ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-142-144 EDN: https://elibrary.ru/ouwdgz NIION: 2003-0059-6/23-851 MOSURED: 77/27-003-2023-06-050
Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц
Владислав Игоревич Ковшевацкий1, Элеонора Викторовна Маркина2
1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1 kovshevatsky@yandex.ru
2 swin-90@mail.ru
Аннотация. Рассмотрен вопрос правового закрепления особенностей привлечения к административной ответственности должностных лиц.
Ключевые слова: органы внутренних дел, ответственность, должностные лица, субъект, административное правонарушение
Для цитирования: Ковшевацкий В. И., Маркина Э. В. Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц II Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 142-144. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-142-144. EDN: OUWDGZ.
Original article
Features of bringing officials to administrative responsibility
Vladislav I. Kovshevatsky1, Eleonora V. Markina2
12 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
1 kovshevatsky@yandex.ru
2 swin-90@mail.ru
Abstract. The question of legal fixation of peculiarities of bringing to administrative responsibility of officials is considered.
Keywords: internal affairs bodies, responsibility, officials, subject, administrative offense
For citation: Kovshevatsky V. I., Markina E. V. Features of bringing officials to administrative responsibility. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6): 142-144. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-6-142-144. EDN: OUWDGZ.
В научной среде уже сложилось представление о сущности определения должностного лица, что освобождает нас от необходимости исследовать содержание термина «должностное лицо».
Должностные лица обладают специальным юридическим (правовым) статусом, а их присутствие подвергает их большей общественной опасности за совершенные правонарушения, и тем самым влечет за собой более жесткую меру ответственности.
В настоящее время среди различных видов административных правонарушений наибольшее интерес уделяется административным правонарушениям
должностных лиц. Это вызвано преимущественно тем, что законодатель, считая субъектом административной ответственности должностных лиц, в некоторых случаях не учитывает, что должностные лица чаще всего характеризуются разнообразными правовыми статусами, и отличаются друг от друга.
Кроме того, с каждым годом растет количество дел об административных правонарушениях, совершаемых должностными лицами. К примеру, Верховным Судом России, в 2020 г. было рассмотрено 560 [1] административных дел по административным правонарушениям, совершенным должностными лицами
© Ковшевацкий В. И., Маркина Э. В., 2023
JURISPRUDENCE
(общее количество административных дел составило 849 дел, что говорит о том, что 65 процентов дел рассматривает ВС РФ). В 2021 г. ВС РФ рассмотрел 669 [1] дел об административных правонарушениях, совершаемых должностными лицами (общее количество 1118 дел, что составляет 59 процентов). С 1 января 2022 г. по сегодняшний день Верховным Судом РФ было рассмотрено порядка 432 [1] дел с участием должностных лиц (общее количество 702 дела, что составляет 61 процент).
Можно выделить следующие особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц.
Во-первых, правовое закрепление специальных государственно-властных полномочий (правового статуса).
Во-вторых, при квалификации административного правонарушения, совершенного должностным лицом, должна быть определена территориальная и компетенционная подведомственность дел по данной категории административных правонарушений.
В-третьих, наличие строго определенного количества составов административных правонарушений, субъектом которых являются должностные лица.
В-четвертых, должностное лицо не может быть привлечено к ответственности, если факт нарушения обязанностей должностного лица не был выявлен, причем чтобы это проверить, полномочные органы изучают обязанности должностного лица и локальные акты, включающие в себя: должностные инструкции и так далее.
Если правонарушение, совершенное должностным лицом, не причиняет особого вреда интересам государства и общества, и совершено впервые, то уполномоченные органы вправе выписать предупреждение. Предупреждение не может быть устным. Допустим, если уполномоченный сотрудник сказал, что делает предупреждение, но при этом никакого оформления документа не было, то такое предупреждение не является мерой наказания. Само по себе предупреждение на практике оказывается довольно редким явлением. Во многих случаях выписываются административные штрафы.
Следующей более важной особенностью является то, что, независимо от увольнения должностного лица во время рассмотрения дела, будет привлекаться к административной ответственности, потому что нарушение случилось во время выполнения обязанностей. К тому моменту выполнения деяния были все признаки состава нарушения, таким образом, должностное лицо обязано нести обязательство.
Разберем еще ряд особенностей привлечения к административной ответственности различных категорий должностных лиц, в том числе депутатов, прокуроров, следователей и прочее.
Между тем, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации не могут быть привлечены к административной ответ-
ственности без согласия соответствующего профильного комитета Федерального Собрания Российской Федерации.
Дипломатический иммунитет распространяется также на депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Однако, их не привлекают совершение за административных правонарушений лишь в рамках своей профессиональной деятельности. За прочие административные правонарушения они несут ответственность на равно с гражданами Российской Федерации.
Решение о привлечении к административной ответственности судей Высших судов принимается тремя судьями соответствующего суда по представлению Генерального Прокурора Российской Федерации.
Действующим законодательством предусмотрен также особый порядок привлечения к административной ответственности прокуроров и следователей. Проверка законности действий следователя или прокурора возложена на органы прокуратуры. Применение доставления, задержания, личного досмотра в отношении следователя или прокурора, а также проверка их имущества, транспортного средства, которым ими используется, не допускается.
С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так в соответствии воинским уставом.
К сотрудникам органов внутренних дел присущи следующие особенности: КоАП РФ установил перечень составов административных правонарушений, по которым сотрудник полиции несет ответственность на общих основаниях, по остальным же правонарушениям происходит замена административной ответственности на дисциплинарную.
В соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ, к лицам, признанным на военные сборы для военной подготовки, также для сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственных пожарных, надзорных органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах не может применяться административный арест.
Таким образом, законодатель предусмотрел для должностных лиц, совершающих административные правонарушения в рамках выполнения своих профессиональных обязанностей, более строгую административную ответственность. Тем самым, государство подчеркивает особые требования, предъявляемые к лицам, обладающим государственно-властными полномочиями.
Список источников
1. Судебные и нормативные акты РФ // URL:// https://sudact.ru.
№ 6 / 2023
Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
143
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
References
1. Judicial and regulatory acts of the Russian Federation II URL://http://sudact.ru.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ; с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) II СПС «КонсультантПлюс».
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря
2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 28 февраля 2023 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
Bibliographic list
1. Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12,1993 (taking into account the amendments introduced by the laws on amendments to the Constitution of the Russian Federation from December 30, 2008 № 7-FKZ, from February 5, 2014 № 2-FKZ, from March 14, 2020 № 1-FKZ; with amendments approved in the course of the all-Russian vote on July 1, 2020) // LRS «ConsultantPlus».
2. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 № 195-FZ (ed. of February 28, 2023) // LRS «ConsultantPlus».
Информация об авторах
В. И. Ковшевацкий - доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;
Э. В. Маркина - доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the authors
V. I. Kovshevatsky - Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofLegal Sciences;
E. V. Markina - Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofLegal Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 20.03.2023; одобрена после рецензирования 19.05.2023; принята к публикации 17.07.2023.
The article was submitted 20.03.2023; approved after reviewing 19.05.2023; accepted for publication 17.07.2023.