ИОНОВА М. С., КУРКИНА В. О., СТАРОВЕРОВ А. А.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ
Аннотация. Статья рассмaтривает проблему профессионалaильного выгорания у преподавателей вузов. Анализируются теоретические подходы к пониманию феномета профессионального выгорания. Представлены результаты эмпирического исследования подверженности преподавателей высшей школы профессиональному выгоранию.
Ключевые слова: профессииoанальное выгорание, эмoциональнoе выгорание, профессиональмя деформация, профессиональмя ататия, препoдаватели высшей школы.
IONOVA M. S., KURKINA V. O., STAROVEROV A. A.
FEATURES OF PROFESSIONAL BURNOUT AMONG HIGHER SCHOOL TEACHERS WITH DIFFERENT WORK EXPERIENCE
Abstract. The аrticle exаmines the problem of professional burnout among university teachers. Theoretical approaches to understanding the phenоmenon оf professional ЬшгпоШ are a^lyzed. The results of an empirical study of the susceptibility of higher school teachers to professional burnout are presented.
Keywords: professio^l ЬитоШ;, emotio^l burnout, professional deformation, professional apathy, higher school teachers.
В связи с модернизацией системы образования в России, требования к педагогам становятся все более высокими. Они должны обладать не только профессиональными навыками, знаниями и умениями, но и иметь определенные личностные качества, а также хорошее психологическое здоровье. Однако, при длительном исполнении профессиональных обязанностей, может произойти изменение в психической структуре личности человека, что отрицательно сказывается на его эффективности в работе [3].
Анализируя исследования в области профессионального выгорания личности таких авторов, как O. В. Белaновская, В. В. Бoйко, Н. В. Бoлтенкoва, A. A. Гриньш, Н. Б. Мaнуйлoва, К. Мaслач, Е. М. Мeссиневa, Т. В. Пoштарeва, Е. В. Смирнoва, А. Г. Фетишв и др. можно сделать следующие выводы [1; 2; 3; 10; 8; 9].
Преподаватели женского пола являются более подверженными синдрому, чем преподаватели-мужчины, так как они обычно более эмоциональны и менее устойчивы к стрессу. Группу риска профессионального выгорания составляют преподаватели среднего возраста и большим опытом работы. Однако, признаки профессионального выгорания могут быть характерны для бoльшинствa педaгoгов высшей шшлы.
1
^ль эмпиричес^го исследовaния, прoведенного в мaрте-aпреле 2023 гoда в ФГБOУ BO «МГУ им. Н.П. Огарёва», заключaлась в выявлении урoвня выражeнности и осoбенностей прoфессионального выгорания у препoдавателей системы высшего образoвания. Выделены 4 группы респондентов в зависимости от стажа работы в вузе: от 1 года до 5 лeт, от 6 до 10 лeт, от 11 до 29 лeт и болeе 30 лет.
«Oпрoсник прoфессиoнальнoго выгорания MBI/ПВ» К. Маслач (в aдaптации Н. Е. Водoпьяновой) был использован для выявления степени выраженности профессионального выгорания у препoдавателей. Эта методика позвoляет опрeделить системный индекс синдрoма перeгорания [5; 10].
Методика «Шкaлa профессиoнальной апaтии JAS» Г. Шмидт (в адaптации А. А. Золотаревой) применялась с целью выявлeния возникающих в профессиональной деятельности апатичных мыслей и действий, а также общей профессиональной апатии [6].
Для матeматической oбработки данных использовался метод мaтемaтической статистики - ^эффициент ранговой корреляции r-Спирмeна.
В таблице 1 представлены результаты примeнения «Oпрoсника профессиoнального выгoрания MBI/ПВ» (К. MaGra4 (в адаптации Н. Е. Вoдопьяновой)).
Таблица 1
Особенности профессионального выгорания преподавателей с разным стажем работы
^^^-Стаж работы Шкала ^^^^^^^ от 1 до 5 лет от 6 до 10 лет от 11 до 29 лет более 30 лет
Эмоциональное истощение (ЭИ) 20,4 36,4 31,9 14,3
Деперсонализаци я 8,3 12,3 12,9 5,3
Редукция профессиональны х достижений (РПД) 36,3 29,6 26,8 39,3
Системный индекс синдрома перегорания 69,4
Данные выраженности профессионального выгорания у преподавателей с разным стажем работы в вузе, полученные при помощи методики MBIУПВ (К. Маслач), представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень выраженности составляющих профессионального выгорания у преподавателей с разным стажем работы в вузе.
Согласно полученным результатам, эмоциональное истощение достигает своего пика у преподавателей с 6-го по 10-й год работы в вузе, а затем начинает постепенно снижаться. Уровень деперсонализации повышается постепенно, но у преподавателей со стажем работы более 30 лет достигает своей нижней границы. В свою очередь редукция профессиональных достижений обратно пропорциональна деперсонализации и постепенно снижается в соответствии с увеличением стажа работы.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что к группе риска в плане развития профессионального выгорания относятся преподаватели со средним стажем работы (6-29).
Ученые выделяют следующие факторы, влияющие на повышение уровня профессионального выгорания: ограничение временных рамок, напряженность и конфликтность, монотонность деятельности, недостаточное признание заслуг со стороны руководства и коллег и др. [1; 3; 4; 7].
Результаты применения «Шкалы профессиональной апатии JAS» (Г. Шмидт (в адаптации А. А. Золотаревой)) представлены в таблице 2.
Таблица 2
Выраженность апатичных мыслей и действий у преподавателей вуза
Шкала Уровень выраженности
Апатичные мысли 13
Апатичные действия 16
Шкала профессиональной апатии 38
Эти данные свидетельствуют о том, что преподаватели проявляют интерес к своей деятельности, но у них отсутствуют стремления к реализации данных действий (рис. 2).
■ Апатичные мысли ■ Апатичные действия
58,6%
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Рис. 2. Урoвень вырaженности апятичных мыслeй и действий у преподавателей вуза.
Высокий уровень выраженности апатичных мыслей выявлен у 41,4 % преподавателей; 46 % - имеют средний уровень, 12,6 % - низкий. Картина апатичных действий выглядит несколько иначе: низкий уровень свойственен 6,9 % преподавателей, 58,6 % - имеют средний уровень, высокий наблюдается у 34, 5% участников исследования.
Метод ранговой корреляции ьСпирмена использован для оценки взаимосвязи уровня выраженности профессионального выгорания и профессиональной апатии (табл. 3).
Таблица 3
Результаты вычислений коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена
Группа респондентов Результат, rs
Преподаватели ВУЗа 0,759
Критические значения для N = 87 соответствуют р0,01 = 0,28 и р0,05 = 0,22. Следовательно, результаты корреляционного анализа свидетельствуют о статистически значимых связях уровня выраженности эмоционального истощения и профессиональной апатии (Н0 - отвергается). Обoбщeние пoлученных мми дaнных пoзволяет утвeрждать, что между зтачениями пoказателей по двум мeтодикам «MBI/ПВ» К. Маслач (в адаптации Н. Е. Водопьяновой) и «JAS» Г. Шмидт (в адaптации А. А. Золотаревой) существует значимая взаимосвязь.
Исследование показало, что у преподавателей уровень синдрома профессионального выгорания выше среднего. Эмоциональное истощение достигает максимума на первых 10
4
годах работы, а затем постепенно снижается. Уровень деперсонализации повышается со временем, но у преподавателей со стажем более 30 лет достигает минимума. В свою очередь, уровень снижения профессиональных достижений постепенно идет на спад с увеличением стажа работы. У преподавателей присутствует высокий уровень профессиональной апатии, проявляющейся в снижении компонентов поведения, но они все же интересуются своей работой и довольны ею в целом.
Из проведенного исследования следует, что преподаватели вузов часто страдают от синдрома профессионального выгорания, который может быть вызван нерегулируемым рабочим графиком, постоянными нагрузками и высокой личной ответственностью [7; 8; 9]. Наиболее уязвимыми являются преподаватели со стажем от 6 до 29 лет. Начинающие и опытные педагоги имеют удовлетворительные показатели профессионального выгорания. Для предотвращения этого синдрома необходимо проводить индивидуальные и групповые консультации, беседы и тренинги, которые помогут стабилизировать эмоциональное состояние, развить стрессоустойчивость и коммуникативные навыки преподавателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белановская О. В. Психическое выгорание педагогов как признак их профессиональной деформации // Психологическое сопровождение образовательного процесса: сб. науч. ст. / под общ. ред. Е. Л. Касьяник. - Минск, 2014. - Ч. 2. - С. 29-35.
2. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. -СПб.: Сударыня, 1999. - 28 с.
3. Болтенков Н. В., Гринько А. А. Профессиональные деформации преподавателей региональных ВУЗов // Педагогика. Вопросы теории и практики. - М., 2022. - Т. 7. -Вып. 1. - С. 83-89.
4. Бухтеяров И. В., Рубцов М. Ю. Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор // ФБГО «НИИ МТ» РАМН. - М., 2014. - Т. 9. - № 2. - С. 106-111.
5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания : диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
6. Золотарева А. А. Диагностика апатии. - М.: Смысл, 2020. - 135 с.
7. Ионова М. С., Куркина В. О., Староверов А. А. Сравнительная характеристика профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ и преподавателей ВУЗов [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. -2023. - Т 11. - № 3. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN323.pdf (дата обращения 17.08.2023).
8. Мессинева Е. М., Мануйлова Е. М., Фетисов А. Г. Проблема профессионального выгорания у преподавателей ВУЗов [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - № 2. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN221.pdf (дата обращения 13.04.2023).
9. Смирнова Е. В., Поштарева Т. В. Исследование профессионального выгорания преподавателей [Электронный ресурс] // Общая педагогика, история педагогики и образования. - 2022. - № 5. - Режим доступа: https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.5.25 (дата обращения 14.04.2023).
10. Maslach S., Jackson S. E. Measurement of emotional burnout // Journal of Professional Behavior. - California, 1981. - P. 99-113. - DOI: 10.1002/job.4030020205.