Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников'

Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1411
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / САМООЦЕНКА / СПОСОБНОСТИ И СКЛОННОСТИ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL CHOICE MOTIVES / SELF-APPRAISAL / ABILITIES AND DISPOSITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киреева Зоя Алексеевна, Стойко Елена Николаевна

Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения современных школьников. В проведенном исследовании рассматривались личностные особенности детей, влияющие на ход профессионального определения. Среди таких особенностей следует отметить, прежде всего, самооценку, мотивационные образования, адекватность образа "Я".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Киреева Зоя Алексеевна, Стойко Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION FEATURES OF MODERN SENIOR PUPILS

The article is devoted to a problem of professional self-determination of modern schoolboys. In the research the personal features of children influencing a course of professional definition were considered. Among such features there are the self-appraisal, motivational formations, adequacy of self-image.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников»

роны классного руководителя, те отрицательные тенденции, которые были скрыты при постоянном контроле учителя начальных классов, сейчас нашли свой выход.

ВЫВОДЫ

1. Корреляционный анализ позволил выделить особенности взаимосвязей показателей социально-психологической адаптации в 5 классе. Все значимые корреляционные связи обнаружены при p < 0,01, п=55.

2. В частности высоко оценивающий себя ребенок в области умственных способностей легче переживает социальные стрессы, его физиологическая сопротивляемость стрессу тоже выше. Высокая самооценка по шкале общительный также связана с более высокой физиологической сопротивляемостью.

3. Дети, считающие себя воспитанными, испытывают меньшее чувство тревоги, легче переживают стрессовые ситуации, страх самовыражения ниже, такие дети сами более положительно относятся к окружающим и являются принятыми среди сверстников.

4. Высокая самооценка отрицательно связана с социальным стрессом, такие дети психотравмирую-щие ситуации переживают легче, чем те, чья самооценка занижена.

Таким образом, при помощи корреляционного анализа установлено, что существуют связи между компонентами социально-психологической адаптации.

Список литературы

1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.:

Просвещение, 2007. - 358с.

2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Маяк,

2001. - 357с.

3. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механиз-

мы и стратегии. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 368с.

4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского

возраста.- СПб. М.: Питер, 2000. - 349с.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога:

Учеб. пособие: В 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 384с.

УДК 159.9:37.015.

З.А. Киреева, Е.Л. Стойко

Курганский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫХ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения современных школьников. В проведенном исследовании рассматривались

личностные особенности детей, влияющие на ход профессионального определения. Среди таких особенностей следует отметить, прежде всего, самооценку, мо-тивационные образования, адекватность образа «Я».

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, мотивы выбора профессии, самооценка, способности и склонности.

Z.A. Kireeva, E.L. Stoyko Kurgan State University

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION FEATURES OF MODERN SENIOR PUPILS

Annotation. The article is devoted to the professional self-determination problem of modern schooldchildren. In carried out research children person's peculiarities are considered, which influence deeply self-determination progress. Among such peculiarities there is self-appraisal, motivation forms, self-image adequacy.

Key words: professional self-determination, professional choice motives, self-appraisal, abilities and dispositions.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило,определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры [1].

Приходится этот процесс на конец подросткового - начало юношеского возраста, что относится к старшим классам обучения в школе. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, то есть сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи, и главное -свои способности и склонности.

У каждой профессии есть свои особенности. Если человек не обладает личностными качествами, которые считаются профессионально важными для этой профессии, то и быть успешным в рамках данной специальности он не сможет.

Для выпускника, как будущего специалиста, очень важно разобраться в том, какими профессионально важными качествами должна обладать его личность, чтобы максимально правильно для себя выбрать свою будущую профессию [3].

Несмотря на определенные положительные результаты, достигнутые в области профориентации, в

современных условиях всё ещё не вполне решена проблема формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

В связи с этим приходится констатировать тот факт, что большая часть современных школьников, выходя из стен школы, выбирает профессию, во многом не считаясь со своими способностями и возможностями, а ориентируясь на внешние реалии - легкость поступления на тот или иной факультет, возможность закончить вуз, вероятность материального благосостояния после обучения. Очевидно, причинами такого положения могут быть как объективные социально-экономические условия региона, так и личностные особенности выпускников, которые либо переоценивают, либо недооценивают свои способности и возможности.

Для выяснения особенностей процесса профессионального самоопределения современных школьников в 2011 г. было проведено исследование, в котором приняли участие старшеклассники из школ Курганской области.

В ходе опроса было выявлено, что 67% школьников учитывали свои интересы к той или иной сфере профессиональной деятельности при выборе профессии. 33% старшеклассников проигнорировали свои интересы и выбрали свою будущую профессию исходя из других факторов, т.е. более трети выпускников не учитывают свои индивидуально-психологические особенности и склонности при выборе профессионального образования.

Также большинство испытуемых на вопрос «Как вы считаете, что повлияло на выбор профессии?» ответили, что профессию выбирали самостоятельно, учитывая свои способности, склонности и возможности (62%). Исходя из уровня заработной платы профессию выбирали 18% выпускников. Мнение окружающих повлияло на выбор профессии всего для 11% учащихся. И только 9% учеников выбрали профессии исходя из значимости ее для общества.

Для подтверждения данных была использована профессиональная методика «Мотивы выбора профессии» РВ. Овчаровой. Большинство школьников (49%) при выборе профессии руководствовались внешними положительными мотивами. Для этих выпускников главную роль при выборе профессии сыграли такие факторы, как заработная плата, удаленность от места проживания, соответствие любимому предмету в школе.

Внутренние индивидуально значимые мотивы стали решающими при выборе профессии для 23% опрошенных. Старшеклассники в этой группе профессию выбирали, исходя из своих способностей, склонностей, возможностей. Это предполагает определенный уровень развития у них самопознания: профессия дает возможности для внутреннего раскрытия личности. То есть на самом деле всего четверть испытуемых реально ориентируется при выборе профессии на те особенности, которые и следует учитывать в первую очередь.

Для 15% опрошенных решающими мотивами при выборе профессии стали внешние отрицательные мотивы. Профессиональный выбор в этом случае старшеклассниками сделан несамостоятельно. Выбор в первую очередь зависел от окружающих, профессия выбирается только потому, что является престижной.

Меньше всего старшеклассников было выявлено с преобладанием внутренних социально значимые мотивов (13%). Для этих юношей профессия выбирается в первую очередь по степени значимости для общества, ее полезности для человечества. Профессия им дает возможности для реализации определенных навыков успешного взаимодействия в социуме.

Сравнивая данные, полученные в результате опроса и проведения методики, становится очевидным, что они различны. Так, при опросе большинство школьников сказали, что самостоятельно выбирали свою будущую профессию, но методика показала, что на самом деле таких выпускников всего 23%, а не 62%.

Большая разница выявлена еще в одной группе мотивов - это внешние положительные мотивы. По результатам, полученным из опроса, всего 18 % опрошенных в ходе исследования старшеклассников, руководствовались этими мотивами при выборе профессии, тогда как по методике таких учащихся выявлено 49%. Это говорит о том, что выпускники думают, что выбирают профессию потом, что она им нравится, и у них к ней есть способности, что никто и ничто не влияет на их выбор. Но на самом деле в первую очередь большинство старшеклассников руководствуются такими мотивами, как уровень заработной платы, их интересует материальная сторона вопроса, а не учет их личностных особенностей.

Из проведенного анализа данных следует, что самооценка мотивов выбора будущей профессии старшеклассником отлична от истинных мотивов, повлиявших на этот выбор.

Также была исследована самооценка старшеклассников, как один из факторов, влияющих на выбор профессии. Почти половина опрошенных школьников обладают завышенной самооценкой. Такие старшеклассники завышают мнение о своих способностях и возможностях, не могут адекватно их оценить. Им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Это может повлечь за собой неверный выбор будущей профессии.

38% опрошенных выпускников обладают адекватной самооценкой. Именно эта группа школьников сделала верный выбор профессии, с учетом своих личностных интересов.

13% школьников, обладающих заниженной самооценкой, скорее всего, выбор профессии сделали с большим трудом, так как недооценивают себя.

Так как сама по себе неадекватность самооценки может привести к формированию неверного выбора профессии, то целесообразно сравнить группы учащихся с адекватной и неадекватной самооцен-

66

ВЕСТНИК КГУ, 2012. №1

кой по количеству совпадений мотивов выбора профессии по результатам опроса и методики.

Оказалось, что старшеклассников, выбравших свою будущую профессию без учета личных интересов, с адекватной самооценкой меньше, чем с неадекватной самооценкой. То есть при грамотном самоанализе и развитой рефлексии дети чаще склонны учитывать свои индивидуальные особенности при выборе профессии, чем дети, имеющие искаженное представление о себе.

Полученные результаты позволяют сформулировать некоторые выводы:

1. Большинство современных старшеклассников неверно оценивают свои мотивы выбора профессии, думая, что учитывают свои способности и склонности, но на самом деле ориентируются на престиж и оплату.

2. Среди старшеклассников имеются дети с адекватной и неадекватной самооценкой, причем среди первых доля неучета своих способностей ниже.

3. Таким образом, при планировании профори-ентационной работы в школе целесообразно ориентироваться на повышение навыков рефлексии и самоанализа у старшеклассников, совершенствовать их способности, способствовать построению более адекватного образа «Я».

Список литературы

1. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое

обеспечение учебно-воспитательного процесса

подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1999.

2. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения

личности //Вопросы психологии. - 2002.- № 2. - С. 10-13.

3. Винтин И. А. Особенности социального самоопределе-

ния старшеклассников // Социологические исследования. - 2004. - № 2. - С.9.

УДК 159.9: 34. Ю.А. Малюшина

Курганский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ ТИПОЛОГИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КОМПОНЕНТОВ СТРУКТУРЫ КРИМИНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя. Выделена типология несовершеннолетних правонарушителей, отличающихся психологическим содержанием компонентов структуры криминальной мотивации

Ключевые слова: компоненты, криминальная мотивация, несовершеннолетние, подросток, правонарушители, правосознание, преступление, структура, типология.

J.A. Malyushina Kurgan State University

TYPOLOGY FEATURES OF JUVENILE DELINQUENTS DEFFERING PSYCHOLOGICAL CONTENT OF CRIMINAL MOTIVATION STRUCTURE COMPONENTS

Annotation. In article approaches to studying juvenile delinquent's personality are considered. The typology of juvenile delinquents, differing psychological content of criminal motivaltion structure components is pointed out.

Key words: components, criminal motivation, juveniles, a teenager, a delinquent, sense of justice, a crime, a structure, a typology.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в современной психологической, криминологической литературе разработано множество классификаций несовершеннолетних правонарушителей. В основу классификации могут быть положены отдельные психологические понятия и категории, не отражающие динамику изменений всей личности, имеющие первостепенное значение для разрешения поставленных задач.

Для того, чтобы осуществлять эффективную работу с несовершеннолетними правонарушителями, необходимо изучить их типологию.

В данной статье приводятся результаты исследования мотивации криминального поведения несовершеннолетних правонарушителей.

А.Г. Ковалев подразделил преступников на три «криминальных типа личности»: 1. Глобальный - человек, характеризующийся полной преступной зараженностью, отрицательно относится к труду, к окружающим людям, анамнез отягощен «алкогольной наследственностью и другими неблагоприятными условиями внутриутробной жизни», недостаток воспитания и несформированность нравственного поведения и воли. 2. Парциальный - человек с частично криминальной зараженностью, у него наблюдаются черты нормального социального типа и черты преступника, чаще всего совершающего хищения. 3. Предкриминальный - человек, обладающим такими морально-психологическими свойствами, что под влиянием определенных обстоятельств он совершает преступления. К этому типу относятся люди с повышенной возбудимостью и недостаточным самообладанием, они обычно совершают хулиганство или убийство на почве ревности, мести и т.п. Либо, не прикладывая усилий, стремятся удовлетворить свои потребности. Данная классификация требует уточнения, так как она не учитывает влияния внешних условий на формирование данных типов. Ю.Д. Блувштейн (1971) в качестве критерия типологии использовал конкретную форму антисоциальной направленности. В.Т. Лашко (1965) выделяет среди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.