Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Базарова Татьяна Содномовна, Фомицкая Галина Николаевна

Современная социальная ситуация обусловливает стремление современной молодёжи приспосабливаться к изменяющейся реальности, выбирать наиболее приемлемые стратегии адаптации. В этих условиях актуализируются проблемы профессиональной социализации студентов в образовательном процессе вуза. Цель статьи: охарактеризовать особенности профессионализации будущих специалистов социальной работы; выделить факторы, влияющие на профессиональное становление личности в условиях вузовской подготовки. В ходе исследования использовались следующие методы: комплекс диагностических процедур, основанных на педагогических, психологических и социологических методах исследования (опрос, анкетирование, тестирование и др.) Результаты исследования. Содержание статьи опирается на результаты мониторинговых исследований студенческой молодёжи Бурятии, проведённых автором в 2011-2022 годах. Выделяются такие особенности профессионального становления личности студента, как недостаточная осознанность абитуриентов в выборе будущей профессии, низкий уровень их профессиональной мотивации, обусловленные получением диплома как приоритетной цели. Отмечаются факторы, определяющие отношение студентов к избранной профессии: низкий престиж профессии в обществе, работа вызывает физическое перенапряжение, недостаточный уровень оплаты труда. Сравнительный анализ мониторингового исследования позволил представить характеристики социальной активности студенческой молодёжи как одного из факторов, влияющих на их профессионализацию. Обсуждение и заключение. Констатируется, что успешность вузовского образовательного процесса обусловлена определением реализации жизненных целей студентов, их способностей и возможностей в процессе профессионально-личностного развития. Подчёркивается необходимость исследования повышения роли общества в организации профессиональной подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Базарова Татьяна Содномовна, Фомицкая Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROFESSIONALIZATION OF FUTURE SPECIALISTS IN THE CONDITIONS OF MODERN CHALLENGES

The modern social situation determines the desire of modern youth to adapt to a changing reality, to choose the most acceptable adaptation strategies. In these conditions, the problems of professional socialization of students in the educational process of the university are updated. The purpose of the article: to characterize the features of the professionalization of future specialists in social work; highlight the factors affecting the professional formation of the person in the conditions of university training. In the course of the study, the following methods were used: a set of diagnostic procedures based on pedagogical, psychological and sociological research methods (survey, questionnaire, testing, etc.) Study results. The content of the article is based on the results of monitoring studies of student youth of Buryatia conducted by the author in 2011-2022. Such features of the professional formation of the student’s personality are distinguished as the lack of awareness of applicants in choosing a future profession, the low level of their professional motivation due to obtaining a diploma as a priority goal. There are factors that determine the attitude of students to the chosen profession: the low prestige of the profession in society, work causes physical strain, insufficient level of remuneration. Comparative analysis of the monitoring study made it possible to present the characteristics of social activity of student youth as one of the factors influencing their professionalization.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 378.147

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-308-316

Научная статья

Особенности профессионализации будущих специалистов в условиях современных вызовов

Т. С. Базарова1, Г. Н. Фомицкая2

12Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова,

г. Улан-Удэ

1tbazarova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3335-7765 2galinaf1961@mqil.ru, https://orcid.org/0000-0001-6989-2164

Аннотация. Современная социальная ситуация обусловливает стремление современной молодёжи приспосабливаться к изменяющейся реальности, выбирать наиболее приемлемые стратегии адаптации. В этих условиях актуализируются проблемы профессиональной социализации студентов в образовательном процессе вуза. Цель статьи: охарактеризовать особенности профессионализации будущих специалистов социальной работы; выделить факторы, влияющие на профессиональное становление личности в условиях вузовской подготовки. В ходе исследования использовались следующие методы: комплекс диагностических процедур, основанных на педагогических, психологических и социологических методах исследования (опрос, анкетирование, тестирование и др.)

Результаты исследования. Содержание статьи опирается на результаты мониторинговых исследований студенческой молодёжи Бурятии, проведённых автором в 2011-2022 годах. Выделяются такие особенности профессионального становления личности студента, как недостаточная осознанность абитуриентов в выборе будущей профессии, низкий уровень их профессиональной мотивации, обусловленные получением диплома как приоритетной цели. Отмечаются факторы, определяющие отношение студентов к избранной профессии: низкий престиж профессии в обществе, работа вызывает физическое перенапряжение, недостаточный уровень оплаты труда. Сравнительный анализ мониторингового исследования позволил представить характеристики социальной активности студенческой молодёжи как одного из факторов, влияющих на их профессионализацию.

Обсуждение и заключение. Констатируется, что успешность вузовского образовательного процесса обусловлена определением реализации жизненных целей студентов, их способностей и возможностей в процессе профессионально-личностного развития. Подчёркивается необходимость исследования повышения роли общества в организации профессиональной подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: профессионализация, направленность личности, профессиональное самоопределение, социальная работа, социальная активность, личностно ориентированное образование

Для цитирования: Базарова Т. С., Фомицкая Г. Н. Особенности профессионализации будущих специалистов в условиях современных вызовов // Педагогический ИМИДЖ.

© Базарова Т. С., Фомицкая Г. Н., 2022

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ METHODOLOGY AND TECHNIQUES

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / OF PROFESSIONAL EDUCATION

2022. X 16. № 3 (56). C. 308-316. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-308-316

Features of the Professionalization of Future Specialists in the Conditions

of Modern Challenges

Original article

Tatyana S. Bazarova1, Galina N. Fomitskaya2

1,2Dorzhi Banzarov Buryat State University, Ulan-Ude 1tbazarova@mail.ru,https://orcid.org/0000-0002-3335-7765 2galinaf1961@mqil.ru, https://orcid.org/0000-0001-6989-2164

Abstract. The modern social situation determines the desire of modern youth to adapt to a changing reality, to choose the most acceptable adaptation strategies. In these conditions, the problems ofprofessional socialization of students in the educational process of the university are updated.

The purpose of the article: to characterize the features of the professionalization offuture specialists in social work; highlight the factors affecting the professional formation of the person in the conditions of university training. In the course of the study, the following methods were used: a set of diagnostic procedures based on pedagogical, psychological and sociological research methods (survey, questionnaire, testing, etc.)

Study results. The content of the article is based on the results of monitoring studies of student youth of Buryatia conducted by the author in 2011-2022.

Such features of the professional formation of the student's personality are distinguished as the lack of awareness of applicants in choosing a future profession, the low level of their professional motivation due to obtaining a diploma as a priority goal. There are factors that determine the attitude of students to the chosen profession: the low prestige of the profession in society, work causes physical strain, insufficient level of remuneration. Comparative analysis of the monitoring study made it possible to present the characteristics of social activity of student youth as one of the factors influencing their professionalization. Keywords: professionalization, personality orientation, professional self-determination, social work, social activity, personality-oriented education

For citation: Bazarova T. S., Fomitskaya G. N. Features of the Professionalization of Future Specialists in the Conditions of Modern Challenges. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(3): 308-316. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-308-316

Введение

Профессиональное становление личности в условиях вузовской подготовки рассматривается, прежде всего, как важный этап профессиональной социализации личности, характеризующийся, прежде всего, принятием профессиональных установок и требований. Соответственно, профессией можно овладеть только в индивидуально-личностном контексте. В связи с этим в образовательном процессе должное внимание необходимо уделять обоснованию профессионально-личностной мотивации и ориентации на выбранную профессию, что является целью данной статьи.

Сложная, стремительно меняющаяся реальность, отмечает М. А. Ядова, даёт повод говорить об особых тенденциях взросления [1, с. 1]. Сложившаяся социальная ситуация обусловливает стремление современной молодёжи приспосабливаться к изменяю-

щейся реальности, выбирать наиболее приемлемые стратегии адаптации.

Одним из основных факторов, обусловливающих эффективность профессионализации будущих специалистов социальной работы, является их социальная активность в процессе обучения в вузе. Вовлечённость молодёжи в решении общественных проблем даёт огромный опыт социально-творческой деятельности, выступающей основой профессионального самоопределения студентов.

Методологической основой исследования рассматриваемой проблемы являются общенаучные подходы, среди которых мы выделяем, прежде всего, системно-деятель-ностный подход (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.), определяющий деятельность как целенаправленное преобразование природной и социальной действительности. На основе четырёхъярусной классификации профессий Е. И. Климова [2] мы констатируем, что профессия социального работника относится к социально преобразующим профессиям.

Особенности профессионализации будущих специалистов нашли своё полное отражение в личностно ориентированном подходе (Е. Б. Бондаревская [3, с. 44], Б. М. Бим-Бад, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.), обусловливающий направленность образовательного процесса в соответствии с индивидуальными потребностями личности в целях её эффективного профессионального самоопределения.

На данный процесс оказывают влияние не только социальные факторы, такие, как поиск своего места в сложившейся социальной структуре общества, но и, прежде всего, личностные особенности, реализующиеся в социально активной деятельности индивидов.

Социальная активность, выступающая как общая интегративная характеристика внутренних возможностей субъекта в осуществлении деятельности, особую актуальность приобретает в период обучения в вузе, поскольку открывает перед молодым человеком безграничные возможности для самореализации с опорой на получаемые профессиональные компетенции.

Исследователи выделяют следующие проблемы в процессе формирования социальной активности:

а) личностные: общественная активность, к сожалению, не рассматривается молодыми в качестве ресурса, обеспечивающего будущие успехи и достижения;

б) организационные: активная общественная деятельность не поддерживается каким-либо способом поощрения со стороны учебного заведения (напротив, обучающего часто упрекают за его активность, считая, что занятия общественной деятельностью реализуются за счёт учебного времени и самостоятельной работы);

в) кадровые: текучесть специалистов, в том числе координаторов, руководителей общественных объединений; слабый приток молодых специалистов; недостаточное количество программ обучения.

Процесс социализации человека проходит через всю жизнь. Однако наиболее важным в этом процессе выступает период обучения в вузе, предоставляющий молодому человеку веер разнообразных направлений деятельности, где можно раскрыть свои потенциальные возможности, открыть в себе новые способности и задатки, которые в будущем могут пригодиться для профессионального и личностного роста. Через социальную активность индивид может не только освоить нормы и правила общества, существующие в нём и характеризующие этот социум, но и преобразовывать его, изменять и совершенствовать.

В данном процессе приоритетными, на наш взгляд, являются положения о феномене личности как субъекте социальных отношений человека. В связи с этим вторым из основных методологических подходов мы выделяем личностно ориентированный подход, направленный на признание приоритета индивидуальности обучаемого как активного носителя субъектного опыта [4].

Социальной активности, как и другим социальным явлениям, свойственна противоречивость: во-первых, она обусловлена объективными потребностями и интересами общества; во-вторых, направленность социальной активности определяется целями, убеждениями субъекта деятельности. Исходя из данного противоречия можно сделать вывод, что в современных реалиях необходимо включение молодёжи в различные формы социальной практики на основе осознанного выбора ею средств и способов удовлетворения социальных, профессиональных, личных склонностей.

На основе рассмотренных подходов нами проводится мониторинговое исследование с целью выявления наличия и уровня сформированности профессионально ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе. Исследование включало в себя комплекс диагностических процедур, основанных на педагогических, психологических и социологических методах исследования (опрос, анкетирование, тестирование др.).

Исходя их современных реалий, профессионально-личностное развитие студентов обусловлено первоочередным определением реализации жизненных целей, соответствующим их собственным способностям и возможностям.

Многочисленные исследования показывают, что существующие особенности выбора профессии и социализации молодёжи зависят от многих объективных и субъективных факторов, в частности от влияния родителей. Сравнительный анализ результатов многолетнего исследования, проводимого нами среди студентов направления «Социальная работа» [4; 5; 6], подтверждает большое влияние родителей на профессиональный выбор своих детей. Так, если в 2011 году 54,1 % первокурсников отмечали, что поступили на данное направление подготовки по совету родителей, в 2017 году данный факт подтвердили 36,8 % опрошенных, то в 2022 году - 59,4 % респондентов. Последние данные мы связываем с ухудшением социально-экономического положения населения вследствие эпидемиологической ситуации и, соответственно, невозможностью выезда за пределы республики для обучения в других вузах.

Наблюдаются изменения и в мотивах выбора будущей профессии. Если в 2011 году престижность избранной профессии отметили 34,5 % студентов, то в 2017 году только 11,9 % опрошенных указали этот вариант. Также снизилось и количество ответов, указывающих на соответствие личных интересов будущей профессии - с 38,1 % в 2011 году до 24,8 % в 2017 году.

В 2022 году эти данные существенно не изменились. Более 60 % респондентов отметили, что они изменили бы свой выбор. Мнения респондентов по оценке личностного отношения к своему выбору разделились почти поровну между ответами: «Профессия, скорее, нравится, чем не нравится» и «К профессии отношусь равнодушно». В числе привлекательных сторон избранной профессии студенты выделяют следующие: «Профессия - одна из важных в обществе; творческий труд; можно работать в престижных учреждениях, организациях, предприятиях; соответствует моим способностям. Отрицательными сторонами было отмечено, что профессия мало ценится в обществе, работа вызывает физическое перенапряжение, низкая заработная плата [7].

Одним из главных факторов, определяющих отношение к будущей профессии, как подтверждают данные мониторинговых исследований, выступает уровень оплаты труда: 42,1 %, 60,6 % и 78,4 %.

Результаты исследования 2022 года Исследовательского центра «Зарплата.ру» также свидетельствуют, что около половины россиян (44 %) после окончания вуза хотят получать зарплату от 50-70 тыс. рублей [8].

Таким образом, результаты собственных исследований профессионализации студенческой молодёжи Бурятского госуниверситета и мониторинговых исследований в масштабах страны позволяют сделать вывод о том, что существует тенденция перемещения показателя «труд» в область инструментальных ценностей, обусловливающих,

прежде всего, материальное благополучие индивида [9].

Как мы отмечали выше, процесс профессионализации проходит более эффективно при наличии возможности проявления студентами социальной активности. Особенно важна такая деятельность для студентов, выбравших профессию, связанную с социальной работой. Сравнительный анализ результатов мониторингового исследования (2019-2022 гг.) отражает особенности проявления социальной активности студенческой молодёжи, её представления о социальной активности, формах проявлении в период обучения в вузе, а также возможных путях повышения социальной активности студентов [6].

Характеризуя представления респондентов о социальной активности, отмечаем следующие направления, которые являются для молодых людей приоритетными:

- участие в общественных мероприятиях (2019 г. - 54,31 %, 2022 г. - 34,39);

- участие в общественной жизни университета/факультета (30,11 % и 30,54 % соответственно);

- быть инициатором/лидером (7,36 % и 17,13 %);

- расширение круга общения (4,92 % и 8,73 %):

- оказывать помощь нуждающимся людям (3,15 % и 8,73 %) [6, с. 45].

Причины проявления социальной активности студентов, выявленные нами в исследованиях 2019 года и 2022 года, не претерпели существенных изменений. Респонденты в обоих исследованиях выбрали одни и те же показатели: необходимость для будущей профессиональной деятельности (35,75 % и 21,05 %), необходимость для самообразования и самореализации (22,35 % и 24,56 %), также для развития своих увлечений творческой, спортивной, общественной или политической направленности (20,2 % и 31,58 %) .

Вместе с тем стоит обратить внимание на изменения в представлениях студентов, связанные с участием в общественных мероприятиях, позицией инициатора и лидера, оказанием помощи нуждающимся. По нашему мнению, основное влияние на данные изменения оказала пандемия короновирусной инфекции, в период которой студенты, будущие социальные работники, принимали активное участие в волонтёрской деятельности.

Следовательно, студенты осознают, что активная социальная позиция даёт возможность для развития профессиональных компетенций и успешной профессионализации в целом, так как накопленный практический опыт в коммуникации, командной работе, создании и реализации какой-либо идеи повышают конкурентоспособность выпускника вуза в условиях неопределённости.

Социально-преобразовательная активность, по мнению респондентов, требует таких личностных качеств, как «готовность помочь другим» (15,5 % и 15,07 %), «инициативность» (15,52 % и 17,81 %), «ответственность» (15,46 % и 13,70 %), «коммуникабельность» (10,19 % и 15,07 %).

Данные личностные качества, набравшие наибольшее количество баллов по результатам двух исследований, отражают всю ценностно ориентированную сторону социальной активности. Во-первых, социальная активность направлена на оказание помощи и содействия обществу и индивидам в различных сферах жизнедеятельности, во-вторых, для разработки и реализации полезной и необходимой социуму деятельности необходима инициативность, а также ответственность за свой труд и за свои действия, в-третьих, без умения выстраивать коммуникации данную деятельность невозможно развивать и сделать более эффективной.

Социальная активность как фактор успешной профессионализации будущих специалистов характеризуется также потребностями и интересами студентов к событиям в стране и мире. Основным источником получения информации для молодого поколения являются социальные сети, которые формируют и пропагандируют свой взгляд

на происходящие события, культивируют своих героев, зачастую не соответствующих идеологическим установкам общества, способствуют формированию протестно-го поведения молодых людей. События, связанные с проведением военной операции на Украине, способствовали повышению интереса молодых людей к происходящему в мире и формированию собственной оценки этих событий. В этом направлении, по результатам исследования, отмечается значительный рост: с 34,10 % в 2019 году до 76,2 % в 2022 году.

Отметим, что повышению эффективности процесса профессионализации студентов важную роль играет методически грамотно организованная проектная деятельность, предоставляющая возможность разработки и реализации авторских проектов, участия в различных грантовых программах.

Исходя из имеющегося опыта проектной деятельности респондентами были выделены факторы, способствующие их участию в данной деятельности. Если в результате опроса 2019 года наибольшее количество голосов набрал вариант «поиск единомышленников» (25,7 %), то в 2022 году этот показатель снизился (10,22 %), т.е. данный показатель уже не в приоритете у студентов. В ходе исследования 2022 года наибольшее количество голосов набрал показатель «получить знания» (31,7 %), в то время как данный показатель в 2019 году набрал 18,6 %. Анализ данных свидетельствует, что для современного поколения студентов приоритетным становится овладение качественными и востребованными профессиональными знаниями [4; 6].

Вместе с тем, характеризуя формы проявления социальной активности студентов, отмечаем, что наиболее значимыми для молодых людей остаются участие в общественных мероприятиях (38,94 % и 47,60 %), волонтёрская деятельность (49,5 % и 33,36 %), проектная деятельность (11,60 % и 19,10 %). Примечателен рост участия студентов в проектной деятельности, требующей, прежде всего, индивидуально-личностной инициативы и творчества.

Наиболее устойчивым показателем проявления социальной активности студенческой молодёжи выступает её участие в общественных организациях. Данная деятельность тем более важна для будущих специалистов социальной работы. Поэтому отрадно отметить рост числа студентов, состоящих в общественных организациях: с 39,0 % в 2019 году до 47,60 % в 2022 году, что свидетельствует о том, что различные общественные объединения являются базовой площадкой для развития социальной активности современной молодёжи.

Университет располагает всеми условиями для активизации общественной деятельности студентов, предоставляя им большой выбор в сфере реализации своих интересов, способностей и инициатив. Это относится и к волонтёрской деятельности, стремительно развивающейся в последнее время и выступающей приоритетной среди молодёжи.

Несмотря на то, что студенты понимают важность общественной деятельности и её влияния на развитие их профессионально-личностных качеств, доля студенческой молодёжи, которую можно назвать социально активной, остаётся низкой.

Влияние социальной активности на профессионализацию студенческой молодёжи зависит от возможностей её проявления в период обучения в вузе.

В ходе исследования 2022 года респондентам было предложено определить эффективные, с их точки зрения, пути развития социальной активности студентов как фактора их успешной профессионализации. Студенты отметили следующее: увеличить количество различных молодёжных мероприятий в вузе и регионе, проводить обучающие занятия и тренинги по актуализации профессионально-личностных качеств и практических умений социальной деятельности, улучшить систему материального и морального поощрения за активное участие в общественно полезной деятельности и

др.

Профессиональная социализация будущих специалистов заключается в формировании профессиональной идентичности и, соответственно, профессионально-личностных качеств. В то же время одной из острейших проблем отечественного высшего образования является образовательная неуспешность студенчества [10, с. 6]. По мнению специалистов, данная проблема приобретает социальный контекст, являющийся результатом противоречий между обществом и высшей школой. Подчёркивается, что 24 % выпускников вуза практически не удовлетворены своей профессией, ролью и статусом в современном обществе [11, с. 40].

На эффективность профессионализации студенческой молодёжи очень большое влияние оказывает состояние неопределённости. В настоящее время всего лишь половина выпускников всех звеньев высшей школы находят работу по избранной профессии, а остальные оказываются на свободном рынке труда. Так, ежегодно уменьшается количество желающих работать после окончания вуза в соответствии с полученной специальностью. Данные нашего исследования, проведённого в 2022 году, показывают, что приоритетной задачей обучения в вузе для респондентов является «получение знаний», далее идут «получение диплома» и «овладение профессией».

Заключение

Профессионализация в вузе - это процесс создания условий для овладения студентами системой будущей профессиональной деятельности посредством их самореализации как субъектов социальных отношений.

Проведённые исследования показывают, что с каждым годом увеличивается количество абитуриентов, менее мотивированных на сознательное, а, следовательно, качественное освоение будущей профессии. Однако их настроения и убеждения должны пройти проверку временем, и это время - период обучения в вузе. Это обстоятельство обусловливает определённые требования к организации профессиональной подготовки студентов, прежде всего, необходимости активизации взаимодействия с обществом с целью повышения эффективности профессионально-личностного становления специалиста.

Заявленный вклад авторов

Базарова Т.С.: теоретико-методологические основы исследуемой проблемы, разработка эмпирической части и анализ полученных результатов.

Фомицкая Г. Н.: теоретико-методологические основы исследуемой проблемы.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список источников

1. Ядова М. А. Жизненные траектории молодежи в XXI веке: риски и возможности // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 83-93

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения Ростов-н/Д. : Феникс. 1996. 509 с.

3. Бондаревская Е. Б., Кульневич Е. И. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М. - Ростов-н/Д. : Творч. центр «Учитель», 1999. 560 с.

4. Базарова Т. С. Динамика социального самочувствия студенов в условиях изменяющегося общества // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2014. № 4(57). С. 6-9.

5. Базарова Т. С. О готовности будущего специалиста социальной работы к профессиональной деятельности // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы VII Междунар. конф. Улан-Удэ : Вост.-Сиб. гос. ун-т технологий и управления. 2018. С. 37-38

6. Б. Э. Маюрова, Т. С. Базарова. Сравнительный анализ влияния социальной активности на социализацию студенческой молодежи // Евразийство и мир. 2022. № 1.

7. Потехина Н. В., Жеребятникова Г. В., Полковникова Е. Ю. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения будущих педагогов // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № . С. 6-13

8. Самсоненко А. Молодые россияне назвали желаемую зарплату после окончания вуза [Электронный ресурс] // RT на русском. 29 марта 2022. URL: https://ru.rt.com/I1wu (дата обращения 15 апреля 2022 г.)

9. Семёнов В. Е. Ценностные ориентации современной молодёжи // Социс. 2007. № 4. С. 37-43.

10. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Образовательная неуспешность российского студенчества: социологическая интерпретация проблемы // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 17-27.

11. Мухаметзянова Ф. Г., Лушпаева И. Г., Хайрутдинов Р. Р. Феномен субъектно-сти личности: теоретико-методологические ориентиры [Электронный ресурс] : статьи Междунар. науч. конф. Майкоп, 25-26 сентября 2020. URL: https://dspace.kpfu.ru/ xmlui/handle/net/159842 (дата обращения 21 апреля 2022 г.)

1. Yadova M.A. Zhiznennye traektorii molodezhi v XXI veke: riski i vozmozhnosti [Life trajectories of youth in the 21st century: risks and opportunities] // Sotsiologicheskie issledo-vaniya [Sociological Research]. 2022. No. 2. pp. 83-93. (In Russian).

2. Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-on-Don. Phoenix Publ. 1996. 509 p. (In Russian).

3. Bondarevskaya E.B., Kul'nevich E.I. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskikh teori-yakh i sistemakh vospitaniya [Pedagogy: personality in humanistic theories and systems of education]. M.-R-on-D. Creative center "Teacher." 1999. 558 p. (In Russian).

4. Bazarova T.S. Dinamika sotsial'nogo samochuvstviya studenchestva v usloviyakh izmenyayushchegosya obshchestva [Dynamics of social well-being of students in a changing society] // Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of the Transbaikal State University], 2014.N.4 (57), pp. 6-10 (In Russian).

5. Bazarova T.S. O gotovnosti budushchego spetsialista sotsial'noi raboty k profession-al'noi deyatel'nosti [On the readiness of the future social worker for professional activity] // Formy i metody sotsial'noi raboty v razlichnykh sferakh zhiznedeyatel'nosti: materialy me-zhdunarodnoi konferentsii [Forms and Methods of Social Work in Various Spheres of Life: Proceedings of the VII Intern. Conf. Ulan-Ude. East Siberian State University of Technology and Management Publ. 2018. pp.37-39 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. B. E. Mayurova, T. S. Bazarova. Sravnitel'nyi analiz vliyaniya sotsial'noi aktivnos-ti na sotsializatsiyu studencheskoi molodezhi [A Comparative Analysis of the Sociological Research on the Impact of Social Activity on Student Socialization] // Evraziistvo i mir [Eur-asianism and the World]. 2022. No. 1. pp. 41-46 (In Russian).

7. Potekhina N. V., Zherebyatnikova G. V., Polkovnikova E. Yu. Pedagogicheskie uslovi-ya formirovaniya professional'nogo samoopredeleniya budushchikh pedagogov [Pedagogical conditions for building professional self-determination of future teachers] // Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of Transbaikal State University]. 2020. V. 15. No. 1. pp. 6-13. (In Russian).

8. A. Samsonenko. Molodye rossiyane nazvali zhelaemuyu zarplatu posle okonchaniya vuza [Young Russians named the desired salary after graduation]. Available at: https://ru.rt. com/I1wu (accessed 15.04. 2022) (In Russian).

С.41-46

References

.¿ЦК _Педагогический ИМИДЖ

ДГАУДЛОИРОГ

9. Semenov V.E. Tsennostnye orientatsii sovremennoi molodezhi [Value orientations of modem youth] //Sotsis [SOCIS]. 2007. No. 4. pp. 37-43. (In Russian).

10. Zborovskii G. E., Ambarova P. A. Obrazovatel'naya neuspeshnost ' rossiiskogo stu-denchestva: sotsiologicheskaya interpretatsiya problem [Educational failure of Russian students: sociological interpretation of the problem], // Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Research]. 2021. No. 3. pp. 17-27. (In Russian).

11. Mukhametzyanova F.G., Lushpaeva I.G., Khairutdinov R.R. Fenomen sub"ektnosti lichnosti: teoretiko-metodologicheskie orientiry [The phenomenon of personality subjectivity: theoretical and methodological guidelines].collected papers of the Intern. Conf. Maikop, September 25-26, 2020. Available at: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/159842 (accessed 21.04.2022) (In Russian).

Татьяна Содномовна Базарова

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории социальной работы

Tatyana S. Bazarova

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Professor of the Department of Theory of Social Work

Бурятский государственный университет имени Доржи Бан-зарова

Dorzhi Banzarov Buryat State University

670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

24a Smolina St, Ulan-Ude, Russia, 670000

тел.: +7 (3012) 212649

tel.: +7 (3012) 212649

Галина Николаевна Фомицкая

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики

Бурятский государственный университет имени Доржи Бан-зарова

670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

тел.: +7 (3012) 212649

Galina N. Fomitskaya

Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Department of General Pedagogy

Dorzhi Banzarov Buryat State University

4a Smolina St, Ulan-Ude, Russia, 670000

tel.: +7 (3012) 212649

Статья поступила в редакцию 25.04.2022, одобрена после рецензирования 27.07.2022, принята к публикации 30.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.