Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
599
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / VALUE ORIENTATIONS / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мещерякова Ирина Николаевна, Демец Екатерина Геннадьевна

В статье дан психологический анализ понятия профессиональное самоопределение, а также приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN YOUTH

The article deals with the psychological analysis of the concept of professional self-determination, as well as the results of an empirical study of interconnection of value orientations and professional self-determination in adolescence.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

5. Леонтович О.А. Позитивная коммуникация: постановка проблемы // Вестник РУДН. Серия Лингвистика. 2015. №1. - С. 164-177.

6. Федеральный Закон от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 08.01.2020).

7. Федеральный Закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (дата обращения: 08.01.2020).

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук Мещерякова Ирина Николаевна

Воронежский институт (филиал) Московского Гуманитарно-экономического университета (г. Воронеж); кандидат педагогических наук Демец Екатерина Геннадьевна

Воронежский институт (филиал) Московского Гуманитарно-экономического университета (г. Воронеж) ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье дан психологический анализ понятия профессиональное самоопределение, а также приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, ценностные ориентации, юношеский возраст.

Annotation. The article deals with the psychological analysis of the concept of professional self-determination, as well as the results of an empirical study of interconnection of value orientations and professional self-determination in adolescence.

Keywords: professional self-determination, value orientations, adolescence.

Введение. На протяжении всего пути развития отечественной и зарубежной психологии проблема профессионального самоопределения остается главной и на сегодняшний день. Профессиональное самоопределение - это длительный процесс в жизни человека. Иногда он может длиться и всю жизнь за счет двух механизмов: рефлексии (переосмыслении своей жизни) и внешних событий.

В современном мире большой информационный поток, который также касается выбора профессии и учебных заведений. Именно в юношеском возрасте человек выбирает свое будущее, определяет жизненный путь и выбор профессии. Многим трудно правильно определиться в этой жизни, так как они вообще мало знают о профессиях, ценностях. Поэтому за одних в такой момент родители могут решить, куда ребенок пойдет учиться, другие сами решают идти по стопам родителей, третьи из-за каких-либо обстоятельств меняет свою направленность.

Значительный вклад в теоретическое осмысление процессов выбора профессии внес Э. Эриксон [11]. Над различными аспектами этой проблемы работали также Н.А. Бердяев [1], И.С. Кон [8].

В данном исследовании будет изучаться взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения. В.А. Василенко [3], А.Г. Здравомыслов [4] и многие другие психологи занимались изучением ценностных ориентаций, но до сих пор это понятие недостаточно изучено.

Изложение основного материала статьи. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс развития у индивида собственного отношения к работе и метод его осуществления через координирование индивидуальных и общественно-профессиональных потребностей. Э.Ф. Зеер [5] объясняет профессиональное самоопределение как независимое и осмысленное согласование возможностей человека с содержанием и условиями профессиональной работы.

Профессиональное самоопределение не только лишь выбор профессии, но и выбор всей жизни. Личность нередко выбирает не только профессию, но что-то наиболее важное, то, что специальность предоставляет ему для наиболее абсолютного ощущения своей жизни. Работа представляет существенную значимость в жизни людей. Успешно подобранная специальность увеличивает чувство собственного достоинства и понимания себя.

Е.А. Климов [7] относит профессиональное самоопределение к качеству психического проявления развития личности. На протяжении всей жизни у человека складывается свое отношение к различным видам труда, представление о своих способностях, выделяются предпочтения. Одним из главных компонентов является формирование самосознания. Профессиональное самосознание включает в себя осознание личностью принадлежности к профессиональной общности, оценивание своего места в профессии, знание своих слабых и сильных сторон.

Ценностные ориентации являются критериями принятия жизненно важных решений, одним из которых является и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

Изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения обуславливается сложностью выбора профессии, поскольку у человека часто не соотносятся личностные качества и требования к профессии, что может привести к нарушению самореализации. Для преодоления этих трудностей особое внимание уделяют ценностным ориентациям.

Формирование системы ценностных ориентаций личности обретает особую роль в юношеском возрасте, поскольку именно с этим периодом связана та степень формирования ценностных ориентаций, которая гарантирует их деятельность как особенную систему, оказывающей влияние на направленность личности [10].

Для юношей главные ценности в этом возрасте здоровье, хорошие и верные друзья, интересная работа, самостоятельность, активная деятельность, развлечения, общественное признание и т.д.

Юность является весьма важным периодом в жизни человека. Молодые люди начинают планировать свое место в это мире, собственную работу, собственный образ жизни, собственные ценности. Именно в этом возрасте происходит формирование индивида, когда человек пройдя сложный путь саморазвития, учится сопереживать, нравственно относится к себе и к окружающим людям, усваивает нормы и правила поведения в обществе.

М.А. Бендюков [2] считает, что основным условием эффективного профессионального самоопределения является полноценное личностное и психическое развитие ребенка, развитость его мотивационно-потребностной сферы, наличие предрасположенностей и возможностей. Работа по подготовке к выбору профессии должна начинаться уже в младших классах, что будет способствовать в дальнейшем активизации профессионального самоопределения личности.

Выполненный нами анализ литературы, посвященный изучению особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте, позволяет выдвинуть цель нашего исследования: изучение взаимосвязи профессионального самоопределения и ценностных ориентаций в юношеском возрасте.

Объект исследования: профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

Предмет исследования: взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций и в юношеском возрасте.

С учетом результатов теоретического анализа проблемы была сформулирована гипотеза исследования: существует связь между профессиональным самоопределением и ценностными ориентациями, а именно:

• у юношей и девушек с выраженными ценностями «Процесс жизни», «Достижения», в основном преобладают такие типы профессий, как «Человек-Природа», «Человек-Знаковая система», «Человек-Художественный образ»;

• у юношей и девушек с выраженными ценностями «Власть», «Локус контроль-я», «Локус контроль-жизнь», преобладают такие типы личностей, как «Реалистический», «Социальный», «Конвенциальный», «Артистический»;

• у юношей и девушек с выраженными ценностями «Достижения» преобладает «Сфера технических интересов»; «Доброта», «Самостоятельность» - «Сфера работы с людьми».

В исследовании взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения принимали участие 40 испытуемых юношеского возраста города Воронежа (3 юношей и 37 девушек) в возрасте 17-18 лет.

На первом этапе нашего исследования была проведена методика ДДО Е.А. Климова [13]. У испытуемых преобладают такие типы профессий, как «Человек - Человек» (35%) и «Человек - Художественный Образ» (40%), которым свойственны профессии, связанные с общением, обслуживанием людей, а также творческие специальности. У 10% испытуемых был выявлен тип профессии «Человек-Техника», которому свойственны технические профессии, связаны с созданием технических устройств, ремонтом техники. У 12,5 % выявлен тип профессии «Человек-Знаковая система». Только у 2,5 % (1 человек) был выявлен тип профессии «Человек-Природа».

На втором этапе нашего исследования была проведена методика профессионального самоопределения Дж. Голланда [12] для соотнесения склонностей, способностей с различными профессиями. У испытуемых не было выявлено реалистического и конвенциального типов. У большинства испытуемых (65%) выявлен социальный тип личности. Это говорит нам о том, что они ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. У 3-х человек (7,5%) был выявлен интеллектуальный тип личности. У 7 человек (17,5%) -артистичный тип. У 4-х человек (10%) - предприимчивый тип.

На третьем этапе нашего исследования для определения склонностей у испытуемых к разным сферам профессиональной деятельности была проведена методика Л. Йовайши [13]. У юношей преобладают сферы работы с людьми (25%) и сфера умственного труда (9 человек 22,5%). В сфере работы с людьми в основном сферы профессиональной деятельности связаны с управлением, обучением, воспитанием. У 17,5 % испытуемых - сфера физического труда, для которой характерен интерес к физическому труду. У 15 % испытуемых была выявлена сфера материальных интересов. У 12,5 % испытуемых - сфера искусства. У 7,5 % испытуемых - сфера технических интересов, для которой характерна склонность к практической деятельности.

На четвертом этапе нашего исследования для выявления смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте мы применяли методику СЖО Д.А. Леонтьева [9]. Среднегрупповой показатель по шкале «Цели в жизни» составляет 30,55, что является нормой. Это говорит о том, что у испытуемых достаточно выражены представления о будущем и целях в жизни, которые придают жизни смысл и направленность. По шкале «Процесс жизни» среднегрупповой показатель - 30,75, что соответствует норме. Это свидетельствует о том, что испытуемые воспринимают процесс своей жизни как интересный и эмоционально насыщенный смыслом. Общий среднегрупповой показатель осмысленности жизни (ОЖ) - 104,2, что соответствует норме. Это говорит нам о том, что для испытуемых юношеского возраста в большей степени характерно достаточное восприятие собственной жизни как осмысленной и результативной.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод о том, что у испытуемых в юношеском возрасте все показатели находятся в норме, у них четко сформированы представления о будущем, имеют четкие цели, прожитый отрезок времени воспринимают как осмысленный период.

На пятом этапе исследования была проведена методика Ш. Шварца [6] для изучения ценностей в юношеском возрасте. На первом месте выявлен такой тип ценностей, как универсализм (52,4), для которого характерны понимание, терпимость. На втором месте - безопасность (36,5), для которой характерна безопасность для других людей и себя, стабильность в обществе, гармоничные взаимоотношения. На третьем месте - самостоятельность (34,5), испытуемые склонны отвечать за свои действия сами, принимать решения.

Для выявления взаимосвязи профессионального самоопределения и ценностных ориентаций у испытуемых мы использовали корреляционный анализ. Для начала мы определяли, является ли распределение нормальным с помощью критерия Шапиро-Уилка, затем устанавливали уровень значимости методом Спирмена, так как распределения не являлось нормальным, находили достоверные показатели и выявляли какая связь и какой степени устойчивости.

При выявлении взаимосвязи ценностных ориентаций и типов профессий по Е.А. Климову было определено, что распределение не является нормальным, различия есть, поскольку показатель р <0,05. Достоверная корреляционная связь слабой степени устойчивости была выявлена между «Процесс жизни» -«Ч-П» (положительная); «Результативность жизни» - «Ч-Т» (отрицательная), «Ч-Ч» (положительная) и «Ч-ХО» (положительная); «Локус контроля - Я» - «Ч-Ч» (положительная); «Локус контроля - жизнь» - «Ч-П» (положительная), «Ч-Т» (отрицательная) и «Ч-Ч» (положительная); «Традиции» - «Ч-Т» (положительная) и «Ч-ХО» (положительная); «Доброта» - «Ч-Ч» (положительная); «Универсализм» - «Ч-З» (отрицательная) и

«Ч-ХО» (положительная); «Самостоятельность» - «Ч-Т» (отрицательная); «Стимуляция» - «Ч-Ч» (положительная) и «Ч-З» (отрицательная); «Гедонизм» - «Ч-Т» (положительная); «Достижения» - «Ч-П» (отрицательная), «Ч-Т» (положительная) и «Ч-З» (отрицательная); «Власть» - «Ч-Т» (положительная); «Безопасность» - «Ч-П» (отрицательная). «Ч-П» - «Локус контроля - Я» (положительная), «Универсализм» (положительная), «Власть» (отрицательная). «Ч-Т» - «Процесс жизни» (отрицательная), «Конформность» (отрицательная) и «Доброта» (отрицательная). «Ч-З» - «Процесс жизни» (отрицательная), «Результативность жизни» (отрицательная), «Локус контроля - Я» (отрицательная). «Ч-ХО» - «Процесс жизни» (положительная) и «Локус контроля - жизнь» (отрицательная).

Также нами была выявлена взаимосвязь ценностных ориентаций и типов личности по Дж. Голланду. Распределение не является нормальным, различия есть, так как показатель р <0,05 (критерий Шапиро-Уилка). Достоверная корреляционная связь слабой степени устойчивости была выявлена между «Реалистический» - «Власть» (отрицательная); «Интеллектуальный» - «Универсализм» (положительная) и «Самостоятельность» (положительная); «Социальный» - «Локус контроля - жизнь» (положительная) и «Доброта» (положительная); «Конвенциальный» - «Локус контроля - Я» (отрицательный), «Универсализм» (отрицательная) и «Безопасность» (отрицательная); «Предприимчивый» - «Доброта» (отрицательная), «Универсализм» (отрицательная) и «Самостоятельность» (отрицательная). «Цели в жизни» -«Реалистический» (положительная) и «Предприимчивый» (отрицательная). «Результативность жизни» -«Реалистический» (положительная), «Социальный» (положительная) и «Предприимчивый» (отрицательная). «Локус контроля - Я» - «Реалистический» (положительная) и «Социальный» (положительная). «Локус контроля - жизнь» - «Интеллектуальный» (положительная), «Социальный» (положительная) и «Артистический» (отрицательная). «Конформность» - «Интеллектуальный» (отрицательная) и «Социальный» (положительная). «Традиции» - «Предприимчивый» (положительная). «Доброта» -«Социальный» (положительная) и «Артистический» (отрицательная). «Универсализм» - «Конвенциальный» (отрицательная) и «Артистический» (положительная). «Самостоятельность» - «Интеллектуальный» (положительная) и «Предприимчивый» (отрицательная). «Стимуляция» - «Конвенциальный» (отрицательная). «Гедонизм» - «Интеллектуальный» (отрицательная), «Предприимчивый» (положительная) и «Артистический» (отрицательная). «Достижения» - «Интеллектуальный» (положительная), «Предприимчивый» (отрицательная) и «Артистический» (положительная). «Власть» - «Интеллектуальный» (отрицательная), «Конвенциальный» (положительная) и «Артистический» (положительная).

Выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и сфер предпочтений Л.Йовайши дало следующие результаты. Распределение не является нормальным, различия есть, так как показатель р <0,05. Достоверная корреляционная связь слабой степени устойчивости была выявлена между «Сфера искусства» - «Традиции» (отрицательная); «Сфера технических интересов» - «Власть» (положительная); «Сфера работы с людьми» -«Доброта» (положительная), «Самостоятельность» (положительная) и «Власть» (отрицательная); «Сфера умственного труда» - «Доброта» (отрицательная); «Сфера физического труда» - «Гедонизм» (положительная). «Цели в жизни» - «Сфера умственного труда» (положительная). «Процесс жизни» - «Сфера физического труда» (положительная) и «Сфера материальных интересов» (отрицательная). «Результативность жизни» - «Сфера работы с людьми» (отрицательная), «Сфера физического труда» (отрицательная) и «Сфера материальных интересов» (отрицательная). «Локус контроля - Я» - «Сфера искусства» (отрицательная), «Сфера работы с людьми» (положительная) и «Сфера материальных интересов» (отрицательная). «Локус контроля - жизнь» - «Сфера технических интересов» (положительная), «Сфера работы с людьми» (отрицательная) и «Сфера материальных интересов» (отрицательная). «Конформность» -«Сфера искусства» (отрицательная), «Сфера технических интересов» (положительная) и «Сфера работы с людьми» (отрицательная). «Традиции» - «Сфера физического труда» (положительная). «Универсализм» -«Сфера умственного труда» (положительная). «Стимуляция» - «Сфера умственного труда» (положительная). «Гедонизм» - «Сфера технических интересов» (отрицательная). «Достижения» - «Сфера технических интересов» (положительная). «Власть» - «Сфера технических интересов» (положительная) и «Сфера умственного труда» (положительная). «Безопасность» - «Сфера умственного труда» (положительная).

Таким образом, по результатам статистического исследования можно сказать, что существует связь между ценностями и профессиональным самоопределением. Так у типа профессии «Человек-Природа» выявлена связь с такими ценностями, как «Процесс жизни», «Локус контроля - жизнь», «Универсализм» и «Достижения»; «Человек-Человек» - «Локус контроля - жизнь», «Стимуляция», «Доброта», «Результативность жизни»; «Человек - Знаковая система» - «Процесс жизни», «Достижения», «Стимуляция», «Результативность жизни»; «Человек-Техника» - «Гедонизм», «Власть», «Традиции», «Самостоятельность»; «Человек-Художественный образ» - «Универсализм», «Традиции», «Процесс жизни», «Локус контроля-жизнь». У типа личности «Реалистический» выявлена связь с такими ценностями, как «Власть», «Локус контроля-Я», «Цели в жизни»; «Интеллектуальный» тип - «Самостоятельность», «Универсализм», «Достижения», «Гедонизм», «Власть»; «Социальный» тип - «Локус контроля-жизнь», «Конформность», «Доброта»; «Конвенциальный» - «Универсализм», «Власть», «Безопасность», «Стимуляция»; «Предприимчивый» тип - «Традиции», «Цели в жизни», «Доброта», «Самостоятельность», «Достижения»; «Артистический» тип - «Доброта», «Власть», «Гедонизм». В «Сфере искусства» выявлена связь с такими ценностями, как «Традиции», «Конформность»; «Сфера технических интересов» -«Достижения», «Власть», «Конформность», «Гедонизм»; «Сфера работы с людьми» - «Самостоятельность», «Доброта», «Конформность»; «Сфера умственного труда» - «Доброта», «Власть», «Цели в жизни», «Безопасность»; «Сфера физического труда» - «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Гедонизм», «Традиции»; «Сфера материальных интересов» - «Процесс жизни», «Результативность жизни». Гипотеза доказана.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод о том, что у испытуемых юношеского возраста преобладает тип профессий «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ», для которых характерны общение с людьми и создание художественного образа. Также были выявлены преобладающие типы личностей - социальный и артистичный. Это значит, что испытуемые ориентированы на общение и взаимодействие с людьми и отличаются достаточно сложным взглядом на жизнь. Из всех сфер предпочтений большинство студентов выбрали сферу умственного и сферу физического труда. Это говорит о том, что они предпочитают занятия, которые требуют применения физической силы и умственных способностей. Все субшкалы методики СЖО находятся в норме. Испытуемые имеют конкретные цели в

жизни, воспринимают свою жизнь как осмысленную и насыщенную. По методике Шварца было выявлено, что на первом месте находится тип ценностей - универсализм, на втором - безопасность, на третьем -самостоятельность, на четвертом - доброта, на пятом - достижения, на шестом - традиции, на седьмом -конформность, на восьмом - стимуляция, на девятом - власть, на десятом - гедонизм. Проведенное статистическое исследование показало, что существует взаимосвязь между ценностями и профессиональным самоопределением, что подтверждает нашу гипотезу.

Выводы. Для того чтобы выявить взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций в юношеском возрасте, мы разработали программу исследованию, провели методики, проанализировали полученные результаты.

По методике ДДО Е.А. Климова у испытуемых выражены такие типы профессий, как «Человек-Человек» и «Человек - Художественный образ». Также у испытуемых преобладают два типа личностей -социальный и артистический. По результатам методики Л. Йовайши большинство испытуемых выбрали сферу физического труда и сферу умственного труда. Все субшкалы методики СЖО Д.А. Леонтьева находятся в норме. У испытуемых также преобладают такие типы ценностей, как универсализм, безопасность, самостоятельность, доброта, достижения.

По результатам статистического исследования была выявлена связь между ценностями и профессиональным самоопределением. Это говорит нам о том, что ценности играют роль при выборе профессии в юношеском возрасте. Гипотеза была доказана.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. - Москва: Азбука, 2015. - 416 с.

2. Бендюков М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 240 с.

3. Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения / В.А. Василенко / Проблема ценности в философии - Москва, 1966. - 244 с.

4. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - Москва: Просвещение, 2006. - 224 с.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 256 с.

6. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандышев. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 72 с.

7. Климов Е.А. Психологическое знание о труде в конце IX - начале ХХ вв. // Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия. Сост-ред. В.А. Бодров. — Москва: PerSe, 2007. С. 9-33

8. Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология / И.С. Кон. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 608 с.

9. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2000. - 18 с.

10. Мещерякова И.Н. Особенности ценностных ориентаций у студентов / И.Н. Мещерякова, Е.Г. Демец. - Приоритетные направления развития гуманитарных и экономических наук: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8. Часть I / науч. ред. Д.Н. Литвинов. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2017. - 148 с. С. 88-92.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. / Э. Эриксон. - Москва: Флинта, 2006. - 352 с.

12. Голланд Дж. Методика профессионального самоопределения / Дж. Голланд -(http://psycabi.net/testy/60-metodika-professionalnogo-samoopredeleniya-dzh-gollanda)

13. Климов Е.А. Дифференциально-диагностический опросник / Е.А. Климов -(http ://psylist. net/prakti kum/43. htm)

14. Опросник Йовайши «Сфера профессиональных предпочтений» (http://forpsy.ru/methodology/proforientatsionnye_metodiki/oprosnik_yovayshi/)

Психология

УДК 159.923: 613.81: 613.83: 615.851.1: 615.851.852: 615.851.84 магистр психологии Никитин Сергей Иванович

Автономная некоммерческая организация Дополнительного профессионального

образования «Психологический консультативно-образовательный центр «Статус» (г. Нижний Новгород); медицинский психолог Ивакин Андрей Андреевич

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной наркологический диспансер» Стационарное отделение

медицинской реабилитации №2» (ГБУЗ НО «НОНД» СОМР №2) (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕНЩИН УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА С НАРУШЕНИЕМ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ

Аннотация. В статье представлен анализ литературы по психологической помощи в реабилитации женщин употребляющих психоактивные вещества с нарушением когнитивных стилей. Определялись взаимосвязи между эмоционально-волевым статусом и индивидуально-типологическими особенностями личности респондентов основной и контрольной группы. Проводилось исследования когнитивных стилей и свойств личности у женщин, основной группы употребляющих психоактивные вещества находящихся на реабилитации и женщин из контрольной группы не употребляющих психоактивных веществ.

Ключевые слова: когнитивные стили, психоактивные вещества, эмоционально-волевой статус, индивидуально-типологические свойства, психологическая помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.