Ищенко Станислав Андреевич
доктор юридических, педагогических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности
органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России (тел.: +79272173053)
Вопросы ответственности при применении постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных
соревнований»
В статье анализируется постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований», рассматриваются нормы, регламентирующие действия лиц, посещающих массовые мероприятия на спортивных объектах, и виды ответственности за их нарушение.
Ключевые слова: спортивные соревнования, правила поведения, санкции, юридическая ответственность, безопасность.
S.A. Ishchenko, Doctor of Law, Pedagogics, Professor, Professor of the Chair of Administrative Activity of Internal Affairs Agencies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79272173053.
Issues of the responsibility in the application of the resolution of the Government of the Russian Federation «On approval of the Rules of the behavior of spectators during official sport competition»
The author analyzes the resolution of the Government of the Russian Federation «On approval of the Rules of the behavior of spectators during official sports competition», examines the rules governing the actions of the persons attending the public events in sports facilities and responsibilities for their violation.
Key words: sport competitions, rules of the behavior, sanctions, legal liability, security.
С 20 января 2014 г. в России вступил в силу нормативный акт, регулирующий поведение болельщиков во время проведения спортивных соревнований [1].
Данные Правила устанавливают требования к лицам, посещающим массовые мероприятия на спортивных объектах, несоблюдение которых влечет наложение санкций в виде удалений или привлечения к ответственности (ст. 15 Правил).
Контроль за соблюдением требований, установленных настоящими Правилами, возлагается на организаторов спортивных соревнований, а также лиц, принимающих участие в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности (т.е. на органы МВД России) в местах проведения офи-
циальных спортивных соревнований (ст. 16 Правил).
Если тщательно проанализировать указанное постановление, можно констатировать, что в нем прописаны самые элементарные подходы в отношении поведения зрителей на спортивных объектах. Так, например, нельзя появляться и находиться на трибунах пьяным, оскорблять окружающих, проносить провокационные баннеры, нацистскую символику и атрибутику. Запрет распространяется и на продажу билетов на спортивные состязания по спекулятивным ценам, а также пронос на стадион пиротехнических средств.
Для тех, кто желает болеть на стадионах не по правилам, предусмотрены достаточно жесткие санкции. Так, штраф может дости-
135
гать 10 тыс. руб., альтернативой являются 160 часов общественных работ.
В принятых Правилах имеет место новая административная санкция - запрет на посещение спортивных мероприятий сроком до 3 лет. При рецидиве нарушителю придется заплатить штраф 15 тыс. руб. или отбыть за решеткой 15 суток административного ареста. Максимальным наказанием для особо ретивых болельщиков является отлучение от спортивных мероприятий до 7 лет.
Злостных хулиганов внесут в «черные списки», которые будут составляться органами МВД России и передаваться в Министерство спорта РФ.
Высказывается идея продавать билеты по документам, удостоверяющим личность. Предлагается задействовать и системы видеонаблюдения, хотя им как раз особого доверия нет. Видеокамеры часто выходят из строя или автоматически выключаются. Безусловно, данную инфраструктуру надо обновлять. В Европе, например, применяются интеллектуальные биометрические биосистемы, позволяющие фиксировать лица из «черного списка» в толпе [2].
В то же время в Правилах имеют место нормы, облегчающие идентификацию нарушителей. Так, например, теперь запрещено прятать лицо под маской и шарфом. В связи с этим у фанатов вызывает беспокойство возможность тотального контроля над болельщиками со стороны правоохранительных органов, что, однако, как представляется, пока ничем не обосновывается.
На практике при проведении спортивных мероприятий возникают различные ситуации административного, дисциплинарного, а порой и уголовного характера за нарушения спортивно-технических норм, к которым относится употребление запрещенных в спорте средств и методов, таких как допинг, договорные матчи, мошенничество на тотализаторах, спекуляция со входными билетами, нарушение общественного порядка со стороны зрителей спортивных соревнований, увеличение спортивного травматизма и многое другое.
Исследования показали, что государственно-правовой механизм по этим вопросам недостаточно разработан и связан, прежде всего, со спецификой юридической ответственности в области спорта.
Как известно, в спортивном движении применяются различные виды ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая. В качестве специального вида ответственности можно выделить еще один вид юридической ответственности - физкультурно-спортивный.
В научной литературе по этому поводу высказывались некоторые предложения. Так, И.М. Амиров выделяет спортивно-соревновательный вид юридической ответственности [3].
М.А. Прокопец развивает мысль о спортивной ответственности как виде юридической ответственности [4, с. 131-135]. Можно согласиться с тем, что проведенный анализ дает основания говорить о том, что и тот и другой новый вид юридической ответственности имеет право на существование. Однако мы придерживаемся названия физ-культурно-спортивного вида юридической ответственности, исходя из более широкого охвата деятельности в спортивном движении.
Подтверждением важности утверждения нового (физкультурно-спортивного) вида юридической ответственности является ужесточение санкций в «Правилах поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований», где предусматривается штраф до 100 тыс. руб. для должностных лиц за несоблюдение безопасности на спортивных объектах и другие нарушения, для юридических лиц - до 300 тыс. руб. с возможным приостановлением деятельности на 3 месяца.
Рассматривая и комментируя постановление Правительства РФ, можно утверждать, что на основании Конституции РФ и Правил зрители имеют право на уважение и защиту достоинства личности со стороны организаторов и участников официальных спортивных соревнований, собственников (пользователей) объектов спорта и лиц, обеспечивающих охрану общественного порядка и общественную безопасность при проведении официальных спортивных соревнований (ст. 3 Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований) [2].
Как уже отмечалось, сотрудники полиции обязаны обеспечить безопасное проведение спортивных мероприятий. Что касается полиции, то некоторые авторы предполагают, что полиции станет меньше в связи с принятием
136
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2016 • № 1 (31)
данных Правил [2]. Кроме того, можно констатировать, что указанный правовой акт содержит новое понятие так называемых «контролеров-распорядителей», функции которых заключаются в обслуживании пришедших на стадион. Эта новелла, как представляется, нуждается во внедрении повсеместно.
В обозначенных Правилах также предусмотрены санкции для должностных лиц до 200 тыс. руб., для юридических лиц - до
500 тыс. руб. за причинение вреда здоровью болельщикам, спортсменам и другим лицам, находящимся на территории спортивных объектов во время проведения спортивных мероприятий любыми лицами.
В заключение необходимо отметить, что принятие указанных Правил, наполняющих новым содержанием институт административной ответственности, следует считать своевременным.
1. Об утверждении Правил поведения при проведении официальных спортивных соревнований: постановление Правительства РФ от 16 дек. 2013 г. № 1156.
2. Соболев И. Трибунам дали правила // Рос. газ. 2014. 21 янв.
3. Амиров А.М. Юридическая ответственность в сфере спорта (вопросы теории и практики): учеб. пособие. Уфа, 2006.
4. Прокопец М.А. Спортивная ответственность и спортивные санкции // Спортивное право: перспективы развития: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. М., 2008.
1. On approval of the Rules of the behavior of spectators during official sports competition: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Dec. 16, 2013 № 1156.
2. Sobolev I. The rules were given tribunes // Rus. newsp. 2014. Jan. 21.
3. Amirov A.M. Legal responsibility in the field of sport (theory and practice questions): study aid. Ufa, 2006.
4. Prokopets M.A. Sport responsibility and sport sanctions // Sport law: prospects of development: proc. of the Intern. sci.-pract. conf. Moscow, 2008.
ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Актуальные вопросы социогуманитарного знания : история и современность : межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: Е. О. Кубякин, Н. В. Нарыков, И. П. Скворцов, С. Ф. Самойлов, Е. В. Гришай. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2016. - Вып. 13. - 256 с.
В сборнике представлены работы молодых и уже состоявшихся ученых, специализирующихся в отдельных областях социально-гуманитарного знания и разделяющих различные теоретико-методологические позиции. Проблемы социальной философии и политологии рассматриваются как в историческом аспекте, так и с позиций современности.
Для профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, курсантов, слушателей и студентов образовательных организаций.
137