Научная статья на тему 'Моделирование профессионального самоопределения студентов технического профиля в учреждениях среднего профессионального образования'

Моделирование профессионального самоопределения студентов технического профиля в учреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1030
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ / МОДЕЛЬ / TECHNICAL PROFILE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / EDUCATIONAL MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабанова Ирина Александровна

Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и условиям использования специалистов среднего звена; они по-новому рассматривают проблему использования техников на производстве, месте и роли этой категории специалистов в современных условиях. Технология моделирования профессионального самоопределения студентов технического профиля рассматривается в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market relations in economy sharply raise requirements to vocational training and conditions of use of experts of an average link; they in a new fashion contemplate a problem of use of technicians on manufacture, a place and a role of this professional category in modern conditions. The technology of modeling of professional self-determination of students of a technical profile is considered in article.

Текст научной работы на тему «Моделирование профессионального самоопределения студентов технического профиля в учреждениях среднего профессионального образования»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

БАБАНОВА И.А.

Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и условиям использования специалистов среднего звена; они по-новому рассматривают проблему использования техников на производстве, месте и роли этой категории специалистов в современных условиях. Технология моделирования профессионального самоопределения студентов технического профиля рассматривается в статье.

Market relations in economy sharply raise requirements to vocational training and conditions of use of experts of an average link; they in a new fashion contemplate a problem of use of technicians on manufacture, a place and a role of this professional category in modern conditions. The technology of modeling of professional self-determination of students of a technical profile is considered in article.

Социально-экономическая обусловленность содержания профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена предусматривает его формирование исходя из учета изменяющихся потребностей общественной практики, изменения экономического и техникотехнологического базиса современного производства, а также развития личностных отношений.

Среднее профессиональное образование в условиях рыночных отношений занимает особое положение, так как является основной кузницей необходимых производству и массовых по численности кадров в условиях неизбежного дробления крупных производственных объединений на меньшие структурные единицы. Понятно, что наступило время менять приоритеты в технологиях обучения, в подготовке специалистов, разработке новых моделей, подходов к профессиональному обучению. Поиски более эффективных способов подготовки кадров представлены нами в многообразии педагогических приемов и подходов к этой проблеме.

Разработка программы конкретных мер - дело творческое, коллективное, с привлечением широкого актива и максимальным использованием интеллектуального потенциала, каким располагает учебный коллектив, а объем задач, источники средств и методы их решения включаются в программу только после тщательного изучения [4].

Любой метод исследования базируется на идее моделирования, которая должна удовлетворять двум основным требованиям: адекватности процесса и разрешимости модели. Проблема моделирования - одна из важнейших методологических проблем, выдвинутых на передний план развития современных требований к образованию. Модель - всегда некоторое конкретное построение в той или иной форме или степени наглядное и доступное для обозрения и практического действия, она отображает действительность, в частности, сочетание вопросов теории и практики формирования действенных знаний [9].

Профессиональными задачами, решаемыми при подготовке специалиста любого направления, являются: практические - направленные на получение конкретного результата; исследовательские - требующие умений планировать и проводить исследовательскую работу в данной области знания или сфере деятельности; педагогические - преподавание соответствующего предмета в условиях профессионального обучения. На основе анализа всех задач строится прогностическая модель специалиста, содержащая квалификационную характеристику, требования к специалисту, характер деятельности, знания, умения и личностные качества, необходимые для освоения профессии, на основании чего разрабатывается модель

формирования профессионального самоопределения.

Первый этап разработки модели требовал широкого изучения и знания фактов, относящихся к рассматриваемой проблеме, глубокого проникновения в их взаимосвязи. Первый этап - это переход от реального явления к построению адекватной модели.

Второй этап - получение в результате анализа модели теоретических результатов (теоретического следствия модели) для дальнейшего их сопоставления с экспериментальными данными.

Третий этап - выяснение того, удовлетворяет ли принятая модель критерию практики, т. е. согласуются ли результаты наблюдений с теоретическими следствиями модели.

Четвертый этап - это последующий анализ в связи с накоплением данных об изучаемой проблеме и ее корректировки.

В итоге, модель отражает наиболее характерные величины, участвующие в процессе, учитывает свойства среды, в которой происходит процесс, и информацию о начальном состоянии процесса; и является не слишком сложной, чтобы из нее можно было получить необходимую информацию.

Модель профессионального самоопределения студентов колледжа основывается на следующих принципах [11].

1. Интеграция - связь колледжа с системами НПО и ВПО, общих и профессиональных знаний, теории и практики.

2. Креативность - развитие интегративных качеств личности, влияющих на ее профессиональное самоопределение и развитие, способность к творческой деятельности.

3. Акмеология - определение траектории профессионального роста, мотивация достижения результативности, стимулирование развития свойств субъективности.

4. Фундаментализация - качественная общепрофессиональная подготовка с ориентацией на саморазвитие личности студента.

5. Опережающее обучение - готовность к мобильности в профессиональном развитии в свете современных экономических условий.

Всякая управляемая система должна быть замкнутой, т. е. иметь устойчивую и постоянно действующую обратную связь. Для этого в системе предусмотрено звено, которое осуществляет текущий, промежуточный и итоговый контроль результата обучения и воспитания. При этом текущий контроль является информацией обратной связи, корректирующей деятельность обучающихся. Результаты промежуточного и текущего контроля, кроме того, являются основанием для корректировки учебно-программной документации.

Разработанная модель представлена оптимальными вариантами структурирования методов профессионального самоопределения студентов технического профиля; она позволяет интенсифицировать профессиональную подготовку студентов колледжа, и органично вбирает в себя не только методы, способствующие профессиональному самоопределению личности, активной профессиональной подготовки, но и базируется на информационно-технологическом обеспечении всего образовательного процесса (рис. 1.).

Формируя модель как комплекс, применяемый в конкретной организационной системе, мы исходили из конечной цели - профессиональное самоопределение.

Все компоненты как очень важные структурные единицы взаимосвязано влияют на формирование профессионального самоопределения студентов колледжа. Взгляд на содержание профессиональной подготовки как на сложное, многоаспектное явление педагогической практики предполагает его построение на основе комплексного, системно - деятельностного подхода. Это означает, что структура содержания профессиональной подготовки представлена целостно через объединение разнообразных элементов.

Задача обновления содержания профессиональной подготовки формулировалась следующим образом. Задавались критерии, на основе которых из информационного потока выделя-

лась та часть, которая составляет содержание профессиональной подготовки. Разрабатывались процедуры, посредством которых это выделенное содержание включалось в последовательность обучения. Исходя из того, что должно быть сформировано в результате обучения, определялось содержание учебно-познавательной деятельности, ведущей к профессиональному самоопределению студентов колледжа.

Государственный социально-профессиональный заказ специалиста

Профессиональное самоопределение студентов технического профиля

Рис. 1. Модель профессионального самоопределения студентов технического профиля

При разработке модели профессионального самоопределения использовались следующие подходы: субъектно-детерминационный, раскрывающий систему профессиональной подготовки с позиции субъектов деятельности; процессуально-ориентированный, рассматривающий профессиональную подготовку как деятельный процесс, разворачивающийся в определенных видах; функционально-методологический, выявляющий формы и средства реализации учебного воздействия.

В рамках субъектно-детерминационного подхода система профессиональной подготовки включает в себя следующие основные элементы: личность обучающегося, учебное заведение, производство, государство и общество в целом.

Процессуально-ориентированный подход к рассмотрению профессиональной подготовки позволяет отметить такие элементы системы, как профильную, специальную и практическую подготовку.

Функционально-методологический подход выделяет в качестве элементов формы реализации учебного воздействия (вербальная, наглядная, практическая и др.).

Управление деятельностью обучающихся в системе профессионального образования в учебном заведении осуществляется с помощью арсенала разных методов и приемов. Результативность формирования профессиональной направленности зависит от способов организации соответствующей работы по профессиональной ориентации и профессиональной консультации, а так же методов организации и проведения учебной деятельности по овладению всеми необходимыми профессиональными знаниями и умениями, способствующими профессиональному самоопределению.

Моделирование содержания и динамики осваиваемой студентами деятельности осуществляется посредством личностно ориентированных, контекстных, проблемных, диалоговых, проектных технологий обучения.

Содержание модели профессионального самоопределения включает следующие составляющие.

1. Основание личностного профессионального самоопределения (предпосылки профессионального самоопределения, социальные условия).

2. Этапы профессионального самоопределения.

3. Систему содействия профессиональному самоопределению (теоретические основы содействия, участники содействия, механизмы и педагогические условия).

4. Критерии и показатели профессионального самоопределения.

Модель профессионального самоопределения функционирует как система профессиональной ориентации, развития, обучения, воспитания, адаптации в колледже и на производстве, восхождения личности к профессиональному самоутверждению. Развитие устойчивого интереса к определенной профессии в условиях колледжа реализуется за счет создания оптимальных педагогических условий для овладения профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками, за счет поиска скрытых возможностей профильного и профессионально направленного обучения.

Поддержка, предвидение и совместное решение проблем позволяют развивать и стимулировать устойчивый интерес к определенному профессиональному направлению, формировать систему профессиональных и личностно-значимых ценностей, способствовать моделированию студентами собственного профессионального будущего.

Разработанная модель профессионального самоопределения базируется на трех основных положениях.

1. Теоретическая сущность модели подготовки специалистов в структуре СПО включает основные идеи, принципы, которые обуславливают компонентный состав, возможности функ-

ционирования и распространения системы. Модель характеризуется социальноэкономической обусловленностью, непрерывностью, многоуровневостью, стадийностью, вариативностью, прогностичностью, интегративностью и т.д.

2. Модель учитывает внешние и внутренние условия, представляет собой сложное интегративное новообразование на организационно-управленческом, профессионально-педагогическом, профессионально-технологическом, научно-методическом уровнях.

3. Научно - педагогический комплекс, обеспечивающий преемственность образовательных программ в соответствии с уровнями и профилями подготовки, разработку и корректировку новых рабочих программ, включающих организационно-управленческое, учебнопрограммное, профессионально-техническое и научно-методическое обеспечение.

Общим свойством модели является способность отражать действительность, в частности, сочетание вопросов теории и практики, формирование профессионального самоопределения, предлагается такая организация учебного процесса, в которой содержатся необходимые условия, объединенные конечной целью подготовки специалиста:

- выявление в начальный период профессионального становления профессиональных предпочтений и реализация формирования устойчивого интереса к выбранной профессии;

- создание профессиональной среды, профессионального поля совместной деятельности педагогов и студентов;

- организация производственной практики с учетом индивидуальных особенностей;

- мониторинг условий содействия профессиональному самоопределению и профессиональной переориентации.

Моделирование образовательного процесса, стимулирующее профессиональное самоопределение студента колледжа, основывается на социобразности подготовки, диагностичности целей, природосообразности построения процессов обучения и воспитания, интенсивности образовательного процесса, его завершенности.

Согласно нашей модели процесс профессионального самоопределения носит динамический характер, его можно представить в виде нескольких этапов (табл. 1).

Таблица 1. Профессиональное самоопределение студентов колледжа

Этап Уровень самоопределения Цель Методы и способы реализации

1 этап -подготовительный (выпускники школ) Осознание себя как субъекта учебной деятельности Формирование представлений о специальностях, определение профессиональных предпочтений, профессионально важных качеств, проф. пригодности Беседы, анкетирование, тестирование, проф. консультации, элективные курсы, «Дни открытых дверей» и т.д.

2 этап -период адаптации (1 курс) Осознание себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности Адаптация к новым условиям обучения и социализации, пробуждение интереса к специальности, самоутверждение в выбранной профессии Тематические классные часы, встречи с выпускниками колледжа и специалистами, экскурсии, выставки, представления специальностей, интегративноадаптационные курсы «Введение в специальность»

3 этап - погружение в специальность (2-3 курсы) Осознание себя как субъекта учебнотрудовой деятельности Развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии в ходе обучения и прак-тико-ориентированной деятельности, формирование профессиональной мотивации, овладение интегративными ЗУН Профессионально направленное обучение, деловые игры, викторины, практика и практические конференции, моделирование и конструирование, курсовое проектирование, профессиональные конкурсы, инновационные технологии, активные методы обучения

4 этап -становление специалиста (4 курс) Осознание себя как субъекта трудовой деятельности Формирование ценностносмысловой стороны самоопределения, профессиональножизненных планов и намерений Углубленное изучение циклов ОПД и СД, преддипломная практика, конкурсы по специальностям, активные методы обучения, инновационные технологии, курсовое и дипломное проектирование, распределение

5 этап -адаптация на производстве (выпускники) Осознание себя как субъекта трудоустройства Практическое освоение профессии, закрепление ЗУН с учетом конкретного производства, проф. устойчивость, проф. самоопределение Изучение условий адаптации, выработка требований к учебному заведению, тесное взаимодействие и партнерство

1 этап - 0 цикл - подготовительный, связанный с профессионально-психологическим отбором. На данном этапе формируется начальная психологическая база профессионального самоопределения выпускника школы. Потребность в выборе профессии приводит в движение всю систему потребностей подростка. При выборе профессии проявляются личностные качества в целом. Ставшие доминирующими при выборе профессии потребности, желания, интересы, склонности, морально-этические качества личности приводят к определенной установке, к решению выбрать соответствующую профессию.

Данный этап характеризуется усиленной профориентационной работой - беседы о профессиях, экскурсии, дни открытых дверей в учебном заведении с выступлением ведущих специалистов, выступления на родительских собраниях в школах и т.д. Определенную направленность в выборе профессии дают элективные спецкурсы, проводимые в некоторых общеобразовательных учебных заведениях. К сожалению, не все школы находят часы для чтения этих курсов в учебных планах, в то время как они помогают многим выпускникам сориентироваться в огромном мире профессий, определить для себя наиболее привлекательные и приемлемые во всех отношениях варианты. Помочь правильно выбрать профессию в соответствии со своими склонностями и предпочтениями, физическими и психическими особенностями помогают профессиональное консультирование и тестирование. Конечно, нет полной гарантии профессионального самоопределения даже при всех необходимых условиях профессионального ориентирования, но, несомненно, такая работа необходима, так как именно на этом этапе происходит определение профессиональных предпочтений.

2 этап - 1 курс - период адаптации, создание социально- психологических и педагогических условий. При разрешении проблемы социальной адаптации студентов мы рассматриваем ее целостно, не отрывая человека от социальной среды, так как социальный организм, частью которого является человек, обладает особенностью постоянно изменяться в силу социально-экономических, политических, социально-культурных условий, что важно для развития индивида.

Данный этап особенно трудный для первокурсников. Происходит осмысление новой роли, появляется самооценка правильности принятого решения, постепенно формируется отношение к избранной профессии, к особенностям учебного процесса и его требованиям, к товарищам по группе, педагогам.

Всматриваясь в свое профессиональное будущее, студенты - первокурсники испытывают некоторую неуверенность и настороженность в отношениях как с одногруппниками, так и с преподавателями, боязнь плохих оценок и неприятностей от родителей. Наибольший процент отчислений (до 70%) за неуспеваемость и плохое посещение занятий характерно именно для первого курса.

Уже на первом этапе необходимо осуществлять профессиональную направленность обучения. Между общим и профессиональным образованием существует диалектическое взаи-

мопроникновение и взаимообусловленность. Диалектическая связь общего и профессионального образования служит базисной предпосылкой для выполнения требований по подготовке высококвалифицированных специалистов (рис. 2.).

Общеобразовательные

дисциплины

Профессиональная

направленность

Общепрофессиональные, специальные дисциплины и производственное обучение

Повышение научно-технического уровня профессиональной подготовки

Рис. 2. Взаимосвязь общеобразовательных и профессионально-технических предметов

Отбор содержания образования основывается на общедидактических принципах: соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях уровню современной науки, производства и основным требованиям общества; учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления обучающегося [7].

В результате беседы с преподавателями общеобразовательных дисциплин выяснилось, что все они уделяют в своей работе определенное внимание вопросам формирования профессионального самоопределения, осуществляют интеграцию с общепрофессиональными и специальными дисциплинами (табл.2).

Таблица 2. Учебный план специальности 151001 «Технология машиностроения» с включением часов по формированию профессионального самоопределения (ПС)

Вид обучения max нагрузка (СРС), ч Название циклов Всего часов (СРС) Количество часов по формированию ПС

целевые косвен- ные

Теоретическое обучение 5399 (1079) ОД. Общеобразовательная подготовка 1800 (396) 270 1530

ОГСЭ. Общие гуманитарные и социальноэкономические 944 (180) 104 840

ЕН. Математические и общие естественно -научные дисциплины 175 (32) 17,5 157,5

ОПД. Общепрофессиональные дисциплины 1818 (334) 1636 182

СД. Специальные дисциплины 659 (137) 659 -

Гуманитаризация образования определяется введением дисциплины «Русский язык и культура речи», увеличением объема часов на изучение иностранного языка. Все это направлено на формирование базовой компетенции у студентов - их коммуникативной культуры [1].

Усиление профессиональной направленности социально-экономической подготовки реализуется у студентов в процессе формировании экономической и правовой культуры, отражается в содержании дисциплин «Менеджмент», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Усиление естественнонаучной подготовки предполагает увеличение объема времени на естественнонаучный цикл, выделение в качестве самостоятельных таких дисциплин, как «Ин-

форматика», а также совершенствование содержания дисциплины «Экологические основы природопользования» [6, с. 193].

Преподаватели определяют способы сопряженного изучения общеобразовательного и профессионального содержания на основе их общности и единства фундаментальных знаний. В частности, используют способы реализации принципов политехнизма, профессиональной направленности и межпредметных связей, что раскрывает отдельные стороны взаимосвязанного изучения общих и специальных знаний [13], (табл. 3).

Принцип профессиональной направленности является ведущим при подготовке специалистов в системе СПО. Его дидактическое понимание выражается в профессиональной направленности личности, профессиональной окраске общего образования и наполнением профессиональной подготовки техническими и социальными аспектами [2, 176].

Реализация принципа профессиональной направленности включает следующие шаги.

1. Изучение профессии (требований, квалификационной характеристики и т.д.).

2. Изучение содержания специальных дисциплин и производственного обучения (анализ программ, учебных пособий и др.).

3. Анализ конкретного предмета под углом зрения принципа профессиональной направленности (анализ содержания учебника, пособий, задачников и т.п.).

4. Отбор и структурирование содержания, выбор методов, средств и форм обучения, воспитания с целью формирования профессиональной направленности личности.

Таблица 3. Примеры взаимосвязи общеобразовательных и общепрофессиональных предметов

Общеобра- зовательные дисциплины Тема Общепрофессиональные и специальные дисциплины П рофессиональная направленность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физика 1.Деформация тел 2.Электрическая дуга 3.Искровой разряд Процессы формообразования и инструменты Обработка металлов давлением (прокат, волочение, гибка и т.д.), получение резьбы накатыванием Сварка металлов Получение отверстий

Инженерная графика Рабочие чертежи Метрология, сертификация и стандартизация Чертежи деталей с указанными отклонениями обработанных поверхностей (вал, втулка, колесо и т.п.), расчет отклонений

Химия Общие свойства металлов Материаловедение Учет свойств металлов при выборе режимов резания

В качестве поддержки первокурсников, их оптимальному процессу адаптации служат представления специальностей старшекурсниками; тематические классные часы и выставки; встречи с выпускниками колледжа и представителями профессий, получаемых в учебном заведении; викторины; ознакомительные экскурсии на базовые предприятия города и др.

3 этап - 2-3 курсы (погружение в специальность) - профессиональное становление и подготовка специалиста. Как свидетельствуют материалы нашего исследования, студенты колледжа считают, что их положительное отношение к профессиональному обучению обусловлено следующими объективными условиями (внешними):

- обеспечение содержательности учения;

- практико-ориентированное обучение;

- деятельность преподавателей (профессиональное мастерство, владение предметом, требовательность, индивидуальный подход к студентам, хорошая учебно-материальная база и др.)

Субъективными (внутренними) условиями они называют обоснование общественной значимости образования, удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью, сложившиеся интересы личности.

Фундаментальная подготовка специалистов реализовывается при условии отлаженной системы взаимодействия всех необходимых составляющих, включающих учебнообразовательный комплекс, практико-ориентированную деятельность, социальнопедагогические и психологические условия.

Все блоки изучаемых учебных дисциплин направляются на формирование не только профессиональных знаний и умений, профессионального опыта, но и личностных и профессиональных качеств будущих специалистов. При этом субъективный опыт студентов представляет приоритетную, интегративную, социокультурную систему качеств личности. В процессе формирования профессионально - значимых личностных качеств будущего специалиста особое внимание уделяется вопросам формирования профессионального мышления, поведения, общения и т.д. Приобретению глубоких знаний и умений способствуют профессиональноориентированные горизонтальные связи между учебными дисциплинами одного уровня и вертикальные по преемственности знаний на разных уровнях.

Каждая учебная дисциплина располагает средствами формирования профессиональной мотивации будущего специалиста. Данная последовательность и преемственность в обучении позволяет студентам овладеть интегрированными знаниями, умениями и навыками в полном объеме и отвечать требованиям, предъявляемым к ним на данном этапе профессионального самоопределения.

Для освоения необходимых знаний и умений на уроках общепрофессиональных и специальных циклов дисциплин активно используются методы проблемного обучения; применяются дедуктивные и индуктивные способы объяснения новых фактов, явлений, закономерностей; ставятся «попутные» контрольные вопросы; проводятся семинарские занятия, для подготовки которых требуется достаточно большая самостоятельная работа в выборе, анализе и подготовке необходимого материала и др.

Успеваемость по общепрофессиональным и специальным дисциплинам выше на 10-20%, чем по общеобразовательным дисциплинам, что объясняется другим подходом к критериям оценки знаний, содержанием и целями обучения, большей конкретностью и «осязаемостью», осознанием необходимости их серьезного изучения с профессиональной точки зрения.

4 этап - становление специалиста (профессиональное утверждение выпускника).

Данный этап имеет свои особенности. Именно здесь проводится стратегия развития профессионально-психических качеств студентов, доведение их до желаемого уровня, что соотносится с деятельностно-ориентированными и личностно-ориентированными педагогическими подходами. Происходит обучение составу трудовых действий в строго определенном порядке с возможностью их варьирования и индивидуализации, перестраивание неправильно сложившихся трудовых умений и качеств будущих специалистов.

Данный этап характеризуется следующим:

- уделяется большее время практическому обучению (от 12 до 16 недель по специальностям);

- проводится серьезная работа по сбору данных на производстве для выполнения курсовых и дипломных работ, научно-исследовательская работа студентов;

- выполняются отчеты о практике и проводятся практические конференции по ее итогам и проблемам производственного обучения;

- выполняются и защищаются курсовые и дипломные работы, при этом предусматривается предварительная защита, помогающая адаптации студентов к основной защите.

Процесс профессионального самоопределения не может осуществляться без практического обучения. Производственная практика - логическое продолжение профессионального обу-

чения. В процессе практики закрепляются и совершенствуются профессиональные знания и умения; используются воспитательные возможности высокой организации труда, повышается ответственность за качество конечной продукции; развивается экономическое мышление и т.д. [8,12], (табл. 4).

Таблица 4. Учебный план подготовки техников по специальности

151001 «Технология машиностроения»

Вид обучения Название циклов Всего часов Количество часов по формированию ПС

Целевые Косвенные

Практическое обучение 1512 ПП.01. Практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная) 504 504 -

ПП.01.01. Слесарная 108 108 -

ПП.01.02. Токарная (механическая) 180 180 -

ПП.01.03. Для получения рабочей профессии 216 216 -

ПП.02. Практика по профилю специальности (технологическая) 324 324 -

ПП.03. Практика преддипломная (квалификационная) 180 180 -

Обучение студентов трудовым действиям и приемам предваряется возникновением в сознании их мысленного образа, своего рода модели действий - интериоризации (превращения, преобразования внешних реальных действий с предметами во внутренние, умственные).

В непосредственной учебно-производственной деятельности студентов осуществляется и обратный процесс - экстериоризации, т.е. переход от внутреннего, умственного плана действий к внешнему его проявлению, переход к предметным действиям, в результате овладения которыми и происходит формирование умений по выполнению той или иной трудовой, технологической операции [5].

В процессе организации и проведения производственных практик реализуется метод проблемного обучения, одним из важнейших принципов которого является связь с жизнью, то есть на практике идет использование жизненного опыта студентов, который выступает не как простая иллюстрация теоретических выводов, а как источник новых знаний и сфера приложения усвоенных способов решения определенных проблем в практической деятельности [3].

Данный этап требует от студента мобилизации всех его профессиональных и личностных качеств, выявляет его итоговый уровень сформированности профессионального самоопределения, определяет будущие жизненные и профессиональные перспективы (продолжение обучения по специальности или смена профессиональных ориентиров, устройство на работу, совмещение учебы и работы и т.д.).

5 этап - адаптация на производстве. У выпускников учреждений среднего профессионального образования адаптация выражается в практическом освоении профессии, предполагает закрепление полученных знаний и навыков с учетом конкретного производства, расширение профессионального кругозора, выполнение конкретных реальных производственных заданий.

Критерием профессиональной адаптации выпускников является, с одной стороны, результативность труда, адекватная заданными условиями и требованиями производства, с другой -стабильность молодых кадров в профессиональном отношении, что связывают с профессиональным утверждением, так как составляющие адаптации представляют главные ориентации на всех этапах.

Разнообразие адаптируемых в конкретной ситуации форм взаимодействия учебного заве-

дения и предприятия позволяет наиболее полно реализовать образовательный потенциал и предприятия, и учебного заведения.

Тесное взаимодействие и партнерство учебных профессиональных заведений и предприятий способствует выработке единых требований к уровню подготовки современного специалиста, корректировке учебных программ с учетом требований производства.

Стабильность молодых кадров осуществляется с помощью специальных программ поддержки молодежи на предприятиях, проявляющихся в материальных и социальных аспектах, психологических условиях среды производства.

Разработанная модель профессионального самоопределения студентов колледжа является открытой, социальной, динамичной и вариативной, позволяет использовать ее в современном образовательном пространстве для профессионального самоопределения студента учреждения среднего профессионального образования не только технического профиля. Она допускает постепенные изменения и усовершенствования в том смысле, что ее компоненты, не изменяя своих функций, могут в процессе использования модели усложняться и корректироваться.

Использование данной модели в образовательном процессе дает возможность последовательного и разностороннего изучения процесса формирования профессионального самоопределения личности в условиях обучения в колледже, позволяет наметить пути оптимального решения проблемы. Она позволяет сформировать:

- ценностное отношение к учебно-практической деятельности;

- технологическую готовность студентов колледжа к будущей профессиональной деятельности;

- гибкость, вариативность, нестандартность мышления личности, творческое отношение к поставленным задачам;

- объективную самооценку;

- стремление к саморазвитию и самообразованию и т.д.

Библиографический список:

1. Волович, Л.А. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы /Л.А. Волович. - Казань: Изд-во ИС-СО РАО, 1997. - 104 с.

2. Измайлов, А.О. Профессиональная направленность как педагогическое понятие и принцип /А.О. Измайлов, М.И. Махмутов //В сб. науч. тр.: Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. - М.: НИИ ПТП АПН СССР. - 1982. - С. 4-31.

3. Корчагин, Е.А. Формирование содержания профессиональной подготовки специалистов среднего звена /Е.А. Корчагин //Среднее специальное образование. - 1999. - №11 - С. 3234.

4. Левитас, Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения /Д.Г. Левитас. - М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2003. - 320 с.

5. Лисейчиков, О.Е. Профессионально-практическая подготовка: проблемы и способы решения /О.Е. Лисейчиков //Среднее специальное образование. - 1991. - №1 - С. 18-22.

6. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы /П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. - М., 1999. - 658 с.

7. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования. /Под ред. А.Беляевой. - М.: Высшая школа, 1983. - 131 с.

8. Ревин, С.А.Производственная практика. Типовая единая программа для средних специальных учебных заведений по специальности 1201 «Обработка материалов на станках и автоматических линиях». Практика по профилю специальности. Липецк, 1991. - 11 с.

9. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности /Н.В. Само-укина. - М., 1999. - 346 с.

10. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: от теории к системе работы учителя / В.В. Сериков //Известия Российской академии образования. -1999. - №3. - С.33-40.

11. Столяренко, А.М. Общая и профессиональная психология /А.М. Столяренко. - М., 2003. -226 с.

12. Типовая программа производственной преддипломной практики для средних специальных учебных заведений по специальности 9501 «Обработка металлов резанием». М., 1976. -12 с.

13. Федорова, О.Ф., Турбовин, Л.Т. Связь теории и практики в профессионально-техническом образовании /О.Ф. Федорова, Л.Т. Турбовин // Сов. педагогика. - 1973. - №3. - С. 45.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, технический профиль, профессиональное самоопределение, этапы разработки, модель.

Keywords: technical profile, professional self-determination, educational modeling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.