УДК 159.9.07 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-66-73
ББК 88.6
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
FEATURES OF MANIFESTATION OF PROFESSIONAL BURNOUT SYNDROME IN LECTURERS OF ECONOMIC AND MEDICAL FIELDS OF TRAINING
Сильченкова Светлана Владимировна
Заместитель декана факультета экономики и управления, Смоленский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Silchenkova Svetlana V.
Deputy Dean of the Faculty of Economics and Management, Smolensk State University (SmolGU), PhD in Education, Associate Professor
E-mail: [email protected]
Царёва Валентина Михайловна
Профессор кафедры терапии, ультразвуковой и функциональной диагностики факультета дополнительного профессионального образования, Смоленский государственный медицинский университет, доктор медицинских наук E-mail: [email protected]
Tsareva Valentina M.
Professor at the Department of Therapy, Ultrasound and Functional Diagnostics of the Faculty of Additional Professional Education, Smolensk State Medical University, ScD in Medical Sciences E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлено исследование уровня профессионального выгорания педагогов двух вузов. Сравниваются уровни профессионального выгорания преподавателей, работающих со студентами экономических и медицинских направлений подготовки.
Abstract. The article presents a study of the level of professional burnout of lecturers of two universities. The levels of professional burnout of lecturers working with students of economic and medical fields of study are compared. The K. Maslach
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Сильченкова С. В., Царёва В. М., 2023
Использована методика К. Маслач и С. Джексона, которая содержит три шкалы: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений. Выявлено, что уровень профессионального выгорания преподавателей независимо от вуза средний. Среди преподавателей, работающих на экономических направлениях подготовки, по сравнению с коллегами из медицинского университета, чаще встречается высокий уровень эмоционального истощения и деперсонализации и низкий уровень редукции личностных достижений. Приведены возможные причины данного различия.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, преподаватель, вуз, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.
Для цитирования: Сильченкова С. В., Царёва
B. М. Особенности проявления синдрома профессионального выгорания преподавателей экономических и медицинских направлений // Проблемы современного образования. 2023. № 2.
C. 66-73. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-66-73.
and S. Jackson's technique was used, which contains three scales: emotional exhaustion, depersonalization and reduction of personal achievements. The study showed that the level of the professional burnout is medium despite the university considered. However, in comparison with the lecturers teaching medical students, those of Economics proved to have a higher level of emotional exhaustion and depersonalization, and a lower level of reduction in personal achievements. Possible reasons for this difference are given.
Keywords: a professional burnout, a lecturer, university, emotional exhaustion, depersonalization, reduction of personal achievements.
Cite as: Silchenkova S. V., Tsareva V. M. Features of manifestation of professional burnout syndrome in lecturers of economic and medical fields of training. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 2, pp. 66-73. DOI: 10.31862/2218-8711-20232-66-73.
Введение
Термин «синдром выгорания» был впервые введен американским психиатром Г. Фреденбергом. В 1974 г. он дал такое название состоянию, связанному с эмоциональным истощением, которое приводит к серьезным изменениям в сфере общения. Всемирная организация здравоохранения признала синдром профессионального (эмоционального) выгорания заболеванием, она включила его в последнюю версию Международной классификации болезней [1]. Считается, что наиболее подвержены данному синдрому специалисты, постоянно контактирующие с людьми, к которым относятся и педагоги.
В настоящее время педагоги испытывают повышенные эмоциональные нагрузки, вынуждены долго работать за компьютером, что приводит к переутомлению. Деятельность педагогов отличается высокой многозадачностью, повышенной продолжительностью рабочего времени.
В литературе достаточно исследований, посвященных профессиональному выгоранию педагогов. Так, М. А. Еркинбекова выделяет группы людей, которые особенно подвержены профессиональному выгоранию. Это педагоги, которые чаще общаются с людьми, но по своему характеру их тяготит это общение; педагоги, которые испытывают внутренний конфликт (например, они плохо сочетают работу и семью либо не удовлетворены работой, но вынуждены оставаться на рабочем месте); педагоги старшего возраста, которые боятся потерять рабочее место; считается, что педагоги крупных городов больше подвержены профессиональному выгоранию [2].
Л. А. Иванова выделяет группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания: личностные (например, склонность к интроверсии; реактивность); статусно-ролевые факторы (например, конфликты; ролевая неопределенность); корпоративные факторы (нечеткая организация и планирование труда) [3].
В работе С. Е. Покровской и П. С. Суравьевой изучено влияние стажа работы педагогов на синдром профессионального выгорания. Ученые отмечают, что синдром не развивается в результате длительной профессиональной деятельности и, по сути, не зависит от стажа. Основной причиной они видят возрастные и профессиональные кризисы [4].
Ученые Вологодского института развития образования в качестве основных методик диагностика профессионального выгорания у педагогов предлагают использовать методики В. В. Бойко и К. Маслач. Авторы также определяют пути преодоления и профилактики выгорания, по их мнению, своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы: организация деятельности; улучшение психологического климата в коллективе; работа с индивидуальными особенностями [5, с. 23].
Однако работ, сравнивающих профессиональное выгорание в вузах различной направленности в имеющейся литературе нами не выявлено. При этом в разных вузах профессиональное выгорание преподавателей может отличаться по ряду причин: уровню нагрузки, эмоциональному отношению, возрасту, восприятию данного синдрома.
Цель исследования: сравнить уровни профессионального выгорания преподавателей двух вузов (Смоленского государственного университета, которые работают на факультете экономики и управления, и Смоленского государственного медицинского университета) и выявить особенности проявления данного синдрома.
Методология и методы исследования
В исследовании использовалась методика оценки профессионального выгорания преподавателя высшей школы «Профессиональное (эмоциональное) выгорание». Опросник был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексона [6] и содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Респондент может выбрать в качестве ответа от 0 до 6 баллов.
Методика содержит три шкалы:
1. «Эмоциональное истощение» - отражает тяжесть эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью.
2. «Деперсонализация» - показатель по этой шкале отражает уровень отношений с коллегами, а также общее ощущения себя как личности в связи с профессиональной деятельностью.
3. «Редукция личных достижений» - эта шкала диагностирует уровень общего оптимизма, веру в свои силы и веру в способность решать возникающие проблемы, позитивное отношение к работе и коллегам. Данная шкала имеет обратный характер.
Основными методами исследования являются: описательная статистика, корреляционный анализ. Выбранный уровень значимости р = 0,05 (достаточная точность), что является допустимым для психолого-педагогических исследований. Статистическая обработка данных проводилась в программах MS Excel 10, Statistica 8.
Выборка содержит 60 человек (по 30 преподавателей из двух вузов: Смоленского государственного университета, факультет экономики и управления, и Смоленского государственного медицинского университета). Выборки примерно одинаковы по полу, возрасту и стажу работы, статистически значимых различий по данным признакам не выявлено. Опрос проводился в мае-июне 2022 г.
Результаты исследования профессионального выгорания педагогов высшей школы
Проведена обработка результатов исследования профессиональной идентичности педагогов, определено, что нет статистически значимых отличий между выборками по среднему баллу ответов (согласно критерию Вилкоксона - Манна - Уитни). Рассмотрим, каким образом распределились ответы респондентов двух вузов по частоте (табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов преподавателей двух вузов г. Смоленска
Вариант ответа СмолГУ СГМУ
количество ответов % количество ответов %
0 баллов - «Никогда» 80 12,1 104 15,8
1 балл - «Очень редко» 99 15,0 119 18,0
2 балла - «Редко» 89 13,5 88 13,3
3 балла - «Иногда» 147 22,3 109 16,5
4 балла - «Часто» 99 15,0 106 16,1
5 баллов - «Очень часто» 96 14,5 71 10,8
6 баллов - «Каждый день» 50 7,6 63 9,5
Но при более детальном анализе данных табл. 1 можно заметить, что наиболее частый ответ на утверждения для преподавателей экономических дисциплин (СмолГУ) составил 3 балла («иногда), для преподавателей медицинского вуза - 1 балл («очень редко»). Преподаватели медицинского университета также часто выбирали ответы
«иногда» (16,5% респондентов) и «часто» (16,1% респондентов). Вариант ответа равный 6 баллам («каждый день») встречался реже всего в двух вузах.
Рассмотрим более детально ответы респондентов по каждой из шкал профессионального выгорания.
Полученные данные ответов преподавателей двух вузов по шкале эмоционального истощения представлены в табл. 2.
Таблица 2
Оценка уровня эмоционального истощения преподавателей
Уровень СмолГУ СГМУ
человек (п) % человек (п) %
Высокий 8 26,6 6 20,0
Средний 11 36,7 8 26,7
Низкий 11 36,7 16 53,3
Итого 30 100,0 30 100,0
Сравнение двух выборок (СмолГУ и СГМУ) по уровню эмоционального истощения, согласно критерию Вилкоксона - Манна - Уитни показало, что их характеристики совпадают на уровне значимости 0,05 (выборки идентичны по рассматриваемой шкале).
Анализируя данные табл. 2, можно отметить, что преподаватели СмолГУ распределены по уровням эмоционального истощения примерно одинаково. Более половины преподавателей медицинского университета (53,3%) демонстрируют низкий уровень эмоционального истощения, 46,7% - высокий и средний. Это означает, что в целом в конце учебного года они менее, чем преподаватели факультета экономики и управления СмолГУ, испытывают чувство усталости и снижения работоспособности.
Однако обращает на себя внимание, что 26,6% из СмолГУ и 20% из СГМУ имеют высокий уровень эмоционального истощения. Это свидетельствует о том, что примерно четверть опрошенных ощущают усталость, нарушения концентрации внимания, снижение эмоциональной чувствительности, повышенную тревожность, раздражительность. Эмоциональное перенапряжение этих преподавателей может привести к психологическому и физическому истощению и отрицательно сказаться как здоровье самих педагогов, так и на взаимоотношении с обучающимися.
Полученные данные ответов преподавателей исследуемых вузов по деперсонализации представлены в табл. 3.
Сравнение двух выборок (СмолГУ и СГМУ) по уровню деперсонализации согласно критерию Вилкоксона - Манна - Уитни показало, что их характеристики совпадают на уровне значимости 0,05 (выборки идентичны по рассматриваемой шкале). Согласно данным табл. 3, чаще всего встречается средний уровень деперсонализации в исследуемой выборке, затем по частоте следует низкий уровень. Это говорит о том, что преподаватели в большинстве своем и в конце учебного года достаточно вовлечены в работу, ощущают себя личностью, профессионалом своего дела.
Таблица 3
Оценка уровня деперсонализации преподавателей
Уровень СмолГУ СГМУ
человек (п) % человек (п) %
Высокий 5 16,6 1 3,3
Средний 14 46,7 15 50,0
Низкий 11 36,7 14 46,7
Итого 30 100,0 30 100,0
Однако, можно отметить, что среди преподавателей СмолГУ, по сравнению с коллегами из СГМУ, чаще (на 13,3%) встречается высокий уровень деперсонализации (16,6% и 3,3% соответственно). У этих педагогов можно наблюдать отсутствие эмоциональной вовлеченности по отношению к работе и к коллегам вследствие эмоциональных перегрузок.
Полученные данные по шкале «редукция личностных достижений» представлены в табл. 4.
Таблица 4
Оценка уровня редукции личностных достижений преподавателей
Уровень СмолГУ СГМУ
человек (п) % человек (п) %
Высокий 2 6,7 10 33,3
Средний 19 63,3 10 33,3
Низкий 9 30,0 10 33,3
Итого 30 100,0 30 100,0
Сравнение преподавателей, работающих на экономических и медицинских направлениях подготовки, по уровню редукции личностных достижений, согласно критерию Вилкоксона - Манна - Уитни, показало, что по высокому и среднему уровням выборки имеют статистически значимые различия.
Данные, представленные в табл. 4, демонстрируют, что среди преподавателей СГМУ, по сравнению с их коллегами из Смоленского государственного университета, чаще (на 26,6%, р < 0,05) встречается высокий уровень редукции личностных достижений (33,3% и 6,7% соответственно). Преподаватели медицинского вуза в большей степени показывают веру в свои силы и способность решать возникающие проблемы, позитивное отношение к работе и коллегам.
При этом средний уровень чаще показывают преподаватели экономических направлений (63,3%), по сравнению с педагогами-медиками (33,3%). Данные различия составили 30% и были статистически достоверны (р < 0,05). В целом более двух третей преподавателей каждого вуза демонстрируют высокий и средний уровни редукции личностных достижений (70% СмолГУ и 66,6% СГМУ), что является позитивным показателем профессиональных качеств работников высшей школы.
Заключение
В работе проведено сравнение уровня профессионально выгорания педагогов двух вузов, которое показало, что уровень профессионального выгорания преподавателей, независимо от вуза, средний. Среди преподавателей, работающих на экономических направлениях подготовки студентов, по сравнению с коллегами из медицинского университета, чаще встречается высокий уровень эмоционального истощения и деперсонализации. Это говорит о том, что они чаще, чем преподаватели-медики, эмоционально устают в конце учебного года, чаще наблюдается нежелание общаться с коллегами и студентами, чувствуется апатия и опустошенность.
Среди преподавателей, работающих на экономических направлениях подготовки, по сравнению с педагогами из медицинского университета, чаще встречается низкий уровень редукции личностных достижений. То есть уровень общего оптимизма, вера в свои силы среди педагогов-экономистов ниже, что сказывается на недостаточно позитивном отношении к работе и коллегам.
Причинами такой разницы могут служить наличие профессиональных знаний преподавателей медицинского университета о стрессе: его причинах, предупреждении и способах борьбы с ним. Они в большей мере владеет средствами психической саморегуляции, заботятся о пополнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов. Также можно предположить, что у педагогов медицинского университета созданы условия для более стабильной и привлекательной работы, представляющей возможности для творчества, профессионального и личностного роста.
Список литературы
1. ВОЗ официально признала эмоциональное выгорание на работе болезнью // Новосибирская областная ассоциация врачей. 2019. URL: http://www.noav.ru/?p=19225 (дата обращения: 22.09.2022).
2. Еркинбекова М. А. Профессиональное выгорание педагогов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 25-2. С. 233-238.
3. Иванова Л. А. Профессиональное выгорание педагога // Молодой ученый. 2016. № 1 (105). С. 709-711.
4. Покровская С. Е., Суравьева П. С. Синдром эмоционального выгорания педагогов с разным стажем профессиональной деятельности // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. М.: Психол. ин-т Рос. Акад. образования, 2021. С. 339-343. DOI: https://doi.org/10.24412/ cl-36422-2021-1-339-343.
5. Профилактика профессионального выгорания у педагогов: метод. пособие. Вологда, 2018. 36 с.
6. Maslach С., Jackson S. E. The measurement of experienced burnout // J. of Occupational Behavior. 1981. Vol. 2. P. 99-113. DOI: https://doi.org/10.1002/job.4030020205.
References
1. VOZ ofitsialno priznala emotsionalnoe vygoranie na rabote boleznyu. 2019. Available at: http://www.noav.ru/?p=19225 (accessed: 22.09.2022).
2. Erkinbekova M. A. Professionalnoe vygoranie pedagogov. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2012, No. 25-2, pp. 233-238.
3. Ivanova L. A. Professionalnoe vygoranie pedagoga. Molodoy uchenyy. 2016, No. 1 (105), pp. 709-711.
4. Pokrovskaya S. E., Suravyeva P. S. Sindrom emotsionalnogo vygoraniya pedagogov s raznym stazhem professionalnoy deyatelnosti. In: Novaya psikhologiya professionalnogo truda pedagoga: ot nestabilnoy realnosti k ustoychivomu razvitiyu. Moscow: Psikhol. in-t Ros. Akad. obrazovaniya, 2021. Pp. 339-343. DOI: https://doi.org/10.24412/cl-36422-2021-1-339-343.
5. Profilaktika professionalnogo vygoraniya u pedagogov: metod. posobie. Vologda, 2018. 36 p.
6. Maslach S., Jackson S. E. The measurement of experienced burnout. J. of Occupational Behavior. 1981, Vol. 2, pp. 99-113. DOI: https://doi.org/10.1002/job.4030020205.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 2
Статья поступила в редакцию 27.09.2022 The article was received on 27.09.2022