свободные экономические зоны и иностранные инвестиции
особенности привлечения иностранного капитала при анализе функционирования свободных
экономических зон
_Аннотация
В статье рассмотрены положительные и отрицательные факторы функционирования свободных экономических зон (СЭЗ). Аргументировано, что предоставление различных налоговых, таможенных льгот и преференций часто становится средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок, а также способом первоначального накопления капиталов. При оценке влияния функционирования СЭЗ на развитие экономики страны необходимо учитывать наличие благоприятного инвестиционного климата.
Ключевые слова: свободные экономические зоны, финансовые меры, фискальные методы, налоговые меры, нефинансовые стимулы, офшорные зоны, инвестиционный климат, иностранный капитал
а ля привлечения иностранного капитала используется универсальный набор мер: налоговые, финансовые и нефинансовые (орга-ионные) стимулы. Несмотря на некоторые различия в подходах к градации экономических мер воздействия на интересы иностранных инвесторов, суть их сводится к созданию более льготных условий в свободной экономической зоне (СЭЗ) по сравнению с другими территориями. К финансовым и нефинансовым льготам и условиям деятельности инвесторов в большинстве действующих в мире СЭЗ относятся: - освобождение от таможенных пошлин и других сборов импортируемого в СЭЗ оборудования, сырья, комплектующих компонентов, используе-
Крюкова
Екатерина
Викторовна
ст. преподаватель,
кафедра менеджмента
и финансов,
Астраханский
государственный
университет
к -
.для многих
государств прибыль .от офшорного
_бизнеса является
основным источником доходов
мых для производства продукции (прежде всего -экспортной);
- освобождение фирм на достаточно длительный срок (от 5 до 10 лет) от уплаты подоходного налога (налога на прибыль), а также от уплаты других налогов и сборов, которые взимаются в той или иной стране-учредителе;
- снижение ставок налогообложения инвесторов в период после окончания так называемых налоговых каникул;
- изъятие из налогообложения реинвестируемой прибыли;
- снижение ограничения на перевоз за границу рибылей и капиталов, в том числе отмена налога
на переводимую за границу прибыль;
предоставление зональным инвесторам льготных кредитов, что считается более привлекательным стимулом, чем налоговые льготы;
- предоставление инфраструктурных услуг (энергия, водоснабжение, канализация, транспорт, связь), аренды земли и производственных помещений по льготным тарифам и расценкам.
Причины возникновения офшорных зон
В СЭЗ большинства развивающихся стран для инвесторов устанавливается особый валютный режим. К числу льгот, предоставляемых инвесторами во многих СЭЗ развивающихся стран, относится особый режим регулирования использования рабочей силы, сводящийся, как правило, к ограничению социальной защиты.
Как показал обзор комплекса мер по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, центральную роль в привлечении иностранного капитала в свободные экономические зоны играет система льготного налогообложения]. Так, например, с развитием рыночных отношений в России возникла необходимость и возможность использования такого инструмента налогового планирования, как офшорные зоны. Создание офшорных зон в основном обусловлено наличием двух факторов: близостью к центрам деловой активности и отсутствием у государств внутренних ресурсов для развития. Согласно первой причине офшорные центры появились в регионах промышленно развитых
стран: США, Канаде, Швейцарии, Нидерландах, Великобритании.
Вторая причина привела к появлению офшорных центров в островных государствах Атлантического и Тихого океанов с целью привлечения иностранного капитала. Причем для многих государств прибыль от офшорного бизнеса является основным источником доходов. Основные цели создания офшорных компаний - это, как правило, уменьшение налогообложения, ускорение и упрощение международных финансовых операций, а также повышение конфиденциальности учреждения.
Российские офшорные компании
В зарубежной практике офшорные компании используются для достижения четырех основных целей: минимизации налогового бремени, управления риском, устранения нежелательных барьеров и ограничений, сохранения конфиденциальности [6].
С недавних пор офшорные операции широко используются и российскими фирмами. Учитывая высокие нормы налогообложения в России, особенно в начале 90-х гг., практика использования офшорных компаний получила весьма широкое распространение среди российских предпринимателей. В конце XX в. ежегодно учреждалось около 2000 новых офшорных компаний [3]. Говоря о географических особенностях распределения офшорных компаний, принадлежащих российским предпринимателям, можно отметить несколько основных моментов [9].
Первое место по популярности занимают Карибские острова. Большинство компаний, зарегистрированных на Карибских островах, отличается непродолжительным жизненными циклом. Второе место по популярности в России занимают такие европейские офшоры, как Нормандские о-ва - Гернси и Джерси, о. Мэн, Гибралтар. На третьем месте -Кипр, где регистрировалось каждая пятая компания, открываемая российскими предпринимателями за рубежом. Это объясняется тем, что кипрская компания вносится в общедоступный реестр, подлежит обязательному ежегодному аудиту, должна сдавать балансы и платить налоги. Использование Кипра
в конце XX в. ежегодно учреждалось около 2000 новых офшорных компаний
центральную роль
_в привлечении
_иностранного
капитала в свободные
_экономические
_зоны играет
система льготного _налогообложения
пр Ро
__ро
для инвестиций в эти страны является наиболее эффективным.
Особая ценность офшорных зон для России заключается в возможности перемещать капитал в экономически стабильные и политически безопасные страны. Офшорные компании часто выступают в качестве вспомогательных подразделений основной компании-резидента, беря на себя часть оборота и аккумулируя прибыль [13]. Характерна также практика регистрации ценного имущества в собственность нерезидента, то есть офшорной компании. Это позволяет минимизировать налог на имущество и, что еще более важно, списывать расходы по содержанию такого имущества в себестоимость производства [7].
Российским предпринимателям по-прежнему олее выгодным для торговых операций является использование недорогих офшорных компаний Карибского региона и иногда американских компаний штата Делавэр (хотя последние вовсе не являются офшорными) [1
С недавнего времени у европейских офшоров появилось еще одно преимущество. Регистрационная палата РФ в последнее время требует указывать идентификационный номер налогоплательщика компании, присвоенный ей в стране регистрации.
У офшорных компаний из классических офшорных зон с нулевой ставкой налогообложения такого номера не имеется, в то время как всем европейским офшорным компаниям такой номер присваивается в момент регистрации [8]. Точно также с помощью офшорных компаний осуществляется перевод средств из собственности предприятия в личную собственность менеджеров или собственников предприятия. В зависимости от страны юрисдикции компании делятся на две группы:
1) офшорные компании;
2) компании с льготным налогообложением. Естественно, что на международном уровне ведется борьба с отмыванием денег и их незаконным оборотом. Поэтому необходимо создавать в регионах такие условия, чтобы зональные льготы в их различных вариантах применялись не просто ради
раздачи их отдельным предприятиям, отраслям или территориям, а чтобы они стали действенным инструментом модернизации экономики и средством привлечения в регионы инвестиций. Таким образом, развитие зон, как правило, отступает от первоначальных замыслов, связанных с решением многочисленных разноплановых задач. Поэтому необходимо четко определить региональные и отраслевые приоритеты использования внешних ресурсов для извлечения максимального положительного эффекта [2].
Как свидетельствует китайский опыт, на первоначальном этапе СЭЗ должны быть немногочисленными, обладать компактной территорией и ярко выраженными отраслевыми приоритетами.
Принципы формирования свободных зон
При планировании СЭЗ и определении ее специализации необходимо исходить из анализа ее международной конкурентоспособности относительно других СЭЗ, расположенных в регионах различных стран мира. Важно помнить, что создание СЭЗ -достаточно капиталоемкий процесс [12]. Для привлечения иностранного капитала необходимо проведение комплекса мер по развитию инфраструктуры. При этом нужно ориентироваться на уровень инфраструктурного обслуживания, достигнутый в развитых странах. Необходимо решать проблему соотношения централизованного регулирования и местной региональной инициативы в пользу повышенной автономии свободных экономических зон.
Система льгот и стимулов, закрепленная в нормативных актах, должна быть приведена в соответствие с международными стандартами [5]. Вместе с тем, она должна быть строго индивидуальна в зависимости от тех задач, которые ставятся перед СЭЗ, но в то же время проста в изложении и устойчива на протяжении длительного периода времени.
Необходимо учитывать влияние социально-экономических эффектов на региональную и национальную экономику. Оно будет положительным в случае достижения определенного критического числа СЭЗ при наличии внутренней экономической стабильности; хозяйственная деятельность
особая ценность офшорных зон для России заключается в возможности перемещать капитал в экономически стабильные и политически безопасные страны
как свидетельствует
_китайский опыт,
_на первоначальном
_этапе СЭЗ
_должны быть
_немногочисленными,
_обладать
_компактной
_территорией
и ярко выраженными
_отраслевыми
_приоритетами
СЭЗ должна осуществляться на основе общего законодательства страны с определенными дополнениями, устанавливающими льготный режим для инвесторов.
При этом не требуется ни введения внутренней валюты в СЭЗ, ни установления особого хозяйственного законодательства. В то же время, необходимо помнить о наиболее типичных негативных моментах поведения в СЭЗ иностранных предпринимателей [11]. Во-первых, это нежелание иностранных инвесторов осуществлять крупные долгосрочные капиталовложения и, как следствие этого, высокая импортная зависимость. Во-вторых, это политика укрывания прибылей с помощью внутрифирменной торговли компонентами - трансфертное ценообразова ние.
Литература
1. Алпатов А. ОЭЗ были задуманы как система наибольшего благоприятствования для бизнесменов // Газета. - 2008. - № 219.
2. Интервью руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами А. Алпатова. [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://www.ippnou.ru/article. рЬр?1аягГ1е1е=005001.
3. Голубков Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России: Инвестиционный кризис и практика офшорных операций. - М.: Альпина, 1999. - С. 67.
4. Гурьев В.В., Салыкин П.М., Уваров В.А. Свободные экономические зоны Дальнего Востока: начало пути // Экономическая жизнь Дальнего Востока. -1993. - № 1. - С. 32.
5. Зусман Е.В. ГЧП в условиях экономического кризиса: Новые тенденции развития // Юрист. - 2009. -№ 1. - С.5.
6. Кузнецова О.В. О некоторых проблемах федерального регулирования экономического развития регионов России // Федерализм. - 2002. - № 4. -С. 24.
7. Пришвин А. Богатство России «Запсибом» убывает // Эксперт. - 1997. - № 23. - С. 16.
8. Пеппер Д., Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. - М.: Инфра-М, 1999. - С.19.
ш
9. Рубченко М. Слухи о Кипре сильно преувеличены // Эксперт. - 1997. - № 26. - С. 36.
10. Рубченко М., Агеев С. и др. Обитель дальняя // Эксперт. - 1996. - № 12. - С. 39.
11. Рыбаков С.А. Особенности правового статуса резидентов особых экономических зон // Налоги. -2010. - № 3. - С. 9-14.
12. Савин В. Нужны ли в России свободные экономические зоны? // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 3. - С. 18.
13. Ушаков Д.Л. Офшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. - М.: Юристъ, 1999. -С. 19.
14. Шеховцов А., Шестакова М., Громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России // Вопросы экономики. - 2001. - № 10. -
Ekaterina V. Kryukova _
Senior Lecturer, Chair of Management and Finance, Astrakhan State University _
Features of Attracting Foreign Capital When Analyzing the Functioning _
of Free Economic Zones _
_Abstract _
The article examines the positive and negative factors of free economic zones _
(FEZ) functioning. The author shows that the provision of various tax and _
customs privileges and preferences is often a disguised subsidy of some lobby _
groups, as well as the method of primary capital accumulation. When assessing _
the impact of functioning of FEZ on the development of the country»s economy it is _
necessary to consider if a favorable investment climate exists. _
Keywords: free economic zones, financial measures, fiscal methods, tax _
measures, non-financial incentives, off-shoring, investment climate, foreign _
capital _
макроэкономика