Научная статья на тему 'Особенности привлечения иностранного капитала при анализе функционирования свободных экономических зон'

Особенности привлечения иностранного капитала при анализе функционирования свободных экономических зон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / FREE ECONOMIC ZONES / ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ / FINANCIAL MEASURES / ФИСКАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / FISCAL METHODS / НАЛОГОВЫЕ МЕРЫ / TAX MEASURES / НЕФИНАНСОВЫЕ СТИМУЛЫ / NON-FINANCIAL INCENTIVES / ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / FOREIGN CAPITAL / OFF-SHORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюкова Екатерина Викторовна

В статье рассмотрены положительные и отрицательные факторы функционирования свободных экономических зон (СЭЗ). Аргументировано, что предоставление различных налоговых, таможенных льгот и преференций часто становится средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок, а также способом первоначального накопления капиталов. При оценке влияния функционирования СЭЗ на развитие экономики страны необходимо учитывать наличие благоприятного инвестиционного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Attracting Foreign Capital When Analyzing the Functioning of Free Economic Zones

The article examines the positive and negative factors of free economic zones (FEZ) functioning. The author shows that the provision of various tax and customs privileges and preferences is often a disguised subsidy of some lobby groups, as well as the method of primary capital accumulation. When assessing the impact of functioning of FEZ on the development of the country»s economy it is necessary to consider if a favorable investment climate exists.

Текст научной работы на тему «Особенности привлечения иностранного капитала при анализе функционирования свободных экономических зон»

свободные экономические зоны и иностранные инвестиции

особенности привлечения иностранного капитала при анализе функционирования свободных

экономических зон

_Аннотация

В статье рассмотрены положительные и отрицательные факторы функционирования свободных экономических зон (СЭЗ). Аргументировано, что предоставление различных налоговых, таможенных льгот и преференций часто становится средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок, а также способом первоначального накопления капиталов. При оценке влияния функционирования СЭЗ на развитие экономики страны необходимо учитывать наличие благоприятного инвестиционного климата.

Ключевые слова: свободные экономические зоны, финансовые меры, фискальные методы, налоговые меры, нефинансовые стимулы, офшорные зоны, инвестиционный климат, иностранный капитал

а ля привлечения иностранного капитала используется универсальный набор мер: налоговые, финансовые и нефинансовые (орга-ионные) стимулы. Несмотря на некоторые различия в подходах к градации экономических мер воздействия на интересы иностранных инвесторов, суть их сводится к созданию более льготных условий в свободной экономической зоне (СЭЗ) по сравнению с другими территориями. К финансовым и нефинансовым льготам и условиям деятельности инвесторов в большинстве действующих в мире СЭЗ относятся: - освобождение от таможенных пошлин и других сборов импортируемого в СЭЗ оборудования, сырья, комплектующих компонентов, используе-

Крюкова

Екатерина

Викторовна

ст. преподаватель,

кафедра менеджмента

и финансов,

Астраханский

государственный

университет

krukovae@mail.ru

к -

.для многих

государств прибыль .от офшорного

_бизнеса является

основным источником доходов

мых для производства продукции (прежде всего -экспортной);

- освобождение фирм на достаточно длительный срок (от 5 до 10 лет) от уплаты подоходного налога (налога на прибыль), а также от уплаты других налогов и сборов, которые взимаются в той или иной стране-учредителе;

- снижение ставок налогообложения инвесторов в период после окончания так называемых налоговых каникул;

- изъятие из налогообложения реинвестируемой прибыли;

- снижение ограничения на перевоз за границу рибылей и капиталов, в том числе отмена налога

на переводимую за границу прибыль;

предоставление зональным инвесторам льготных кредитов, что считается более привлекательным стимулом, чем налоговые льготы;

- предоставление инфраструктурных услуг (энергия, водоснабжение, канализация, транспорт, связь), аренды земли и производственных помещений по льготным тарифам и расценкам.

Причины возникновения офшорных зон

В СЭЗ большинства развивающихся стран для инвесторов устанавливается особый валютный режим. К числу льгот, предоставляемых инвесторами во многих СЭЗ развивающихся стран, относится особый режим регулирования использования рабочей силы, сводящийся, как правило, к ограничению социальной защиты.

Как показал обзор комплекса мер по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, центральную роль в привлечении иностранного капитала в свободные экономические зоны играет система льготного налогообложения]. Так, например, с развитием рыночных отношений в России возникла необходимость и возможность использования такого инструмента налогового планирования, как офшорные зоны. Создание офшорных зон в основном обусловлено наличием двух факторов: близостью к центрам деловой активности и отсутствием у государств внутренних ресурсов для развития. Согласно первой причине офшорные центры появились в регионах промышленно развитых

стран: США, Канаде, Швейцарии, Нидерландах, Великобритании.

Вторая причина привела к появлению офшорных центров в островных государствах Атлантического и Тихого океанов с целью привлечения иностранного капитала. Причем для многих государств прибыль от офшорного бизнеса является основным источником доходов. Основные цели создания офшорных компаний - это, как правило, уменьшение налогообложения, ускорение и упрощение международных финансовых операций, а также повышение конфиденциальности учреждения.

Российские офшорные компании

В зарубежной практике офшорные компании используются для достижения четырех основных целей: минимизации налогового бремени, управления риском, устранения нежелательных барьеров и ограничений, сохранения конфиденциальности [6].

С недавних пор офшорные операции широко используются и российскими фирмами. Учитывая высокие нормы налогообложения в России, особенно в начале 90-х гг., практика использования офшорных компаний получила весьма широкое распространение среди российских предпринимателей. В конце XX в. ежегодно учреждалось около 2000 новых офшорных компаний [3]. Говоря о географических особенностях распределения офшорных компаний, принадлежащих российским предпринимателям, можно отметить несколько основных моментов [9].

Первое место по популярности занимают Карибские острова. Большинство компаний, зарегистрированных на Карибских островах, отличается непродолжительным жизненными циклом. Второе место по популярности в России занимают такие европейские офшоры, как Нормандские о-ва - Гернси и Джерси, о. Мэн, Гибралтар. На третьем месте -Кипр, где регистрировалось каждая пятая компания, открываемая российскими предпринимателями за рубежом. Это объясняется тем, что кипрская компания вносится в общедоступный реестр, подлежит обязательному ежегодному аудиту, должна сдавать балансы и платить налоги. Использование Кипра

в конце XX в. ежегодно учреждалось около 2000 новых офшорных компаний

центральную роль

_в привлечении

_иностранного

капитала в свободные

_экономические

_зоны играет

система льготного _налогообложения

пр Ро

__ро

для инвестиций в эти страны является наиболее эффективным.

Особая ценность офшорных зон для России заключается в возможности перемещать капитал в экономически стабильные и политически безопасные страны. Офшорные компании часто выступают в качестве вспомогательных подразделений основной компании-резидента, беря на себя часть оборота и аккумулируя прибыль [13]. Характерна также практика регистрации ценного имущества в собственность нерезидента, то есть офшорной компании. Это позволяет минимизировать налог на имущество и, что еще более важно, списывать расходы по содержанию такого имущества в себестоимость производства [7].

Российским предпринимателям по-прежнему олее выгодным для торговых операций является использование недорогих офшорных компаний Карибского региона и иногда американских компаний штата Делавэр (хотя последние вовсе не являются офшорными) [1

С недавнего времени у европейских офшоров появилось еще одно преимущество. Регистрационная палата РФ в последнее время требует указывать идентификационный номер налогоплательщика компании, присвоенный ей в стране регистрации.

У офшорных компаний из классических офшорных зон с нулевой ставкой налогообложения такого номера не имеется, в то время как всем европейским офшорным компаниям такой номер присваивается в момент регистрации [8]. Точно также с помощью офшорных компаний осуществляется перевод средств из собственности предприятия в личную собственность менеджеров или собственников предприятия. В зависимости от страны юрисдикции компании делятся на две группы:

1) офшорные компании;

2) компании с льготным налогообложением. Естественно, что на международном уровне ведется борьба с отмыванием денег и их незаконным оборотом. Поэтому необходимо создавать в регионах такие условия, чтобы зональные льготы в их различных вариантах применялись не просто ради

раздачи их отдельным предприятиям, отраслям или территориям, а чтобы они стали действенным инструментом модернизации экономики и средством привлечения в регионы инвестиций. Таким образом, развитие зон, как правило, отступает от первоначальных замыслов, связанных с решением многочисленных разноплановых задач. Поэтому необходимо четко определить региональные и отраслевые приоритеты использования внешних ресурсов для извлечения максимального положительного эффекта [2].

Как свидетельствует китайский опыт, на первоначальном этапе СЭЗ должны быть немногочисленными, обладать компактной территорией и ярко выраженными отраслевыми приоритетами.

Принципы формирования свободных зон

При планировании СЭЗ и определении ее специализации необходимо исходить из анализа ее международной конкурентоспособности относительно других СЭЗ, расположенных в регионах различных стран мира. Важно помнить, что создание СЭЗ -достаточно капиталоемкий процесс [12]. Для привлечения иностранного капитала необходимо проведение комплекса мер по развитию инфраструктуры. При этом нужно ориентироваться на уровень инфраструктурного обслуживания, достигнутый в развитых странах. Необходимо решать проблему соотношения централизованного регулирования и местной региональной инициативы в пользу повышенной автономии свободных экономических зон.

Система льгот и стимулов, закрепленная в нормативных актах, должна быть приведена в соответствие с международными стандартами [5]. Вместе с тем, она должна быть строго индивидуальна в зависимости от тех задач, которые ставятся перед СЭЗ, но в то же время проста в изложении и устойчива на протяжении длительного периода времени.

Необходимо учитывать влияние социально-экономических эффектов на региональную и национальную экономику. Оно будет положительным в случае достижения определенного критического числа СЭЗ при наличии внутренней экономической стабильности; хозяйственная деятельность

особая ценность офшорных зон для России заключается в возможности перемещать капитал в экономически стабильные и политически безопасные страны

как свидетельствует

_китайский опыт,

_на первоначальном

_этапе СЭЗ

_должны быть

_немногочисленными,

_обладать

_компактной

_территорией

и ярко выраженными

_отраслевыми

_приоритетами

СЭЗ должна осуществляться на основе общего законодательства страны с определенными дополнениями, устанавливающими льготный режим для инвесторов.

При этом не требуется ни введения внутренней валюты в СЭЗ, ни установления особого хозяйственного законодательства. В то же время, необходимо помнить о наиболее типичных негативных моментах поведения в СЭЗ иностранных предпринимателей [11]. Во-первых, это нежелание иностранных инвесторов осуществлять крупные долгосрочные капиталовложения и, как следствие этого, высокая импортная зависимость. Во-вторых, это политика укрывания прибылей с помощью внутрифирменной торговли компонентами - трансфертное ценообразова ние.

Литература

1. Алпатов А. ОЭЗ были задуманы как система наибольшего благоприятствования для бизнесменов // Газета. - 2008. - № 219.

2. Интервью руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами А. Алпатова. [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://www.ippnou.ru/article. рЬр?1аягГ1е1е=005001.

3. Голубков Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России: Инвестиционный кризис и практика офшорных операций. - М.: Альпина, 1999. - С. 67.

4. Гурьев В.В., Салыкин П.М., Уваров В.А. Свободные экономические зоны Дальнего Востока: начало пути // Экономическая жизнь Дальнего Востока. -1993. - № 1. - С. 32.

5. Зусман Е.В. ГЧП в условиях экономического кризиса: Новые тенденции развития // Юрист. - 2009. -№ 1. - С.5.

6. Кузнецова О.В. О некоторых проблемах федерального регулирования экономического развития регионов России // Федерализм. - 2002. - № 4. -С. 24.

7. Пришвин А. Богатство России «Запсибом» убывает // Эксперт. - 1997. - № 23. - С. 16.

8. Пеппер Д., Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. - М.: Инфра-М, 1999. - С.19.

ш

9. Рубченко М. Слухи о Кипре сильно преувеличены // Эксперт. - 1997. - № 26. - С. 36.

10. Рубченко М., Агеев С. и др. Обитель дальняя // Эксперт. - 1996. - № 12. - С. 39.

11. Рыбаков С.А. Особенности правового статуса резидентов особых экономических зон // Налоги. -2010. - № 3. - С. 9-14.

12. Савин В. Нужны ли в России свободные экономические зоны? // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 3. - С. 18.

13. Ушаков Д.Л. Офшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. - М.: Юристъ, 1999. -С. 19.

14. Шеховцов А., Шестакова М., Громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России // Вопросы экономики. - 2001. - № 10. -

Ekaterina V. Kryukova _

Senior Lecturer, Chair of Management and Finance, Astrakhan State University _

Features of Attracting Foreign Capital When Analyzing the Functioning _

of Free Economic Zones _

_Abstract _

The article examines the positive and negative factors of free economic zones _

(FEZ) functioning. The author shows that the provision of various tax and _

customs privileges and preferences is often a disguised subsidy of some lobby _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

groups, as well as the method of primary capital accumulation. When assessing _

the impact of functioning of FEZ on the development of the country»s economy it is _

necessary to consider if a favorable investment climate exists. _

Keywords: free economic zones, financial measures, fiscal methods, tax _

measures, non-financial incentives, off-shoring, investment climate, foreign _

capital _

макроэкономика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.