Научная статья на тему 'Исследование профессионального выгорания среди студентов КазНМУ и медицинских работников некоторых учреждений г. Алматы'

Исследование профессионального выгорания среди студентов КазНМУ и медицинских работников некоторых учреждений г. Алматы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
847
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСТОЩЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / КәСіБИ КүЙіНУ / ЭМОЦИОНАЛДЫ ЖүДЕУ / МЕДИЦИНАЛЫқ қЫЗМЕТКЕРЛЕР / BURNOUT / EMOTIONAL EXHAUSTION / HEALTH CARE SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хайрушева Д.А., Саринова К.Р., Исаматов Б., Хисамутдинов Н., Ешманова А.К.

Медицинские работники постоянно находятся в кругу как своих собственных проблем (испытывая на себе все реальные трудности собственной жизни), так и проблем пациентов, неся при этом двойную социально-психологическую нагрузку. Их профессиональная деятельность предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс, который начинает формироваться еще в процессе обучения. Именно поэтому врачи и медсестры, в том числе студенты-медики находятся в группе риска возникновения синдрома профессионального выгорания, и вопросы особенностей его формирования, профилактики и лечения приобретают для них особую актуальность. Цель исследования: Выявление степени профессионального (эмоционального) выгорания у студентов медицинского университета и медицинских работников некоторых учреждений г. Алматы. Методы исследования: Анализ анкет медицинских работников на основе опросника "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" разработанный К. Маслач и С. Джексон и адаптированный Н. Водопьяновой, Е. Старченковой 4 лечебных учреждений г. Алматы: 1работники Алматинского Городского Дома Ветеранов, 2 работники Городского центра паллиативной помощи, 3 сотрудники Центра Первичной Медико-санитарной помощи при Клинике Внутренних болезней КазНМУ им. С. Асфендиярова и 4 Городская поликлиника №20 г. Алматы и студентов 2 и 5 курсов медицинского университета (г. Алматы, КазНМУ им. С. Асфендиярова). Всего 668 человек. Результаты и обсуждение: Результаты исследования показали, что среди обследованных лиц встречаются средней, высокой и крайне высокой степени выгорания. Выявлен большой удельный вес проявлений высокой и крайне высокой степени синдрома профессионального выгорания среди медицинских сотрудников Городской Поликлиники №20 г. Алматы. А так же определен высокий уровень «редукции личностных достижений» у студентов 2 курса и показателя «деперсонализация» среди студентов 5 курса медицинского университета. Выводы: Результаты исследования отражают необходимость дальнейшего исследования для поиска и обоснования основных внешних факторов профессионального выгорания в зависимости от сферы деятельности и дальнейшего поиска новых эффективных и максимально безопасных методов профилактики и коррекции расстройств функционального состояния, сопряженных с данным синдромом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хайрушева Д.А., Саринова К.Р., Исаматов Б., Хисамутдинов Н., Ешманова А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ҚАЗҰМУ СТУДЕНТТЕР ЖӘНЕ АЛМАТЫ ҚАЛАСЫНДАҒЫ КЕЙБІР ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МЕКЕМЕЛРІНІҢ МЕДИЦИНАЛЫҚ ҚЫЗМЕТКЕРЛЕР АРАСЫНДА КӘСІБИ КҮЙІНУІН ЗЕРТТЕУ

Health care practitioners are between their own problems (difficulties of own life), and patient problems what doubles social and psychological burden. Their professional activity involves the emotional intensity and a number of the factors causing stress. Burnout begins to cultivate its seeds during the medical school days. That is why doctors and nurses, including medical students are at risk of burnout and features of its formation issues, prevention and treatment acquire special relevance Aim: to identify the burnout degree among medical students and medical staff of some institutions in Almaty. Material and Methods: Analysis of health care practitioners questionnaire’s answers based on Maslach Burnout Inventory adapted by N. Vodopyanova, E. Starchenkova among 4 hospitals in Almaty: 1physicians of Almaty Veterans House, 2 palliative care practitioners, 3 primary health care Department’s specialists of Internal Medicine Сlinic associated with KazNMU and 4 Polyclinic №20 medical staff and second and fifth courses medical university students (Almaty, KazNMU). Total amount of participants in the study were 668 persons. Results and discussion. Results of study showed that among surveyed persons the middle, high and extremely high degree of burnout syndrome are found. The manifestations of high and extremely high degree of burnout is greater among №20 Almaty Polyclinic’s medical staff. Also the high level was identified in "low personal accomplishment" among 2nd year students and the "depersonalization" among 5th course medical university students. Conclusions. The findings reflect the necessity for the further research of studying the major external factors of burnout depending on the scope of activities and further search for new effective and safe methods of burnout prevention and disorders correction of functional conditions, associated with this syndrome.

Текст научной работы на тему «Исследование профессионального выгорания среди студентов КазНМУ и медицинских работников некоторых учреждений г. Алматы»

Д.А. ХАЙРУШЕВА3, К.Р. САРИНОВА4, Б. ИСАМАТОВ3, Н. ХИСАМУТДИНОВ3, А.К. ЕШМАНОВА 1 Г.Б. УМУТБАЕВА1 Д.А. ИЛЬЯСОВА2, Л.А. АЛМАГАМБЕТОВА2, А.И. НУФТИЕВА1, Г.Р. АДИЛЬЖАН1, Д.Ж. ТОЛЕУОВА1 А.К. АБИКУЛОВА1, А.Т. МАНШАРИПОВА1, К. МОЛДАБЕКГ 2, А.Г. БЕЛТЕНОВА1, Ж. БАУЫРЖАНКЫЗЫ3, С. РАИСОВ3

1 Инновационная научная школа геронтологии и гериатрии 2Кафедра «Общая врачебная практика» 3Врачи-интерны и студенты Казахского национального медицинского университета имени С. Д. Асфендиярова, г. Алматы, Республика Казахстан 4 Назарбаев Интеллектуальная Школа г. Алматы

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ КАЗНМУ И МЕДИЦИНСКИХ

РАБОТНИКОВ НЕКОТОРЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. АЛМАТЫ

УДК 614.253+61-057.875:154.2.001.5

Медицинские работники постоянно находятся в кругу как своих собственных проблем (испытывая на себе все реальные трудности собственной жизни), так и проблем пациентов, неся при этом двойную социально-психологическую нагрузку. Их профессиональная деятельность предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс, который начинает формироваться еще в процессе обучения. Именно поэтому врачи и медсестры, в том числе студенты-медики находятся в группе риска возникновения синдрома профессионального выгорания, и вопросы особенностей его формирования, профилактики и лечения приобретают для них особую актуальность.

Цель исследования: Выявление степени профессионального (эмоционального) выгорания у студентов медицинского университета и медицинских работников некоторых учреждений г. Алматы.

Методы исследования: Анализ анкет медицинских работников на основе опросника "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" разработанный К. Маслач и С. Джексон и адаптированный Н. Водопьяновой, Е. Старченковой 4 лечебных учреждений г. Алматы: 1- работники Алматинского Городского Дома Ветеранов, 2 -работники Городского центра паллиативной помощи, 3 - сотрудники Центра Первичной Медико-санитарной помощи при Клинике Внутренних болезней КазНМУ им. С. Асфендиярова и 4 - Городская поликлиника №20 г. Алматы и студентов 2 и 5 курсов медицинского университета (г. Алматы, КазНМУ им. С. Асфендиярова) . Всего 668 человек. Результаты и обсуждение: Результаты исследования показали, что среди обследованных лиц встречаются средней, высокой и крайне высокой степени выгорания. Выявлен большой удельный вес проявлений высокой и крайне высокой степени синдрома профессионального выгорания среди медицинских сотрудников Городской Поликлиники №20 г. Алматы. А так же определен высокий уровень «редукции личностных достижений» у студентов 2 курса и показателя «деперсонализация» среди студентов 5 курса медицинского университета.

Выводы: Результаты исследования отражают необходимость дальнейшего исследования для поиска и обоснования основных внешних факторов профессионального выгорания в зависимости от сферы деятельности и дальнейшего поиска новых эффективных и максимально безопасных методов профилактики и коррекции расстройств функционального состояния, сопряженных с данным синдромом.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, синдром эмоционального истощения, медицинские работники.

Актуальность. Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека [1].

Стоит заметить, что впервые феномен выгорания описал Н. Freudenberger (1974), который наблюдал его у себя и своих коллег. В ходе исследования им было отмечено, что медицинские работники, проработавшие достаточно долгое время проявляют при исполнении своих профессиональных обязанностей такие признаки как снижение мотивации, ответственности, цинизм, равнодушие к пациентам и вместе с тем эмоциональную исчерпанность[2].

Синдром профессионального выгорания имеет структуру состоящую из трех компонентов, включающую психоэмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Психоэмоциональное истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности. Деперсонализация является специфической формой социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми, проявляющаяся в уменьшении количества контактов

с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям. Редукция личностных достижений проявляется в тенденции сотрудника низко оценивать себя и свои профессиональные достижения, снижать профессиональные амбиции, снижать сложность профессиональных целей, фиксироваться на неудачах. На основе трехфакторной модели синдрома К. Маслач был разработан опросник «Maslach Burnout Inventory» (MBI), который является наиболее валидным и надежным инструментом диагностики и считается золотым стандартом для выявления выгорания в медицинской научной литературе[3].

По роду своей профессиональной деятельности медицинские работники сталкиваются со страданием, болью, смертью. Их деятельность характеризуется состоянием постоянной

психологической готовности, эмоциональной вовлеченности в проблемы окружающих, связанные с состоянием их здоровья, практически в любых ситуациях предполагающих межличностные взаимодействия. Больной переживает болезнь, а врач должен уменьшить степень информационной неопределенности путем тщательной диагностики, но контролировать в полной мере «человеческий фактор» он не в состоянии. Существование в подобных условиях требует от специалиста

медицинского учреждения высокой эмоциональной устойчивости, стабильности, психологической надежности, умения противостоять стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам, а также сформированных коммуникативных навыков, развитых механизмов психологической адаптации и компенсации [4]. Среди специалистов здравоохранения, выгорание коррелирует с недостаточно качественным уходом за пациентами (Shanafelt, Bradley, Wipf, &Back, 2002), снижением субъективных оценок качества медицинской помощи пациентами (Лейтер и др., 1998), а также снижением производительности (Nayeri, Negarandeh, Vaismoradi, Ahmadi, &Faghihzadeh, 2009). В этой связи изучение профессионального выгорания среди работников сферы здравоохранения приобретает особую актуальность [5].

Доказано, что наибольшему риску развития синдрома профессионального выгорания подвержены представители сферы медицинских услуг. Выгорание начинает формироваться еще в медицинской школе, продолжается в течение всего периода резидентуры, и, наконец, выплескивается в повседневной жизни практикующих врачей [6]. Исследования показали, что выгорание среди студентов-медиков выше, чем у их сверстников других специальностей [7]. Выгорание возрастает с продолжением обучения: степень тяжести по всем показателям выгорания больше в клиническом чем доклиническом периоде [8]. Распространенность выгорания у врачей всех специальностей составляет 20-60%. Согласно статье Medscape об образе жизни врачей США (MedscapePhysicianLifestyleReport), процент врачей, которые считают себя выгоревшими увеличилась с

40% в 2013 году до 46% в 2015 году (Рес№ат, 2015) [9]. Женщины подвержены более высокому уровню эмоционального выгорания, чем мужчины [10]. Наибольший процент (50% и более) профессионального выгорания были отмечены у врачей интенсивной терапии, неотложной медицинской помощи, семейной медицины, терапевтов, общих хирургов и у специалистов ВИЧ/инфекционных болезней [9]. Цель исследования: Выявление степени профессионального (эмоционального) выгорания у студентов медицинского университета и медицинских работников некоторых учреждений г. Алматы.

Методы исследования:

В исследовании для определения риска возникновения профессионального выгорания у медицинских работников был проведен анализ анкет медицинских работников на основе опросника "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" разработанный К. Маслач и С. Джексон и адаптированный Н. Водопьяновой, Е. Старченковойстудентов 2 и 5 курсов медицинского университета (г. Алматы, КазНМУ им. С. Асфендиярова) и 4 лечебных учреждений г. Алматы: 1- работники Алматинского Городского Дома Ветеранов (АДВ), 2 - работники Городского центра паллиативной помощи (Хоспис), 3 - сотрудники Центра Первичной Медико-санитарной помощи при Клинике Внутренних болезней КазНМУ им. С. Асфендиярова (университетская поликлиника) и 4 -Городская поликлиника №20 г. Алматы. Всего приняли участие в исследовании 668 человек (таблица 1).

Таблица 1 - характеристика групп исследования

Профессиональная группа Характеристика Значение

1 Студенты 2 курса КазНМУ им. С. Асфендиярова Количество 409

Пол Муж 131

жен 278

Возраст 19,39±0,07

Стаж 0

2 Студенты 5 курса КазНМУ им. С. Асфендиярова Количество 79

Пол Муж 28

жен 51

Возраст 22,09±0,13

Стаж 0

3 Работники Алматинского Городского Дома Ветеранов (АДВ) Количество 48

Пол Муж 2

жен 46

Возраст 44,04±1,81

Стаж 6,67±1,08

4 Работники Городского центра паллиативной помощи (Хоспис) Количество 31

Пол Муж 3

жен 28

Возраст 40,97±1,69

Стаж 6,90±1,29

5 Сотрудники Центра Первичной Медико-санитарной помощи при Клинике Внутренних болезней Каз НМУ им. С. Асфендиярова (университетская поликлиника) Количество 18

Пол Муж 2

жен 16

Возраст 37,56±3,61

Стаж 7,61±2,38

6 Сотрудники Городской поликлиники №20 г. Алматы Количество 83

Пол Муж 9

жен 74

Возраст 38,48±1,20

Стаж 12,90±1,20

Результаты и обсуждение.

При анализе полученных результатов, выяснилось, что очень высокий уровеньэмоционального истощения испытывают сотрудники 20 поликлиники

(13,3%), а меньше всего ощущают себя эмоционально истощенными работники Дома ветеранов (рисунок 1).

Эмоциональное истощение

студенты 5 курса 8,9% студенты 2 курса 12,5 хоспис 6,50% университетская поликлиника ГП № 20 АДВ

73,4% 68,5%

48,40% 66,70% 43,4

0% 41,70%

17,

I

19,1%

45,20%

26

22,20%

,50%

27,10% 4,20%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень ■ Очень высокий уровень

Рисунок 1 - Эмоциональное истощение у медицинских работников

По шкале деперсонализация(деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим) получены аналогичные результаты: у 59% сотрудников 20 поликлиники выявлен высокий уровень деперсонализации. Меньше всего этот показатель у

работников АДВ. Интересно заметить, что наибольшее значение показателя

«деперсонализация» зарегистрировано у студентов медицинского университета: высокий уровень - у 71,9% студентов 2 курса и 78,5% у студентов 5 курса (рисунок 2).

Деперсонализация

студенты 5 курса студенты 2 курса 1,

хоспис 6,50%

университетская поликлиника ГП № 20 АДВ

21,5% 7% 26,4%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Рисунок 2 - Деперсонализация у медицинских работников

При анализе полученных результатов, средней и высокой степени выраженности признака редукция личностных достижений (ощущение утраты собственно «я» и падение самооценки) среди работников Университетской поликлиники и хосписа выявлено не было. В отличие от сотрудников АДВ, 20

поликлиники и студентов медицинского ВУЗа. Наибольшая величина в 23,5% высокого уровня РЛД определена у студентов 2 курса. Для студентов высокий уровень показателя «редукция личностных достижений» возможно, обусловлен с трудностями, с которыми сталкиваются обучающиеся (рисунок 3).

Редукция личностных достижений

студенты 2 курса университетская поликлиника

АДВ

0%

■ Низкий уровень ■ Средний уровень

■ Высокий уровень ■ Очень высокий уровень

31,5%%

53,2%

7,40%

— 36,7% 45,0% 23,5%

83,30%

67,50%

,60%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

22,60% 16,70%

27,70% 3,6 22,90% ----

20%

40%

60%

80%

100%

Рисунок 3 - Редукция личностных достижений у медицинских работников

Аналогично, при определении интегрального больше всего ему подвержены сотрудники ГП №20

показателя степени выгорания было выявлено, что (рисунок 4).

С студенты 5 курса студенты 2 курса 1, хоспис университетская поликлиника ГП № 20 4 АДВ тепень выгорания оп 10/ цц "I 6 Уо 0%

11111

7% 19,4 33,0% 53 ,8% 9,70%

0% 44 6,90% ,40% 7 1,00%

80% 1 ,40% 50,0 0% 5,60%

57, 80%

0,40% 31,30% 43,80% 14

0 Низкий уровень Средн % 10 й уро -1-1-1-1-1-1-1- % 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90 вень ■ Высокий уровень ■ Очень высокий урс % 10 вень

Рисунок 4 - Интегральный показатель I

Так же возраст и опыт работы в значительной степени связаны с синдромом эмоционального выгорания. Более молодые и менее опытные работники имеют более высокий риск развития профессионального выгорания. Это явление может быть связано с различной реакцией на стрессовые ситуации и способность справляться со стрессом среди работников с различным опытом работы. Из данных литературы известно, что более опытные работники демонстрируют лучшие способности, чтобы справиться со стрессом и, таким образом, они подвержены меньшему риску развития выгорания. Таким образом, можно утверждать, что в большей степени профессиональному выгоранию подвержены работники первичного медицинского звена. Выводы:

Определен высокий уровень «редукции личностных достижений» у студентов 2 курса и показателя «деперсонализация» среди студентов 5 курса медицинского университета. Последствия студенческого выгорания являются комплексными. Многие факторы психических расстройств (тревога, нарушения сна, депрессия и суицидальные мысли) появляются среди студентов, страдающих от выгорания.

Выявлен большой удельный вес проявлений высокой и крайне высокой степени синдрома профессионального выгорания среди медицинских

выгорания у медицинских работников

сотрудников Городской Поликлиники №20 г. Алматы. В целом, персонал первичного звена медицинской помощи показывают высокий уровень стресса, возможно, связанный с рабочим напряжением. Поскольку общеизвестно, что деятельность медицинских работников ПМСП характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью, коммуникативной и когнитивной сложностью, необходимостью быстрого реагирования на изменения состояния здоровья у пациентов, что способствует формированию профессионального выгорания у данного контингента. Это обуславливает необходимость дальнейшего изучения их профессиональной деятельности, что позволит определить индивидуальные траектории противодействия профессиональному стрессу, а также разработать общую концепцию профилактики их профессионального выгорания. Для решения вопросов профилактики и учреждения программы профилактики в организации в плане профессионального выгорания необходимо выполнить диагностические мероприятия, которые позволяют выявить ключевые моменты состояния социально-психологического климата в организации и затем определить состояние выгорания каждого отдельного сотрудника, - то есть провести мероприятия по оценке явления профессионального выгорания сотрудников. Исходя из результатов

диагностических мероприятии, составляется план работы с подразделением и индивидуальный подход

программы психологическои коррекции каждого сотрудника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания:диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

2 Лукина В.С. Вопросы профессионального выгорания и увлеченности работой в зарубежной и отечественной психологии // Общество и цивилизация: Тенденции и перспективы развития в XXI веке. - 2015. - Т. 3. - С. 4-8.

3 Romani, M; Ashkar, K. Burnout among physicians // The Libyan Journal Of Medicine. - Sweden: 2014. - №9. - Р. 235-256.

4 Специфика врачебной деятельности и особенности проявления профессионального выгорания у медицинских работников Темрокова С. Б./ Научный журнал «АПРОБАЦИЯ». - № 2 (17). - 2014. - с 70-73

5 Luken, M; Sammons, A. Systematic Review of Mindfulness Practice for Reducing Job Burnout. The American Journal Of Occupational Therapy: Official Publication Of The American Occupational Therapy Association. UnitedStates, 70, 2, Mar. 2016.

6 Dyrbye LN, Massie FS Jr, Eacker A, Harper W, Power D, Durning SJ, et al. Relationship between burnout and professional conduct and attitudes among US medical students // JAMA. - 2010. - 304. - Р. 1173-1180.

7 Pagnin D, De Queiroz V, Carvalho YT, Dutra AS, Amaral MB, Queiroz TT. The relation between burnout and sleep disorders in medical students // Acad Psychiatr. - 2014. - 38(4). - Р. 438-444.

8 Gerber M, Brand S, Elliot C, Holsboer-Trachsler E, Puhse U, Beck J. Aerobic exercise training and burnout: a pilot study with male participants suffering from burnout // BMC Res Notes. - 2013. - №6. - Р. 78-85.

9 Henson, JW. Reducing Physician Burnout Through Engagement // Journal Of Healthcare Management. - 2016. - 61(2). -Р. 86-89.

10 Gashmard, R; et al. Burnout and its related Demographic Factors among the Medical Staff working in Hospitals associated with Bushehr University of Medical Sciences // Puerto Rico Health Sciences Journal. - 2015. - 34(4). - Р. 208-214.

Д.А. ХАЙРУШЕВА3, К.Р. САРИНОВА*, Б. ИСАМАТОВ3, Н. ХИСАМУТДИНОВ3, А.К. ЕШМАНОВА 1 Г.Б. УМУТБАЕВА1,

Д.А. ИЛЬЯСОВА2, Л.А. АЛМАГАМБЕТОВА2, А.И. НУФТИЕВА1, Г.Р. АДИЛЬЖАН1, Д.Ж. ТОЛЕУОВА1, А.К. АБИКУЛОВА1, А.Т. МАНШАРИПОВА1, К. МОЛДАБЕКГ 2, А.Г. БЕЛТЕНОВА1, Ж. БАУЫРЖАНКЫЗЫ3, С. РАИСОВ3

1Геронтология жэне гериатрия инновациялык гылыми мектебi 2 «Жалпы тэжiрбиелiк дэр^ерлер» кафедрасы 3 С. Д. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыц Медицина Университеттщ интерн дэртрлер мен студенттер,

Алматы к,, К,азацстан Республикасы 4Назарбаев Зияткерлкмектеб1 Алматы к.

КДЗ¥МУ СТУДЕНТТЕР ЖЭНЕ АЛМАТЫ KАЛАСЫНДАFЫ КЕЙБ1Р ДЕНСАУЛЫЦ САЦТАУ МЕКЕМЕЛР1НЩ МЕДИЦИНАЛЬЩ ЦЫЗМЕТКЕРЛЕР АРАСЫНДА КЭС1БИ КУШНУШ ЗЕРТТЕУ

Тушн: медициналы; ;ызметкерлер ез проблемаларын (ез ем1ршщ барлы; на;ты к;иындык;тар) жэне пациент проблемалары ;ос элеуметтж жэне психологиялы; жуктемеш кию болып табылады. Олардын, кэаби ;ызмет эмоционалды; ;ар;ындылыгын жэне стресс тудыратын кеп факторларын ;амтиды. Ол о;у кезшде ;алыптасстырып басталады. Сонды;тан дэртерлер мен мешрбикелер, онын шшде медицина студенттер^ кэаби кушну дамитын тэуекел тобына ;атыс;ан болып, онын ;алыптасуы мэселелер^ алдын алу жэне емдеу ерекшелiктерi арнайы манызы болып журпзшедь

Мацсаты: медицина университетшщ студенттер жэне Алматы ;аласындагы кейбiр денсаулы; са;тау мекемелрiнiн медициналы; ;ызметкерлер арасында кэсiби KYИiнуiн зерттеу

Материалдар жэне эд^ер: Зерттеуде К.Маслач мен С. Джексон жобалаган Н. Водопьянова мен Е. Старченкова эзiрлеген жэне медицина ;ызметкерлерше беИiмделген «Кэаби (эмоционалды) ^шну» сауалнамасы ;олданылды. Ол 4 Алматы ;аласындагы медицина кемек керсету орталы;тарына: 1 - Алматы ;алалы; Ардагерлер YИi, 2 -Алматы ;алалы; паллиатив кемек керсету ортальны, 3 - Каз¥МУ Iшкi аурлар клиникасынын АМСК орталыгы, 4 -№20 Алматы ;алалы; емхана ;ызметкерлершщ жэне 2 мен 5 курс Каз¥МУ студенттерiнiн арасында еткiзiлдi. Зерттеуге жалпы 668 адам ;атысты.

Нэтижелер жэне талцылау: Зерттеу нэтижелерi зерттеуге ;атыс;андардын iшiнде орташа, жогары жэне ете жогары дэрежелi кэсiби ^шну синдромын кездесетiнiн керсеттi. №20 Алматы ;алалы; емхана медицина к;ызметкерлерi арасында KYЙдiрер жогары жэне ете жогары дэрежелi Yлкен Yлесi керiнiстердi. Ал 2^ курс студенттерi арасында «жеке жетiстiктерiн темендету» жэне 5 курс студенттерi арасында«деперсонализация» керсеткiшi жогары денгешн аны;тады.

Цорытынды: Зерттеу нэтижелерi ;ызмет TYрiне байланысты эмоционалды KYИiну синдромынын негiзгi сырт;ы факторларын iздеу жэне дэлелдеу ма;сатында жана тиiмдi жэне максималды ;аушаз профилактикалы; эдiстерiн iздеу жэне осы синдроммен бай;алатын функционалды жагдайдын бузылыстарын TYзетулер ма;сатында зерттеущ жалгастыру керектiгiн керсеттi.

ТYЙiндi сездер: кэсiби KYИiну, эмоционалды ЖYДеу, медициналы; ;ызметкерлер.

D.A. KHAIRUSHEVA3, K.R. SARINOVA4, B. ISAMATOV3, N.F. KHISSAMUTDINOV3, A.K. YESHMANOVA1, G.B. UMUTBAYEVA1, D.A. ILYASOVA2, L. A. ALMAGAMBETOVA2, A.I.NUFTIYEVA1, G. ADILZHAN1, D.Z. TOLEUOVA1, А.К.ABIKULOVA1, A.T. MANSHARIPOVA1, G.K. MOLDABEK2, A.G. BELTENOVA1,

ZH. BAUYRZHANKYZY3, S.RAISOV3

1 Innovative Scientific School of Gerontology and Geriatrics 2 General Practitioner Department, students 3 S. Asfendiyarov Kazakh National Medical University FY2 doctors, Almaty, Kazakhstan 4Nazarbayev Intellectual School, Almaty

BURNOUT AMONG KAZNMU STUDENTS AND HEALTH CARE PRACTITIONERS OF SOME INSTITUTIONS IN ALMATY

Resume: Health care practitioners are between their own problems (difficulties of own life), and patient problems what doubles social and psychological burden. Their professional activity involves the emotional intensity and a number of the factors causing stress. Burnout begins to cultivate its seeds during the medical school days. That is why doctors and nurses, including medical students are at risk of burnout and features of its formation issues, prevention and treatment acquire special relevance

Aim: to identify the burnout degree among medical students and medical staff of some institutions in Almaty. Material and Methods: Analysis of health care practitioners questionnaire's answers based on Maslach Burnout Inventory adapted by N. Vodopyanova, E. Starchenkova among 4 hospitals in Almaty: 1- physicians of Almaty Veterans House, 2 -palliative care practitioners, 3 - primary health care Department's specialists of Internal Medicine Clinic associated with KazNMU and 4 - Polyclinic №20 medical staff and second and fifth courses medical university students (Almaty, KazNMU). Total amount of participants in the study were 668 persons.

Results and discussion. Results of study showed that among surveyed persons the middle, high and extremely high degree of burnout syndrome are found. The manifestations of high and extremely high degree of burnout is greater among №20 Almaty Polyclinic's medical staff. Also the high level was identified in "low personal accomplishment" among 2nd year students and the "depersonalization" among 5th course medical university students.

Conclusions.The findings reflect the necessity for the further research of studying the major external factors of burnout depending on the scope of activities and further search for new effective and safe methods of burnout prevention and disorders correction of functional conditions, associated with this syndrome. Keywords: burnout, emotional exhaustion, health care specialists.

Г.Т. КАШАФУТДИНОВА, А.Д. КЫЗАЕВА, М.А. РАМАЗАНОВА, А. МУРАТХАН

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова Кафедра политики и управления здравоохранения

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

УДК 614.25:614.253.82

Важность кадровых ресурсов здравоохранения обусловлена следующими факторами: трудовые ресурсы являются стратегическим капиталом (составляют около 10% всех мировых трудовых ресурсов); на долю кадровых ресурсов приходится до 80% бюджета сектора здравоохранения; во всех странах наблюдается неуклонный рост потребности в кадровых ресурсах.

Ключевые слова: кадровые ресурсы здравоохранения, медицинские сестры, эффективность деятельности, условия труда, организация труда

Актуальность. Система здравоохранения нуждается в повышении эффективности трудовых ресурсов особенно в условиях изменения демографической ситуации, роста хронической патологии, ухудшения качественных характеристик трудового потенциала. Многие исследователи отмечают, что высокая социально-экономическая значимость

здравоохранения сочетается с его низкой внутриотраслевой эффективностью [1-6]. Специалисты сестринского дела составляют самую многочисленную профессиональную группу в системе здравоохранения, поэтому от

эффективности деятельности сестринского

персонала во многом зависит результативность медицинской помощи.

Цель исследования - оценить эффективность деятельности медицинских сестер на основании результатов социологических исследований Материалы и методы исследования. Для сравнительного анализа использованы

опубликованные результаты исследований 33,731 медицинских сестер в 12 странах Европы [7], а также результаты собственного исследования.

Социологическое исследование (анкетирование) проводилось одномоментно, для определения затрат рабочего времени была разработана карта само

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.