УДК 811.111
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ШЕСТОГО КУРСОВ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Литвинова Е.С., Шпаков А.В., Новикова Е.В., Новиков В.Д.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. Резюме: Синдром эмоционального выгорания исследуется достаточно давно, однако нельзя сказать, что он всесторонне изучен. Так остается мало освещена проблематика данного вопроса у студентов медицинских вузов. Главной целью настоящей работы явилось выявление уровня синдрома эмоционального выгорания по его основным составляющим (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личностных достижений) и сравнение полученных результатов у поступивших и заканчивающих обучение. В исследовании принимали участие студенты лечебного факультета первого и шестого курсов Смоленского государственного медицинского университета. Среди них было проведено анкетирование с помощью опросника «Профессиональное (эмоциональное) выгорание», разработанного на основе трехфактор-ной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптированного Н.Е. Водопьяновой. В исследовании участвовало 87 человек, из них 38 студентов первого курса и 49 - шестого курса лечебного факультета. Средний возраст составил 18±0,12 года и 22,9±0,15 года соответственно. Доля оцениваемых лиц мужского пола на первом курсе составляла 47,4%, на шестом - 32,7%. В ходе данного исследования была выявлена значительная выраженность всех компонентов синдрома эмоционального выгорания у студентов первого курса (высокие уровни эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личностных достижений в 36,8%, 47,4% и 81,6% соответственно). При анализе данных отмечено преобладание основных параметров синдрома у лиц мужского пола обоих курсов.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, студенты-медики, Смоленский государственный медицинский университет.
OCCUPATIONAL BURNOUT: COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FIRST-YEAR AND SIX-YEAR STUDENTS FROM SMOLENSK STATE MEDICAL UNIVERSITY Litvinova E.S., Shpakov A.V., Novikova E.V., Novikov V.D.
Smolensk State Medical University, Russia, 2104019, Smolensk, Krupskoy St., 28.
Summary: occupational burnout has been studied a long time, but it is not fully explored. There is a few researches about occupational burnout within medical students. The aim of this work was to identify the level of burnout and its main components (emotional exhaustion, depersonalization, reduction of personal achievements) and compare the results of first- and six-year students. The students of general medicine faculty from Smolensk State Medical University are included. They were surveyed using the questionnaire «Occupational (emotional) burnout», developed on the basis of the three-factor model by K. Maslach and S. Jackson and adapted by N.E. Vodopyanova. The study involved 87 people, including 38 first-year students and 49 - sixth-year of general medicine faculty. Mean age was 18±0,12 years and 22,9±0,15 years accordingly. The male proportion in the first year was 47,4%, on the sixth year- 32,7%. In this research, the significant manifestation of occupational burnout components among first-year students (high levels of emotional exhaustion, depersonalization and reduction ofpersonal achievements in 36,8%, 47,4% and 81,6%accordingly) was identified. The prevalence of the main parameters of the syndrome was noted in men within both courses.
Key words: occupational burnout, medical students, Smolensk State Medical University.
Введение
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) является актуальной проблемой современности. Среди людей, наиболее подверженных стрессам, одно из первых мест занимают медицинские работники. Так, по данным английских иссле-
дователей, у врачей нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Среди обследованных в Великобритании врачей общей практики высокий уровень тревоги был выявлен в 41% случаев, клинически выраженная депрессия - в 26% случаев [3, 4]. Наиболее ярко СЭВ
проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью [2].
Все большее количество авторов указывают на необходимость уделять внимание развитию СЭВ, который представляет собой многообразный феномен. И хотя в настоящее время он даже удостоен диагностического статуса в МКБ-10 ^ 73 - Стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью), несомненно, что это новое название старой проблемы [1, 5].
Цель работы
Сравнение частоты встречаемости синдрома эмоционального выгорания у студентов первого и шестого курсов Смоленского государственного медицинского университета (СГМУ).
Методика
Исследование показателей СЭВ осуществлялось с помощью опросника «Профессиональное (эмоциональное) выгорание», разработанного на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптированного
Стоит отметить преобладание высоких показателей данного параметра у лиц мужского пола обоих курсов. Так, эмоциональное истощение среди юношей первого и шестого курсов составило 44,4% и 37,5%, среди девушек - 30% и 18,2% соответственно.
Н.Е. Водопьяновой. Методика предназначена для диагностики эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
В исследовании участвовало 87 человек, из них 38 студентов первого курса и 49 - шестого курса лечебного факультета. Средний возраст составил 18±0,12 года и 22,9±0,15 года. Доля оцениваемых лиц мужского пола на первом курсе составляла 47,4%, на шестом - 32,7%. Статистическая обработка данных производилась с помощью программы MicrosoftExcel 2010.
Результаты исследования и их обсуждение
Первой задачей анкетирования стал анализ эмоционального истощения студентов. Так, данный параметр достигает среднего уровня в 60,5% случаев у студентов первого курса и 53,1% - у студентов шестого. При этом низкий уровень истощения встречается чаще у студентов-старшекурсников (рис. 1).
Высокий и средний уровень деперсонализации отмечается среди студентов обоих курсов практически в равном процентном соотношении. Однако низкий уровень чаще встречается у респондентов 6 курса (рис. 2).
Рис. 1. Эмоциональное истощение
Рис. 2. Деперсонализация
У юношей отмечается преобладание высокого уровня деперсонализации: 66,7% случаев у первокурсников и 62,5% случаев у шестикурсни-ков (аналогичный параметр встречается у 30% и 39,4% у девушек соответственно).
Низкий и средний уровни редукции личностных достижений более характерны для студентов шестого курса (рис. 3).
100% 80% 60% 40% 20% 0%
81,58%
11
5 5,11 %
36,73 %
8,16% 2 63% %
1 курс 6 курс низкий
1 курс 6 курс средний
1 курс 6 курс высокий
Рис. 3. Редукция персональных достижений
Среди студентов-выпускников данный показатель выражен более ярко у девушек: у 57,6% -высокий уровень, в то время как среди юношей он встречается несколько реже - у 50%.
Выводы
1. В ходе данного исследования была выявлена более высокая выраженность всех компонентов СЭВ у студентов первого курса.
2. При анализе данных было выявлено преобладание подавленности и эмоционального истощения у лиц мужского пола обоих курсов. Однако редукция личностных достижений более выражена у студентов женского пола выпускного курса.
3. Прослеживается тенденция к уменьшению выраженности основных компонентов СЭВ к выпускному курсу.
4. Профилактикой СЭВ может являться переключение с одного вида деятельности на другой, более спокойное отношение к проблемам с учебой, обязательное наличие хобби.
Первокурсникам рекомендуют занятия спортом или любой другой деятельностью, чтобы минимизировать переживания и дать возможность реализовать себя как личность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балахонов А.В. и др. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизациии психосоматической патологии. Вестник Санкт-Петербургского университета 2009; № 3. - С. 57-60.
2. Бердяева И.А, Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей. Дальневосточный медицинский журнал 2012; № 2. - С. 117-120.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. / Менеджмент: учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономист, 2006. - 670 с.
4. Виханский О.С. «Другой» менеджмент: время перемен / О.С. Виханский, А.И. Наумов // Российский журнал менеджмента. 2004. - Т. 2. - № 3. - С. 105-126.
5. Червяков И.Ю. Актуальность синдрома эмоционального выгорания у медработников остается недооцененной. Март 2015. http://amic-med.ru/17196/