7. Козаченко И. Я., Новоселов Г. П. Социальные грани преступления // Уголовное право и современность: межвуз. сб. науч. тр. Красноярск, 2001. Вып. 5.
8. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: в 4 т. М., 1984. Т. 4.
9. Бэкон Ф. Образец трактата о всеобщей справедливости или об источниках права в одной главе, в форме афоризмов. URL: http:// bookz.ru/authors/bekon-frensis/nauka1/
10. Абдулаев М. И. Учение Канта о праве и государстве// Правоведение. 1998. № 3.
11. Лопашенко Н. А. Посягательства на собственность: монография. М., 2012.
12. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части / сост.: Т. Б. Басова, Е. В. Благов, П. В. Головненков и другие. М., 2013.
13. Елинский А. В. Правовые позиции Конституционного суда РФ об ответственности за преступления в сфере экономики // Российский следователь. 2011. № 22.
14. Кленова Т. В. Проблема равенства в уголовном праве // Российский судья. 2011. № 7.
15. Кочои С. О практике применения ст. 10 УК РФ (на примере норм гл. 21 УК РФ «Преступления против собственности») // Уголовное право. 2012. № 3.
mensions/crime/criminal law and modernity. Krasnoyarsk, 2001.
8. Aristotle. Nicomachean Ethics // Op.: in 4 vols. Moscow, 1984. Vol. 4.
9. Bacon F. Sample treatise of universal justice, or on the sources of law in one chapter, in the form of aphorisms. URL: http://bookz.ru/authors/bekon-frensis/naukal/
10. Abdulaev M. I. Kant's teachings about the law and the state // Jurisprudence. 1998. № 3.
11. Lopashenko N. A. Encroachments on property: monograph. Moscow, 2012.
12. Russian Federation. General and special parts/ ed. by: T. B. Basova, E. Blagov, P. Golovnen--kov. Moscow, 2013.
13. Elinskiy A. V. Legal positions of constitutional court of the Russian Federation on liability for economic crimes // Russian investigator. 2011. № 22.
14. Klenova T. V. Problem of equality in criminal law // Russian judge. 2011. № 7.
15. Kochoi C. About apply art. 10 of the Criminal Code (on the example of the rules chapter 21 of the Criminal Code of the Russian Federation «crimes against property») // Criminal law. 2012. № 3.
УДК 342.9 ББК 67.99
E. В. Тутинас, А. Б. Шумилина
ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
Статья посвящена отдельным вопросам привлечения к административной ответственности при проведении спортивных соревнований зрителей-правонарушителей, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Авторы анализируют постановления Правительства Российской Федерации, в которых предлагаются правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.
Ключевые слова: административная ответственность, официальные спортивные соревнования, безопасность, правопорядок, административный запрет.
FEATURES OFATTRACTION TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY WHEN CARRYING
OUT OFFICIAL SPORTS COMPETITIONS
In the article separate questions of attraction to the administrative responsibilities with conducting of the sport competitions of spectator-law-breakers, which encroach on social order and public safety are examined. The analysis of the decisions of government RF, where the rules of the behavior of spectators with conducting of official sport competition s are proposed also is given.
Key words: administrative responsibilities, official sport competitions, safety, law, administrative prohibition.
В последнее время в ходе проведения официальных спортивных соревнований, как и других массовых мероприятий (демонстраций, шествий, различных ярмарок, музыкальных выступлений), происходят конфликтные ситуации, угрожающие безопасности участников этих соревнований, зрителей, лиц, обеспечивающих охрану общественного порядка, а также граждан, которые становятся объектами вымещения злости недовольных болельщиков. Спортивным объектам, зданиям и сооружениям, автомобилям, находящимся вблизи спортивных объектов, наносится значительный имущественный ущерб. Столкновения происходят по вине отдельных групп населения, зачастую находящихся в состоянии алкогольного или иного вида опьянения. Всплески агрессии, вандализма, недостойного поведения характерны преимущественно для футбольных болельщиков. Внешняя согласованность их действий дает ложное представление об управляемости этих групп. Их поведение в большинстве случаев непредсказуемо и неконтролируемо, поэтому всегда потенциально опасно. К сожалению, законодатели многих государств, в том числе и России, уделяют недостаточно внимания данному виду угроз. В принятых нормативных актах правовая регламентация этих вопросов неоправданно ссужена как по объему, так и по содержанию. Она не учитывает возросшую степень общественной опасности тех негативных явлений, которые существуют рядом со спортивным движением. Ввиду этого особую значимость приобретают вопросы правовой регламентации обеспечения безопасности при проведении спортивных соревнований.
В 2014 году Министерством внутренних дел России реализована государственная программа от 15 апреля 2014 года № 345 «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденная Правительством Российской Федерации [1]. Основные усилия органов внутренних дел направлены на решение задач и реализацию основных мероприятий государственной программы, которая предусматривает повышение качества противодействия преступности и охрану общественного порядка, сохранение собственности.
Государственная программа состоит из следующих подпрограмм: «Предварительное следствие», «Полиция», «Внутренние войска МВД России», «Обеспечение реализации государственной программы». Основной целью подпрограмм выступает повышение качества функционирования
полиции, в том числе защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иных категорий лиц, пребывающих на территории государства, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Для достижения указанной цели в рамках подпрограммы «Полиция» действия сотрудников органов внутренних дел будут направлены на профилактику правонарушений, охрану объектов спортивной инфраструктуры, соблюдение законодательства в сфере оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности, обеспечение безопасности на объектах транспорта.
В настоящее время в Российской Федерации утверждены Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований [2] и Правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований [3]. Необходимость правовой регламентации сферы физической культуры и спорта определяется как наличием федеральных актов и актов субъектов Российской Федерации, так и международными нормами.
Так, С. В. Алексеев отмечает, что проблемы обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий носят актуальный характер, и в связи с этим предлагает уделять большее внимание вопросам безопасности при строительстве спортивных объектов, обеспечения правопорядка, профилактики и пресечения хулиганских действий, создания безопасной среды для зрителей спортивных соревнований [4, с. 661-662].
Актуальность принятия соответствующих актов определена тем фактом, что в России проведены и будут еще проводиться международные соревнования (XXII зимние Олимпийские игры и XI Паралимпийские зимние игры, чемпионаты мира по водным видам спорта, хоккею и футболу), что требует совершенствования механизма правового регулирования именно в этой области.
Федеральный закон о спорте (далее - Закон) не содержит специального раздела, регламентирующего вопросы обеспечения безопасности при проведении спортивных соревнований. В нем лишь фрагментарно фиксируется проблема обеспечения безопасности при проведении спортивных соревнований. В частности, ст. 3 Закона закрепляет принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных соревнований. В ст. 6, 8 и 9 Закона опреде-
ляются полномочия Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, устанавливается норма, в которой фиксируются положения, связанные с обеспечением и содействием обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта на территории России, ее субъектов и муниципальных образований [5].
Действующим законодательством предусмотрена юридическая ответственность за правонарушения в области спорта, в том числе административная.
По данным ежегодного доклада о результатах и основных направлениях деятельности МВД России, возросло число участников (6,96 млн чел. (+ 39,6 %) при значительном снижении количества публичных мероприятий (31,5 тыс. чел. (-58,8 %), проведено 306 несогласованных с органами власти акций (20,7 тыс. (- 9,2 %). В ходе 810 (+122,5 %) мероприятий выдвигались политические требования, при проведении 7 (-22,2 %) блокировались дороги. В обеспечении правопорядка и общественной безопасности в период проведения массовых и спортивных мероприятий суммарно было задействовано 1,4 млн сотрудников полиции и военнослужащих [6].
Административная ответственность при проведении спортивных мероприятий предусматривается, прежде всего, в отношении зрителей-правонарушителей. В гл. 20 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» закреплены следующие составы административных правонарушений: ответственность за мелкое хулиганство, ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской до степени смешения, ответственность за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с долей этилового спирта менее 12 %, за появление в общественных местах в состоянии опьянения.
Кроме того, принят Федеральный закон от 23.07.2013 N° 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» [7], который устранил отдельные пробе-
лы. Целью разработки указанного нормативного акта явилось регулирование действий субъектов права для предотвращения насильственных действий во время спортивных соревнований. Административным законодательством предусматривается установление административной ответственности в виде штрафов, административного ареста, административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований [8].
Утвержденные правила поведения зрителей запрещают находиться на спортивном мероприятии в состоянии опьянения, осуществлять действия, создающие угрозу жизни, здоровью, бросать различные предметы в зрителей, спортсменов и иных лиц, участвующих в соревновании. В отношении нарушителей общественного порядка составляются протоколы сотрудниками полиции и формируются списки лиц, которым запрещается посещать официальные спортивные мероприятия. Соответствующий орган в сфере физической культуры и спорта предоставляет организаторам спортивных соревнований эти данные. Как показывает практика формирования списка, возникает ряд трудностей соблюдения законодательства о персональных данных, что свидетельствует о недостаточном правовом регулировании этих отношений.
Как правило, охрана общественного порядка на спортивных соревнованиях осуществляется полицией и внутренними войсками МВД России. В этом им активно помогают сотрудники частных охранных предприятий, представители общественных организаций. В данном случае целесообразно вспомнить институт государственно-частного партнерства. Его развитие в спорте способно привлечь значительные внебюджетные средства как на строительство и реконструкцию спортивных объектов (спортсооружений), так и на проведение спортивных мероприятий, охрану порядка и обеспечение безопасности, развитие как отдельных видов спорта, так и спортивной отрасли в целом.
Система государственно-частного партнерства в сфере обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий должна выстроить нормативные, организационные, кадровые, технические и другие аспекты взаимодействия частных охранных предприятий и органов государственной и муниципальной власти. В настоящее время развитие частного сектора в области безопасности сдерживает ряд факторов: несовершенство законодательной базы, отсутствие согла-
сованной всеми участниками рынка стратегии развития негосударственного сектора безопасности и другие.
Создавая возможности для ведения бизнеса на объектах спорта и прилегающей территории, государство, в первую очередь, получает качественный сервис по оказанию услуг контроля и про-
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"». URL: http:// garant.ru
2. Постановление Правительства РФ от 16.12.2013 № 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» // Российская газета. 2013. 19 января.
3. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 года № 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований». URL: http:// www.garant.ru/70641034/
4. Алексеев С. В. Спортивное право России/ под ред. П. В. Крашенинникова. 3-е изд. М., 2012.
5. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
6. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2014 году. URL: https://mvd.ru
7. Федеральный закон от 23.07.2013 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» // Российская газета. 2013. 25 июля.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Парламентская газета. 2002. 5 января.
пуска, современное оборудование, профессиональных работников. Частные компании - льготный режим осуществления предпринимательской деятельности, возможность получения прибыли за счет оказания платных услуг и укрепления партнерских отношений с органами власти.
Bibliography
1. Decision of government of the Russian Federation from 15.04.2014 № 345 «About the assertion of the state program of the Russian Federation "The guarantee of social order and opposition to criminality"». URL: http://garant.ru
2. Decision of government of the Russian Federation from 16.12.2013 № 1156 «About the assertion of the rules of the behavior of spectators with conducting of official sport competitions» // Russian newspaper. 2013. January 19.
3. Decision governments of the Russia of18 April 2014 № 353 «About the assertion of the rules of providing safety with conducting of official sport competitions». URL: http://base.garant.ru/70641034/
4. Alekseyev S. V. Sport right of the Russia pod red / ed. by P. V. Krasheninnikova. 3 publ. Moscow, 2012.
5. Federal law of the Russia from 04.12.2007 № 329-FZ «About the physical culture and the sport in the Russian Federation» // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2007. № 50. Art. 6242.
6. Report about the results and the basic directions of the activity of the Russian Federation of the Ministry of Internal Affairs in 2014. URL: https:// mvd.ru
7. Federal law of the Russian Federation from 23.07.2013 № 192-FZ «About the introduction of changes in the separate legislative acts of the Russian Federation in connection with providing of social order and public safety with conducting of official sport competitions» // Russian newspaper. 2013. Jule 25.
8. Code of the Russian Federation about the administrative offenses from 30.12.2001 № 195-FZ (ed. from 28.12.2013) // Parliamentary newspaper. 2002. January 5.