Научная статья на тему 'Программа элективного курса «Дебаты и дискуссии на уроках английского языка»'

Программа элективного курса «Дебаты и дискуссии на уроках английского языка» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1390
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСКУССИИ / ДЕБАТЫ / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / РАБОТА В КОМАНДЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Марина Анатольевна

В статье представлена программа элективного курса, предназначенная для обучения учащихся 11 классов лингвистического профиля. В основе элективного курса лежит использование такой педагогической технологии как дискуссия, и особенно ее формы «Дебаты» на уроках иностранного языка в старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа элективного курса «Дебаты и дискуссии на уроках английского языка»»

класс, педагогический консилиум, экспертный совет и др.) практических занятий по тем же темам.

Для каждого студента изучение курса позволяет лучше познать себя, свои достоинства и недостатки и наметить направления самосовершенствования и профессионального становления с ориентацией на созидательную деятельность. В настоящее время как основной показатель качества образовательного учреждения может быть принят уровень развития у выпускников готовности к осуществлению профессиональной деятельности на творческом уровне.

Таким образом, реализация программы по «Основам акмеологии» через содержательный компонент, использование инновационных психолого-педагогических технологий способствует фомированию в процессе профессиональной подготовки педагогически направленную личность и педагогическое мышление, творческую индивидуальность и коллективную мыследеятельность, ориентированную на самосовершенствование, на достижение в будущем вершин профессионализма, на созидательную деятельность как способ развития и самореализации творческого потенциала личности. Библиографический список

1. Чудина Е. Ф.Стадии становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. научн. и метод. тр. Вып. 3 / Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2001. С. 57-60.

2. Климов Е. А. О структуре профессионального самосознания, профессионализма и профессионала / Е. А. Климов // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / сост. и общая ред. Л.В. Винокурова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 512-514.

3. Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 496 с.

Попова Марина Анатольевна,

учитель английского языка высшей категории МБУ «Гимназия № 38», г. Тольятти puma@hispeed.ru

Программа элективного курса «Дебаты и дискуссии на уроках английского языка» Аннотация. В статье представлена программа элективного курса, предназначенная для обучения учащихся 11 классов лингвистического профиля. В основе элективного курса лежит использование такой педагогической технологии как дискуссия, и особенно ее формы «Дебаты» на уроках иностранного языка в старших классах.

Ключевые слова: дискуссии, дебаты, речевое общение, работа в команде, межличностное и межкультурное взаимодействие.

В условиях глобализации и постоянного развития международных отношений знание иностранных языков является одним из главных условий востребованности специалистов на рынке труда. Современному обществу нужны образованные люди, способные выразить и отстаивать свое мнение, уметь общаться с людьми в любых ситуациях. Не просто знание английского языка, но и умение вести диалог на английском языке являются теперь ключом к успеху в современном мире.

Однако часто выпускники школ имеют слабое представление о тех компетенциях, которые им будут нужны в профессиональной жизни: умение работать в команде, чувство ответственности и личная дисциплина, чувство инициативы и творчества, чувство служения общему делу.

В соответствии с Концепцией духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Все более актуальным становится компетентностный подход. К ключевым компетенциям относятся коммуникативная, информационная, готовность к самообразованию и развитию, принятию решений и способность к взаимодействию. Таким образом, задача школы сегодня состоит в том, чтобы обеспечить социальную зрелость подрастающего поколения, самоопределение личности в культуре и выработку на этой основе его жизненной позиции. Нынешнему поколению выпускников необходимы следующие компетенции:

• это коммуникативная компетенция: использование иностранного языка как средства общения;

• это политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем;

• это межкультурные компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе; понимание различий и уважение друг друга.

Организационная форма преподавания иностранных языков на старшей ступени предполагает более гибкое и более свободное владение иностранным языком, что дает возможность использовать его как средство межличностного и межкультурного общения в разнообразных ситуациях взаимодействия с носителями языка. Для формирования основных навыков общения на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции школьников целесообразно использование на уроках иностранного языка в старших классах такой педагогической технологии как дискуссия, и особенно ее формы «Дебаты». Проведение дискуссий в виде дебатов, круглых столов или форумов позволяет развить у учащихся умения и навыки рассуждать и выразить свое мнение, работать в ко-

манде, сформировать собственную жизненную позицию и научиться цивилизованно отстаивать свои взгляды. Общение со сверстниками в дебатах и круглых столах является условием взросления, развивает навыки коллективной деятельности, учит деловому и личностному взаимодействию.

Предлагаемая программа элективного курса предназначена для обучения учащихся 11 классов лингвистического профиля. Общий объем элективного курса "Дебаты и дискуссии на уроках английского языка" составляет 17 часов (1 час в неделю).

Программа направлена на совершенствование всех четырех основных языковых коммуникативных навыков учащихся - аудирования, чтения, письма и, прежде всего, говорения.

Цель программы: совершенствование коммуникативных умений и навыков и формирование готовности к успешному, эффективному англоязычному речевому общению в важнейших жизненных ситуациях.

Задачи элективного курса

Учебные:

• Создание условий для совершенствования устных высказываний учащихся: определение ситуации и роли, цели высказывания, работа над необходимыми языковыми средствами, механизмами и стратегиями говорения.

• Совершенствование умений учащихся извлекать из текста - источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты - рассуждения;

• Расширение тематики общения и общего кругозора учащихся; увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.

Развивающие:

• Совершенствование умений коммуникативной деятельности учащихся в основных социальных ситуациях: умение слушать и слышать собеседника, способность работать в команде.

• Формирование ораторских способностей, навыков публичного выступления, умений четко выражать свои мысли, уверенности в себе.

Восп итател ьные:

• Воспитание гражданской ответственности, терпимости к различным взглядам, чувства уважения к людям различных национальностей и вероисповеданий.

Прогнозируемые образовательные результаты

В результате изучения материала данного курса учащиеся должны уметь:

• формулировать собственное мнение и позицию; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения, соблюдая нормы речевого этикета; применять полученные знания в процессе совместного решения учебных задач;

• осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь после предварительной подготовки вести спонтанный монолог и диалог, при необходимости, переспрашивая или уточняя;

• овладеть навыками публичных выступлений, следовать этическим нормам и правилам ведения дискуссии;

• учитывать разные мнения, отличные от собственного, и стремиться к взаимодействию и сотрудничеству; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебные тексты и другие адаптированные источники).

Основные формы организации учебных занятий

На занятиях используются следующие виды работы:

• парная и групповая работа;

• диспуты, дискуссии, дебаты;

• обучающие игры (ролевые, ситуативные, деловые);

• тренинги, моделирующие ситуации из реальной жизни;

• выполнение творческих работ.

Контроль качества знаний

Виды контроля

1. Устные ответы (устная презентация, устные высказывания в ходе дебатов)

2. Письменные ответы (сочинение - мнение)

3. Творческие работы (презентация)

4. Тесты (на знание лексики, чтение, аудирование)

Характеристика ресурсов

1. Дидактические материалы

• Enterprise Intermediate, V. Evans, J. Dooley, Express Publishing, 2008.

• For and Against - Mary Glasgow Magazines, 2006.

• Inside Out Intermediate and Upper Intermediate, Philip Kerr, Sue Kay & Vaughan Jones, Macmil-lan, 2011.

• Listening and Speaking, Malcolm Mann, Steve Tailore-Knowles, Macmillan, 2007.

• New Millennium English, О.Л.Гроза, О.Б. Дворецкая и др.,10-11 класс, издательство «Титул», 2011.

• Материалы интернет-сайтов www.onestopenglish.com,www.learnenglish.britishcouncil.org/, www.englishclub.com.

2.Материальные ресурсы

• Магнитофон для прослушивания аудиозаписей.

• Компьютер и проектор для просмотра презентаций.

• Телевизор для просмотра видеофильмов.

• Раздаточный материал.

3. Организационные ресурсы

• Кабинет, в котором можно расставить парты в виде буквы «П».

_Этапы работы по технологии «Дебаты»_

№ Этап урока Форма/ приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся

1 Подгото- витель-ный этап Самостоятельная работа учащихся с источниками информации. Подбирает тему для дискуссии, составляет список вопросов, предлагает их учащимся. Подбирает тексты для обсуждения, определяет необходимый лекси-ческий материал. Обсуждают предло-женные темы, выбирают наиболее значи-мую. Изучают вопросы по теме, самостоя-тельно готовятся к дебатам (изучают и подбирают дополни-тельные материалы).

2 Введение в дис-куссию Фронтальное обсуждение. Разделение на группы. Предлагает прослушать аудиозапись или про-читать текст. Озвучи-вает затронутую в тексте проблему. Предлагает несколько точек зрения на проб-лему и разные подходы к ее решению. Читают или прослу-шивают текст. Выбирают свою позицию в дебатах (какую точку зрения будут отстаивать). Объединяются в микрогруппы.

3 Организационный этап Фронтальное обсуждение. Знакомит учащихся с регламентом проведе-ния дебатов. Предла-гает учащимся лексику и фразы-клише для обсуждения. Выдвигают предло-жения об изменении регламента (если они есть). Отрабатывают лексический материал для ведения обсуждения.

4 Обсуждение проблемы в микрогруппах Работа в группах. Наблюдает за поведе-нием участников, отмечает для себя трудности, которые они испытывают, помогает составить план выступления. Распределяют роли между членами группы; выстраивают систему аргументов. Продумывают ответы на возможные вопросы, используя предложенную лексику.

5 Дебаты Фронтальная, одна группа выступает, остальные слушают. По очереди предостав-ляет группам слово. Отмечает ключевые слова по данной теме. При необходимости делает замечания. Аудитория задает вопросы выступающим. Выступающие отстаивают свою точку зрения, используя подготовленную информацию.

6 Рефлексия Фронтальное обсуждение результатов. Организует совместный анализ результатов дискуссии. Оценивает ход обсуждения, участие каждого в решении проблемы. Заполняют опросник. Оценивают эффек-тивность решения обсуждаемой проблемы.

Учебно-тематическое планирование

Количество часов

№ Тема Всего Аудиторных Практ. дея-тель-ность Форма контроля

1 Понятие дебатов и дискуссии. 1 1 Диагности-ческий тест «Пробная» дискуссия

2 Роль иностранных языков в мире. 1 1 Анкетирование Устные выступления

3 Мир образования. Системы образования в разных странах. 2 1 1 Презентация Устные выступления Сочинение-мнение

4 Свободное время и культура. 1 1 Устные сообщения Презентация

5 Мир профессий. 2 1 1 Устные сообщения Презентация

6 Люди и общество. Права и обязанности. Политическое устройство России и Великобритании/ США. 2 1 1 Устные сообщения Презентация

7 Наука. Новые инфор-мационные технологии. 2 1 1 Презентация Устные сообщения Тест

8 Природа. Экологические проблемы. 2 1 1 Презентация Устные сообщения Сочинение-мнение

9 Спорт и здоровый образ жизни. 1 1 Устные сообщения Презентация

10 Средства массовой инфор-мации. 2 1 1 Устные сообщения Презентация Сочинение-мнение

11 Заключительное занятие. 1 1 Презентация Устные сообщения

Всего 17 6 11

Содержание программы

№ п /п Тематика Содержание Формы работы

1. Понятие дебатов и дискуссии. Струк-тура дебатов. Знакомство учеников с правилами организации и проведения дебатов. Ведущий и участники. Оппоненты, их права и обязанности. Проблемные задания - научить учащихся коротко высказывать свое мнение Чтение с выделением главной информации. Решение проблемных заданий. «Пробная» дискуссия.

2. Роль иностранных языков в совре-менном мире. Сферы применения английского языка. Профессии, требующие знания иностранных языков. Подготовка к дискуссии. Аудирование радио-передачи. Дискуссия "Будет ли английский язык глобальным?".

3. Мир образования. Сравнение систем образования в России и Великобритании / США. Проблемы в школе. Советы для успешной учёбы в школе. Мнение о школьной форме. Презентация систем образования в разных странах. Дебаты по теме «ЕГЭ - за и против».

4. Свободное время подростков. Увлечения подростков в России и за рубежом. Развитие навыков устного высказывания. Использование языковых клише в публичных выступлениях. Просмотр видео-эпизодов. Дискуссия «Самые популярные хобби подростков в России и Великобритании - сходство и различие».

5. Мир профессий. Популярные профессии среди молодежи. Факторы, влияющие на выбор профессии. Формирование умение извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе рассуждения. Ролевая игра «Устройство на работу. Интервью». Дискуссия «Как заработать карманные деньги».

6. Люди и общество. Политическое устройство России и Великобритании/ США. Проблемы современного общества и их решение. Права и обязанности. Дискуссия «Может ли молодежь влиять на жизнь общества?»

7. Наука и технологии. Новые информационные технологии. Компьютеры и Интернет. Развитие умения свободно выражать свои мысли и приводить свои доводы. Дебаты «Компьютерные игры в качестве досуга: «за» и «против».

8. Природа. Экология. Экологические проблемы. Транспортные проблемы современных городов. Круглый стол «Экологические проблемы Тольятти и пути их решения».

9. Спорт. Спорт и здоровый образ жизни. Известные зарубежные и российские спортсмены. Спорт в Тольятти. Аудирование коротких рассказов. Дискуссия «Что значит спорт в твоей жизни?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. СМИ Роль телевидения. Пресса в Великобритании/ США. Роль рекламы. Чтение и обсуждение текста. Дискуссия «Хорошо ли быть знаменитым?»

11. Заключительное занятие Участие в общем обсуждении изучаемой темы и ролевой игре. Конференция по модели ООН «Как решить глобальные проблемы совре-мен-ности»

Библиографический список

1. Данилюк А. Я., Кондаков М. А., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, «Просвещение», 2009.

2. Дебаты : учебно-методический комплект. - М. : Изд-во «Бонфи», 2001.

3. Лучик Т.С. Образовательная технология «Дебаты» в учебном процессе. «Иностранные языки в школе», № 2 2010, с.21.

4. Игнатьева Т.А. Дискуссия как форма учебной деятельности//Банк педагогической информации ИПКиППРО ОГПУ (http://bank.orenipk.ru).

5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1989.

6. Морозова И.Г. Дискуссия как метод проблемного обучения и как средство формирования межкультурной компетенции на занятиях иностранного языка в вузах (http://hse.ru/ data/2011 /03/20/1211261853)

7. Портал "Российское образование" www.edu.ru - программы элективных курсов, нормативные документы, разнообразные ресурсы для школы.

8. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- М., 1985

9. Сайт издательского дома «1 сентября» http:/ festival.1september.ru

10. Advanced Discussions from A to Z, Adrian Wallwork, Cambridge University Press, 2007.

Романенкова Ольга Леонидовна,

учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 269», ЗАТО Александровск, г. Снежногорск olga miha2009@mail.ru

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей-инвалидов Аннотация. В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования. Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения является эффективным решением проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку обеспечивает хранение и доставку обучаемым электронных курсов, автоматизацию тестирования, формирование отчетов о результатах обучения. Дети-инвалиды, а также те дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование. На помощь таким детям пришло дистанционное обучение, которое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.