Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ УРОВНЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСТОЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ГОРОДА СМОЛЕНСКА'

СРАВНЕНИЕ УРОВНЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСТОЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ГОРОДА СМОЛЕНСКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сильченкова Светлана Владимировна, Царёва Валентина Михайловна

Исследован уровень одной из шкал профессионального эмоционального выгорания педагогов высшей школы - эмоционального истощения. Использовалась методика К. Маслач и С. Джексона, а также интегральный показатель - системный индекс синдрома перегорания. Выборка составила 60 человек. Время проведения исследования - апрель-июль 2022 года. В результате исследования установлено, что в целом уровень профессионального выгорания преподавателей города средний. Уровень эмоционального истощения педагогов также средний. Это означает невысокую угнетенность, средний уровень утомления и эмоциональной опустошенности. Однако по данной шкале имеются некоторые отличия между вузами. Среди преподавателей СмолГУ по сравнению с коллегами СГМУ чаще встречается высокий уровень эмоционального истощения и деперсонализации, а также низкий уровень редукции личностных достижений. Даны некоторые рекомендации по снижению эмоционального истощения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сильченкова Светлана Владимировна, Царёва Валентина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF LEVELS OF EMOTIONAL EXHAUSTION OF TEACHERS OF UNIVERSITIES OF THE CITY OF SMOLENSK

The level of one of the scales of professional emotional burnout of teachers of higher education - emotional exhaustion has been studied. The technique of K. Maslach and S. Jackson was used, as well as an integral indicator - the systemic index of the burnout syndrome. The sample consisted of 60 people. The study period is April-July 2022. As a result of the study, it was found that, in general, the level of professional burnout of city teachers is average. The level of emotional exhaustion of teachers is also average. This means low depression, average level of fatigue and emotional emptiness. However, there are some differences between universities on this scale. Among the teachers of Smolensk State University, in comparison with colleagues from SSMU, a high level of emotional exhaustion and depersonalization is more common, as well as a low level of reduction in personal achievements. Some recommendations are given to reduce emotional exhaustion.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ УРОВНЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСТОЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ГОРОДА СМОЛЕНСКА»

2. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 204 с.

3. Ростомашвили, И.Е. Школа театрального тифлокомментатора: методическое пособие / И.Е.Ростомашвили. -Санкт-Петербург: КАРО, 2022. - 44 с.

4. Сорокин, В.М. Теоретические основы психологии дизонтогенеза / В.М. Сорокин. - СПб., 2005. - 157 с.

5. Специальная психология: учебник для академического бакалавриата / под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 287 с.

6. Шаповал, И.А. Специальная психология. Учебное пособие / И.А. Шаповал. - М.: ТЦ Сфера. 2005. - 244 с.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат педагогических наук, доцент Сильченкова Светлана Владимировна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Смоленский государственный университет» (г. Смоленск);

доктор медицинских наук, профессор Царёва Валентина Михайловна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный медицинский университет» (г. Смоленск)

СРАВНЕНИЕ УРОВНЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСТОЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ГОРОДА

СМОЛЕНСКА

Аннотация. Исследован уровень одной из шкал профессионального эмоционального выгорания педагогов высшей школы - эмоционального истощения. Использовалась методика К. Маслач и С. Джексона, а также интегральный показатель - системный индекс синдрома перегорания. Выборка составила 60 человек. Время проведения исследования - апрель-июль 2022 года. В результате исследования установлено, что в целом уровень профессионального выгорания преподавателей города средний. Уровень эмоционального истощения педагогов также средний. Это означает невысокую угнетенность, средний уровень утомления и эмоциональной опустошенности. Однако по данной шкале имеются некоторые отличия между вузами. Среди преподавателей СмолГУ по сравнению с коллегами СГМУ чаще встречается высокий уровень эмоционального истощения и деперсонализации, а также низкий уровень редукции личностных достижений. Даны некоторые рекомендации по снижению эмоционального истощения.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, преподаватели высшей школы, эмоциональное истощение, профилактика.

Annоtation. The level of one of the scales of professional emotional burnout of teachers of higher education - emotional exhaustion has been studied. The technique of K. Maslach and S. Jackson was used, as well as an integral indicator - the systemic index of the burnout syndrome. The sample consisted of 60 people. The study period is April-July 2022. As a result of the study, it was found that, in general, the level of professional burnout of city teachers is average. The level of emotional exhaustion of teachers is also average. This means low depression, average level of fatigue and emotional emptiness. However, there are some differences between universities on this scale. Among the teachers of Smolensk State University, in comparison with colleagues from SSMU, a high level of emotional exhaustion and depersonalization is more common, as well as a low level of reduction in personal achievements. Some recommendations are given to reduce emotional exhaustion.

Key words: professional burnout, emotional burnout, higher school teachers, emotional exhaustion, prevention.

Введение. Проблема синдрома профессионального выгорания была и остается актуальной во многих странах. Профессиональная деятельность педагогов подвержена проявлению деформаций, осложненных многими негативными факторами. Одним из частных негативных проявлений педагогов является феномен «эмоционального выгорания» или, по другой формулировке, синдром «профессионального (эмоционального) выгорания». В работе под синдромом профессионального выгорания понимается эмоциональное выгорание представителей определенной профессии, в данном случае - преподавателей высшей школы. Одним из компонентов эмоционального выгорания согласно методике Маслач является эмоциональное истощение [10]. Эмоциональное истощение негативно проявляется на личности самого педагога и его многочисленного окружения, как дома, так и в профессии. Оно мешает плодотворно трудится, взаимодействовать со студентами и коллегами.

Синдром эмоционального (профессионального) выгорания свойственен специалистам всех сфер деятельности. В наибольшей степени данному синдрому подвержены люди типа профессий «человек-человек». Это вызвано тем, что общение с другим человеком обязательно включает его обратное воздействие на собеседника [1]. Постоянно в своей профессиональной деятельности взаимодействуют с людьми представители педагогической профессии.

В научной литературе довольно широко исследуется синдром профессионального выгорания педагогов. Представлены данные по шкалам профессионального выгорания, рассмотрены причины, симптомы и меры профилактики профессионального выгорания педагогов. Так исследователи из Вологды И.В. Фокина и М.О. Цатурян выделяют среди причин профессионального выгорания педагогов необходимость постоянного интенсивного общения с социумом; усиленный самоконтроль; постоянная напряженность окружающей среды [8, С. 6]. Рассматриваются также неудовлетворительные условия работы и индивидуальные особенности личности педагогов. Ученые Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова отмечают, что синдром профессионального выгорания напрямую связан со стрессами межличностной коммуникации [2; 3, С. 30].

Причинами высоких показателей профессионального выгорания, по мнению А.Д. Гольменко, являются: длительный период не работы по специальности, который приводит к нарушению психологического компонента (саморегуляция, психологические защиты, коммуникативные качества и т.д.) и профессионального (значительное снижение показателей общетеоретических и практических знаний). Кроме того, выраженность профессионального выгорания зависит от профессиональной пригодности и несоответствия оптимальным характеристикам профессионально значимых личностных качеств [4, С. 109].

Проблему и важность компонента эмоционального истощения в своей работе показывает А.Д. Михайловский. Он рассматривает, какие факторы влияют на эмоционального истощения студентов, и выделяет личностный, ролевой, операционный факторы [7, С. 51].

Исследователи А. Пайнс и И. Аронсон отмечают, что «профессиональное истощение» - касается как физического и психического полного истощения, возникающего из-за постоянного пребывания в перегруженных ситуаций [5]. Однако достаточно мало работ, которые сравнивают преподавателей разных вузов по уровню профессионального истощения и профессионального выгорания в целом, рассматривают причины различий.

Цель исследования: на основе эмпирического исследования профессионального выгорания преподавателей высшей школы выявить схожесть и различия эмоционального истощения преподавателей разных вузов.

Изложение основного материала статьи. В исследовании использовалась методика оценки профессионального выгорания преподавателя высшей школы «Профессиональное (эмоциональное) выгорание». Анкета создана с учетом разработанной модели К. Маслач и С. Джексона [10]. Респондент может выбрать в качестве ответа 0-6 баллов.

Указанная методика позволяет оценить педагогов по 3 шкалам:

1) «Эмоциональное истощение».

2) «Деперсонализация».

3) «Редукция личных достижений» (обратная шкала).

В качестве интегрального показателя используется системный индекс синдрома перегорания (ИСП), разработанный учеными института им. В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге. Данный индекс измеряется в пределах от 0 (нет указанного синдрома) до 1 (максимальное значение синдрома перегорания) [6, С. 9].

Всего было исследовано 60 человек профессорско-преподавательского состава двух вузов города Смоленска: Смоленского государственного университета (СмолГУ) и Смоленского государственного медицинского университета (СГМУ). Выборки двух вузов по признакам: возраст, стаж и пол достоверно не различались (р>0,05). Время проведения исследования: апрель-июль 2022 года, опрос проводился в конце учебного года, в мае 2022 года. Характеристика респондентов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика исследуемых выборок

Показатель СмолГУ СГМУ

Количество респондентов, N 30 30

Средний возраст, лет 45,7±9,4 49,1±11,6

Средний стаж, лет 22,3±10,3 21,8±14,2

Соотношение женщин и мужчин соответственно, %/% 77 / 23 67 / 33

Представляло интерес вначале проанализировать распределение ответов преподавателей двух вузов города Смоленска по шкалам профессионального выгорания (таблица 2).

Таблица 2

Распределение ответов преподавателей по шкалам профессионального выгорания

Шкала СмолГУ СГМУ

среднее значение (М±о) уровень среднее значение (М±о) уровень

Эмоциональное истощение 19,4±8,7 средний 17,9±9,3 средний

Деперсонализация 8,0±3,7 средний 6,7±3,8 низкий

Редукция личностных достижений 35,7±5,0 средний 34,7±7,6 средний

Системный индекс синдрома перегорания (ИСП) 0,52±0,18 средний 0,51±0,20 средний

Как видно из таблицы 2, шкала «Эмоциональное истощение», которая характеризует тяжесть эмоционального состояния преподавателей, показывает средний уровень. Это значит, что для респондентов двух вузов в целом характерны невысокая угнетенность, средний уровень утомления и эмоциональной опустошенности.

Составляющая «Деперсонализация» отражает уровень отношений с коллегами, общее ощущения себя как личности в профессии преподавателя высшей школы. Преподаватели медицинского вуза демонстрируют низкий уровень деперсонализации, что означает справедливое отношение с коллегами и администрацией, доброжелательное отношение к студентам и курсантам. При этом отсутствует формальное отношение с обучающимися. Их коллеги из Смоленского государственного университета показывают средний уровень по данной шкале.

«Редукция личных достижений» для профессорско-преподавательского состава двух вузов имеет средний уровень. Это показывает достаточную способность решать профессиональные задачи, веру в себя, свои возможности, достаточно оптимистичный настрой. В целом уровень профессионального выгорания преподавателей двух вузов средний. Системный индекс синдрома перегорания имеет идентичные значения для двух выборок (р<0,05). Показатели вариации индекса небольшие, что означает типичность среднего значения и равномерность распределения опрошенных по уровням.

Сравним полученные данные ответов преподавателей двух вузов по шкале эмоционального истощения представлены в таблице 3.

Таблица 3

Эмоциональное истощение преподавателей

Уровень СмолГУ СГМУ

человек (п) % человек (п) %

Высокий 8 26,6 6 20

Средний 11 36,7 8 26,7

Низкий 11 36,7 16 53,3

Итого 30 100 30 100

Сравнение двух выборок (СмолГУ и СГМУ) по уровню эмоционального истощения согласно критерию Вилкоксона-Манна-Уитни показало, что их характеристики совпадают на уровне значимости 0.05 (выборки идентичны по рассматриваемой шкале).

Согласно данным таблицы 3 можно отметить, что преподаватели СмолГУ распределены по уровням эмоционального истощения более равномерно, чем их коллеги из медицинского вуза. Среди преподавателей СмолГУ одинаковое количество представлено низким и средним уровнями эмоционального истощения (по 11 человек или 36,7%). Более половины преподавателей медицинского университета (53,3%) демонстрируют низкий уровень эмоционального истощения, 46,7% -высокий и средний. Это означает, что в целом в конце учебного года они менее своих коллег испытывают чувство усталости и снижения работоспособности.

Однако обращает на себя внимание, что 26,6% из СмолГУ и 20% из СГМУ имеют высокий уровень эмоционального истощения. Это свидетельствует, что примерно четверть опрошенных ощущают усталость, нарушения концентрации внимания, снижение эмоциональной чувствительности, повышенную тревожность, раздражительность. Эмоциональное перенапряжение этих преподавателей может привести к психологическому и физическому истощению и отрицательно сказаться как здоровье самих педагогов, так и на взаимоотношении с обучающимися.

Меньшее количество преподавателей медицинского вуза, которые демонстрируют высокий уровень эмоционального истощения, можно объяснить наличием у них профессиональных знаний и данном синдроме и способах его профилактики. Они также больше осознают важность здорового образа жизни для продолжительной профессиональной деятельности.

Полностью избежать эмоционального истощения в профессиональной деятельности педагога очень сложно. Но снизить его уровень возможно, особенно это касается педагогов Смоленского государственного университета. Рассмотрим основные этапы работы с педагогами, предложенные О.В. Хухлаевой. Она предлагает на первом этапе провести информирование педагогов о существовании проблемы и ее неизбежности для представителей данной профессии. Далее можно проводить связь эмоционального благополучия и психосоматики. Третьим этапом является накопление внутренних ресурсов каждого педагога и коллектива в целом для будущих положительных изменения. И только после установления в коллективе атмосферы безопасности можно использовать активные формы, направленные на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Общими рекомендациями будут являться следующие: регулировать свои каждодневные обязанности, стараться не допускать ситуаций стресса, делать перерывы в работе, оценивать ресурсы своего организма, находить время хобби, увлечениям.

Выводы. В целом уровень профессионального выгорания преподавателей двух вузов средний. Среди преподавателей СмолГУ по сравнению с коллегами СГМУ чаще встречается высокий уровень эмоционального истощения и деперсонализации, а также низкий уровень редукции личностных достижений.

Из двух вузов высокий уровень эмоционального истощения демонстрируют примерно четверть опрошенных, что довольно тревожный знак.

Предложена методика работы с педагогами по снижению стрессоусточивости. Педагогам даны общие рекомендации для профилактики или снижения уровня эмоционального истощения.

Литература:

1. Безносов, С.П. Профессиональная деформация и воспитание личности / С.П. Безносов // Психологическое обеспечение социального развития человека: Межвуз. сб. Ленингр. гос ун-т. - Л.: ЛГУ. - Вып. 13, 1989. - С. 34-45

2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 299 с.

3. Водопьянова, Н.Е. Психическое «выгорание» и качество жизни / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Коростылевой. - Вып. 6. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2002. - С. 140-154

4. Гольменко, А.Д. Профессиональное выгорание учителей как фактор нарушения психологической безопасности образовательной среды / А.Д. Гольменко // Педагог-психолог в современном образовании: личностный потенциал и его развитие: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск, 2017. - С. 103-111

5. Лаптева, И.Л. Общепсихологический практикум: учебник для академического бакалавриата / И.Л. Лаптева, О.Б. Полякова, Л.Г. Лаптев; под ред. В.В. Рубцова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 675 с.

6. Лозинская, Е.И. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI) Методические рекомендации «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» / Е.И. Лозинская, Н.Б. Лутова, В.Д. Вид. - Санкт-Петербург, 2007. - 17 с.

7. Михайловский, А.Д. Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания / А.Д. Михайловский // Исследования молодых ученых: материалы XVII Междунар. науч. конф. - Казань: Молодой ученый, 2021. - С. 50-55

8. Фокина, И.В. Профилактика профессионального выгорания у педагогов. Методическое пособие / И.В. Фокина, М.О. Цатурян. - Вологда, 2018. - 35 с.

9. Хухлаева, О.В. Основные направления профилактики эмоционального выгорания педагогов / О.В. Хухлаева // Народное образование. - 2010. - № 7(1400). - С. 278-282

10. Maslach, С. The measurement of experienced burnout / С. Maslach, S.E. Jackson // J. of Occupational Behavior. - 1981. -Vol. 2. - P. 99-113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.