Научная статья на тему 'Особенности проектирования элективного курса по русскому языку как иностранному в школе совместного обучения Германии'

Особенности проектирования элективного курса по русскому языку как иностранному в школе совместного обучения Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелякин Андрей Вячеславович, Тихомирова Маргарита Сергеевна

Данная статья посвящена проблеме проектирования элективного курса по русскому языку как иностранному (на примере школы совместного обучения (Gemeinschaftsschule) ФРГ г. Гройсен и отражает результаты эмпирического исследования авторов. В статье кратко освещается система образования в Германии, затрагиваются вопросы, связанные с разработкой учебной программы, отбором содержания учебного материала и оценкой эффективности проведения элективного курса. Авторами статьи был разработан и успешно апробирован элективный курс по русскому языку как иностранному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования элективного курса по русскому языку как иностранному в школе совместного обучения Германии»

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ШКОЛЕ СОВМЕСТНОГО

ОБУЧЕНИЯ ГЕРМАНИИ

1 "2 Шелякин А.В. , Тихомирова М.С.

1Шелякин Андрей Вячеславович - магистрант;

2Тихомирова Маргарита Сергеевна - магистрант, кафедра педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Пермь

Аннотация: данная статья посвящена проблеме проектирования элективного курса по русскому языку как иностранному (на примере школы совместного обучения (Gemeinschaftsschule) ФРГ г. Гройсен и отражает результаты эмпирического исследования авторов. В статье кратко освещается система образования в Германии, затрагиваются вопросы, связанные с разработкой учебной программы, отбором содержания учебного материала и оценкой эффективности проведения элективного курса. Авторами статьи был разработан и успешно апробирован элективный курс по русскому языку как иностранному. Ключевые слова: школа совместного обучения, элективный курс, методика обучения, индивидуализация обучения, инновации, информационно-коммуникационные технологии.

УДК37

Интерес к изучению русского языка как иностранного в Федеративной Республике Германия (ФРГ) приобретает особую актуальность в связи с укреплением экономических позиций Российской Федерации и усилением ее геополитического влияния в мире [1]. Быстро меняющаяся ситуация в мире, связанная со сменой геополитической обстановки, деполяризацией и развитием экономических и культурных связей между Россией и странами мира, делает

русский язык одним из общемировых языков, владение которым становится существенным преимуществом для современного специалиста.

В связи с вышесказанным, актуальной является проблема разработки научно обоснованной, экспериментально верифицированной методики обучения русскому языку как иностранному для учащихся средних классов школ совместного обучения ФРГ на основе элективного курса туристической тематики.

Система образования Германии характеризуется большим разнообразием типов учебных заведений, при этом программы и даже продолжительность обучения различаются в разных школах и в разных частях страны.

Школа обязательна для всех детей, проживающих в Германии. Дети обычно начинают посещать школу с 6 лет. Обязательное образование, как правило, длится до 12 класса, в некоторых типах школ, например, в гимназиях - до 13 класса. Правила, регулирующие обязательное школьное образование, имеют различия между землями ФРГ [2].

Система школьного образования подразделяется на три ступени: начальное, среднее 1-й ступени и среднее 2-й ступени. После окончания начальной школы происходит разделение детей, в основном по способностям, на четыре разные группы: гимназия, реальная школа, основная школа, объединенная школа и школа совместного обучения [5, с. 4]. Первые три типа отражают традиционную систему перехода от уровня к уровню в немецком образовании. Основная школа (Hauptschule) подчеркивает практическое, основанное на навыках, неакадемическое образование для тех детей, которые показывают меньше перспектив в академической сфере. Гимназия придерживается либеральной, теоретически ориентированной модели образования для детей, подающих большие академические надежды [8].

Школа четвертого типа ^ете1шсЬайвсЬи1е), или школа совместного обучения, предлагает альтернативу традиционной системе перехода между ступенями школьного образования. В школе данного типа могут

обучаться дети, вне зависимости от их достижений в начальной школе и академических интересов - от практических до теоретических. Иными словами, в нее могут поступить как сильные, так и слабые учащиеся [9, c. 6]. Основная идея таких школ заключается в том, что дети должны учиться вместе, независимо от их социального происхождения или уровня успеваемости, независимо от того, являются ли они выходцами из академической или рабочей группы, имеют высокие показатели или имеют трудности в обучении.

Элективные курсы (от лат. electus - избирательный) играют важную роль в современной системе школьного обучения. В отличие от факультативов, которые, являясь неотъемлемой частью учебных программ, предназначены для углубления знаний учащихся по отдельным предметам, элективные курсы имеют большую вариативность тематики и направлены на потребность конкретной аудитории [4].

Создание и активное внедрение элективных курсов в практику школьного обучения направлено на повышение личностной значимости обучения, что в большинстве случаев достигается за счет их вариативности и узкой предметной направленности, которая ориентирована на потребности учащихся в их практической деятельности. Являясь частью общеобразовательной программы, элективные курсы направлены исключительно на интерес учащегося к данному предмету, что предъявляет особые требования к их разработке и методике проведения [4].

Однако, несмотря на очевидную значимость элективных курсов в современной системе школьного обучения, теория и практика их разработки и создания не изучены до сих пор должным образом. Имеются лишь отдельные исследования на основе конкретных практических разработок.

В этой связи был разработан и внедрен новый элективный курс по русскому языку как иностранному для учащихся 9 классов школы совместного обучения (Gemeinschaftsschule) ФРГ г. Гройсен. Данный курс является дополнением к программе основного курса и предусматривает более

углубленное изучение вопросов, связанных с планированием путешествия в Россию.

Отличительной особенностью данного курса является использование информационно-коммуникативных

технологий на каждом уроке, современные подходы к организации работы на уроке (групповая, парная работа, презентация проектов, поиск информации в интернете, совместная работа/обучение с носителем языка, представляющим «живой», «настоящий» русский язык. Программа ориентирована на практический подход в изучении русского языка с опорой на коммуникативные методы обучения, в отличие от традиционных заучиваний правил и повторения. Поэтому в программе курса акцент делается на умение находить информацию, использовать ее, передавать с помощью современных информационно-коммуникационных технологий (интернет, поисковые системы, социальные сети).

Помимо проектирования, реализации и внедрения в учебный процесс школы совместного обучения г. Гройсен специального курса по русскому языку как иностранному для учащихся 9 классов, был разработан и внедрен контрольно-диагностический аппарат уровней сформированности русскоязычной коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку.

Разработанный курс является обязательной дисциплиной, которая предполагает промежуточную аттестацию, а также в конце курса проводится отчетная работа в форме проекта и его защиты. Предполагаемым результатом реализации курса является повышение коммуникативно-предметных знаний, умений и навыков учащихся, формирование метапредметных навыков, а также значительное развитие представлений учащихся о стране изучаемого языка, повышение интереса к России.

Инновационный характер разработанной нами программы элективного курса заключается в следующем:

- ярко выраженная коммуникативная направленность разработанного, которая проявляется в большом количестве

упражнений, направленных на совершенствование коммуникативных навыков с опорой на имеющиеся знания о грамматической структуре русского языка;

- использование на занятиях методик, повышающих заинтересованность учащихся в изучении русского языка;

- включение в процесс обучения различных репрезентативных систем (аудиальной, визуальной, кинетической);

- использование на уроках мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение и др., в отличие от опоры преимущественно на повторение и запоминание);

- возможность использования индивидуальной стратегии усвоения и собственного темпа обучения в ходе заполнения учащимися рабочих листов с заданиями на уроке;

- использование различных форм работы (фронтальная, групповая, парная и др.) с целью охвата максимального числа учащихся.

Тематика разработанного нами элективного курса по русскому языку как иностранному была разработана с учетом коммуникативной направленности и социокультруного контекста.

Значительная часть содержания материала данного элективного курса включает социокультурные знания о стране изучаемого языка: основные туристические достопримечательности страны, крупные города, праздники, традиции и обычаи русского народа, знания основных проблем экологии и защиты окружающей среды, социокультурного портрета, национального характера немцев и россиян, особенностей и речевого и речевого поведения, культурных связей Германии и России, исторических и культурных взаимоотношений.

С целью оценки эффективности данного элективного курса было проведено итоговое тестирование для учащихся контрольной и экспериментальной групп. Задания итогового тестирования соответствовали заданиям тестирования на входе и были также направлены на изучение уровня сформированности основных видов речевой деятельности.

Результаты итогового тестирования показали, что уровень владения русским языком учащихся экспериментальной группы был выше, чем у учащихся контрольной группы. Также существенно повысилась осведомленность учащихся экспериментальной группы в вопросах, связанных с путешествием в Россию, углубились знания о стране изучаемого языка, повысился интерес к России в целом.

Таким образом, эффективность разработанного и реализованного элективного курса была доказана посредством качественного анализа результатов входного и итогового тестирования, а также на основании методов статической обработки данных (t-критерий Стьюдента). Следовательно, цели и задачи, поставленные на этапе проектирования данного элективного курса, были реализованы в полной мере.

Список литературы

1. Арефьев А.Л. Изучение русского языка молодежью Германии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit05.php

№ 441 442. 2010.

2. Конева Е.В. Русский язык как иностранный в вальдорфских школах Германии // Язык и культура. Научный журнал. - №44. - 2018 - СС. 218-228.

3. Писарева Л.И. Управление образованием в Германии: традиции и инновации // Проблемы современного образования. 2012. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obrazovaniem-v-germanii-traditsii-i-innovatsii (дата обращения: 09.04.2019).

4. Столба М.А. Принципы отбора содержания профильного обучения иностранному языку в рамках элективных курсов // Концепт. 2012. №7. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-otbora-soderzhaniya-profilnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-ramkah-elektivnyh-kursov (дата обращения: 08.04.2019).

5. Шаяхимова Р.К. Государственная политика в области образования Германии: приоритеты и перспективы. Педагогика. 2011. 112 с.

6. Beutner M., & Pechuel, R. (2017). Education and Educational Policy in Germany. A Focus on Core Developments Since 1944. Italian Journal of Sociology of Education, 9(2), 9-24.

7. Education in Germany 2016. An indicator-based report including an analysis of education and migration. [Electronic resource]. URL: https://www.bmbf.de/files/6001820e_kf-englisch_barrierefrei.pdf (дата обращения: 08.04.2019).

8. The educational system in the federal Republic of Germany 2015/2016. A description of the responsibilities, structures and developments in education policy for the exchange of information in Europe / Thomas Eckhardt - Bonn, 2017. 336 p.

9. Was ist die Gesamtschule? Definition, Vorteile und Besonderheiten [Electronic resource]. URL: https://www.bildungsxperten.net/wissen/was-ist-die-gesamtschule/ (дата обращения: 09.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.