Научная статья на тему 'Особенности профессиональной деятельности художника-керамиста и характер еe освоения в системе высшего образования'

Особенности профессиональной деятельности художника-керамиста и характер еe освоения в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криса В. Б.

В статье рассматриваются основные элементы профессиональной деятельности будущих специалистов по художественной керамике. Обозначены ключевые профессиональные компетенции художника по керамике и особенность их освоения в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криса В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF CERAMISTS AND PRINCIPLES OF ACQUIRING OF CERAMISTS' SKILLS IN HIGHER EDUCATION

This article handles the key elements of the professional activities of students who will become professional ceramists. The article contains a description of key professional skills of ceramists and the special aspects of acquiring of these skills in higher education.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной деятельности художника-керамиста и характер еe освоения в системе высшего образования»

УДК 378.147 Науч. спец.: 13.00.08

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА-КЕРАМИСТА И ХАРАКТЕР ЕЕ ОСВОЕНИЯ

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные элементы профессиональной деятельности будущих специалистов по художественной керамике. Обозначены ключевые профессиональные компетенции художника по керамике и особенность их освоения в системе высшего образования.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, интегративный подход, профессиональная деятельность, профессиональное обучение, художественная керамика.

B. 5. Kpuca V. B. Krisa

SPECIAL ASPECTS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF CERAMISTS AND PRINCIPLES OF ACQUIRING OF CERAMISTS' SKILLS IN HIGHER EDUCATION

This article handles the key elements of the professional activities of students who will become professional ceramists. The article contains a description of key professional skills of ceramists and the special aspects of acquiring of these skills in higher education.

Keywords: decorative and applied arts, integration in education, professional activity, professional education, art ceramics.

Художественная керамика как один из видов декоративно-прикладного искусства объединяет в процессе проектирования произведений достижения различных областей человеческой деятельности - искусства, конструирования, технологии, экономики - и направлена на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных и уникальных изделий.

Специфика профессиональной деятельности художника по керамике выражается в умении осуществлять комплексный подход в решении творческих, проектных, производственно-технологических и исследовательских задач при разработке и выполнении в керамическом материале изделий декоративно-прикладного искусства.

Большое количество керамических материалов, способов и технологий их обработки, применяемого специального оборудования и инструментов требуют от специалиста владения системой знаний и умений, от которых зависит уровень его профессиональной деятельности и рамки его профессиональных умений.

В область профессиональных компетенций специалиста по художественной обработке керамики также входит: знание керамической технологии и технологии обработки отдельных видов керамического материала, владение опытом диагностики и подбора необходимых характеристик сырьевых компонентов и формовочных масс, умение разрабатывать технологию изделий, различных по назначению и характеру производства, умение определять необходимый набор инструментов для обработки керамической поверхности, знание особенностей применяемого оборудования и умение его эффективного использования, владение приемами безопасной работы, знание традиционных технологий и современных подходов в художественной обработке керамического материала, умение соотносить технологические приемы формообразования и декорирования с образным, стилевым и конструктивным решением предмета или изделия, умение разрабатывать эскизы и проекты как для уникального единичного, так и для серийного производства, осуществлять контроль соответствия проектных характеристик в выполняемом изделии.

В процессе работы над художественной формой художник-керамист выступает одновременно как автором, так и исполнителем, осуществляя разноплановую деятельность, - от проектирования до воплощения замысла в керамике. Важную роль в деятельности художника по керамике занимает поиск художественной выразительности керамического изделия. Благодаря пластическим свойствам, физическим и технологическим качествам различных видов керамического материала, существует широкий спектр возможностей в поиске решений для достижения высоких потребительских и художественных качеств выполняемого предмета или объекта.

Указанные особенности профессиональной деятельности художника по керамике не только структурно и содержательно вписываются в концепцию государственного стандарта подготовки специалиста по декоративно-прикладному искусству, но и отражают основные задачи этой подготовки.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» выпускник, в соответствии с квалификацией, может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

- художественная,

- проектная,

- информационно-технологическая,

- организационно-управленческая,

- научно-исследовательская,

- исполнительская.

Профессиональная деятельность будущих специалистов по художественной обработке керамики базируется на знаниях дисциплин общепрофессинального и профессионального учебного цикла. В стандарте обозначено, что выпускник, в соответствии с направлением подготовки, должен уметь решать следующие задачи:

- владеть художественными методами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- выполнять поисковые эскизы, композиционные решения;

- владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства;

- проводить работу по сбору материалов для проекта, разрабатывать и выполнять проект, владеть принципами художественно-проектной деятельности в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов и способами проектной графики;

- владеть представлениями о технологических процессах ручного и промышленного изготовления продукции, предметов и изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- реализовывать в материале художественные проекты;

- уметь применять методы научных исследований при создании предметов и изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов [1].

База общепрофессиональных знаний и умений специалиста по направлению «Художественная керамика» формируется при изучении таких дисциплин, как история искусства, история декоративно-прикладного искусства, академический рисунок и живопись, академическая скульптура и пластическое моделирование, проектная графика.

Необходимость общепрофессиональных знаний обусловлена следующими обстоятельствами:

- знания по специальным дисциплинам обеспечивают быструю адаптацию на производстве и практическую деятельность в узких рамках, но непрерывные изменения, которые происходят во всех сферах деятельности, неизбежно потребуют прочных общепрофессиональных знаний;

- задачи, которые решает специалист, могут быть решены различными способами в зависимости от того, какими общепрофессиональными знаниями он владеет;

- усиливающееся проникновение общепрофессиональных дисциплин в специальные дисциплины;

- понимание студентами специальных дисциплин обеспечивается знанием общепрофессиональных наук.

Специальные знания и умения художника по керамике формируются в процессе освоения цикла специальных дисциплин: история художественной керамики; материаловедение, технология и производственное обучение; основы композиции; проектирование; макетирование и конструирование. В процессе обучения художника по керамике задача формирования специальных умений является приоритетной, поскольку напрямую связана с получаемыми знаниями, образуя вместе единый комплекс, необходимый для осуществления конкретного типа профессиональной деятельности [2, с. 259].

В процессе создания художественного изделия в керамике важна согласованность художественного и технологического компонентов. Знание свойств материала помогает художнику по керамике свободно и широко использовать в работе все возможности материала для получения необходимых художественных качеств изделия, проявляющихся через его внешние характеристики - цвет, пластику, фактуру.

Выбранный вид керамического материала, определяющий назначение вещи и сумму ее прогнозируемых качеств, как утилитарных, так и художественных, определяет, в свою очередь, такие параметры, как состав и характер формовочной массы, метод формования, способы и приемы декорирования, характер среды обжига (окислительный, восста-

новительный). Возможные различные варианты стилевого решения в графическом или объемном исполнении, выделяющие детали или использующие обобщение по существенному художественному признаку: смысловому, ассоциативному, пространственному, качественному признаку объектов, выраженному пропорциями, симметрией (асси-метрией), ритмом, движением, фактурой, цветом, пластическим соотношением форм, тектоничностью - также осуществляются на основе взаимосвязи знания истории искусств, теории композиции, проектирования [3]. На занятиях по материаловедению, технологии и производственному обучению акцентируются усилия, направленные на приобретение знаний, формирование специальных умений и навыков работы с различными материалами и инструментами, выполнение в процессе обучения конкретных утилитарных изделий. Вместе с тем на этих же занятиях формируются эстетические принципы, познается и осмысливается художественный образ изделия. На «Основах композиции» помимо общих понятий представлена специфика композиции в керамике, обусловленная особенностями материала. На занятиях по проектированию и макетированию студенты получают необходимые навыки для воплощения замысла художника по созданию керамического художественного произведения. Изучение истории художественной керамики формирует у студентов представление об особенностях керамических изделий и их производства в разные исторические периоды.

В самом характере керамической технологии и особенностях производства художественной керамики уже заложены границы основных условий осуществления будущим специалистом художественно-творческой деятельности по созданию изделий декоративно-прикладного искусства. Эти условия выражаются в комплексном применении знаний из смежных дисциплин, способности проводить контроль и корректировку всех этапов работы. Один из важных показателей сформированности знаний, умений и навыков для практического осуществления профессии является умение самостоятельно осуществлять разработку и изготовление изделия декоративно-прикладного искусства в режиме полного цикла: от разработки эскизов до воплощения изделия в материале. Этот показатель представлен в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в виде требований к результатам освоения программы обучения.

Для более эффективного освоения специальности и компонентов профессиональной деятельности художника по керамике целесообразно осуществлять интегратив-ный подход в обучении через взаимодействие элементов различных знаний, объединение содержания специальных дисциплин, реализацию единства теоретической подготовки и формирования практических навыков, выполнение на практических занятиях конкретных изделий декоративно-прикладного искусства с заданными функциональными качествами. Элементы знаний из разных дисциплин, объединяемые в одно целое, становятся системообразующими, вокруг них собирается и приводится в новую систему учебный материал [4].

Гуманитарные исследования • 2019 • № 1 (22)

113

Принцип объединения содержания состоит в том, что за содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Предметом анализа выступают объекты, информация о сущности и способах их реализации содержится в различных учебных дисциплинах. Например, наиболее общими составляющими теории изобразительной деятельности, в процессе освоения которых осуществляется интеграция, являются: композиция, колористика, масштабность, пропорциональность, техника исполнения.

Композиция обычно рассматривается достаточно широко как основное понятие адекватного расположения, составления чего-либо. Это организация различных частей в единое целое сообразно какой-либо идее. В композиционном решении керамических изделий также важно разрабатывать изделие не как случайное скопление отдельных, независимых друг от друга деталей и элементов, а как связанный, единый, цельный комплекс. Композиционное единство, структурная целостность керамического изделия достигаются за счет соблюдения пропорций, выявления центра композиции и соподчиненности деталей, логичности построения общей объемно-пространственной структуры предмета, общей формы и форм отдельных деталей, общности стилистического решения всех элементов.

Колористика объединяет сведения о цвете и цветовых гармониях. Колорит является средством художественного отображения действительности и относится ко всем его видам. В керамических изделиях особенности цветопередачи диктуются возможностями материалов сохранять или изменять первоначальный цвет при их высокотемпературной обработке.

Масштабность как одна из составляющих композиции характеризуется правильностью принятого масштабного строя для данного вида или размера предмета в данных конкретных условиях. Художник-керамист, создавая предметы декоративно-прикладного творчества, обязан соотносить композиционный строй изготовленного им предмета или объекта с физическим размером изделия, его функциональным назначением, окружающей средой, материалом и другими требованиями.

Пропорциональность - это понятие, характеризующее правильно найденную соразмерность всех элементов и частей, составляющих форму друг с другом и с целым, гармоническую согласованность их размерных отношений. Для художника-керамиста умение соблюдать пропорциональность - это умение соотносить пропорции частей предметов или ансамблей между собой, анализировать их конструкцию, форму, пространственное расположение, выражать отношение разных величин друг к другу. Для получения гармонии в керамическом изделии должны быть найде-

ны определенная согласованность и соразмерность между массой и пространством по площади, по объему, по линейным размерам.

Техника исполнения включает в себя систему способов, средств, правил реализации творческого процесса в материале и связана с приемами работы художника. Она напрямую зависит от умения владеть инструментами, характеризует степень свободы, профессионализм автора в применении изобразительных инструментов и материалов и обоснованность выбора каждого из них для воплощения конкретной идеи.

При обучении студентов по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и освоении ими профессиональной деятельности художника по керамике реализация интегративного подхода в обучении по специальным дисциплинам развивает у обучающихся умение применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи [5], дает возможность систематизировать, обобщать материал разных учебных дисциплин по специальности и применять его на практике, а тем самым способствовать формированию специалиста по керамике, умеющего осуществлять разноплановую творческую и художественную деятельность.

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. N 10) Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 54.03.02. декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. URL: http://fgosvo.ru/news/21/ 1780 (дата обращения: 12.04. 2018).

2. Цвык В. А. Профессионализация как социальный прогресс // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2003. № 4-5. С. 258-259.

3. Коротеева Л. И., Яскин А. П. Основы художественного проектирования : учеб. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. 304 с.

4. Безрукова В. С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике : сб. науч. тр. Вып. 1 / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск : Изд-во СИПИ, 1990. С. 3-25.

5. Савенкова Л. Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства : моногр. М. : МАГМУ- РАНХиГС, 2011. 156 с.

© Криса В. Б., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.