Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ТЕМПЕРАМЕНТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слюсарева М.А., Прохненко А.В., Кравчук А.А.

Статья посвящена исследованию взаимосвязи профессионального самоопределения личности с ее темпераментными особенностями. Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды таких выдающихся отечественных ученых как Пряжников Н.С., Божович Л.И., Выготского Л.С. Рубинштейна и т.д. Целью исследования является экспериментальное выявления взаимосвязи профессионального самоопределения личности с ее темпераментными особенностями. Мы предполагали, что выбор профессии связан с темпераментными особенностями личности. В процессе исследования выявления взаимосвязи профессионального самоопределения личности с ее темпераментными особенностями использовались: теоретический анализ, опрос качественный и количественный анализ данных. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 6 им. В. Ф. Маргелова, г. Краснодара, в котором приняли участие 34 учащихся 10-11 классов, из которых 21 юноша и 13 девушек. Возраст респондентов 16-17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The Article is devoted to the study of the relationship between professional self-determination of an individual and his temperamental characteristics. The methodological and theoretical basis of the research is based on the works of such outstanding Russian scientists as N. S. Pryazhnikov, L. I. Bozhovich, L. S. Rubinstein Vygotsky, etc.the aim of the research is to experimentally identify the relationship between professional self-determination of an individual and his temperamental characteristics. We assumed that the choice of profession is related to the temperamental characteristics of the individual. In the course of research to identify the relationship between professional self-determination of an individual and his temperamental characteristics, the following methods were used: theoretical analysis, survey, qualitative and quantitative data analysis. The study was conducted on the basis OF mbou SOSH No. 6 named after V. F. Margelov, Krasnodar, which was attended by 34 students in grades 10-11, 21 of them boys and 13 girls. The respondents are 16-17 years old.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 159.9.07

Слюсарева М.А.

студент Прохненко А.В. студент Кравчук А.А. студент

Кубанский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация: Статья посвящена исследованию взаимосвязи профессионального самоопределения личности с ее темпераментными особенностями. Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды таких выдающихся отечественных ученых как Пряжников Н.С., Божович Л.И., Выготского Л.С. Рубинштейна и т.д. Целью исследования является экспериментальное выявления взаимосвязи профессионального самоопределения личности с ее темпераментными особенностями. Мы предполагали, что выбор профессии связан с темпераментными особенностями личности.

В процессе исследования выявления взаимосвязи профессионального самоопределения личности с ее темпераментными особенностями использовались: теоретический анализ, опрос качественный и количественный анализ данных. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 6 им. В. Ф. Маргелова, г. Краснодара, в котором приняли участие 34 учащихся 10-11 классов, из которых 21 юноша и 13 девушек. Возраст респондентов 16-17 лет.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, темпераментные особенности, личность.

Slyusareva M.A.

student Prokhnenko A. V.

student Kravchuk A.A. student

Kuban state University

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH

SCHOOL STUDENTS

Abstract: the Article is devoted to the study of the relationship between professional self-determination of an individual and his temperamental characteristics. The methodological and theoretical basis of the research is based on the works of such outstanding Russian scientists as N. S. Pryazhnikov, L. I. Bozhovich, L. S. Rubinstein Vygotsky, etc.the aim of the research is to experimentally identify the relationship between professional self-determination of an individual and his temperamental characteristics. We assumed that the choice of profession is related to the temperamental characteristics of the individual.

In the course of research to identify the relationship between professional self-determination of an individual and his temperamental characteristics, the following methods were used: theoretical analysis, survey, qualitative and quantitative data analysis. The study was conducted on the basis OF mbou SOSH No. 6 named after V. F. Margelov, Krasnodar, which was attended by 34 students in grades 10-11, 21 of them boys and 13 girls. The respondents are 16-17 years old.

Keywords: professional self-determination, temperamental characteristics, personality.

Проблемы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения приобрели в настоящее время особую актуальность. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Большинство старшеклассников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии, у них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Некоторые уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают.

В исследованиях Л.И. Божович проблема профессионального самоопределения изучалась в контексте исследований психологических закономерностей формирования личности старшего школьника. Было показано, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников.

Профессиональное самоопределение, по мнению отечественного исследователя Н.С. Пряжникова понимается и как компонент личностного новообразования старшего школьного возраста, и как длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности. Он считает, что профессиональное самоопределение - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

H.С. Пряжников выделяет основные факторы, влияющие на выбор профессии, которые обычно объединяют в две группы: субъективные и объективные. К субъективным относят интересы, способности, особенности темперамента и характера. К объективным - уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий. К объективным факторам тесно примыкают социальные характеристики, например такие, как образовательный уровень родителей, социальное окружение и др.

В качестве основного диагностического материла мы использовали:

I. Методика профессиональной направленности личности Д. Голланда. Результаты данной методики показали, что из всех испытуемых: 11 респондентов (32,4% от общего числа испытуемых) имеют артистичный тип личности, имеют сложный взгляд на жизнь, гибкость и независимость в принятии решений, предпочитают занятия творческого характера; 6 испытуемых (17,6% от общего числа выборки) имеют предприимчивый тип личности, выбирают цели и задачи, которые позволяют проявить энергию, любят приключения; 3 испытуемых (8,9% от общего числа выборки) имеют реалистичный тип личности для них характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений; 8 испытуемых (23,5% от общего числа всех испытуемых) имеют социальный тип личности, обладают социальными умениями, нуждается в контактах, стремятся поучать и воспитывать; 5 испытуемых (14,7% от общего числа выборки) имеют интеллектуальный тип личности у них преобладают теоретические и эстетические ценности; 1 испытуемый (2,9% от общего числа выборки) имеет конвенционный тип личности, люди данного типа отдают предпочтение четко структурированной деятельности. Выбирают такие цели и задачи, которые четко подтверждаются обществом и обычаями.

2. Методика определения типа темперамента Г. Айзенка. С помощью данной методики были выявлены следующие показатели: 15 испытуемых, что составляет 44,1% от числа выборки, имеют низкий уровень эмоциональной устойчивости; 11 испытуемых, что составляет 32,3% от общего числа выборки имеют средний уровень эмоциональной устойчивости; 8 испытуемых, что 23,6% от общего числа испытуемых имеют высокий уровень эмоциональной устойчивости.

Также было выявлено, что 15 испытуемых, что составляет 44,1% от общего числа выборки, имеют экстравертированный тип личности, то есть общительны, направлены на развитие контактов вовне, имеют широкий круг знакомств, добродушны, веселы; 19 испытуемых, что составляет 58,9% от числа выборки, имеют интровертированный тип личности, то есть спокойны, застенчивы, склонны к самоанализу, даже замкнуты. Сдержаны, отдалены от всех, кроме близких людей.

Нами были определены следующие типы темперамента у

испытуемых:

В данной выборке 10 испытуемых, что составляет 29,4% от числа выборки, являются флегматиками. 7 испытуемых, что составляет 20,6% от числа выборки, являются сангвиниками. 8 испытуемых, что составляет 23,6% от числа выборки, являются холериками. 9 испытуемых, что составляет 26,5% от числа выборки, являются меланхоликами.

Результаты данного исследования показали, что тип темперамента влияет на профессиональное самоопределение старшеклассников, и особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии.

Данное исследование может послужить теоретической базой для создания проектов, связанных с профессиональным самоопределением старшеклассников.

При разработке проектов, направленных на оказание помощи старшеклассникам в выборе будущей профессии, необходимо учитывать информацию о том, что очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками профессии.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Поэтому в рамках реализации проекта по профессиональному самоопределению можно с помощью теста определить тип темперамента каждого обучающегося и проинформировать учеников о связи между типом темперамента и спецификой различных профессий. Например, подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

Использованные источники:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 704с.

2. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. - Минск, 2008.-435 с.

3. Кадыров С. Профориентационная работа с подростками / С. Кадыров. -Душанбе: Издательство ДГУ, 2009. - 269с.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 2009.-336 с.

5. Климов Е.А. Психология профессионально самоопределения. Издательство - Академия, 2005 - 302с.

6. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. - М.: МГППИ, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.