Научная статья на тему 'Особенности профессиональной деятельности педагога по развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации'

Особенности профессиональной деятельности педагога по развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАИНФОРМАЦИЯ / ЦЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЕДИАИНФОРМАЦИИ / РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЕДИАИНФОРМАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / PUPILS' CULTURE DEVELOPMENT OF MEDIA INFORMATION USE / TEACHER'S PROFESSIONAL WORK / MEDIA INFORMATION / GOALS OF MEDIA INFORMATION USE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плеханов Алексей Александрович

Рассматриваются особенности деятельности педагога при организации потребления учащимися медиаинформации в зависимости от поставленных целей этого процесса. Для каждого случая выделены элементы, входящие в структуру культуры потребления медиаинформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плеханов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной деятельности педагога по развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации»

ной работе по формированию исследовательских умений младших школьников. например, ясно, что к моменту завершения образования ученик должен выполнить проект самостоятельно. Для этого он должен обладать определенным набором исследовательских умений и соответствующей степенью их сформирован-ности. Для того чтобы обогатить эти умения, учитель должен отслеживать, чтобы учащиеся, начиная уже с начальной школы, принимали участие в разнообразных проектах, что создаст условия для развития любознательности, поддержания интереса к учебным предметам, развития креативности.

Таким образом, соблюдая перечисленные условия в процессе формирования исследовательских умений, правильно, целенаправленно организуя деятельность детей через выполнение проектов, разнообразных исследовательских заданий на уроках, совершенствуя свой собственный опыт как руководителя проекта через участие в различных семинарах, мастер-классах, конференциях и др., учитель раскрывает широкие возможности совместного сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, выбирают оптимальные средства их достижения, всесторонне проявляют компетентность личности.

литература

1. Метод проектов как личностно ориентированная технология: метод. пособие / авт.-сост. ю.А. Лях. кемерово : Моу ДПо «БМЦ», 2009.

2. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.и., Са-сова и.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / под ред. и.А. Сасовой. М. : Вентана Графф, 2003.

3. Поливанова к.н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / к.н. Поливанова. М. : Просвещение, 2008.

Management of the formation process of research skills by means of training projects

As an effective way of research skills formation of primary school pupils there is suggested the organization of their work by means of training project. Competent management of such work, involvement of parents, participation in various projects create favourable conditions for improvement of pupils’ research experience.

Key words: training project, teacher’s roles, research skills, pupil’s and teacher’s types of activity.

а.а. Плеханов

(с. Репное Балашовского района саратовской области)

особенности профессиональной деятельности педагога по развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации

Рассматриваются особенности деятельности педагога при организации потребления учащимися медиаинформации в зависимости от поставленных целей этого процесса. Для каждого случая выделены элементы, входящие в структуру культуры потребления медиаинформации.

Ключевые слова: медиаинформация, цели потребления медиаинформации, развитие у учащихся культуры потребления медиаинформации, профессиональная деятельность педагога.

Сегодня информация является одним из важнейших ресурсов, который необходим для эффективной жизнедеятельности каждого члена общества. Постоянное развитие информационных технологий и их интеграция в жизнь требуют от человека особых способностей работы, в частности с медиаинформацией, и сформированности культуры ее потребления. школа в настоящее время имеет широкие возможности для формирования у учащихся необходимых навыков работы с медиаинформацией, культуры ее потребления. По этой причине необходимо изучить развитие у учащихся культуры потребления медиаинформации в контексте профессиональной деятельности педагога. Такой подход будет способствовать повышению эффективности профессионально-личностного становления педагогов, достижению более высоких результатов профессиональной деятельности в более короткие сроки, качественному выполнению социального заказа.

Сущность культуры потребления медиаинформации заключается в совокупности норм и ценностей, в соответствии с которыми протекает информационная деятельность человека, направленная на удовлетворение различных потребностей с помощью технических средств. Потребности формируют мотивационную сферу, предметным содержанием ко-

© Плеханов А.А., 2011

торой являются цели. На достижение конкретных целей направлена реализация различных видов деятельности человека. Таким образом, в зависимости от целей, которые необходимо достигнуть человеку в результате потребления медиаинформации, рассмотрим следующие аспекты этого процесса: расширение знаний и удовлетворение познавательного интереса; стимулирование активности человека; удовлетворение потребности в общении; получение положительных эмоций.

Педагог, готовый к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации, должен обладать теоретическими знаниями, которые отражают методологические основы, сущность и основное содержание рассматриваемого вида профессиональной деятельности. наличие системы практических умений и навыков также является необходимым компонентом готовности, т.к. педагог должен быть способен методически корректно организовывать развитие у учащихся культуры потребления медиаинформации, правильно выстраивать взаимоотношения между субъектами и объектами данного процесса [4, с. 71]. Рассмотрим далее особенности профессиональной деятельности педагога, направленной на развитие у учащихся культуры потребления медиаинформации, в контексте ситуаций, связанных с достижением учащимися определенных целей.

Эффективное потребление учащимся медиаинформации с целью расширения знаний и удовлетворения познавательного интереса возможно при условии осознания им смысла потребляемой медиаинформации и творческой активности личности. Медиаинформация опосредована техническими средствами, что предполагает высокую степень ее формализации. Потребление медиаинформации предполагает также формализацию деятельности, что ведет, в свою очередь, к формализации мыслительных операций, а следовательно, и к утрате личностного и творческого мышления [2, с. 38]. Для исключения негативных последствий в рассматриваемой ситуации учащимся необходимо постоянно осмысливать содержание потребляемой медиаинформации. Постоянное осознание ее смысла возможно только в случае осознания учащимися закономерностей собственных мыслительных операций.

Осознание формы мысли приводит к тому, что мысль становится обобщенной, систематической и сознательно целенаправленной. осознание формы мысли возможно в результате обобщения причинно-следственных за-

висимостей в конкретных ситуациях, выдвижения гипотез [5, с. 448]. Осмысление учащимися потребляемой медиаинформации будет происходить в результате включения ее в последовательность мыслительных операций, выделения в ней определенного смысла. Таким образом, медиаинформация, предназначенная для расширения знаний, должна быть специально методически переработана педагогом. необходимо обеспечить учащимся возможность выделения в ее структуре связанных по смыслу элементов. После такого анализа целесообразно привести примеры смысловых конструкций, выявленных в содержании другой медиаинформации. В результате учащиеся смогут обобщать полученные знания, наполнять их личностным смыслом, а также применять их в подобных случаях.

Использование технических средств потребления информации с целью расширения знаний, решения сложных задач основывается в том числе и на их высоком быстродействии. Однако решение сложных задач не всегда требует только быстрых расчетов, часто необходимо применение методов, основанных на «глубинной интуиции и тех способностях, которые не поддаются формализации» [2, с. 39]. В этом случае именно творческая активность поможет в решении нестандартных задач. В процессе творческой деятельности возникает потребность в информации, которую можно удовлетворить с помощью средств информационных технологий. на основе медиаинформации учащиеся имеют возможность создавать новое, получить принципиально новые знания, что, в свою очередь, позволяет расширять систему теоретических знаний и удовлетворять познавательный интерес. Деятельность педагога в этом случае должна быть направлена на стимулирование творческой активности учащихся. Педагогу необходимо учитывать тот факт, что проявление творческой активности учащихся опирается на ранее полученные знания и обязательно на осмысленную медиаинформацию. Проведение урока, например, методом мозгового штурма благоприятно отразится на мотивационной сфере и позволит раскрыть учащимся свой творческий потенциал.

Потребление учащимися медиаинформации с целью стимулирования активности требует наличия у учащихся положительных примеров социальных ролей (нравственных идеалов) и осознанности основных нравственных категорий. Примеры положительных социальных ролей в процессе активизации жиз-

ненной позиции учащихся будут являться ориентиром, целью, ради чего, собственно, и происходит активизация. Нравственный идеал является высшим проявлением целевой детерминации деятельности человека [6, с. 19]. Таким образом, активность учащихся, которая стимулируется в процессе потребления медиаинформации, будет направлять их на достижение социально значимых результатов. Нравственный идеал складывается из совокупности основных нравственных категорий, которыми человек руководствуется во всех сферах своей жизни и которые имеют общественное значение.

рассмотренный аспект потребления учащимся медиаинформации широко известен в массовой педагогической практике. Знакомство с выдающимися учеными, изобретателями, людьми, которые оставили заметный след в истории человечества, педагогу необходимо организовывать регулярно. Вместе с тем учащимся важно ориентироваться на современные достижения науки и техники. По этой причине педагогу необходимо знакомить учащихся с современными учеными и социально значимыми людьми, с особенностями их труда и достижениями. Полезно будет также организовать общение учащихся со сверстниками, которые уже достигли высоких результатов в какой-либо области.

Осознание основных социально значимых нравственных категорий будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей (получение социального статуса, положения) учащимися путем потребления медиаинформации, соответствующей этим исходным нравственным категориям. В этом случае профессиональная деятельность педагога, во-первых, направлена на формирование у учащихся культурных ценностей. Это возможно в ходе обсуждения вместе с учащимися содержания медиаинформации с выделением в ней определенных нравственных категорий. Во-вторых, педагогу необходимо не допустить негативного влияния медиаинформации, которое может нивелировать значение основных нравственных категорий. Это возможно, если педагог организует ее анализ таким образом, чтобы учащиеся осознанно сформулировали выводы о недопустимости потребления медиаинформации, которая не имеет социально значимой ценности.

Потребление учащимися медиаинформации с целью удовлетворения потребности в общении будет проходить эффективнее в слу-

чае соблюдения субъектами образовательного процесса нравственных норм, правил общения и норм языка. Потребление человеком медиаинформации с целью удовлетворения потребности в общении происходит путем трансформации общих и социально важных нравственных норм человека в нормы общения, в соответствии с которыми протекает коммуникация. Ценностное поле культуры общения в зависимости от ситуации предполагает взаимосвязь следующих принципов:

- последовательности (смысловое соответствие ответной реакции);

- предпочтительной структуры (особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами);

- кооперации (готовность партнеров к сотрудничеству);

- вежливости (такт, великодушие, одобрение, скромность и т.д.) [7, с. 11].

Нормы языка в случае потребления медиаинформации с целью коммуникации в современном обществе часто игнорируются. Уровень развития информационных технологий позволяет пишущему, в частности на русском языке, не только проверить правописание слова, но и расставить знаки препинания, что все равно приводит к появлению ошибок, изменению смысла и упрощению фраз. Такое неосмысленное замещение собственных операций человека функциями средств информационных технологий вызывает две опасные тенденции - упрощение подачи мысли и потерю навыка правильно писать на родном языке. Несоответствие традиционных правил русского языка современному его состоянию вызывает, в соответствии с законом экономии языковых средств, новые явления на всех уровнях языка. Следствием этого процесса будет отказ от правил, которые нужно заучивать без осознания того, что они действительно функционируют в языке и, соответственно, несут определенный смысл. Таким образом, при организации средствами информационных технологий коммуникации учащихся, в ходе которой также происходит потребление медиаинформации, педагогу необходимо контролировать соблюдение языковых норм и правил общения.

Потребление учащимися медиаинформации с целью получения положительных эмоций предполагает активную позицию человека (целенаправленное потребление) и критическое осмысление потребляемой медиаинформации. В данном случае происходит смена деятельности на менее интеллектуальную, в ре-

зультате чего учащиеся недостаточно критично относятся к содержанию информации. Активное потребление медиаинформации без ее предварительного отбора и осмысления может привести к возникновению внутреннего противоречия между чужими взглядами и убеждениями, интроектами (воспринятые личностью без критики, индивидуальной рефлексии, переживания и осмысления убеждения и установки [3, с. 408]) и собственной точкой зрения. После формирования интроектов человек представляет эти убеждения и установки в качестве собственных, что негативно отражается на целостности его личности. Активная позиция и критическое осмысление потребляемой медиаинформации возможны в результате поэтапного вращивания, механизм которого описывает Л.С. Выготский. Ученый утверждает, что произвольность деятельности постепенно выстраивается внутри психологической системы личности из внешних социальных форм поведения. Суть процесса вращива-ния заключается в переносе социальных форм поведения в сферу индивидуального поведения [1, с. 835]. Только такой механизм потребления учащимися медиаинформации для получения положительных эмоций под руководством педагога будет способствовать достижению этих целей.

Целенаправленное потребление медиаинформации требует критической ее переработки. Этот процесс направлен на выявление скрытого контекста и определение достоверности медиаинформации. Критическое осмысление потребляемой медиаинформации позволит либо выделить в ее содержании наиболее важные элементы (что поможет эффективно удовлетворить потребность в положительных эмоциях), либо сопоставить его с социально значимыми нормами и ценностями и сделать вывод о целесообразности потребления данной медиаинформации.

Таким образом, активность учащихся в процессе потребления медиаинформации требует от педагога постоянного контроля и корректировки ее содержания, а также развития у учащихся элементов критического мышления. В этом случае педагогу необходимо предъявлять учащимся наиболее актуальную и интересную им медиаинформацию. После чего целесообразно выделить в ее структуре отдельные элементы и выявить их смысл, сопоставить его с общим смыслом медиаинформации. Последним этапом анализа должно стать сопоставление ее смысла с традиционными знани-

ями, нормами и ценностями общества. Выводы, сделанные из такого анализа, помогут учащимся избежать формирования интроектов, определить достоверность медиаинформации, повысят ценность знаний, которые они получают в школе.

Подводя итог вышесказанному, необходимо заметить, что выделенные особенности деятельности педагога (формирование у учащихся нравственных ценностей, развитие критического и творческого мышления, навыков потребления медиаинформации) направлены на развитие у учащихся культуры потребления медиаинформации. Развитие у учащихся культуры потребления медиаинформации является сложным и многосторонним процессом, эффективная реализация которого требует специально организованной подготовки педагога.

литература

1. Выготский Л.С. Психология. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.

2. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация : философские очерки. СПб.: Наука, 1994.

3. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Внутри и вне помойного ведра: практикум по гештальттерапии. СПб.: Изд-во Петербург - XXI век, 1995.

4. Плеханов А.А. О готовности педагога к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации средствами информационных технологий // Высш. образование сегодня. 2010. №3. C. 68 - 71.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1940.

6. Сластенин В.А. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Гуманит. изд. центр «ВЛА-ДОС», 2003. Ч.2.

7. Узерина М.С. Этика делового общения: учеб. пособие. Ульяновск : УлГТУ, 2004.

Goals of media information use in the context of the problem of pupils’ culture development of media information use

There are regarded the peculiarities of teacher’s work in pupils’ media information use organization, depending on the goals of this process. There are marked out the elements for every case that are included into the structure of media information use culture.

Key words: media information, goals of media information use, pupils’ culture development of media information use, teacher’s professional work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.