Научная статья на тему 'Особенности проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института'

Особенности проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобковская Надежда Ивановна, Железнякова Анжелика Викторовна, Евдошкина Юлия Александровна

Вопросы социализации и воспитания студентов в современном российском обществе имеют ряд противоречий. В статье рассмотрены особенности проектирования воспитательного процесса в условиях технического института. Формирование высокого уровня морально-нравственных компетенций выпускников актуализируется не просто как одно из направлений работы образовательных организаций, но и государственная политика в области образования. Объектом исследования является воспитание современного студенчества технического института, предметом – направление проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института. Особое внимание уделяется процессу формирования структуры потребностей студентов в условиях адаптации к специфической атмосфере технического института. На основе анализа результатов анкетного опроса студентов Волгодонского инженерно-технического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» определяются основные проблемы и тенденции в структуре потребностей студентов, влияющие на процесс нравственного становления и профессионального самоопределения, актуализируются принципы всестороннего развития личности и ее уникальности. Основным выводом авторов является обоснование необходимости организации воспитательного процесса с учетом особенностей индивидуального пространства студентов, в котором они заявляют и осуществляют свои социальные потребности. Выделен приоритет ценностного компонента в реализации программы воспитания и содействие формированию профессионального самоопределения будущих специалистов через развитие высокого уровня общекультурных компетенций в процессе обучения в техническом институте. Результаты работы могут быть применены для психолого-педагогической подготовки кураторов, наставников и специалистов воспитательных служб образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобковская Надежда Ивановна, Железнякова Анжелика Викторовна, Евдошкина Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института»

Современное образование

Правильная ссылка на статью:

Лобковская Н.И., Железнякова А.В., Евдошкина Ю.А — Особенности проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института. // Современное образование. - 2017. - № 2. DOI: 10.25136/2409-8736.2017.2.23278 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=23278

Особенности проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института.

Лобковская Надежда Ивановна

кандидат философских наук

доцент, Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского

ядерного университета "МИФИ"

347360, Россия, Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Ленина, 73/94 И nadezhda-lobkovskaya@yandex.ru Железнякова Анжелика Викторовна

кандидат социологических наук

доцент, Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского

ядерного университета «МИФИ»

347560, Россия, Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Ленина, 73/94 И AVZheleznyakova@mephi.ru

Евдошина Юлия Александровна

начальник, Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального

исследовательского ядерного университета «МИФИ»

347360, Россия, Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Ленина, 73/94

И YAEvdoshkina@mephi.ru

Статья из рубрики "Воспитание и его формы"

DOI:

10.25136/2409-8736.2017.2.23278

Дата направления статьи в редакцию:

08-06-2017

Дата публикации:

26-06-2017

Аннотация.

Вопросы социализации и воспитания студентов в современном российском обществе

имеют ряд противоречий. В статье рассмотрены особенности проектирования воспитательного процесса в условиях технического института. Формирование высокого уровня морально-нравственных компетенций выпускников актуализируется не просто как одно из направлений работы образовательных организаций, но и государственная политика в области образования. Объектом исследования является воспитание современного студенчества технического института, предметом - направление проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института. Особое внимание уделяется процессу формирования структуры потребностей студентов в условиях адаптации к специфической атмосфере технического института. На основе анализа результатов анкетного опроса студентов Волгодонского инженерно-технического института - филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» определяются основные проблемы и тенденции в структуре потребностей студентов, влияющие на процесс нравственного становления и профессионального самоопределения, актуализируются принципы всестороннего развития личности и ее уникальности. Основным выводом авторов является обоснование необходимости организации воспитательного процесса с учетом особенностей индивидуального пространства студентов, в котором они заявляют и осуществляют свои социальные потребности. Выделен приоритет ценностного компонента в реализации программы воспитания и содействие формированию профессионального самоопределения будущих специалистов через развитие высокого уровня общекультурных компетенций в процессе обучения в техническом институте. Результаты работы могут быть применены для психолого-педагогической подготовки кураторов, наставников и специалистов воспитательных служб образовательных организаций.

Ключевые слова: система воспитания, процесс обучения, социализация, профессиональное самоопределение, мотивация, профессиональная деятельность, развитие личности, социальные потребности, нравственное становление,

профессиональное самосознание

Одним из основных направлений в воспитательной работе технических образовательных организаций является нравственное становление молодого гражданина. Это обуславливает сегодняшние усилия научно-педагогического сообщества по оптимизации взаимодействия со студентами с целью концептуального оформления современных подходов воспитания образованной части молодежи. Конечной целью становится актуализация процесса кристаллизации/вызревания высоких моральных качеств и ответственной гражданской позиции людей с высшим образованием как лидеров мнения.

Проблема нравственного воспитания студентов в советском педагогическом опыте никогда не рассматривалась отдельно от общих вопросов воспитания молодежи. Комплекс соответствующих системных мер органично вплетался в образовательный процесс. Сегодня данное направление в высшей школе реактуализируется после длительного периода несистемной модернизации сферы отечественного образования. Высшее техническое образование не является исключением, но имеет ряд особенностей. Например, формирующиеся у студента в процессе обучения принципы гражданственности должны стать фундаментом высокой мотивированности его профе с с ио на льной де я те л ьно с ти, с оциа льно й отв е тс тв е нно с ти ба ка ла в ра или специалиста технического направления и общей эффективности в работе, обеспечивающей интересы всего общества. Действительно, от уровня сформированности морально-нравственных компетенций выпускников технических институтов в

значительной мере зависит как динамика, так и вектор научно-технического прогресса.

Следует отметить, что преподаватели часто не видят необходимости закладывать и реализовывать задачу формирования гуманистического мировоззрения будущих инженерных кадров, поэтому учебный процесс в основном лишен этой воспитательной составляющей. Но и во внеучебной деятельности мало внимания уделяется созданию условий эффективного духовно-нравственного воспитания будущих технических работников.Предполагается, что выпускник должен идентифицировать себя с представителями технической интеллигенции и, следовательно, ответственно подходить к выражению своей гражданской позиции и профессиональному поведению. Но чтобы достигнуть таких высоких целей следует активно и последовательно содействовать формированию личностной культуры студента, позволяющей реализовывать полученные знания, навыки и умения на благо своей страны.

В образовательной организации высшего технического образования особенное воспитательное значение приобретает работа преподавателей специальных дисциплин и системно взаимодействующих с ними кураторов и наставников. Грамотно организованная деятельность в данном направлении с учетом требований профессиональных стандартов, современных инновационных вызовов и информационных рисков обеспечивают личностный рост студентов в соответствии с поставленными воспитательными целями. Указанные цели сегодня становятся актуальными, имеют свои особенности на различных

этапах обучения и отчасти рассмотрены в работах Профессиональный стандарт

«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» вступивший в силу с 1 января 2017 года, предусматривает для ассистентов, старших преподавателей и доцентов как обязательные трудовые функции по социально-педагогической поддержки обучающихся и профессионально-личностном развитии. Также, указанным стандартом выдвинуты требования к умению преподавателя вуза «диагностировать ценностно-смысловые, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, интеллектуальные характеристики студентов и содействовать формированию лидерских качеств, правовых, культурных и нравственных ценностей студентов». А это значит, что преподаватель должен учитывать «возрастные и индивидуальные особенности студентов», а также «механизмы адаптации

студентов к особенностям образовательного процесса» Понимание значимости преподавателями своей роли в процессе формирования личности студента и выстраивание учебного процесса по классическим стандартам позволяют корректно направлять деятельность студентов по сложному, но чрезвычайно важному пути саморазвития, самосовершенствования и осознания гражданской ответственности, что отвечает целям нравственного воспитания в высшей школе. Таким образом, воспитательный процесс должен обеспечиваться специально подготовленными педагогическими кадрами (кураторами, наставниками, специалистами воспитательных служб) и преподавателями как гуманитарных, так и технических дисциплин.

Особенное внимание требуется в начале обучения. На младших курсах наблюдается адаптация студентов к специфической атмосфере технического вуза, освоение ими начальных профессиональных знаний, умений и навыков, постижение правовой культуры, формирование на основе первичного практического опыта такого важного интегративного качества, как гражданственность. На старших курсах идет интенсивное становление студента как молодого специалиста-инженера и, в идеале, - укрепление ответственности, чувства долга перед обществом, любви к своей стране, готовности ее защищать и развивать.

В современной ситуации наблюдается некоторое улучшение во взаимодействии социальных институтов и государства, однако неконтролируемые информационные потоки разнонаправленного действия не позволяют задать желательную динамику целенаправленному процессу формирования чувства патриотизма молодого поколения. Общество до сих пор ощущает негативные проявления переходного периода демократизации: правонарушения, пьянство, наркомания, суицид, сексуальная

распущенность, падение духовности, нравственности, культуры Одновременно наблюдается усиление индивидуализма и рост разобщенности в студенческой среде, потеря потребности в коллективной жизнедеятельности. В связи с этим уместно затронуть проблему возрождения традиций совместных форм деятельности среди студенческой молодежи в учебе, труде, спорте, отдыхе, активизации студенческого самоуправления с обеспечением его реальных прав и возможностей, повышением роли самоуправления в организации воспитательной работы.

По мнению специалистов, в высших технических учебных заведениях (в них государство заинтересовано более всего) воспитание, как комплексный процесс социализации личности, является неотъемлемой составляющей единого образовательного пространства и направлено на «становление гуманной личности с присущим для неё сочетанием выраженной индивидуальности с коллективистской направленностью, характеризующейся осознанием своего гражданского долга, трудолюбием, ответственностью, профессиональной и гуманитарной культурой, а также культурой взаимодействия с окружающими людьми»

В системе воспитания в техническом институте следует придерживаться принципа содействия всестороннему развитию личности, ее уникальности через приобщение к культуре уважительных социальных отношений и соблюдения золотого правила нравственности: поступай так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Обратная связь превращает воспитание в интерактивный процесс, в котором достижение высоких результатов обеспечивается усилиями как преподавателей, так и студентов. Без заинтересованности одной из сторон поставленных целей не достигнуть.

Воспитательный процесс необходимо строить с учетом особенностей важной для студентов индивидуального пространства, в котором они заявляют и осуществляют свои социальные потребности. В рамках ВИТИ НИЯУ МИФИ методом анкетного опроса было проведено исследование, позволившее выявить в структуре потребностей наших студентов особенности и новые тенденции, которые в дальнейшем учитываются в реализации модели оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов. Самыми главными для них становятся потребности в самореализации, хороших/достойных материальных условиях, общении по интересам, социальном признании и нравственных ориентирах.

По результатам опроса среди студенческих проблем доминирует «недостаточная материальная обеспеченность» (53% опрошенных), что существенно влияет на мотивированность во внеучебной деятельности. Традиционно материальное положение студента зависит от размера стипендии и помощи со стороны родителей, но в последние годы к этим источникам добавляется возможность дополнительного заработка самих студентов, ею пользуются около 20% опрошенных. Еще приблизительно 37% отвечавших на вопросы студентов хотели бы иметь дополнительный заработок, но не знают, как организовать этот процесс, а еще 18% - боятся навредить работой учебе. Итак, 75% опрошенных студентов желают одновременно учиться и работать, в связи с этим усилия государственных и внутривузовских структур должны быть направлены на расширение

возможностей вторичной занятости для своих подопечных. Воспитательная сторона этой проблемы заключается, в основном, в поддержании высокой мотивации студентов в отношении качественного совмещения учебы и работы.

Еще одной проблемой для студентов является «чрезмерная академическая загруженность» (47% опрошенных), и «отсутствие желательных условий для самостоятельной работы» (23%). В качестве коррекционных мер, студенты предлагают сократить количество часов, отведенных на гуманитарные дисциплины и за счет этого высвободить время для самостоятельной работы с учебной литературой, участия в научных исследованиях и внеучебных мероприятиях. Кроме того, по мнению студентов, сокращение учебных часов благотворно повлияет на внеучебную активность студентов, которые с интересом и большей самоотдачей смогут участвовать в мероприятиях, направленных на объединение студентов по интересам. Однако 39% опрошенных студентов считают существующую учебную нагрузку посильной и оправданной. Можно предположить, что простое сокращение обязательных аудиторных занятий гуманитарного блока в пользу самостоятельной работы не принесет положительного результата без решения проблемы обеспечения регулярной квалифицированной помощи, разъяснений и консультаций со стороны преподавателей, информирования о наличии учебно-методической базы по дисциплинам на соответствующем ресурсном портале института и постоянной работы всех заинтересованных субъектов по формированию и поддержанию высокой мотивации в преодолении трудностей в процессе обучения. Последнее является задачей в большей мере воспитательной, хотя и заложенной в каждую из дисциплин по определенному направлению или специальности.

Большая часть опрошенных студентов - 67% - не удовлетворены организацией летнего отдыха для компенсации психологической нагрузки, которую им приходится испытывать в период учебы. Подверженность стрессу в студенческой среде подтверждается и результатами опроса по проблеме востребованности в образовательных организациях высшего образования социально-психологической помощи. Недовольство материальным положением и загруженность учебными занятиями компенсируется относительной удовлетворенностью условиями отдыха и досуга в институте в процессе учебы (43%).

Вопрос о значимых агентах влияния на нравственное становление молодого человека дал следующие результаты. На первом месте - интернет как наиболее востребованная среда взаимодействия, далее - неформальная среда общения, на третьем месте -родители, на пятом - средства массовой информации и, наконец, на шестом - институт. Интересен тот факт, что студенты качественно отделяют интернет от СМИ и оценивают его много выше.

В итоге, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны соответствующих служб в институте, результативность системного воспитательного воздействие на студентов ниже, чем влияние несистемных социальных факторов. Молодые люди испытывают постоянное информационное давление, порождающее необходимость рационального выбора из гораздо большего числа фактов, явлений и процессов, нежели раньше. Данная ситуация характеризуется состоянием экзистенциальной перегруженности и, часто, нежеланием вникать в суть общественно значимых проблем.

Компенсация психологических перегрузок, которые студентам приходится испытывать в период учебы, во многом зависит от уровня воспитательной работы в техническом вузе. Реализуемая в ВИТИ НИЯУ МИФИ программа содействия формированию профессионального самоопределения будущих специалистов атомной отрасли с учетом аксиологического подхода нацелена на развитие высокого понимания и приобщения

студентов к корпоративным ценностям. Это, в свою очередь, способствует развитию профессионально ориентированной, социально адаптированной и интеллектуально

активной личности студента» [7-11]. Студенческая активность во внеучебной деятельности стимулируется соответствующей мотивацией и предоставлением практической возможности реализовывать здоровые амбиции в сфере общественных отношений, участвовать в групповых мероприятиях, поддерживать имидж института на городском, региональном и общероссийском уровнях, защищать честь своего вуза на соревнованиях, дебатах, круглых столах.

Таким образом, по результатам проведенного исследования проблем и тенденций в структуре потребностей студентов можно утверждать, что современный учебный процесс в ВИТИ НИЯУ МИФИ рационален и конструктивен, однако некоторые проблемы проектирования воспитательного блока, как части процесса гуманитаризации высшего технического образования остается в зоне повышенного внимания со стороны студентов. Следовательно, необходимо расширение роли и места воспитательного процесса в образовательной организации высшего образования, а также следует активнее использовать потенциал социально-гуманитарных дисциплин и вузовской корпоративной культуры для усиления нравственного воспитания студентов.

Библиография

1. Томилин С.А., Селезнева Г.А., Лобковская Н.И. Особенности и проблемы адаптации студентов, обучающихся по программам непрерывного профессионального образования // В мире научных открытий. 2013. № 7.2 (43). С. 146-164.

2. Томилин С. А., Лобковская Н. И., Ольховская Р. А. О формировании профессионального целеполагания для повышения эффективности процесса адаптации первокурсников // Психолого-педагогическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения: сб. ст. VI междунар. науч.-практ. конф., июнь 2013 г.-Пенза, 2013. С. 44-47.

3. Лобковская Н.И., Томилин С.А., Евдошкина Ю.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации первокурсников, получающих высшее образование на базе среднего профессионального // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30). С. 141-144. URL: scientificnotes.ru.

4. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профе с с ио на льного об р а з о в а ния и дополните льного профе с с ио на льно г о образования» (утвержден приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf.

5. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-224 с.

6. Шумская Л. И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности. // Психология. - 2000. - № 3. - С. 3-11.

7. Томилин С.А., Василенко Н.П., Железнякова А.В., Василенко И.С. Корпоративные ценности как основа формирования профессионального самоопределения студентов при подготовке специалистов для атомной отрасли // Педагогика и просвещение. 2017. № 1. С. 31-41. URL: http://nbpublish.com/library_read_artide.php?id = 220761.

8. Руденко В.А., Томилин С.А., Василенко Н.П. Основные проблемы организации подготовки специалистов для атомной отрасли в условиях внедрения профессиональных стандартов // Глобальная ядерная безопасность. 2016. № 3 (20). С. 80-87.

9. Евдошкина, Ю. А. Формирование культуры безопасности личности как новое

направление образовательного процесса в техническом вузе // Глобальная ядерная безопасность.-2013.-№ 2 (7).-С. 92-94.

10. Лобковская, Н. И., Железнякова А.В. Формирование культуры безопасности студентов-атомщиков через выявление профессиональных ожиданий // Глобальная ядерная безопасность.-2014.-№ 3 (12).-С. 105-113.

11. Руденко, В. А., Евдошкина Ю.А. Социокультурные ориентиры современной молодежи по вопросам культуры безопасности в атомной отрасли // Глобальная ядерная безопасность.-2012.-Спец. вып. (3).-С. 93-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.