ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА МОТИВАЦИЮ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
© Айдаева М.Н.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
В данной статье выявлено наличие и установлен характер зависимости профессиональной мотивации от типа темперамента. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Были определены типы темперамента старшеклассников. Выявлены ведущие типы мотивации при выборе профессии и установлено, что на мотивацию выбора профессии влияет тип темперамента личности.
Ключевые слова темперамент, типы темперамента, мотивация, профессиональная мотивация, виды профессиональной мотивации.
Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений, что показывает социальную и психологическую зрелость подростка. Наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможности и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом.
В каждом учении живёт свой исследователь, свой изобретатель, который ждет, когда создадутся условия для творческой деятельности. Творческий человек всю жизнь как бы уточняет для себя смыслы своего труда и жизни. Определив какой-то смысл в трудовой деятельности, человек затем стремится найти более интересный и личностно значимый смысл, в итоге вся жизнь (в том числе и трудовая) превращается в непрерывный творческий «поисковый» процесс [1, с. 37].
Человек лишь тогда может ощущать прелесть жизни, когда он своими делами делает лучше («прекраснее») окружающий мир, делает более счастливыми окружающих людей, испытывает удовлетворение от своей работы, имеет успех в своей деятельности. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения [2, с. 101].
Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение [3, с. 74].
* Магистрант кафедры Педагогики и психологии. Научный руководитель: Нагоев Б.Б., доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.
Объектом нашего исследования является профессиональная мотивация старшеклассников.
Предмет - влияние типа темперамента на мотивацию выбора профессии.
Целью исследования является исследование степени влияния темперамента на мотивацию выбора профессиональной деятельности старшеклассников.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, тип темперамента личности влияет на его профессиональную мотивацию.
Задачи исследования:
- Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
- Определение типов темперамента старшеклассников.
- Выявить ведущий тип мотивации при выборе профессии.
- Выявить наличие и установить характер зависимости профессиональной мотивации от типа темперамента.
Методы исследования - тестирование.
Методический инструментарий. В работе использовались:
- Тест-опросник Г. Айзенка;
- Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова.
Характеристика выборочной совокупности. В исследовании приняли
участие старшие школьники 11 «А» и «В» классов в количестве 23 человека, в возрасте 16-17 лет.
База исследования - МОУ СОШ № 27, город Нальчик.
Организация и программа исследования были нами определены в связи с его целью. Мы хотели определить степень влияния типа темперамента на мотивацию выбора профессии. В этой связи нами применялись методики, направленные на определение типа темперамента испытуемых и выявление мотивов выбора профессиональной деятельности.
Вначале мы определили преобладающие типы темперамента у детей старшего школьного возраста. У большинства школьников 11 «А» класса преобладает тип темперамента - сангвиник. Они могут долго работать, практически не утомляясь при этом. Все новое они воспринимают с радостью, высокой энергичностью и работоспособностью. Проанализируем результаты 11 «В» класса. Большинство учеников являются холериками. Они отличаются высоким уровнем психической активности, быстрым темпом движений, порывистостью. Они вспыльчивы, нетерпеливы. Склонны к резким сменам настроений. Плохо контролируют свои эмоции.
В целом можно сказать, что среди старшеклассников преобладают сангвиники и холерики. Общительные, веселые, уверенные в себе старшеклассники.
На II этапе мы выявили ведущие мотивы профессионального выбора старшеклассников. Сравнивая средние значения видов мотивации выбора профессии у старшеклассников, видим, что в 11 «А» классе преобладают
внутренние индивидуально значимые мотивы. Это свидетельствует о том, что старшеклассники, с данными мотивационными комплексами, предпочитают профессиональную деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград.
Таблица 1
Средние значения видов мотивации выбора профессии учащихся 11 «А» и 11 «В» классов
Класс ВИМ ВСМ ВПМ ВОМ
11 «А» 16,8 15,3 15,7 11,7
11 «В» 15,7 14,9 17,3 13,5
Анализируя результаты, полученные при исследовании учеников 11 «В» класса, мы видим, что в выборе профессии преобладает внешняя положительная мотивация. Учащиеся с внешней положительной мотивацией, как правило, не получают удовлетворения от преодоления трудностей при решении профессиональных задач. Поэтому они выбирают более простые задания и выполняют только то, что необходимо для получения зарплаты.
Анализируя результаты всех испытуемых, можно сказать, что преобладающим мотивацией в выборе профессиональной деятельности является внешняя положительная мотивация. На втором месте стоит мотивация внутренняя индивидуальная.
Таблица 2
Средние значения видов профессиональной мотивации у детей старшего школьного возраста
Мотивы выбора профессии Классы испытуемых ВИМ ВСМ ВПМ ВОМ
11 «А» и «В» 16,2 15,1 16,6 12,7
На III этапе для установления связи между типом темперамента и мотивом выбора профессии воспользовались критерием тенденции L Пейджа (42). Выбор этого математического метода нами был обусловлен тем, что именно он применяется для сопоставления показателей, измеренных в трех и более условиях на одной и той же выборке испытуемых.
Вычислив средние значения по каждому типу мотивации, мы видим, что холерики выбирают профессию, основываясь на внешних положительных мотивах (см. табл. 3).
Холерику, или экстраверту, для движения вперед, для достижения своей цели необходимо одобрение окружающих, которое может быть выражено как в похвалах, так и в виде наград, дипломов и т.д. У сангвиников наивысшие показатели у внутренней индивидуальной мотивации и внешней положительной. В отличие от холериков, склонных только к руководству и полу-
чению наград в работе, сангвиники еще нуждаются и во внутреннем удовлетворении от нее.
Таблица 3
Средние значения мотивов выбора профессии у каждого типа темперамента старшеклассников
ВИМ ВСМ ВПМ ВОМ
Х 12,71 15,14 17,43 12,43
С 17 14,43 17,86 10,71
М 18,8 16,6 13,8 15,4
Ф 17,75 14,25 16,25 13
Меланхолики, или интроверты, выбирают будущую профессиональную деятельность, основываясь на внутренних индивидуальных мотивах. Для них характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Анализируя результаты, мы видим, что у флегматиков ярко выраженных мотивов нет. Но в сравнении больше выражены мотивы внутренние индивидуальные.
Мы выявили, что сангвиники и флегматики выбирают профессию, основываясь на внешних положительных и внутренних индивидуальных мотивах. Меланхолики в выборе профессии мотивируют внутренними индивидуально значимыми свойствами. Также можно отметить, что внешние отрицательные мотивы тоже играют большую роль в профессиональном самоопределении меланхоликов.
Для холериков определяющим профессиональным мотивом является внешний положительный. Анализируя результаты, также можно заметить, что и внутренний социально -значимый мотив является немало важным.
Следуя полученным результатам можно сказать, что для меланхоликов и флегматиков имеет значение деятельность сама по себе. Внутренние мотивы не имеют внешнего проявления и связаны с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения и часто ассоциируются с процессом выполнения задачи.
В основе мотивации профессиональной деятельности у учащихся с «безудержным» типом нервной системы (холериков) лежит стремление к удовлетворению потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности. Внешние мотивы имеют внешние проявления, например, зарплата, призы, победа. Испытуемые очень работоспособны и продуктивны в работе, нацелены на успех.
Для достижения успеха необходим высокий уровень и внутренней мотивации, в силу восприятия своей профессии как искусства, и внешней положительной мотивации, в силу достаточно высокой оплаты их труда. И эти два вида мотивации имеют школьники-флегматики и сангвиники. Вознаграждение приносит ощущение достижения, что само по себе сильно мотивирует.
Меланхолики в выборе профессиональной деятельности выбирают внешнюю отрицательную мотивацию. Неспешные, невозмутимые, легко ранимые, склонные к постоянному переживанию различных событий учащиеся относятся к профессиональному выбору, ориентируясь на социальный характер. Считают, что они «должны» (т.е. принятие каких-либо профессиональных обязательств перед другими и самим собой). Для них значимыми мотивами являются советы пожелания окружающих (о которых мы уже говорили), социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе, часто имеющие негативное влияние. На них можно воздействовать путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Флегматики в мотивации выбора профессии отдают предпочтение как внутренним индивидуальным мотивам, так и внешним положительным.
По наивысшим показателям можно сказать, что холерики и сангвиники профессиональный выбор мотивируют внешними положительными благами, а меланхолики и флегматики - внутренними индивидуальными мотивами, получая удовольствие от самой работы, от решения каких-либо профессиональных задач.
Таким образом, мы видим, что на мотивацию выбора профессии влияет тип темперамента личности. Отсюда следует, что в нашей исследовательской работе выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.
Список литературы:
1. Аверин В.А. Психология личности. - СПб: Издательство Михайлова, 2001.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2008.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2003.
ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Айдаева М.Н.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
В данной статье рассматриваются факторы становления самооценки младших школьников. Изучены и проанализированы особенности отношения учителей к младшим школьникам, уровень их академической успеваемости, отношения родителей к детям. Была проведена диагно-
* Магистрант кафедры Педагогики и психологии. Научный руководитель: Нагоев Б.Б., доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.