Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
702
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЧП / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МЕХАНИЗМЫ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / МОДЕЛИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серов Сергей Игоревич

В данной статье автором рассматривается проблема проектного финансирования в России. Автором были изучены отличия проектного финансирования от других форм финансирования и был выделен ряд сопутствующих ограничений, с которыми сталкиваются компании-инициаторы, и приведены примеры наиболее распространенных ограничений. Кроме того, в статье были проанализированы особенности механизма проектного финансирования и выделены его сильные и слабые стороны. Автор также рассмотрел модели проектного финансирования и провел их сравнение. Особое внимание отводится проектам ГЧП, их значению в различных отраслях экономики и производства. Помимо этого, в работе был проведен сравнительный анализ проектного финансирования России и других стран (например, стран Ближнего Востока, Африки и США). Автором также была рассмотрена нормативно-правовая база, регулирующая осуществление проектного финансирования в России, и выявлены ее недоработанные места. Отдельно были проанализирован ряд новых понятий и инструменты, предлагаемый в законопроекте, разработанном в 2011 году, который также демонстрирует необходимость совершенствования механизма проектного финансирования. Для достижения поставленной цели в рамках данной работы был проведен отбор литературы, с помощью которого удалось составить актуальное понимание функционирования механизма проектного финансирования. Автор подчеркивает, что эффективность применения проектного финансирования в других странах выше, чем в России. Поскольку данный механизм позволяет ускорить темпы экономического роста и повысить уровень жизни населения, государству необходимо уделять большее внимание его развитию. В заключительной части статьи автором предлагаются рекомендации по усовершенствованию функционирования механизма проектного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROJECT FINANCING IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

In this article, the author considers the problem of project financing in Russia. The author studied the differences between project financing and other forms of financing and identified a number of related restrictions faced by initiating companies, and gave examples of the most common restrictions. In addition, the article analyzed the features of the project financing mechanism and highlighted its strengths and weaknesses. The author also reviewed project finance models and compared them. Particular attention is paid to PPP projects, their importance in various sectors of the economy and production. In addition, the work carried out a comparative analysis of project financing in Russia and other countries (for example, the countries of the Middle East, Africa and the USA). The author also considered the legal framework governing the implementation of project financing in Russia, and identified its unfinished places. Separately, a number of new concepts and tools were analyzed, proposed in the draft law developed in 2011, which also demonstrates the need to improve the mechanism of project financing. To achieve this goal, within the framework of this work, a selection of literature was carried out, with the help of which it was possible to form an up-to-date understanding of the functioning of the project financing mechanism. The author emphasizes that the efficiency of project financing in other countries is higher than in Russia. Since this mechanism allows accelerating economic growth and raising the standard of living of the population, the state needs to pay more attention to its development. In the final part of the article, the author offers recommendations for improving the functioning of the project financing mechanism.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2022, №5, Том 14 / 2022, No 5, Vol 14 https://esj.today/issue-5-2022.html URL статьи: https://esj.today/PDF/55ECVN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Серов, С. И. Особенности проектного финансирования в России: проблемы и перспективы / С. И. Серов // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 5. — URL: https://esj.today/PDF/55ECVN522.pdf

For citation:

Serov S.I. Features of project financing in Russia: problems and prospects. The Eurasian Scientific Journal, 14(5): 55ECVN522. Available at: https://esj.today/PDF/55ECVN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 314

Серов Сергей Игоревич

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

«Финансовый» факультет Бакалавр

E-mail: sergeyserov.official@gmail.com

Особенности проектного финансирования в России: проблемы и перспективы

Аннотация. В данной статье автором рассматривается проблема проектного финансирования в России. Автором были изучены отличия проектного финансирования от других форм финансирования и был выделен ряд сопутствующих ограничений, с которыми сталкиваются компании-инициаторы, и приведены примеры наиболее распространенных ограничений. Кроме того, в статье были проанализированы особенности механизма проектного финансирования и выделены его сильные и слабые стороны. Автор также рассмотрел модели проектного финансирования и провел их сравнение. Особое внимание отводится проектам ГЧП, их значению в различных отраслях экономики и производства. Помимо этого, в работе был проведен сравнительный анализ проектного финансирования России и других стран (например, стран Ближнего Востока, Африки и США). Автором также была рассмотрена нормативно-правовая база, регулирующая осуществление проектного финансирования в России, и выявлены ее недоработанные места. Отдельно были проанализирован ряд новых понятий и инструменты, предлагаемый в законопроекте, разработанном в 2011 году, который также демонстрирует необходимость совершенствования механизма проектного финансирования. Для достижения поставленной цели в рамках данной работы был проведен отбор литературы, с помощью которого удалось составить актуальное понимание функционирования механизма проектного финансирования. Автор подчеркивает, что эффективность применения проектного финансирования в других странах выше, чем в России. Поскольку данный механизм позволяет ускорить темпы экономического роста и повысить уровень жизни населения, государству необходимо уделять большее внимание его развитию. В заключительной части статьи автором предлагаются рекомендации по усовершенствованию функционирования механизма проектного финансирования.

Ключевые слова: ГЧП; инвестиционная политика; механизмы проектного финансирования; мировое сообщество; модели проектного финансирования; проектное финансирование; проекты; социально-экономическое развитие; финансирование; экономика; экономическая безопасность

Введение

Осуществление каждого проекта предполагает планирование и организацию его финансирования. Как правило для реализации проекта создается новая юридически обособленная компания. В других странах уже на протяжении нескольких десятилетий применяется механизм проектного финансирования для наиболее эффективной реализации масштабных проектов.

Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день проектное финансирование является самым оптимальным методом увеличения темпов экономического роста и привлечения инвестиций в экономику страны. При сотрудничестве с другими странами в данной области можно построить взаимовыгодные экономические отношения, разработать и внедрить новые технологии.

В России проектное финансирование носит точечный характер и еще не настолько развито, как в других странах. Однако в ближайшее время проектное финансирование должно стать основным инструментом привлечения долгосрочных инвестиций в экономику России. Это необходимо для обеспечения быстрого научно-технического прогресса, модернизации производств и технологического перевооружения. Для создания более эффективного механизма проектного финансирования необходимо уделить внимание ликвидации пробелов в нормативно-правовой базе российского законодательства.

Объект исследования — проектное финансирование в России.

Предмет исследования — система организационно-управленческих и экономико-правовых отношений, появляющихся в ходе осуществления проектного финансирования.

Цель исследования состоит в совершенствовании механизмов проектного финансирования в России.

1. Методы и материалы

Методологическим основанием научной публикации выступает общность современных способов синтеза и анализа, диалектический и системный подходы, экономико-статистический анализ, способы аналогий, экспертных и сравнительных оценок и проч., опирающиеся на комплекс управленческих и экономических дисциплин, а также смежных с ними сфер знаний.

Согласно цели данного исследования в работе ставятся следующие задачи:

• изучить особенности механизма проектного финансирования;

• рассмотреть сферы, в которых применяются методы проектного финансирования;

• проанализировать существующие модели проектного финансирования;

• выделить тенденции развития проектного финансирования;

• рассмотреть правовую базу в области проектного финансирования.

Теоретическим основанием исследования выступили работы российских и иностранных исследователей, в которых довольно обстоятельно и глубоко изучались проблемы развития проектного финансирования, а также были использованы достижения исследователей в сфере экономической теории, истории учений экономических, методологии экономических современных исследований. Исследованию вопроса проектного финансирования уделено довольно большое внимание и на территории России, и в прочих государствах.

Среди более исследователей требуется назвать отечественных исследователей, как: Л.В. Бирюкова [1], Л.Ш. Гимадиева [2], О.В. Костенко [3], Н.В. Казанцева [4] и другие.

Одновременно с этим по отношению к современному этапу в недостаточной степени разработана нормативно-правовая база в области регулирования проектного финансирования.

Кардинальным отличием проектного финансирования от любой другой формы финансирования является то, что финансируется конкретный проект. В результате чего проектное финансирование обеспечивает ресурсами исключительно определенный проект, а не компанию-инициатора по его осуществлению. Таким образом, источником дохода является свободный денежный поток, который генерирует проект.

Может сложиться впечатление, что при наличии таких высоких рисков, характерных для проектного финансирования, при прочих равных условиях, инвестор выберет вкладывать именно в компанию, а не в отдельный проект. Здесь необходимо сделать оговорку на определенные внутренние и внешние ограничения, сопутствующие компании-инициатору, которые в результате могут значительно повлиять на решение о финансировании именно в конкретный проект, а не в целую компанию. И внутренние и внешние ограничения могут быть обоснованы разными причинами.

Одним из внешних ограничений может явиться неподобающий кредитный рейтинг компании, который впоследствии повлияет на стоимость предполагаемого финансирования, что может, в свою очередь, привести к снижению уровня эффективности проекта.

К внутренним ограничениям можно отнести масштаб проекта. Допустим, предполагаемый проект настолько глобальный для обычной деятельности организации, что его провал может привести к банкротству всей этой компании.

Приведем теоретический пример таких ограничений.

Допустим, некоторая нефтяная компания обладает лицензией на разработку и добычу полезных ископаемых в крайне удаленном регионе с необычными климатическими условиями и обдумывает вариант инвестирования в разработку месторождения. Однако, самостоятельное финансирование слишком рискованно ввиду вышеизложенных условий нахождения предполагаемого месторождения и соответствующих затрат.

В то же время рентабельность разработки приемлема. Руководству предстоит нелегкий

выбор.

В разработке, а значит, в дальнейших поставках нефти этого месторождения заинтересованы власти близлежащих стран, ведущие крупные компании этих стран в целях расширить поставки импортированной нефти в свою страну. Местные органы власти также воодушевлены идеей этого проекта, поскольку это поможет увеличить и организовать большее количество рабочих мест, что приведет к увеличению поступлений налогов в местный бюджет.

Ввиду такого количества заинтересованных сторон создаются возможности для осуществления проекта, который компания с трудом реализовала бы самостоятельно.

Механизм проектного финансирования в этом случае поможет объединить все ресурсы заинтересованных сторон и распределить между ними риски и обязанности, что позволит реализовать проект.

2. Результаты и обсуждения

Как уже было отмечено, при реализации проекта все риски распределяются между участниками, чтобы каждая из сторон могла эффективно управлять ими по своей специфике. Такая система управления и распределения рисков призвана защищать интересы всех участвующих сторон и предопределять гарантии для них.

Особенностью механизма проектного финансирования является возможность нетрадиционного соотношения заемного и собственного капитала. Поскольку гарантии являют собой многоуровневую и сложную систему, доля заемного капитала в структуре финансирования инвестиционного проекта может быть значительно увеличена.

Проектное финансирование чаще обладает большей гибкостью, чем какой-либо другой вид финансирования.

Проектное финансирование пользуется огромным успехом во всем мире — за год финансируется свыше нескольких сотен миллиардов долларов США.

На сегодняшний день сферы применения проектного финансирования весьма разнообразны. Но стоит особо выделить масштабные проекты, направленные на добычу, переработку, транспортировку полезных ископаемых, в первую очередь — нефти и газа; крупные проекты электроэнергетики, в том числе, строительство электростанций, топливно-энергетических станций; телекоммуникационные и инфраструктурные проекты (строительство аэропортов, речных вокзалов, очистных сооружений) [5].

В практике существуют две модели проектного финансирования:

1. Контракт покупателя. Проект нацелен на производство товаров или услуг, которые будут проданы конкретному покупателю/покупателям.

Такие проекты часто реализуются в масштабах создания объектов в сфере электроэнергетики; в сфере разработки и добычи полезных ископаемых (нефти и газа) и т. п. В таких масштабах проектная компания заключает договоры, с одной стороны, по предоставляемому финансированию с инвесторами и кредиторами. С подрядчиками заключается «сквозной контракт» EPC-контракт (engineering-procurement-construction). Такие контракты характерны для масштабных проектов по созданию и реконструкции энергетических объектов именно в сфере проектного финансирования. Для EPC-контрактов характерно фиксированное определение цены и даты окончания работ. С операторами заключаются контракты на эксплуатацию и обслуживание.

С другой стороны, проектная компания подписывает соглашение с покупателем; заключает контракт на поставку продукции с поставщиком; государство принимает соглашение о поддержке.

2. Концессионное соглашение. Результатом проекта должна стать продукция или услуги для предоставления государству или населению.

Отличие второй модели от первой заключается в том, что подписывается концессионный договор (например, с государственным партнером по контракту) и контракт на обслуживание. В случае если проект был нацелен на предоставление услуг населению, последнее, в свою очередь, обязуются выплачивать платежи и пошлины проектной компании в определяемом контрактом порядке [6].

Говоря о концессионном соглашении как о модели проектного финансирования, необходимо отметить проекты государственно-частного партнерства (ГЧП), как форму проектного финансирования.

Проекты ГЧП, как правило, характеризуются масштабностью государственного уровня, обладают высоким значением для социальной сферы (например, проекты по созданию или реконструкции объектов транспорта, культуры, здравоохранения) либо представляют из себя малые муниципальные проекты, нацеленные на повышение уровня социального значения.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — «Закон № 115-ФЗ»): «по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности». Данная выдержка из закона определяет одну из форм концессий на мировом уровне BOT (build-operate-transfer), что означает «строить-эксплуатировать-передавать».

В мировой практике можно выделить несколько самых распространенных и основных форм ГЧП [7]:

1. Design-build. «Проектировать-строить» (DB).

2. Build-operate-transfer. «Строить-эксплуатировать-передавать» (BOT).

3. Build-own-operate-transfer. «Строить-владеть-эксплуатировать-передавать» (BOOT).

4. Build-transfer-operate. «Строить-передавать-эксплуатировать» (BTO).

5. Build-own-lease-transfer. «Строить-владеть-лизинг-передавать» (BOLT).

Все эти формы ГЧП направлены на мониторинг экономического эффекта, который должен быть получен в итоге осуществления проекта, куда были вложены государственные деньги. Стоит заметить, что данные формы распространены в основном в Европе и США. Развитие ГЧП в России притормаживается действующим законодательством. Необходима модернизация и совершенствование правовой базы в сфере ГЧП в Российской Федерации для того, чтобы начать эффективно реализовывать проекты.

В начале 2017 года количество инфраструктурных проектов, в отношении которых было принято решение о реализации на принципах государственно-частного партнерства, составило 2446. Важно отметить, что данный показатель стоит рассматривать вместе с другими: например, еще 480 проектов находятся на просмотре органов государственной власти, около 1000 проектов — на стадии разработки. Если говорить о распределении принятых проектов, то на муниципальном уровне реализуется их большая часть (2191 проект). При это на региональном уровне находится 238 проектов, а на федеральном — 17.

При этом в 2183 проектах уже подписаны договоры, в которых совокупные инвестиционные обязательства составляют — 2,040 трлн рублей. Более детально ситуация с проектами, по которым заключены договоры, представлена на рисунке 1.

Для России проекты ГЧП как форма проектного финансирования имеют особое значение в секторе строительства и реконструкции объектов в сфере автомобилестроения; железнодорожного транспорта; трубопроводного транспорта; аэростроения (аэродромы и

здания); электроэнергетическом комплексе; объектов здравоохранения, образования, культуры и т. д.

Рисунок 1. Соотношение количества реализуемых проектов ГЧП и объем финансовых обязательств частных инвесторов [8]

Примером эффективного взаимодействия государственного и частного секторов в рамках реализации проектов ГЧП служат следующие проекты: реконструкция аэропорта Пулково; строительство Западного высокоскоростного кольца, огибающего Санкт-Петербург; проект по развитию проекта по переработке твердых отходов в Ванино (на территории завода Ванино, город Санкт-Петербург).

Одним из важнейших условий модернизации экономики в России является развитие метода проектного финансирования, что по своей сути, сложно и рискованно, но позволит перейти на более высокий технологичный уровень [9].

В последние десятилетия XX века проектное финансирование на мировом уровне развивалось высокими темпами в сфере электроэнергетики, общественной инфраструктуры, сфере мобильной связи. В начале XXI века толчком к развитию послужила глобализация международного финансового рынка, инвестиций; приватизация компаний общественной инфраструктуры (например, жилищно-коммунальное хозяйство) во многих развитых странах с рыночной экономикой.

На текущий момент рынок проектного финансирования характеризуется высокой емкостью. Однако 1 квартал 2016 года стал наиболее не результативным с точки зрения объемов сделок, реализуемых в форме проектного финансирования, после 1 квартала 2009 года (в 1 кв. 2009 года объем составлял 41,94 млрд долл. США) (рис. 2). Помимо всего прочего, этот период стал самым «депрессивным» принимая во внимание крайне низкое количество заключенных сделок. Ближний Восток и Африка являются единственными регионами, которые показали лучшие результаты как по объемам сделок, так и по количеству (падение показателей на 17 %) [10].

I Общий объем финансирования, млрд. долларов США

■Количество проектов

120

300

100

80

60

40

20

250

200

150

100

50

0 0 4кв 1кв 2кв 3кв 4кв 1кв 2кв 3кв 4кв 1кв 2кв 3кв 4кв 1кв 2кв 3кв 4кв 1кв 2кв 3кв 4кв 2011 2012 2012 2012 2012 2013 2013 2013 2013 2014 2014 2014 2014 2015 2015 2015 2015 2016 2016 2016 2016

Рисунок 2. Динамика объемов проектного финансирование в мире по годам (млрд долларов США) (составлено автором на основе данных Infrastructure Journal and Project Finance Magazine)

На рисунке 2 показана динамика объемов проектного финансирования в мире. В основном проектное финансирование используется в проектах горной промышленности, энергетики и нефтехимии. Обратимся к анализу проектного финансирования в отраслевом разрезе. По данным IJ&PFM, наибольшее количество проектов, реализуемых в форме проектного финансирования, с точки зрения мировой тенденции в последние годы приходилось на незначительное количество основных отраслей. В последнее время было реализовано следующее количество проектов, финансируемых в форме проектного финансирования, в процентном выражение и по видам сфер, в которых проекты были осуществлены: возобновляемые источники энергии (33 %), нефть и газ (15 %), транспорт (17 %) и социальная поддержка и защита (16 %). Несмотря на это, наиболее крупные проекты в точки зрения размера капиталовложений приходится на нефтяную, транспортную и энергетическую отрасли. Например, на нефтегазовую отрасль приходится 32 % общего объема заимствований, привлеченных в рамках реализации проектов по проектному финансированию, а средняя стоимость проектов составляет 2.087 млрд долл. США. В то же время, доля обязательств, необходимых к погашению и привлеченных в рамках проектного финансирования, в транспортной отрасли составляет 29 % в расчете на один проект средний показатель составил 1.098 млрд долл. США. В свою очередь, объем финансирования в рамках проектного финансирования в энергетической отрасли составил 16 % со средним размером показателя 695 млн долл. США.

Если рассматривать исходя из распределения по регионам [11] (рис. 3) первенство по количеству и объемам сделок принадлежит Европе (4,2 тыс. сделок объемом финансирования 2121 млрд долл. США). Второе и третье место на рынке финансирования в форме проектного финансирования заняли Американский и Азиатский регионы соответственно (3,4 тыс. сделок объемом 1989 млрд долл. США и 2,7 тыс. сделок объемом 1856 млрд долл. США соответственно).

Рисунок 3. Распределение сделок проектного финансирования по регионам (составлено автором на основе данных Infrastructure Journal and Project Finance Magazine)

В России проектное финансирование используется в основном в нефтегазовой отрасли, отрасли электроэнергетики и телекоммуникаций — общее объем инвестиций в реализацию проектов в этих отраслях составил порядка 137 млрд долларов США за последние 25 лет (рис. 4). Как видно на рисунке 4 в нефтегазовом секторе было реализовано незначительное количество проектов с использованием механизма проектного финансирования, однако, средняя стоимость каждого проекта превышает 4 млрд долларов США, что в разы превышает среднюю стоимость реализации проектов в других отраслях. Это объясняется тем, что в России огромнейшие запасы именно нефти и газа, что в свою очередь, предполагает проекты, требующие капиталоемких вложений и эффективного управления, что вполне может обеспечить проектное финансирование. В целом, проектное финансирование в России набирает обороты и постепенно растет, после спада в 2009 году во время мирового финансово-экономического кризиса.

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

100000 90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

I Количество сделок

■Объем инвестиций, млн. долларов США

Рисунок 4. Количество завершенных проектов и объем инвестирования в рамках проектного финансирования по секторам экономики в России за последние 25 лет (составлено автором на основе данных Всемирного банка)

Тем не менее, по сравнению с зарубежными регионами проекты, реализуемые в форме проектного финансирования в России, реализуются не так часто, как могло бы [12].

Причины такой практики заключаются в следующем:

1. Не глубокое понимание понятия «проектное финансирование».

2. Отсутствие общедоступной и понятной статистки по ранее реализованным проектам с точки зрения структурирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Отсутствие широкой и хорошо проработанной законодательной базы в области проектного финансирования.

4. Отсутствие большого количества квалифицированных кадров в это сфере, и как результат: длительные сроки проработки и анализа проектов.

5. Отсутствие благоприятного инвестиционного климата, в том числе в силу геополитической нестабильности.

6. Низкий уровень управления проектами по проектному финансированию на предприятиях и в банках.

7. Отсутствие широкого выбора финансовых инструментов, применение которых будет обеспечивать оптимальное соотношение рисков и доходности при реализации инвестиционных проектов.

В то же время, мы считаем, что необходимо выделить несколько направлений путей развития и совершенствования проектного финансирования в России [13]:

1. Развитие рынка и повышение уровня качества консультационных и страховых услуг. В мировой практике в реализации проектного финансирования почти в ста процентов случаев принимают участие различные страховые и консалтинговые компании, особенно при реализации долгосрочных проектов.

2. Усиление роли государства в сфере страховании рисков. Возможность рассматривания государства как гаранта при реализации проектного финансирования.

3. Увеличение эффективности налогового стимулирования реализации проектного финансирования. Разработка поправок к налоговому законодательства с точки зрения предоставления льгот участникам проектного финансирования.

4. Стимулирование межбанковского сотрудничества. Использование более эффективных схем взаимодействия банков при совместной работе над инвестиционным проектом.

5. Разработка и увеличение набора инструментов, используемых в процессе осуществления проектного финансирования.

Правовая база российского законодательства в области проектного финансирования и отношений, возникающих в процессе проектного финансирования, недостаточно развита и не совсем отвечает международным стандартам [14].

Структура нормативно-правовых актов, связанных со сферой проектного финансирования, отражена на рисунке 5.

Стоит отметить, что более чем в 30 регионах Российской Федерации действуют региональные законодательные акты, которые связаны с проектным финансированием. Однако существует ряд аспектов, которые не регулируются вышеуказанными нормативно-правовыми актами (рис. 6).

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 197-ФЗ «О залоге»;

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

I

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

I

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О банкротстве»;

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Рисунок 5. Структура нормативно-правовых актов, связанных со сферой проектного финансирования [15]

Обособление имущества проекта с помощью специализированного юридического лица — проектной компании

Предоставление имущества проекта в обеспечение кредиторам по проекту

Использование будущего дохода для погашения обязательств перед кредиторами стадии строительства

Коллективная реализация прав кредиторов

Защита денежного потока проекта

Рисунок 6. Нерегулируемые аспекты проектного финансирования [16]

Поскольку российская законодательная база проектного финансирования недостаточно развита, многие кредиторы и спонсоры из России вынуждены прибегать к пользованию зарубежными инструментами для осуществления тех или иных сделок проектного финансирования. Инструменты российского права используются в сделках проектного финансирования в ограниченной степени или остаются неиспользованными вовсе из-за более конкурентоспособных зарубежных инструментов проектного финансирования.

В 2011 году разработан, а затем и принят проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский Кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации (в части развития проектного финансирования)».

Данный законопроект предусматривает введение ряда новых для российского законодательства понятий и инструментов в области проектного финансирования:

• специализированные хозяйственные общества (проектные компании);

• соглашения кредиторов;

• новый механизм уступки прав и обязанностей по договору, в частности, уступка прав на будущую выручку, денежный поток, создаваемые активы;

• новые виды залогов (прав по договору, будущего объекта недвижимости, будущих прав);

• управляющий залогом.

Результатом проектного финансирования является непосредственно реализованный проект, который будет генерировать свободный денежный поток, а также построенный или реконструированный объект, являющийся важным имуществом проекта. Однако, на момент разработки проекта этого имущества нет и, соответственно, нет никаких гарантий для кредитора, предоставляющего средства для реализации проекта, что это имущество появится и будет приносить доход, которое, по сути, и явится обеспечением проекта. Кроме того, в законодательстве необходимы меры по установлению возможности предоставления заемщиком залога в виде имущества и будущих прав кредитору.

Выводы

Опыт финансирования и реализации проектов в мире показывает, что проектное финансирование по сравнению со многими другими видами финансирования является более рискованным. Это объясняется долгосрочностью масштабных проектов и неопределенностью будущих результатов. Проектное финансирование предполагает участие многих субъектов, недочет любого из участников может привести к угрозе провала проекта.

Проектная деятельность состоит из совокупности более простых форм деятельности — коммерческих, производственных, кредитных, расчетных, научно-технических, страховых и других операций. По отдельности все эти операции и так достаточно рискованны, а в сочетании они значительно повышают суммарные риски. Также стоит отметить международный характер проектного финансирования (финансированием проекта могут заниматься участники из разных стран или операции по проекту могут осуществляться сразу в нескольких странах), что повышает уровень политических и страновых рисков.

Таким образом, рискованность каждого проекта зависит от многих внутренних факторов — выбора участников, компании, способов и методов финансирования. В первую очередь, проектное финансирование связано с высокими рисками для кредиторов проекта — кредитные риски могут повлечь за собой крах проекта, ущерб которого отразится на многих или всех участниках проекта. Компании, занимающиеся проектным финансированием, значительную часть ресурсов направляют на анализ рисков, разработку и реализацию программы управления рисками. Управление рисками проекта становится одним из основных направлений деятельности компаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

Бирюкова Л.В., Толканева О.Г. Проектное финансирование в России: сущность, проблемы и перспективы развития // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. — 2018. — № 6. — С. 69-73. Гимадиева Л.Ш. Проектное финансирование при финансировании жилищного строительства // Вестник Евразийской науки. — 2019 № 2. — URL: https://esj .today/PDF/77ECVN219.pdf.

Костенко О.В., Щенникова В.В. Система управления финансовыми рисками инновационных проектов на предприятии: факторы и процесс проектирования // Вестник Евразийской науки. — 2020 № 2. — URL: https://esj.today/PDF/23ECVN220.pdf.

Казанцева Н.В., Сергеева К.Н. Проблемы финансирования инновационных проектов малого и среднего предпринимательства // Вестник Евразийской науки. — 2022 № 3. — URL: https://esj.today/PDF/57ECVN322.pdf.

Хачатрян А.А., Лисицкая Т.С. Анализ источников и структуры финансирования металлургической компании // Вестник Евразийской науки. — 2021 № 6. — URL: https://esj .today/PDF/32ECVN621.pdf.

Шарохина С.В., Пудовкина О.Е., Гороховицкая Ю.О. Институциональная модель в финансировании инвестиционного процесса // Вестник Евразийской науки. — 2018 № 5. — URL: https://esj .today/PDF/18ECVN518.pdf.

Шеломенцева М.В., Комаров П.И., Киященко Л.Т., Петушкова Г.А., Негрей А.В. Оценка эффективности государственного финансирования венчурных проектов в субъектах РФ // Вестник Евразийской науки. — 2019 № 4. — URL: https://esj .today/PDF/54ECVN419.pdf.

Ашинова М.К., Исачкова Л.Н., Хут С.Ю., Ешугова Ф.Р. Развитие региональной экономики на основе применения государственно-частного партнерства. Новые технологии / New technologies. — 2017. — С. 50-56.

Благих И.А. Проектное финансирование в инвестиционной сфере // Проблемы современной экономики. — 2012. — N 2(42) — с. 197-202.

Буркова А.Ю. Проектное финансирование: регулирование и документарная

практика // Инвестиционный банкинг. — 2009. — № 2 — с. 10-11.

Фадюшин И.С. Международный опыт развития ГЧП // Международный научно-

исследовательский журнал. — 2019. — № 4-2(82). — С. 39-43.

Никонова И.А. Эффективность проектов: Давайте считать одинаково, одинаково

и правильно // Инвестиции в России. — 2009. — № 9 — с. 21.

Носкова Е. Инвесторы ищут мотив // Российская Бизнес-газета. — 2013. —

№ 892(14) — с. 30-32.

Суэтин А.А. Проектное финансирование // Современные технологии управления, 2012. — № 12(24). — № рег. статьи 0421200170.

Петрова Г.В. Правовое регулирование проектного финансирования инвестиционной деятельности в России и анализ влияния международных Принципов финансирования инвестиционных проектов Всемирного Банка на финансово-правовой режим инвестиций в странах ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. — 2018. — № 1(14). — С. 36-47.

Никонова И.А. Развитие проектного финансирования в России // Современные технологии управления. — 2012 — № 7(19) — С. 51-59.

Serov Sergey Igorevich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: sergeyserov.official@gmail.com

Features of project financing in Russia: problems and prospects

Abstract. In this article, the author considers the problem of project financing in Russia. The author studied the differences between project financing and other forms of financing and identified a number of related restrictions faced by initiating companies, and gave examples of the most common restrictions. In addition, the article analyzed the features of the project financing mechanism and highlighted its strengths and weaknesses. The author also reviewed project finance models and compared them. Particular attention is paid to PPP projects, their importance in various sectors of the economy and production. In addition, the work carried out a comparative analysis of project financing in Russia and other countries (for example, the countries of the Middle East, Africa and the USA). The author also considered the legal framework governing the implementation of project financing in Russia, and identified its unfinished places. Separately, a number of new concepts and tools were analyzed, proposed in the draft law developed in 2011, which also demonstrates the need to improve the mechanism of project financing. To achieve this goal, within the framework of this work, a selection of literature was carried out, with the help of which it was possible to form an up-to-date understanding of the functioning of the project financing mechanism. The author emphasizes that the efficiency of project financing in other countries is higher than in Russia. Since this mechanism allows accelerating economic growth and raising the standard of living of the population, the state needs to pay more attention to its development. In the final part of the article, the author offers recommendations for improving the functioning of the project financing mechanism.

Keywords: PPP; investment policy; project financing mechanisms; world community; project financing models; project financing; projects; socio-economic development; financing; economics; economic security

55ECVN522

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.