поляризующего влияния. Приняв на первых порах господствующую идею, можно постепенно извращать её до тех пор, пока она в конце концов не будет дискредитирована. Сделать это можно доведением идеи до абсурда или путём сильного преувеличения одной из её черт.

Второй принцип [6] - поиск различных подходов к явлениям состоит в переходе от очевидного подхода к явлениям к менее очевидным путём смещения акцента внимания. Например, можно переключить внимание с одной части проблемы на другую или же с одной стадии процесса развития на другую, либо воспринимать явление как анаграмму и переворачивать его с ног на голову, меняя некоторые соотношения.

Третий принцип [15] высвобождения из-под жёсткого контроля шаблонного мышления кроется в соблюдении нескольких правил при решении какой-либо проблемы: не устанавливать границы, в которые должно уложиться решение; по возможности освободиться от жёсткости слов и классификаций (например, мыслить на основе наглядных образов); отказаться от тщательного контроля своей умственной деятельности, от логического анализа явлений; дать себе право на ошибку на любой стадии работы над решением проблемы, даже на протяжении всей цепочки рассуждений; сознательно допустить ошибку в оценке идеи (развить абсолютно абсурдную, на первый взгляд, идею).

Суть четвёртого принципа [8]в использовании элемента случайности при выработке новых идей. Действительно, наиболее ценный вклад в дело прогресса был произведён на основе случайных событий, то

есть событий, не вызванных преднамеренно. Процесс работы над решением какой-либо проблемы, учитывающий этот принцип, можно сравнить с игрой, в которой достижение выигрыша - дело случая. Столкнуть друг с другом такие явления, которые иначе никогда бы не соединились посредством случайности, позволяет свобода от планов и целей. Одним из методов ускорения случайных взаимодействий идей автор считает метод мозгового штурма. Ещё одним методом стимулирования генерации новых решений, по мнению автора, считается умышленное подвергание себя действию множества возбуждающих средств. Для этого нужно бывать в таких местах, где можно встретить множество случайных вещей, например, универмаг, выставка, библиотека. Особенно полезно, если окружающий вас климат и обстановка не имеют непосредственного отношения к проблеме. Стоит переключать внимание с главной проблемы на другие [2].

Педагогические условия являются значимыми обстоятельствами, определяющими достижение высокого уровня сформированности креативной компетенции педагога. На наш взгляд формирование креативной компетенции педагогов в процессе реализации программ дополнительного профессионального образования будет более эффективным при обеспечении следующих педагогических условий [10]:

- развитие креативности педагога в процессе реализации программ дополнительного профессионального образования рассматривается в качестве системообразующего компонента его личностно- профессионального развития и предполагает вхождение педагога в процесс активного самообучения;

- методы и педагогические технологии, применяемые для формирования и развития креативности педагога в процессе реализации программ дополнительного профессионального образования, включают в себя процедуру рассмотрения профессиональных ситуаций как ситуаций нового вида (или ситуаций неопределенности) и предусматривают системную работу по организации среды креативного взаимодействия субъектов образовательно-развивающей деятельности с целью поиска вариантов разрешения этих ситуаций.

Выявленные условия формирования креативной компетенции педагогов основано на современных тенденциях развития образования, а также ведущих достижениях дополнительного образования. Современная педагогическая наука, основанная на фундаментальных знаниях и современных технологиях, непосредственным образом влияет на содержание, уровень и качество образования, поэтому в процессе освоения программ дополнительного образования педагог сталкивается с новыми задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными условиями, которые определяют появление ряда противоречий, выступающих в качестве движущих сил развития креативной компетенции педагогов, в процессе дополнительного образования [3].

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют o том, что владение несколькими языками способствует развитию творческих способностей и самореализации личности. Так, например, А.В. Хархурин рассматривает билингвизм (мультилингвизм) как фактор развития творческих способностей человека. Автором предложена парадигма мультилингвального креативного познания и лингвистической мультикомпетентности, постулирующая, что многоязычие может способствовать развитию творческого потенциала личности. Проблеме речетворчества при овладении иностранными языками и значимости многоязычия посвящен ряд научных статей, в которых исследуется лингвокреативность как главная характеристика личности, обеспечивающая самореализацию [14].

Рассмотрим исследование В.В. Углова [5], проведенное с целью выявить, как творческие способности, диагностируемые с помощью вербального задания теста Торренса, соотносятся с успешностью освоения иностранного языка (английского) у студентов-лингвистов. Всего в пилотажном эмпирическом исследовании приняли участие 30 студентов (1 юноша и 29 девушек) 1-2 курсов в возрасте от 18 до 21 года (средний возраст 19,1, стандартное отклонение 0,99), которые обучаются в бакалавриате по направлению «Лингвистика» в Институте иностранных языков Российского университета дружбы народов. Для определения успешности в освоении английского языка использовались экзаменационные оценки студентов (100-балльная система), а также процедура экспертной оценки. В качестве экспертов выступали преподаватели английского языка, которые ведут занятия у студентов - участников исследования.

Эксперты оценивали по пятибалльной шкале 10 аспектов, связанных с изучением иностранного языка:

- быстрота и точность восприятия иностранной речи на слух;

- беглость чтения на иностранном языке;

- лексическая и грамматическая правильность письменной речи;

- лексический запас;

- лексическая и грамматическая правильность устной речи;

- уровень развития коммуникативных навыков на иностранном языке;

- произношение (фонетика);

- инициативность и активность на занятиях;

- старательность и тщательность в выполнении домашних заданий;

- креативность при освоении иностранного языка.

Дополнительно рассчитывалась суммарная оценка. Последующая проверка согласованности разработанной нами шкалы показала очень высокие результаты: Кронбаха = 0,90 и МакДональда = 0,64. При этом все параметры экспертной оценки статистически значимо коррелируют с итоговой семестровой оценкой (0,40-0,73, p < 0,001), что свидетельствует о содержательной валидности предложенной процедуры, так как семестровый экзамен принимает другой преподаватель.

Для диагностики креативности использовался Сокращенный тест Торренса для взрослых (The Abbreviated Torrance Test for Adults, ATTA®). В исследовании мы использовали только первое вербальное задание теста. Подсчет результатов производится по трем критериям:

1) беглость (fluency) - количество адекватных заданию ответов, которые испытуемый успел дать за 3 минуты;

2) оригинальность (originality) - оценивается в соответствии с частотой (повторяемостью) ответов испытуемых по сравнению со списком распространенных ответов;

3) сумма специальных индикаторов креативности (богатство и красочность образов; эмоциональность; ориентация на будущее; юмор; провокационные вопросы). Далее баллы по каждому из критериев суммировались и составляли показатель вербальной креативности.

Для статистической обработки использовались методы описательной статистики и ранговый корреляционный анализ Спирмена. Расчеты проводились в компьютерной среде R, версия 3,2,2.

Описательная статистика изучаемых переменных свидетельствует о том, что исследуемые студенты в среднем давали менее одного релевантного ответа в предложенной ситуации (беглость: M = 0,87; SD = 0,35), со средней оригинальностью с большим разбросом по выборке (M = 1,87; SD = 1,66) и в этих ответах практически не встречались специальные индикаторы креативности (M = 0,30; SD = 0,70).

Экспертные оценки параметров, связанных с изучением английского языка, варьируются от 3,07 (креативность при изучении языка) до 4,2 (беглость чтения), средний суммарный балл - 38,33 из 50 возможных (SD = 6,47), что говорит о невысокой успешности по мнению экспертов. Однако средняя экзаменационная оценка равна 83,5 балла (SD = 12,52), которые соответствуют традиционной оценке «хорошо» («отлично» начинается с 86 баллов). В результате корреляционного анализа было получено всего четыре статистически значимых отрицательных корреляций параметров оценки успешности освоения иностранного языка с показателями вербальной креативности:

- «лексическая и грамматическая правильность письменной речи» и беглость (r = -0,43, p = 0,02);

- экзаменационная оценка и беглость (r = -0,38, p = 0,04);

- экзаменационная оценка и сумма индикаторов креативности (r = -0,36, p = 0,05);

- экзаменационная оценка и суммарный показатель вербальной креативности (r = -0,39, p = 0,03).

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство экспертных оценок параметров эффективности

освоения английского языка не связаны с изучаемыми показателями вербальной креативности студентов (скорее всего, для преподавателей большее значение имеют другие параметры).

При этом экзаменационные оценки связаны с показателями вербальной креативности отрицательно -более высокие оценки на экзамене получают менее креативные студенты. С одной стороны, полученные результаты противоречат нашей гипотезе о положительной связи творческих способностей с процессом и результатом изучения иностранных языков, но с другой - они вполне соответствуют данным о том, что преподаватели иностранного языка могут неоднозначно оценивать и не поощрять проявления инициативности и активности на занятиях. Данные результаты также не противоречат многочисленным результатам зарубежных и отечественных исследований, выполненных на основе Пятифакторной модели личности, о том, что добросовестность является одним из самых надежных предикторов академической успешности на разных уровнях образования и для разных дисциплин.

Выводы. Содержательной стороной обучения иностранным языкам является развитие профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, высокий уровень владения которой необходим для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, научно-исследовательской работы, а также дальнейшей профессиональной деятельности. Решение данной проблемы нацеливает современных преподавателей на интенсивный творческий поиск дидактического обеспечения организации учебного процесса, способствующего формированию положительной и устойчивой мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, их личностному росту и возможности творческой профессиональной самореализации, необходимой для современного специалиста [9]. Хотелось бы отметить, что преподавание дисциплины «Иностранный язык» представляет собой динамичный процесс. Преподаватель иностранного языка должен позиционировать себя как мыслящий практик, использующий такие современные педагогические технологии, которые позволили бы сделать процесс обучения не только современным и эффективным, но и учитывающим все возрастающие интересы учащихся, а также удовлетворяющим потребности и ожидания обучающихся в конечном результате, т.е. в уровне их будущей квалификации. Следовательно, высокая профессиональная подготовка преподавателя, его педагогическое творчество, инновационное мышление, направленное на качественные изменения в системе преподавания предмета за счет практического использования инновационных методов и форм обучения, информационно- коммуникационных технологий - это ключ к успеху. Часто использование эффективной педагогической технологии определяет качество и результат обучения. Таким образом, реализации основной цели обучения иностранным языкам, на наш взгляд, наиболее эффективно может способствовать переход от традиционных алгоритмизированных форм и методов обучения к креативным, направленным на создание большей свободы, развитие творческого потенциала обучаемых в рамках интерактивных форм обучения, а также обладание современным преподавателем мастерством по организации креативного учебного процесса. Формирование креативной личности необходимо начинать с первого курса университетма. И как справедливо отмечает М.М. Зиновкина, характеризуя преемственность и непрерывность процесса обучения творчеству и креативному мышлению, «наиболее приемлемым должно стать многоуровневое непрерывное креативное образование, конечной целью которого является формирование высоко духовной, физически здоровой, творческой личности в процессе прохождения ее по всем уровням образования ...» [7].

Мы считаем, что активные методы обучения иностранным языкам наиболее созвучны креативным методам, включающим в деятельность обучающихся элементы проблемности, творчества. Современные креативные методы обучения - это методы, которые направлены на формирование и развитие способности обучающихся к конструктивному нестандартному мышлению и деятельности по созданию нового продукта [13].

Литература:

1. Wang S., Gorbunova N., Masalimova A., Birovâ J., Sergeeva M. (2018) Formation of academic mobility of future foreign language teachers by means of media education technologies. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 14 (3), 959-976.

2. Neverkovich S., Bubnova I., Kosarenko N., Sakhieva R., Sizova Zh., Zakharova V., Sergeeva M. (2018). Students' internet addiction: study and prevention. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 14 (4). 1483-1495.

3. Gorev P., Telegina N., Karavanova L., Feshina S. (2018). Puzzles as a didactic tool for development of mathematical abilities of junior schoolchildren in basic and additional mathematical education. EURASIA: Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 14 (10), 178-185.

4. Birovâ J., Kruzlik P., Kalimullin A., Sokolova N., Haroun Z., Krâlik R., Vasbieva D. (2018). Mathematical and Statistical Bibliometric Indicators for Scholars in the Field of Romance Languages and Linguistics. EURASIA: Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 14 (12).

5. Utemov V., Khusainova R., Sergeeva M., Shestak V. (2018). Full Packaged Learning Solutions for Studying Mathematics at School. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 14 (12).

6. Sharonova S., Trubnikova N., Sokolova N. (2018). Interpreting religious symbols as basic component of social value formation. European Journal of Science and Theology. Vol. 14, No. 3, P. 117-129.

7. Volkova Y.; Panchenko N. (2018). Discourse variation of the concepts of destructive emotions. Vestnik Rossiiskogo Universiteta Druzhby Narodov. Russian journal of linguistics. Vol. 22, No. 1, 175-194.

8. Sergeeva M., Shumeyko A., Serebrennikova A., Denisov A., Bondarenko N.,Getmanova E. (2018). innovative pedagogical experience in practice of modern education modernization. Modern Journal of Language Teaching Methods, Vol. 8, Issue 11, 814-823.

9. Sergeeva M., Bondarenko N., Shebzuhova T, Vartumyan A., Lesnikova S. (2018). Scientific substantiation of the conception of continuous economic education development. Turkish online journal of design art and communication (TOJDAC). Vol. 8, 178-185.

10. Dolzhich E., Dmitrichenkova S. (2018). Computer science terminology (a case study of the Spanish language). INTED2018: Proceedings of the 12th International Technology, Education and Development Conference (pp. 2556-2559) Valencia, Spain.

11. S. Blinova S., Dugina T., Zabolotskikh A. (2018). Teaching mixed nationality groups (on the example of students from the Northern Caucasus region). INTED2018: Proceedings of the 12th International Technology, Education and Development Conference (pp. 7977-7982) Valencia, Spain.

12.Sergeeva M.G., Flyagina V.Yu., Taranenko I.V., Krasnova E.V., Vilkova A.V. THE INTERACTION OF LABOR MARKET AND EDUCATIONAL SERVICES MARKET CONSIDERING SOCIAL PARTNERSHIP MECHANISM AND SPECIFICITY OF THE REGIONAL EDUCATIONAL POLICY Ponte. 2017. T. 73. № 12.C. 2.

13. Sergeeva M.G., Gubarkov S.V., Zhigalov K.Yu., Kurmaeva I.I., Tolmachev A.V. QUALITY MANAGEMENT OF SERVICES OF THE HIGHER EDUCATION // Ponte. 2018. T. 74. № 1. C. 34-47.

14. Sergeeva, M.G., Bondarenko, N.G., Shebzuhova, T.A., Solovyov, B.A., Parinov, D.V., Shvedov, L.A., Ovchinnikov, A.P. Verification of management-support of professional and educational trajectory of students in the socio-cultural educational environment of the university // AMAZONIA INVESTIGA - Vol. 8 Núm. 18, Enero -febrero 2019. - P. 5- 14.

15. Sergeeva M.G., Stepanyan T.M., Spector A.A., Komov M.S., Latysheva N.A., Okhotnikov I.V., Shvedov L.A. Formation of economic competence of the head of the educational organization in terms of professional development / M.G. Sergeeva, T.M. Stepanyan, A.A. Spector, M.S. Komov, N.A. Latysheva, I.V. Okhotnikov, L.A. Shvedov // Revista San Gregorio. - 2019. - Núm. 30. URL:http://revista.sangregorio.edu.ec/index.php/REVISTASANGREGORIO/article/view/888/1-Sergueeva

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); старший преподаватель Баталов Александр Александрович

Институт иностранных языков Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН) (г. Москва)

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ВОСТРЕБОВАННОГО НА РЫНКЕ

ТРУДА СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Статья посвящена прогрессу в научной и технической сферах, который способствовал существенному расширению человеческих возможностей, возникновению принципиально новых технологий (информационных, промышленных), обладающих значительнейшим обучающим потенциалом. Наблюдаемые при этом качественные трансформации указывают на то, что традиционные подходы к обучению и воспитанию не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к педагогическому процессу и личностным свойствам преподавателя. Разрабатываются новые методики и формы обучения, которые начинают рассматриваться в качестве обязательной составляющей образования, наделяя его определенной спецификой. Подобная ситуация свидетельствует о нетипичности понятия «педагогическая технология», получившего популярность на рубеже тысячелетий. Наличие большого количества непохожих интерпретаций говорит о недостаточной интегрированности данного понятия в современный научный обиход, несмотря на значительную востребованность соответствующего словосочетания в теории обучения. Именно в данном контексте существительное «технология» и образованные от него комплексные термины («обучающие технологии», «педагогические технологии» и др.) стали активно применяться в теоретической литературе во множестве вариаций, зависящих от восприятия структуры и компонентов учебно-воспитательного процесса конкретным автором.

Ключевые слова: педагогическая технология, востребованный специалист, профессиональная подготовка, уровни использования педагогических технологий.

Annotation. The article is devoted to progress in the scientific and technical spheres, which has contributed to the significant expansion of human opportunities, the emergence of fundamentally new technologies (information, industrial) with the most significant training potential. Qualitative transformations observed at the same time indicate that traditional approaches to training and education do not meet modern requirements for the pedagogical process and personal properties of the teacher. New methods and forms of education are being developed, which are beginning to be considered as a mandatory component of education, giving it a certain specificity. Such a situation testifies to the atypical concept of "pedagogical technology," which gained popularity at the turn of the millennium. The presence of a large number of different interpretations indicates that this concept is not sufficiently integrated into the modern scientific sphere, despite the considerable demand for the corresponding phrase in the theory of learning. It is in this context that the noun "technology" and its complex terms ("educational technologies,"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.