ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК334.012
И. А. Бабанова, П. Н.Осипов
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Ключевые слова: квалификация, необходимый, самоопределение, профессиональный, студент, особенность, колледж, образование. qualification, necessary, self-detection, professional, student, feature, college, education.
Казанский технологический колледж для многих студентов является трамплином для поступления в КГТУ. Выпускники колледжа имеют достаточно прочные знания по общеобразовательным и специальным предметам, что подтверждается при их обучении в университете. Каким образом реализуются задачи подготовки специалистов необходимой квалификации в свете современных требований к образованию? Каковы особенности их профессионального самоопределения? Покажем это на примере студентов технологического колледжа КГТУ. Kazan technological colleges is base for many students to entrance in KSTU. Post-graduate student have excellent knowledge on general and special disciplines that assured by their education in the University. By what way are realized the tasks of education of specialists of necessary qualification in the light of modern demands to the education? What are features of their professional self-detection? Let s look as example the students of technological colleges of KSTU.
Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности специалиста. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности.
В профессиональном становления личности ученые выделяют ряд стадий, в том числе: формирование профессиональных намерений, способа получения профессионального образования, первичное профессиональное самоопределение и получение профессионального образования. Наиболее многочисленной категорией специалистов в нашей стране являются выпускники средних специальных учебных заведений (ССУЗ), занимающие одно из ведущих мест в профессионально-квалификационной структуре производства. Профессиональное развитие студента в ССУЗ - важнейшая часть системы непрерывного профессионального развития специалиста, на которую приходится два первых периода профессионального становления личности и в свою очередь включает:
- профессиональное самоопределение потенциального студента,
- адаптацию первокурсника к избранному учебному заведению профессионального образования, к новой социальной роли студента, к получаемой профессии,
- овладение этой профессией, освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков,
- формирование социально значимых и профессионально важных качеств личности, положительного отношения, склонности и интереса к будущей профессии, желания по ней работать или продолжать образование в вузе после получения среднего профессионального образования.
Показателями профессионального развития студента являются:
- знание своих психологических и психофизиологических особенностей и способностей;
- осознанность выбора профессии, предъявляемые к ней требования;
- адаптируемость к учебному заведению и избранной профессии;
- целенаправленное и осознанное освоение профессии;
- готовность работать или продолжать образование по освоенной профессии;
- готовность и способность к возможной профессиональной переориентации.
Профессиональное развитие студента как специалиста, осуществляемое в результате
его профессиональной подготовки - обучения и воспитания, в процессе теоретического и профессионального обучения, производственной практики, во внеучебной работе ССУЗ - одна из ключевых проблем педагогической науки и практики среднего профессионального образования. Это обусловлено тем, что качественное профессиональное образование, подготовка высокопрофессионального специалиста, умеющего адаптироваться в современных экономических условиях, обладающего общей культурой, готового принимать самостоятельные инженерные решения - основная цель среднего профессионального образования сегодня.
Каким образом реализуются задачи подготовки специалистов необходимой квалификации в свете современных требований к образованию? Каковы особенности их профессионального самоопределения - покажем это на примере студентов технологического колледжа КГТУ.
Сегодня имеется положительная тенденция сближения интересов колледжа и университета. Колледж заинтересован в продвижении своих студентов в дальнейшем обучении по выбранной специальности в университете, так как это, безусловно, повышает престиж учебного заведения и обеспечивает необходимый качественный набор. А университет получает достойных студентов, которые имеют хорошую подготовку и ориентированы на получение необходимого уровня образования и квалификации.
В последнее время, в связи с демографическим спадом, наблюдается определенное снижение в конкурсе на некоторые специальности. В этом учебном году особенно остро встала проблема с набором на базе 9 классов.
В этой ситуации приходиться усиленно работать по профориентации со школами города, проводить работу с родителями, организовывать «Дни открытых дверей» и др. В результате такой работы удается выполнять план набора абитуриентов на все специальности (табл. 1.), тем не менее, с каждым годом снижается количество поступающих в колледж, что связано с демографическими проблемами, падением престижности рабочих профессий. Всё это, безусловно, сказывается и на количестве выпускников, необходимых для нашей экономики (рис. 1). К сожалению, оно тоже сокращается.
Таблица 1 - Набор абитуриентов в КТК КГТУ на 2008-2009 уч. год
Специальность Подано заявлений, чел. Конкурс по специальности, балл
151001 «Технология машиностроения» 28 1,12
260502 « Технология продукции общественного питания» 41 1,64
190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 67 1,34
260202 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» 28 1,12
240505 «Технология высокомолекулярных соединений и у стройств» 30 1,2
2005 год 2006 год 2007 год 2003 год 2009 год
Рис. 1 - Набор и выпуск студентов колледжа по годам (чел.)
Социально-демографический облик студента технологического колледжа таков: это молодые люди в возрасте 15-20 лет, окончившие неполную (45%) или полную (55%) среднюю школу, при этом около 70% студентов - городские жители, остальные - из ближайших районов и городов Татарстана. Почти 40% студентов проживают в неполных семьях, а некоторые уже состоят в браке и имеют детей. 23% родителей наших студентов имеют высшее образование, 38% - среднее техническое, остальные - среднее специальное образование или среднее. Студенты колледжа представляют собой различные социальные группы и национальности: русские - 47,7%, татары - 48,9%, прочие национальности -3,4%, и тем самым отражают социально-этническую структуру Республики Татарстан.
Анализируя особенности мотивации выбора студентами профессии, выделим несколько позиций: стремление к личностной самореализации; доступность профессии; материальное благополучие; социальная мотивация. Причиной неадекватного выбора профессии служат как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. В большей степени неустойчивая мотивация на учебную деятельность преобладает у студентов 1-2 курсов, которые ищут ответы на свои же вопросы: «Правильно ли я поступил?», «Ту ли профессию выбрал?», «Смогу ли стать хорошим специалистом?» и др. Наиболее низкая мотивация профессионального выбора у студентов, поступивших на базе неполной средней школы. У них в недостаточной мере сформированы представления о будущей профессии, профиле своей деятельности, социальные и психологические требования к ней.
Результаты исследования студентов ССУЗ показали следующее: к системе «человек -техника» себя отнесли 81,3% опрошенных юношей из 188 человек. Ведущим интересом для юношей является сфера профессиональной деятельности «человек - техника», что лежит в сфере избранной и осваиваемой ими специальности и, несомненно, сказывается на уровне профессионального обучения и, в последующем, на эффективность профессиональной деятельности. Юноши более осознанно выбирают специальность, проектируя свою будущую карьеру, при этом доминирующая мотивация выбора профессии у них незначительно подвержена изменению к окончанию учебного заведения.
В группах технологических специальностей, где обучаются в основном девушки, 98 из них ответили следующим образом: 35,7% - «человек-техника», 32,65% - «человек - человек» и 9,2% - «человек - природа», 15,31% - «человек - знак» и 7,14% «человек - художественный образ». У 64% девушек профессиональная деятельность в сфере «человек -техника» вызывает активное неприятие и в перспективе, после завершения обучения в колледже, они рассматривают возможность изменения профессиональной направленности, что связано не только с «ошибочным» призванием, но и рядом как субъективных, так и объективных причин.
Большое влияние на выбор профессии оказывают родственники, родители. 52% юношей и 32% опрошенных девушек сделали свой выбор по их совету. На выбор специальности влияние друзей сказывается, прежде всего, на девушках - 25% против 11% - на юношей. Фактор места жительства, близости к дому испытали 55% юношей и 13% девушек.
На выбор специальности, по опросам студентов, влияют: престиж - 18%; 7% отметили оплату труда. В категории «другое» были перечислены: интерес, любовь к технике, престижность учебного заведения -16% .
Одним из главных мотивов поступления в учебные заведения многие студенты отмечают желание получить хорошую профессию (от 30 до 90% по группам).
Достижение профессионального мастерства невозможно без получения качественного образования по выбранной специальности. При этом большое внимание должно уделяться активизации профессиональной деятельности студентов, применению таких форм и методов обучения, при которых проявляется ярко выраженная направленность профессионального образования, а также происходит утверждение личности в своей «Я - профессиональной концепции». Среди множества факторов и методов можно особо отметить качественный уровень и инновационные технологии в преподавании специальных дисциплин, серьезный подход к практическому обучению, конкурсы и деловые игры, способствующие подготовке квалифицированных специалистов.
При обучении общепрофессиональным и специальным предметам в большей мере, чем по другим учебным дисциплинам, необходимо использовать репродуктивные творческие методы обучения и воспитания, находить средства, повышающие познавательную и профессионально-ориентированную активность студентов. Особое внимание в процессе обучения общепрофессиональным и специальным предметам должно уделяться формированию технических понятий; пространственных представлений; умению составлять и читать чертежи и схемы; логике; потребности в дополнительных знаниях о технике; изучению специальной литературы; ознакомлению с новинками техники. Такая деятельность способствует формированию преобразующего отношения к окружающей действительности. В противном случае у человека вырабатывается приверженность к общепринятым взглядам и мнениям, на его восприятие влияют привычные установки, оценки, что приводит к тому, что в своей деятельности, работе и мышлении он не может выйти за пределы известного. Со временем стереотипы такой деятельности закрепляются и порождают косность мышления. У будущего специалиста необходимо развивать пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке и видению проблемы, других качеств, необходимых в современных условиях -склонность к аналитической деятельности, глубокое знание техники и технологии производства, умение принимать решение в сложных условиях, способность четко и убедительно выражать свои мысли и др.
Данные задачи начинают реализовываться уже на первом специальном предмете «Введение в специальность». На наш взгляд, примерная рабочая программа по данной специальности не соответствует поставленным задачам. Почти 40 часов программы рассчитаны на приобретение умений работать с учебниками, технической литературой, в библиотеках. Безусловно, у современных студентов данные умения развиты достаточно плохо,
некоторые не умеют даже найти нужный параграф в учебнике, а уж говорить об умение выделить главное, сформулировать мысль и грамотно озвучить её техническим языком на первых курсах даже не приходится.
В рамках реализуемой концепции качественного профессионального образования, формирования профессионального самоопределения в колледже разработаны авторские рабочие программы по предмету «Введение в специальность» по нескольким профессиональным направлениям, при этом 80% студентов отмечают действенность данной дисциплины по отношению к их профессиональному самоутверждению.
В рамках данного курса студенты знакомятся с профессиональными качествами, требованиями; определяют спектр профессиональных возможностей; происходит понимание сущности и социальной значимости студентами своей будущей профессии, проявляется устойчивый к ней интерес; происходит осознание себя и своего места в современном обществе; формируется готовность к практической деятельности по решению профессиональных задач, к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний; владение профессиональной лексикой; устойчивое стремление к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), к творческой самореализации и т. д. Постоянно идет работа по творческой активизации деятельности: уход от инерционного мышления, знакомство с методами решения изобретательских задач, с понятиями «открытия, изобретения, рацпредложения». Далее происходит погружение в специальность, дается краткая характеристика изучаемых предметов, предусматривается индивидуальная работа.
Студенты с интересом выполняют творческие задания: товарный знак, рекламу специальности и оборудования, «самые великие открытия и изобретения»; знакомятся с патентоведением; методами решения изобретательских задач (метод «проб и ошибок», си-нектика, морфологический анализ, мозговой штурм, АРИЗ и т. д.). Логическое мышление и творчество проявляется в написании сочинений по синектике - погружение в образ: «Я -молоток», «Я - двигатель» и т. д. Постепенно идет знакомство с предметами, которые будут изучаться по специальности на старших курсах.
Дальнейшая работа нацелена не только на приобретение студентами знаний оборудования, техпроцессов, материалов, выполнение расчетов, но и на самостоятельную работу
- рефераты, семинары, викторины, деловые игры, имитирующие производственную ситуацию, требующего определенного решения.
В колледже постоянно идет поиск способов и приемов, позволяющих активизировать деятельность студентов и помогающих им утвердиться в своем профессиональном выборе. Формирование творческой личностной позиции, активной творческой деятельности способствует становлению ряда качеств, которые положительно сказываются на характере личности будущего специалиста.
Не последнюю роль играют конкурсы по специальности, открытые мероприятия, требующие взаимодействия, взаимоподдержки, взаимоответственности. Подобные формы работы имеют большое воспитательное значение. При такой работе создаются поистине группы единомышленников, вырабатываются навыки коллективной деятельности, ответственности, личностного отношения. Кроме того, при тесном контакте с преподавателями при подготовке таких конкурсов и мероприятий вырабатывается сотрудничество, активно работают даже слабые студенты. В колледже разработаны и проведены: «Деловая игра для автомехаников», «Конкурс среди технических специальностей» (151001 «Технология машиностроения», 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»), «Викторина» среди технических специальностей (И.А. Бабанова), «Экономический КВН - Нравственность и деньги» (Л.И.Галкина), практические конференции (Н.И. Леонтьева, М.Г. Лаптева) и др.
Формирование готовности к профессиональному самоопределению не может осуществляться без практического обучения. Производственная практика - логическое продолжение профессионального обучения. В процессе практики закрепляются и совершенствуются профессиональные знания и умения; используются нравственные воспитательные возможности высокой организации труда, повышается ответственность за качество конечной продукции; развивается экономическое мышление и т. д.
Распределение на практику проводится с учетом уровня подготовленности, творческих способностей и желания студентов заниматься в той или иной сфере трудовой деятельности (в цехах базовых предприятий или на соответствующих кафедрах КГТУ). Студент с самого начала становится в деятельностную позицию, и качество выполненной работы, прежде всего, зависит от его активности, целеустремленности, желания, умения работать в научно - исследовательском коллективе, уровня подготовленности и творческих способностей.
Деятельностный подход к производственным практикам, как показывает опыт последних лет работы, способствует тому, что при решении ситуационных производственных задач, выполнении индивидуальных заданий студент проходит все формы учебной деятельности, а формирование его профессиональной деятельности осуществляется как процесс движения от учебной к профессиональной.
Темы курсовых и дипломных работ выбираются с учетом творческих способностей, уровнем подготовленности и специализации. Например, разработка новых технологических процессов; модернизация существующей схемы технологического процесса, разработка технической документации и исследование влияние различных параметров на характеристики материалов. В 2007-2008 учебном году 24% выпускных квалификационных работ имели научно - исследовательский характер.
Таким образом, формирование готовности к профессиональной деятельности выпускника в процессе ее движения от собственной учебной деятельности к учебнопрофессиональной деятельности дает возможность естественного вхождения в профессию без тех трудностей, которые связаны с адаптацией молодого специалиста на производстве. Это по сути дела означает сближение теоретической и практической подготовки путем «замыкания» их на конкретных исполнительских задачах.
Профессиональное образование должно готовить высококвалифицированных специалистов, умеющих адаптироваться в современных экономических условиях, обладающих общей культурой, готовых принимать самостоятельные инженерные решения. Понятно, что работа всех систем СПО должна быть ориентирована на улучшение качества образовательных услуг.
При этом мы полагаем, что управление качеством профессиональной подготовки должно иметь целостный, системный характер и осуществляться по определенной программе, предусматривающей достижение поставленной цели, учитывающей исходный уровень образовательного процесса и его переходные состояния; возможность корректировки данного состояния на основе информации о функционировании; постоянный рост квалификации преподавательского состава; максимальное приближение практической деятельности студентов и баз практики к квалификационным требованиям выпускников; тесное сотрудничество с предприятиями, взаимовыгодное партнерство; взаимодействие систем НПО-СПО-ВПО и т.д.
Студенты колледжа участвуют в научно-исследовательских работах, в том числе и на кафедрах КГТУ, являются победителями республиканских и всероссийских олимпиад по химии, технологии машиностроения и др.
Казанский технологический колледж для многих студентов является трамплином для поступления в вуз. Его выпускники имеют достаточно прочные знания по общеобра-
зовательным и специальным предметам, что подтверждается при их обучении в КГТУ. Применение разнообразных инновационных методов и подходов, активизация деятельности студентов, привлечение их к творческой, практической деятельности способствует росту качества образовательных услуг учебного заведения и подготовке специалистов нужного уровня.
Образовательная политика, проводимая в колледже, дает свои результаты: в среднем 65% выпускников после его окончания работают по специальности, многие выпускники совмещают трудовую деятельность с учебой по заочной или вечерней форме обучения, при этом большая часть студентов нацелена на продолжение обучения в КГТУ.
© И. А. Бабанова - зав. дневным отделением, препод. спецдисциплин Казанского технологического колледжа КГТУ; П. Н.Осипов - д-р пед.наук,профессор каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ. Б-шаі1:ро8Іроу@гашЬ1ег.ги