Научная статья на тему 'Информация как единица коммуникативного процесса и ее значение в медиакоммуникации'

Информация как единица коммуникативного процесса и ее значение в медиакоммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
723
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / МЕДИАИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / СМИ / INFORMATION / MEDIA INFORMATION / MEDIA COMMUNICATION / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Войтик Евгения Анатольевна

Представлены теоретические подходы к научному осмыслению информации и ее значения в медиакоммуникации. Они основаны на авторском определении понятия «информационное пространство» в рамках журналистских практик; на анализе современных концептов медиаинформации, включая ее дефиницию, структуру, форму и коммуникативные факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents theoretical approaches to the scientific understanding of information and its value in media-communication. They are based on the author's definition of «information space» in the journalistic practices, and on the analysis of contemporary concepts of media information, including its definition, structure, form, and communication factors.

Текст научной работы на тему «Информация как единица коммуникативного процесса и ее значение в медиакоммуникации»

Таким образом, можно заключить, что русский предлог с / со характеризуется многозначностью и имеет несколько пространственных значений, которые отличаются семантическими и концептуальными характеристиками, а также используются для описания различных денотативных ситуаций. Указанные характеристики позволяют установить отличия предлога с от предлогов со сходной семантикой (из, от). Номинация пространственных сцен представляет собой сложный процесс категоризации, концептуализации и вербализации, характеризуемый как реляционный речевой акт, в котором говорящий оценивает не только геометрические параметры описываемых сцен, но и устанавливает наличие возможных (например, функциональных) связей между референтом и релятумом.

Список литературы

1. Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика (курс лекций по английской филологии) : учеб. пособие. Тамбов, 2001. 124 с.

2. Бороздина, И. С. Категоризация, концептуализация и вербализация пространственных отношений и объектов. Курск, 2009. 197 с.

3. Бороздина, И. С. Лингво-когнитивное моделирование пространственных отношений и объектов : эксперимент. исслед. Курск, 2011. 135 с.

4. Демьянков, В. З. Когнитивная лингвистика как деятельность // Когнитивные исследования языка. Вып. V. Исследование познавательных процессов в языке : сб. науч. тр. / гл. ред.

Е. С. Кубрякова, отв. ред. Н. Н. Болдырев. М. ; Тамбов, 2009. С. 30-42.

5. Золотова, Г. А. О новых возможностях лексикографии // Вопр. языкознания. 1994. № 4. С. 85-95.

6. Казаков, Ю. Н. Арктур - гончий пес. М., 1985. 370 с.

7. Кибрик, А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания: универсальное, типовое и специфичное в языке. М., 2005. 336 с.

8. Кравченко, А. В. Когнитивная лингвистика сегодня: интеграционные процессы и проблема метода // Вопр. когнитив. лингвистики. 2004. № 1. С. 37-52.

9. Кубрякова, Е. С. О понятиях места, предмета и пространства // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 84-92.

10. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М. : Наука, 1969. 214 с.

11. Маляр, Т. Н. Концептуализация пространства и семантика английских пространственных предлогов и наречий : автореф. ... д-ра филол. наук. М., 2002. 44 с.

12. Селиверстова, О. Н. Труды по семантике. М., 2004. 960 с.

13. Словарь русского языка [Электронный ресурс] : в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М. : Рус. яз., 1999. Т. 1-4. ИКЬ: Шр:// dic.academic.ru/contents.nsf/mas/

14. Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www. lib.ru/PROZA/TROEPOLSKIJ/bim.txt.

15. Тургенев, И. С. Записки охотника [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.rU/t/ turgenew_i_s/text_0080.shtm.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1 (292).

Филология. Искусствоведение. Вып. 73. С. 24-28.

Е. А. Войтик

ИНФОРМАЦИЯ КАК ЕДИНИЦА КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В МЕДИАКОММУНИКАЦИИ

Представлены теоретические подходы к научному осмыслению информации и ее значения в медиакоммуникации. Они основаны на авторском определении понятия «информационное пространство» в рамках журналистских практик; на анализе современных концептов медиаинформации, включая ее дефиницию, структуру, форму и коммуникативные факторы.

Ключевые слова: информация, медиаинформация, коммуникация, СМИ.

В настоящее время медиакоммуникация представляет собой сложный и неоднородный процесс, характеризующийся «передачей, получением, сохранением и актуализацией смысловой и оценочной информации, на основе которой происходит социальная адаптация и идентификация» [2. С. 40]. Она влияет на социальную установку, на взаимоотношения между группами различных уровней: общество (сферы деятельности, социум), журналисты, аудитория. При этом сам уровень испытывает влияние этих взаимоотношений и во многом определяется особенностями той социальной системы, в рамках которой и происходит массовое общение. Для этого процесса характерно наличие технических средств, при помощи которых осуществляется регулярное функционирование и тиражирование продукции массовой коммуникации: печать, радио, телевидение, интернет.

Основной единицей происходящего в системе масс-медиа коммуникативного процесса выступает информация. Многими учеными подтверждено, что дефиниция «информация» в настоящее время имеет универсальный характер и используется не только в точных, но и социальных, политических, гуманитарных и других научных направлениях, включая журналистику.

Значение информации в функционировании общества в целом или в рамках той или иной среды (сферы деятельности) изначально определяется как явление многофакторное. Как отмечает исследователь В. Д. Попов, «Информация как когнитивная ценность обеспечивает процесс коммуникации, транслирующий в речемыслительной практике запечатленные ею смыслы» [8. С. 14]. В зависимости от области знаний различают научную, техническую, производственную, правовую и другую информацию. Каждый из видов информации имеет свои особые смысловые нагрузку и ценность, требования к точности и достоверности, а также к выработке языковых стилей и норм.

В современном научном мире «информация» ассоциируется с такими понятиями, как сведения, знания, данные, известие, сообщение и др. Традиционно под информацией понимается «осознанное взаимодействие человека с окружающим миром и себе подобными в процессе общественно-практической деятельности» [1]. Соответственно, общество формирует информацию. Тем не менее, существуют и противоположные гипотезы. В частности, Н. Винер определяет существование информации в природе независимо от сознания (восприятия) человека [3].

В раскрытии сущности информации немаловажное значение приобретают структура и форма ее представления. Структура позволяет выявить элементы информации, включая их взаимосвязь. Различают содержательную и формальную структуры. Содержательная структура ориентирована на раскрытие сущности информации. Сюда относятся эмпирические, научные и познавательные знания, гипотезы, теории законы и так далее. Формальная структура изначально простроена на осмыслении и раскрытии форм представления информации. Согласно современным исследованиям, основными формами являются текстовая (использует тексты - символы, расположенные в определенном порядке), символьная (основанная на использовании символов - букв, цифр, знаков), графическая (различные виды изображений), звуковая. В процессе «производственной» деятельности часть информации может видоизменяться, трансформироваться в новую форму.

Кроме того, «информация» соотносится с такими явлениями, как «материя», «пространство», «время», «системность», «функция», которые являются основополагающими понятиями формализованного отражения объективной реальности в ее распространении и переменчивости. Причем информация может быть частью их. В то же время в процессе такого взаимоотношения может создаваться не просто информация, а целое информационное пространство со своими большими и малыми информационными полями и действующими в них информационными потоками.

Автор статьи предлагает свою дефиницию этой сущности в рамках журналистских практик: «Информационное пространство - это массив медиаинформации, существующий в пределах определенных модусов субстанции (медиасреды). Само пространство может иметь неопределенную, но строгую форму, ограниченную действиями медиасреды. Медиасреда формируется при переходе информации в медиаинформацию».

Информация, представленная в том или ином пространстве, может переходить из общего массива (объемной информации) в «ограниченную» содержательную сущность. Дальнейшее распространение такой информации практически сразу же становится «осмысленным», так как даже при делении на части (к примеру, на важную и второстепенную) ее суть остается неизменной.

Важную роль в формировании и контролировании информационного потока играют форма содержания и субстанция содержания. Сама форма, согласно междисциплинарным научным подходам, понимается не только как «устойчивая сущность», но как «внешнее выражение какого-либо содержания»[7. С. 743]. Являясь важным связующим звеном, в каком-то смысле семиотическим измерением, она способствует упорядоченности содержания, в частности, в рамках информационного медиапространства, приведением его в «типовое» ограниченное состояние, то есть такого состояния, которое необходимо именно для этого пространства.

Субстанция является противоположным значением форме. Она определяет объективную реальность, которая подвержена многочисленным изменениям и способствует постоянной трансформации содержания информационного пространства. Как отмечает Б. Рассел, «“субстанция” - это фактически просто удобный способ связывания событий в узлы» [10. С. 260]. Благодаря субстанции само содержание, в частности, в медиапространстве, может раскрываться в общих чертах или, наоборот, с конкретных позиций.

В рамках данной статьи для нас является важным определение информации в аспекте системы масс-медиа. Для исследователя СМИ информация - сообщение о чем-либо или сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи [2. С. 56.]. Однако «сообщение - это еще не информация, только в соприкосновении его с потребителем появляется (выделяется, порождается) информация; информацией является сработавшее в сообщении, использованное аудиторией» [9. С. 32]. При рассмотрении теоретических аспектов массовой коммуникации важно именно это определение Е. П. Прохорова.

Сообщение - это форма представления информации (печатный текст, компьютерные данные, речь, изображение, цифровые данные, графики, таблицы и т. п.). Информация есть не характеристика сообщения, а соотношение между сообщением и его восприятием аудиторией.

Медиаинформация - это любое сообщение в СМИ, созданное с использованием всех творческих и технических возможностей (текст, графика, фото, видео), основной задачей которого является отражение той или иной сферы деятельности, и всего, что с ней связано, а также привлечение к отражаемой теме, как можно большего количества аудитории.

Основная цель медиаинформации состоит в том, чтобы при описании события ответить на вопросы: «кто, что, когда и где», а также «почему» и «как». При этом информация должна обладать следующими характеристиками: новизна, оперативность, актуальность, общественная значимость, объективность, правдивость, полнота, достоверность. Так, с точки зрения С. М. Гуревича, «наибольший интерес представляет та информация, которая содержит элемент новизны, - сообщает новость, ранее неизвестное или новое об уже известном. Столь же важно определить степень актуальности информации - время, в течение которого она может сохранить интерес» [4. С. 183].

Подобными характеристиками наделяют информацию и зарубежные исследователи. Так, немецкий ученый Г. Рагер выделяет следующие характеристики информации: объективность

(способность представить неискаженную картину мира), форму подачи материала, актуальность (доминирует настоящее время и вполне конкретная ситуация в определенном пространстве), релевантность (то есть соответствие между информационными запросами аудитории и полученным ею сообщением)[13. Р. 166].

Исходя из специфики представления информации в медиакоммуникации, важно понимание процессов сбора, ввода в «цифровую» оболочку, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Все эти виды в совокупности представляют собой цепочку действий, приводящую к созданию полноценной информации. В то же время эти действия могут объединяться в единый комплекс, так называемый информационный процесс. Сам же информационный процесс напрямую связан с изменением в течение определенного времени содержания информации или представляющего его сообщения.

Соответственно за определенный период времени происходит:

1) «зарождение» (создание) медиаинформации;

2) преобразование информации (т.е. порождение новой информации в результате обработки имеющейся);

3) передача информации (распространение в медиапространстве);

4) «уход» («выпадение», «исчезновение») информации из медиапространства.

Если первые три периода являются классическими и много раз описаны в различной научной литературе, то четвертый период,

связанный с «уходом» информации, больше относится к практической деятельности в журналистике. Он характеризуется представлением в СМИ тех или иных «мелких» событий, которые упоминаются один раз, в ограниченном (обычно в местном или корпоративном) издании (программе), без перехода в другие масс-медиа и без возврата к описываемой теме.

Особое значение имеют технологии передачи информации, однако «сами по себе технологии вовсе не предопределяют положительного либо отрицательного результата своего использования. Все дело в том, кто, как и зачем их применяет. Важной задачей является изменение сознания человека; его системы ценностей, норм, правил и традиций поведения, его отношения к природе и другому человеку. Устойчивое развитие может быть результатом глубинного преобразования всех социальных структур и структур сознания, хотя этот процесс, в свою очередь, не может происходить без воздействия и использования накопленных технических средств и научных знаний» [5. С. 67].

В информационном плане медиакоммуникация способна представить различные события, происходящие в жизни общества, существующую культуру (включая культуру языка). Благодаря своим свойствам, культура языка в рамках предоставляемой информации помогает журналисту вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в своей практике, сформировать сознательное отношение к их использованию в соответствии с теми или иными коммуникативными задачами (выбора цели, темы, стиля). К примеру, в жизни культура языка более разнообразна, тогда как в профессиональных сферах деятельности (особенно в журналистике) она имеет некоторые ограничения, связанные, в первую очередь, с творческим мышлением журналиста, а также со стилем написания и формами подачи в журналистском произведении. В зависимости от публикации она может иметь «мягкую» («доброжелательную»), «спокойную» («нейтральную») или «жесткую» («напряженную») форму. Кроме того, культура языка помогает определять соответствующую степень развития той или иной творческой личности, придавая ей определенный статус в профессионализме.

Важным шагом в понимании сути информации в системе СМИ является выделение потенциальной и реальной информации. К потенциальной информации относятся «духовные продукты, прошедшие стадию редакционной

подготовки и размещенные в СМИ для ее предложения массовой аудитории» [12. С. 80]. К реальной информации - «духовные продукты, потребленные массовой аудиторией благодаря информационному взаимодействию членов общества через СМИ» [12. С. 81]. В то же время в журналистских материалах часто происходит интерпретация смысла и значения «фактов события», так как «журналистика - творчество и производство одновременно» [11. С. 12].

При рассмотрении информации в медиакоммуникациях выделяются несколько ключевых факторов, характеризующих ее сущность, средства распространения и манеру подачи, взаимодействие с внешней средой. Первый из них основывается на том, что информация, используемая в журналистской практике, имеет глубокий коммуникативный смысл. Она отражает не только саму ситуацию (определенное действие), но взгляд журналиста на нее. Кроме того, описывая то или иное событие, практически каждый автор старается найти «свой взгляд» на происходящее. При этом он использует индивидуальный стиль в подаче информации, который зависит не только от набора тех или иных фраз, выражений, придающих определенную «окраску» журналистскому произведению, но и от направления канала СМИ (общеполитического, делового, научного, познавательного и так далее), где оно опубликовано. Сама же информация может быть представлена в разном виде, от небольшого краткого сообщения до глубинного материала о самой теме или проблеме. Второй фактор помогает понять, что сам процесс, в котором создается и согласуется информация, принципиально важен и должен включать обсуждение среди основных участников и инициировать особый социальный процесс, чтобы создать общепринятое значение информации. Третий момент вскрывает фактор значения самой информации. Она может быть представлена в нескольких видах, выражающих объективные и субъективные точки зрения на ту или иную тему, проблему. Причем не только через взгляд журналистов, но и через мнения экспертов, героев публикаций, а также мнение аудитории. Последним ключевым фактором в успехе коммуникативного воздействия информации в СМИ является характер развития самой социальной среды. Как правило, «социальная среда обладает уже сформировавшимися системами предпочтений и установок» [6. С. 96]. Поэтому аудитория обычно отвергает все, что ей

противоречит: она склонна интерпретировать информацию в привычных «координатах», ценностных ориентирах и обращать внимание на ту, которая подается в соответствии с ее представлениями, убеждениями и верованиями. Информация, которая этому не соответствует, игнорируется средой. Данное обстоятельство диктует необходимость избирательного подхода в распространении той или иной информации.

Таким образом, именно «информация», точнее, ее содержание, способы подачи, стиль подачи (включая культуру языка) способны повлиять на формирование, дальнейшую эволюцию и модификацию медиапространства. Понятие «медиаинформация» соотносится с содержанием сообщений о явлениях, фактах и событиях, происходящих в сфере общества. Кроме того, медиаинформация тесно связана с понятиями «информационные потребности» и «тематические интересы». Потребности в такой информации социальны по своей природе и обусловливаются в первую очередь содержанием, структурой той или иной сферы общества. Тематические интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информации, методов ее подачи, а также заинтересованности в ней потенциальной аудитории.

Список литературы

1. Беловицкая, А. А. Общее книговедение [Электронный ресурс]. М., 2002. URL: http:// www.hi-edu.ru/e-books/xbook011/01/part-007.htm.

2. Березин, В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003. 174 с.

3. Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Пер. с англ. И. В. Соловьева, Г. Н. Поварова. М., 1983. 344 с.

4. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М, 2004. 287 с.

5. Данилов-Данильян, В. И. Состояние и проблемы среды в Российской Федерации // Научные и технические аспекты окружающей среды. Вып. 10. М., 1995. С. 67-70.

6. Дридзе, Т. М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. № 2. С. 95-97.

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. М., 1987. 797 с.

8. Попов, В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001. 118 с.

9. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 1998. 308 с.

10. Рассел, Б. История западной философии. Новосибирск, 2001. 992 с.

11. Тулупов, В. В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет : автореф. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2000. 47 с.

12. Шкондин, М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002. 120 с.

13.Rager, G. Qualitat in der Zeitung. Ergeb-nisse erster Untersuchungen / Red. 1994. Al-manach fur Jurnalisten / Red. M. Begemann, B. L. Floper. Bonn, 1993. Р. 165-170.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1 (292).

Филология. Искусствоведение. Вып. 73. С. 28-32.

А. П. Галактионов

ГРАФИЧЕСКИ НЕ ОСВОЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ КАК БАЗА ПОЛИГРАФИКСАТОВ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Рассматриваюстя англоязычные заимствования, использующиеся в русском языке в англоязычной графике и являющиеся мотиваторами полиграфиксатов. Уделяется внимание лексикограмматическим, семантическим, синтаксическим и словообразовательным особенностям данных заимствований.

Ключевые слова: полиграфиксат, неологизм, словообразование, мотивация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.