УДК 316.6+376.4
Б01: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-536-546
Оригинальная статья
Особенности притязания на социальное признание у подростков с задержкой психического развития в оценке психологических механизмов социализации
А. А. Гостар1, А. С. Щербатова2
1,2Иркутский государственный университет, г. Иркутск [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8117-1191 2&'итгасИп1у[email protected], https://orcid.org/0000-0001-9604-8348
Аннотация. Оценка психологических механизмов социализации может включать в себя определение характеристик притязания на социальное признание подростков с нарушениями развития. С учётом этого может строиться психологическая помощь подросткам с задержкой психического развития. В данной статье представлены результаты исследования особенностей притязания на социальное признание как одного из компонентов в оценке психологических механизмов социализации подростков 13-15 лет с задержкой психического развития.
Интерес представляют не только сведения о том, на что в социуме претендуют обучающиеся с лёгкими формами интеллектуальной недостаточности, но и насколько они понимают, как, по их мнению, оценивают эти притязания их близкое окружение (друзья, родители, педагоги). Представлены эмпирические данные об особенностях притязаний на социальное признание подростков с задержкой психического развития, полученные на основе беседы и модифицированной методики «Как меня оценивают?». Выборка испытуемых была верифицирована с помощью оценки уровня интеллектуального развития испытуемых по детскому тесту Д. Векслера. В качестве контрольной группы рассматривались подростки с нормальным развитием. Результаты исследования были подвергнуты качественному и количественному анализу. Получены достоверные различия (по ^критерию Стьюдента) между подростками целевой и контрольной группы по уровню притязаний на социальное признание, а также по отдельным параметрам проведённых методик. Корреляционный анализ Пирсона позволил выявить взаимосвязь между уровнем интеллектуального развития испытуемых и их уровнем притязаний на социальное признание. Чем выше вербальный интеллектуальный показатель, тем более адекватные притязания на социальное признание обнаруживаются у подростков.
Полученные результаты позволили сделать выводы о недостаточной адекватности уровня притязаний на социальное признание подростков с задержкой психического развития по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Это свидетельствует о недостаточной реализации рефлексивного механизма социализации. Появление такого рода данных может способствовать уточнению психокоррекционной работы с подростками, имеющими задержку психического развития.
© Гостар А. А., Щербатова А. С.
536 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 536-546
Ключевые слова: притязания на социальное признание, социальное признание, психологические механизмы социализации, социальная компетентность, аутопсихологическая компетентность, социализация, подростки с задержкой психического развития
Для цитирования: Гостар А. А., Щербатова А. С. Особенности притязания на социальное признание у подростков с задержкой психического развития в оценке психологических механизмов социализации // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 536-546. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-536-546
Peculiarities of the Claim to Social Recognition in Mentally Retarded Adolescents as Assessed in Terms of Psychological Mechanisms of Socialisation
Anna A. Gostar1, Arina S. Shcherbatova2
'[email protected], https://orcid.org/0000-0001-8117-1191 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9604-8348
Abstract. Assessment of psychological mechanisms of socialization may entail identifying characteristics of social recognition claims in mentally-retarded adolescents. With this in mind, one can build psychological support for such adolescents. This paper presents findings of a study on specific features of social recognition claim as a component of assessing the psychological mechanisms of socialization in 13-15-year-old mentally-retarded adolescents. Of interest are not only the social claims of students with mild intellectual disabilities but also their understanding of how their claims are assessed by their close ones (friends, parents, and teachers). This paper presents empirical data on specific features of social recognition claims in mentally-retarded adolescents based on an interview and a modified "How am I evaluated" method. The sample of subjects was verified by assessing the subjects' level of intellectual development using the Wechsler Intelligence Scale for Children. Adolescents with normal development were a control group.
The findings of the study underwent qualitative and quantitative analysis. Significant differences (according to the Student's t-test) were observed between adolescents in the target and control groups in terms of the level of social recognition claims and some individual parameters of the techniques applied. Pearson correlation analysis revealed a correlation between the level of intellectual development in the subjects and their level of social recognition claims. The higher the verbal intelligence score, the more appropriate the social recognition claims of adolescents are.
The findings led to the conclusion that the level of social recognition claims in mentally-retarded adolescents is inadequate compared to that of their normally developing peers. This testifies to insufficient implementation of the reflexive mechanism of socialization. This kind of data can be instrumental in specifying the scope of psycho-correctional work with mentally-retarded adolescents.
Keywords: social recognition claims, social recognition, public recognition, psychological mechanisms of socialization, social competence, autopsychological competence, social engagement, mentally-retarded adolescents
For citation: Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2021; 15(4): 536-546. (In Russ.). DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-536-546
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
537
Проблемам социализации подростков с лёгкими формами интеллектуальной недостаточности посвящены работы Н. Л. Белопольской (самосознание и состояние идентичности для прогнозов социального развития), Е. Л. Инденбаум (концепция психосоциального развития), И. А. Коробейникова (социальная адаптация при нарушениях развития) и другие. В рамках концепции психосоциального развития Е. Л. Инденба-ум представлена типология подростков с разными характеристиками становления их социальной компетентности, которая складывается из трёх компонентов: житейской, коммуникативной и аутопсихологической компетентности. Последний компонент включает в себя оценку собственного «Я», самооценку и уровень притязаний, в том числе и на социальное признание [1; 2; 3; 5].
Изучение притязаний на социальное признание необходимо как рассмотрение важного компонента становления социальной компетентности подростков с задержкой психического развития (ЗПР). По нашему мнению, невозможно социализироваться без базовых, рефлексивных представлений о себе и своих перспективах в социуме. В связи с этим характеристики аутопсихологической компетентности и её составляющих представляются интересными для получения сведений о психологических механизмах социализации. Знание таких механизмов может позволить влиять на становление социальной компетентности подростков с ЗПР.
Психологические механизмы социализации изучались преимущественно в отношении нормально развивающихся подростков и молодёжи (А. В. Мудрик, Л. Д. Столярен-ко и др.). Одним из механизмов социализации является интериоризация, предполагающая формирование внутренней структуры психики в результате усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды и перевод элементов внешней среды во внутреннее «Я» [7; 10].
В отношении школьников с нарушениями интеллектуального развития в основном рассматривалась социальная адаптация как основной механизм социализации (И. А. Коробейников). Нам представляется, что психосоциальная адаптированность подростков с ЗПР является интегральным показателем, а механизм социализации может быть конкретизирован [5].
Мы предположили, что механизмы социализации, описанные А. В. Мудриком, могут рассматриваться для формирования социальной компетентности подростков с ЗПР. Для становления житейской компетентности важен традиционный механизм социализации, позволяющий усваивать мнения и образцы поведения ближайшего окружения, в первую очередь семьи. На становление коммуникативной компетентности может оказывать влияние межличностный механизм социализации, который рассматривается как процесс идентификации с усвоением поведенческих и психологических аспектов, присущих биологическому полу. Для становления аутопсихологической компетентности важен рефлексивный механизм социализации, характеризующийся индивидуальными переживаниями и внутренним диалогом с попытками оценить себя в социуме, а также отношение и поведение окружающих по отношению к себе.
Свои исследовательские интересы мы сосредоточили на последнем механизме и предположили, что уровень притязаний на социальное признание формируется на основе рефлексивного механизма социализации. Способность к рефлексии связана с интеллектуальным развитием, поэтому чем выше показатель интеллектуального развития подростков с ЗПР, тем адекватнее их притязания на социальное признание. Получение такого рода данных может свидетельствовать о важной роли рефлексивного механизма социализации для формирования как притязаний на социальное признание, так и для становления социальной компетентности подростков с ЗПР.
Притязания на социальное признание понимается как предъявление человеком своих прав на общественное уважение со стороны людей. Потребность в признании является характеристикой человека как существа социального и как уникальной личности
538 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 536-546
[4; 8]. Социальное признание рассматривается как позитивная оценка индивида окружающими, являющаяся одним из важнейших мотивов человеческой деятельности, способствующим стабильности социальных отношений. При этом важно помнить, что самооценка не всегда совпадает с социальной оценкой.
Притязания на признание у подростков распространяются на такие ориентации в мире, как приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; развитие духовности и интеллектуального потенциала; выбор и подготовка к профессии; подготовка к браку и семейной жизни; приобретение экономической независимости. Депривация реализации притязаний на признание (неодобрение, порицание) приводит к эмоциональному напряжению, к развитию негативных образований (ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность) [4; 6; 9].
Целью исследования было изучение особенностей притязания на социальное признание подростков с ЗПР в сопоставлении с их нормально развивающимися сверстниками и достигнутым уровнем интеллектуального развития для определения реализации рефлексивного механизма социализации. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи.
В первую очередь необходимо было выявить различия между нормально развивающимися подростками с подростками с ЗПР по адекватности притязаний на социальное признание. Это позволило бы выявить особенности притязаний на социальное признание, характерные для подростков с ЗПР.
Следующей задачей являлось определение взаимосвязи между показателями интеллектуального развития испытуемых и их уровнем притязаний на социальное признание. Наличие такой связи подтвердило бы реализацию рефлексивного механизма социализации для формирования аутопсихологической компетентности обучающихся с ЗПР в целом и для формирования притязаний на социальное признание в частности. Третьей задачей являлось подтверждение такого механизма в отношении подростков с нормальным развитием, которые могут без ограничений реализовывать рефлексивный механизм социализации. Получение такого рода сведений способствует пониманию того, являются ли притязания на социальное признание маркером для выявления психологических механизмов социализации у подростков с нарушенным интеллектуальным развитием.
Для достижения поставленной цели, решения задач исследования и проверки гипотезы нами была скомплектована выборка из 22 подростков с ЗПР в возрасте 13-15 лет, обучающихся в МБОУ СОШ № 29 г. Иркутска и МБОУ СОШ № 45 г. Иркутска. Они составили целевую группу (ЦГ). В контрольную группу (КГ) вошли 25 подростков с нормальным интеллектуальным развитием.
Для исследования притязаний на социальное признание у подростков нами был использован авторский вариант методики с условным названием «Как меня оценивают?», направленной на изучение их притязаний со стороны родителей, учителей и сверстников. Важным является определение того, как оценивают испытуемых значимые взрослые и ровесники, по мнению самих подростков с ЗПР. Обследуемым демонстрировался лист с изображением четырёх лестниц, состоящих из 10 ступенек. Каждая лестница была подписана в соответствии с предлагаемыми критериями оценки: «успехи в учёбе», «авторитет у сверстников», «взрослость (самостоятельность)» и «внешность».
Испытуемым предлагался лист бумаги и зачитывалась следующая инструкция: «Если всех школьников рассадить на этой лесенке, то на верхних ступеньках окажутся те, кто лучше всех учатся, их уважают все сверстники, они самые красивые и ведут себя как взрослые. А на нижних ступеньках окажутся те, кто всем этим не обладают». Далее подросткам с нормальным и задержанным психическим развитием задавались последовательные вопросы для каждой лестницы: «На какую ступеньку тебя постави-
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
539
ли бы родители?», «На какую ступеньку ты бы хотел(а), чтобы родители тебя поставили?», «На какую ступеньку тебя поставили бы учителя?», «На какую ступеньку ты бы хотел(а), чтобы учителя тебя поставили?», «На какую ступеньку тебя поставили бы твои одноклассники?», «На какую ступеньку ты бы хотел(а), чтобы одноклассники тебя поставили?»
Обработка полученных данных осуществлялась в баллах, где номер ступеньки соответствовал количеству набранных баллов, чтобы оценить адекватность ответов. Адекватными считались оценки от 4 до 6 баллов, остальные относились к завышенным (8-10 баллов) или заниженным (1-3 баллов) показателям. Результаты позволили получить сведения об актуальном уровне притязаний и об уровне притязаний на социальное признание. В статье рассматриваются только данные, позволяющие оценить притязания на социальное признание.
Была проведена беседа, состоящая из 7 вопросов и направленная на выявление притязаний на социальное признание со стороны всех значимых окружающих. Приведём некоторые из них: «Хотел(а) бы ты, чтобы с тобой все хотели дружить?», «Хотел(а) бы ты нравиться всем девочкам (мальчикам) в классе?», «Хотел(а) бы ты, чтобы окружающие считали тебя более взрослым(ой)?» и другие. Свой ответ на каждый вопрос испытуемый должен был пояснить, почему он этого хочет или не хочет. За ответ «да» начислялось 4 балла, за ответ «не знаю, но, скорее, хотел бы» - 3 балла. За ответ «нет (хочу быть в числе лучших, но не самым лучшим)» - 2 балла, за ответ «нет (главное -быть не самым худшим) - 1 балл, за ответ «нет (мне всё равно, даже если я буду самым худшим) - 0 баллов.
С целью уточнения интеллектуальных характеристик обучающихся был проведён тест Векслера. Оценка степени интеллектуальной недостаточности осуществлялась на основе вербального интеллектуального показателя (ВИП), который вычислялся по итогам проведения первого, второго, третьего и шестого субтестов детского варианта вербальной шкалы теста Векслера (WISC). Это позволило отобрать для участия в исследовании подростков, имеющих ЗПР, и исключить попадание в выборку сверстников с умственной отсталостью. У подростков с ЗПР минимальный вербальный показатель составил 72 балла, а максимальный - 86, что позволило говорить о чистоте выборки испытуемых.
Статистическая обработка результатов предполагала проведение корреляционного анализа Пирсона и вычисления достоверности различий по t-критерию Стьюдента. Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью программы STATIS-TICA 10.0.
Рассмотрим полученные результаты. В таблице 1 приведены усреднённые показатели по данным беседы.
Таблица 1
Усреднённые показатели по результатам проведения беседы, направленной на выявление притязаний на социальное признание, М±т
Table 1
Average Indicators Obtained After the Interview Aimed at Identifying Claims to
Social Recognition, M±m
Вопросы беседы Подростки с ЗПР (ЦГ n=22) Подростки с нормальным развитием (КГ n=25)
Хотел(а) бы ты, чтобы с тобой все хотели дружить? 3,45±0,18 2,28±0,18*
540 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 536-546
Хотел(а) бы ты нравиться всем девочкам (мальчикам) в классе? 2,31±0,17 1,80±0,14*
Хотел(а) бы ты, чтобы окружающие считали тебя более взрослым(ой)? 3,31±0,19 2,72±0,17*
Хотел(а) бы ты, чтобы тебя считали самым(ой) красив(ой) в классе? 2,72±0,19 2,12±0,10*
Хотел(а) бы ты, чтобы окружающие считали тебя самым(ой) спортивным(ой)? 2,27±0,17 2,04±0,15*
Хотел(а) бы ты, чтобы окружающие считали тебя умным(ой)? 2,86±0,23 3,12±0,18*
Хотел(а) бы ты, чтобы родители и учителя тебя всегда хвалили? 3,45±0,18 2,60±0,16*
Сумма баллов 20,40±0,73 16,68±0,47
Примечание: * - различия достоверны при р<0,01.
Большинство испытуемых с ЗПР (68,18 %) при ответе на вопрос: «Хотел(а) бы ты, чтобы с тобой все хотели дружить?» - отвечали утвердительно, поясняя это тем, что в трудную минуту все эти люди смогут им помочь, и что им будет уделяться больше внимания. На вопрос: «Хотел бы ты, чтобы окружающие считали тебя более взрослым?» - более половины (59,09 %) подростков с ЗПР также давали положительные ответы, аргументируя это тем, что взрослые будут им доверять и будет больше взаимопонимания с учителями и родителями.
На вопросы: «Хотел бы ты, чтобы тебя считали самым красивым, самым спортивным и самым умным в классе?» - преобладающее количество подростков с ЗПР ответили, что не хотят, поскольку это не является для них чем-то важным. Притязания на социальное признание у подростков с ЗПР завышены, а их ответы были недостаточно дифференцированными по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
В таблице 2 продемонстрированы усреднённые показатели по результатам выполнения методики «Как меня оценивают?». Они также показывают, что притязания на социальное признание у подростков с ЗПР завышены.
Таблица 2
Средние показатели оценки притязания испытуемых на социальное признание со стороны родителей, учителей и одноклассников, М±т
Table 2
Mean Scores of Subjects' Evaluation of Claim to Social Recognition by Parents, Teachers and Classmates, M±m
Критерии оценки Успехи в учёбе Авторитет у сверстников Взрослость (самостоятельность) Внешность
Притязания на признание родителей ЗПР 8,31±0,37* 8,45±0,37** 8,00±0,40 8,31±0,43
Норма 7,12±0,31 6,24±0,30 7,88±0,26 7,68±0,24
Притязания на признание учителей ЗПР 8,00±0,41 7,72±0,45* 7,04±0,51 7,45±0,46
Норма 7,24±0,31 6,04±0,37 7,76±0,26 6,92±0,29
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
541
Притязания на признание одноклассников ЗПР 6,90±0,56 7,45±0,41* 7,72±0,51 7,50±0,52
Норма 7,36±0,31 6,24±0,39 7,88±0,26 6,72±0,37
Примечание: * - различия достоверны с нормой при р<0,01; ** - различия достоверны при р<0,001.
Усреднённые показатели по результатам проведённой методики показывают, что подростки с ЗПР претендуют на значительно более высокую оценку от родителей, особенно по критериям «авторитет у сверстников», «успехи в учёбе» и «внешность». Несколько меньше они нуждаются в признании родителями их самостоятельности и в признании учителями успехов в учёбе. Меньше всего подростки с ЗПР нуждаются в признании одноклассниками наличия у них хороших успехов в учёбе.
Далее мы распределили испытуемых в зависимости от уровня притязаний на социальное признание. Результаты представлены на рис. 1.
90
80
50 50
8 12
0 ■
Неадекватно завышенный Адекватный Неадекватно заниженный
■ ЗПР ■ Норма
Рис. 1. Распределение испытуемых в зависимости от уровня притязаний на социальное признание со стороны значимых окружающих
Fig. 1. Distribution of subjects depending on the level of their claims to social recognition by significant others
Полученные данные показывают, что у только у половины подростков с ЗПР обнаруживается адекватный уровень притязаний на социальное признание. Они, с одной стороны, не желают нравиться абсолютно всем сверстникам противоположного пола, не стремятся к тому, чтобы окружающие считали их самыми красивыми и спортивными, но, с другой стороны, ориентированы на похвалу взрослых, хотят казаться всем более умными и самостоятельными, а также мечтают о том, чтобы сверстники хотели с ними дружить. Во многом притязания зависят от ситуации и успешности поведения в ней у подростков с ЗПР. Адекватный уровень характеризует более дифференцированное понимание и оценку своих возможностей близким социальным окружением. В целом подростки оценивают это отношение как достаточно положительное и претендуют на потенциально достижимое признание.
Полученные результаты могут быть связаны с тем, что подростки с ЗПР имеют невыраженные нарушения критичности. Интеллектуальное развитие большинства испытуемых (68,18 %) приближено к низкой норме и варьирует в диапазоне от 79 до 86 IQ (нижний порог рассматривали в 85 IQ, при Мх = 100, б = 15).
Остальные 31,81 % подростков с ЗПР имели интеллектуальный показатель от 71 до 75 IQ, что мы рассматривали как проявления более выраженного дефицита позна-
542 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 536-546
вательных способностей. Средний показатель ВИП составил 79,18 ±0,87. В связи с этим у другой половины испытуемых с ЗПР выявлен неадекватно-завышенный уровень притязаний на социальное признание. Эти школьники хотят не только того, чтобы сверстники с ними хотели дружить, но и имеют притязания на симпатию абсолютно всех одноклассников противоположного пола. Со стороны окружающих, эти подростки желают постоянно получать похвалу, комплименты и одобрение. Этот уровень притязаний на социальное признание характеризуется тем, что подростки оценивают отношение к себе со стороны родителей, учителей и одноклассников максимальными баллами. Обучающиеся считают, что все окружающие относятся к ним хорошо и оценивают их только положительно, считают, что могут претендовать на высокие социальные позиции. Эти подростки явно переоценивают свои возможности в социуме, у них обнаруживается недостаточная критичность к своим достижениям и возможностям, что можно расценивать как дефицитарность реализации рефлексивного механизма социализации.
Полученные данные позволяют говорить о том, что у подавляющего большинства (80,00 %) нормально развивающихся подростков выявляется адекватный уровень притязаний на социальное признание, его мы и ожидали. В то же время у них обнаруживаются редкие случаи неадекватно заниженного или заниженного уровня притязаний на социальное признание. Это сложно объяснить, так как их интеллектуальное развитие нормативно (средний показатель ВИП - 105,92±1,18). Мы предполагаем, что в этом случае нужно говорить не только о недостаточности рефлексивного механизма социализации, но и, возможно, наличии другого механизма. Это предположение нуждается в дополнительной проверке, которую мы не проводили.
Различия между ЦГ и КГ по уровню притязаний на социальное признание достоверны (при р<0,001). Выявлена корреляционная связь между уровнем интеллекта подростков и их уровнем притязания на социальное признание. Чем выше ВИП, тем адекватнее притязание на общественное признание (г=0,61 при р<0,05).
Проведённое исследование позволило выявить специфику притязания на социальное признание у подростков с ЗПР. Можно выделить следующие особенности:
1. У испытуемых с ЗПР достоверно чаще обнаруживаются неадекватно завышенные притязания на социальное признание, чем у сверстников с нормальным развитием.
2. Подростки претендуют на более высокую оценку от родителей, особенно по критериям «авторитет у сверстников», «успехи в учёбе» и «внешность».
3. Меньше всего у школьников с ЗПР выражены притязания на признание одноклассниками по критерию «Успехи в учёбе» и притязания на признание учителей по критерию «Взрослость».
Достигнутый уровень познавательного развития у подростков с ЗПР достоверно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. При этом выявлено, что чем выше показатель ВИП у подростков ЦГ, тем адекватнее их притязания на социальное признание. В связи с этим можно говорить о том, что у половины подростков с ЗПР рефлексивный механизм социализации реализуется. У других испытуемых с ЗПР этот механизм нужно развивать как за счёт обучения рефлексии, так и посредством развития интеллекта. Это позволяет выделить направления психокоррекционной работы с подростками, имеющими ЗПР. Можно выделить следующие: развитие познавательной деятельности, которое очень часто прекращают в средних классах; развитие рефлексии своих достижений и затруднений, а также других компонентов аутопсихологической компетентности (самооценка и представления о себе) и формирование адекватных представлений о своём настоящем и будущем.
Таким образом, полученные в исследовании данные позволяют подтвердить гипотезу о том, что специфика притязания на социальное признание у подростков с ЗПР связана с рефлексивным механизмом социализации, реализация которого тесно кор-
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
543
релирует с достигнутым уровнем интеллектуального развития. Данные исследования позволили конкретизировать некоторые направления психокоррекционной работы по формированию социальной компетентности подростков с ЗПР.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Заявленный вклад авторов
Гостар А. А.: проведён анализ научных исследований (Н. Л. Белопольской, Е. Л. Ин-денбаум, И. А. Коробейникова и др.), публикаций в периодических изданиях по проблемам социализации подростков с ЗПР и оценки психологических механизмов социализации подростков с ЗПР (А. В. Мудрик, Л. Д. Столяренко и др.). Определены структура, объём и содержание статьи, сформулированы выводы проведённого исследования. Составлена аннотация статьи. Оформлены результаты диагностики притязания на социальное признание у подростков с ЗПР, оформлен список литературы. Осуществлялось техническое оформление текста статьи.
Щербатова А. С.: представлен анализ научных исследований по проблеме изучения притязаний на социальное признание у подростков с ЗПР (И. А. Конева, О. А. Моисеева и др.). Собран и обработан основной материал для статьи, определено содержание статьи в отношении изучения притязания на социальное признание, оформлен основной эмпирический материал, представленный в таблицах с первичным описанием. Предложены ключевые слова. Осуществлялось первичное оформление статьи.
Список источников
1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. : Изд-во УРАО, 1999. 147 с.
2. Инденбаум Е. Л., Бабкина Н. В., Коробейников И. А. Дети с задержкой психического развития. М. : Просвещение, 2019. 47 с.
3. Инденбаум Е. Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристики психосоциального развития: монография. Иркутск : Изд-во Вост.-Сиб. гос. акад. образования, 2012. 180 с.
4. Конева И. А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития: дис... канд. психол. наук : 19.00.10. Нижний Новгород, 2002. 217 с.
5. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М. : Регёе, 2002. 191 с.
6. Моисеева О. А. Социальное признание как цель стратегии социального самоутверждения старшеклассников // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2010. № 8(50). С. 79-80.
7. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография. М. : МПГУ, 2016. 256 с.
8. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития ; 17-е изд. М. : Академия, 2019. 656 с.
9. Сидоров К. Р. Уровень притязаний школьников и ожидания, требования их родителей // Открытая школа : новые подходы и практики взаимодействия с родителями : Материалы городской научно-практической конференции. - Ижевск, 2015. С. 37-43.
10. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Социальная психология ; 4-е изд. М. : Юрайт, 2020. 219 с.
544 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 536-546
References
1. N. L. Belopolskaya. Psikhologicheskaya diagnostika lichnosti detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Psychological Diagnostics of Personality in Children with Mental Retardation]. Moscow. URAO Publishing, 1999. 146 p.
2. E. L. Indenbaum, N. V Babkina, I. A. Korobeinikov. Deti s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Children with Mental Retardation]. Moscow. Prosveschenie, 2019. 47 p.
3. E. L. Indenbaum. Shkolniki s legkimi formami intellektualnoy nedostatochnosti: psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika i kharakteristiki psikhosotsialnogo razvitiya: monografiya [Schoolchildren with Mild Intellectual Disabilities: Psychological and Pedagogical Diagnosis and Characteristics of Psychosocial Development: a Monograph]. Irkutsk: Publishing House of the East Siberian State Academy of Education, 2012. 180 p.
4. Koneva I. A. Osobennosti obraza Ya mladshikh podrostkov s zaderzhkoipsikhicheskogo razvitiya: Kand. psikh. n. diss. [Specific Features of the Self-Image of Young Mentally Retarded Adolescents. Cand. psy. sci. diss.], Nizhny Novgorod, 2002, 217 p. (in Russian).
5. I. A. Korobeinikov. Narusheniya razvitiya i sotsialnaya adaptatsiya [Developmental Disorders and Social Adaptation]. Moscow. Per Se, 2002. 191 p.
6. Moiseeva O.A. Sotsial'noe priznanie kak tsel'strategii sotsial'nogo samoutverzh-deniya starsheklassnikov [Social Recognition as a Goal of High School Students' Social Self-Affirmation Strategies], Zhurnal nauchnykh publikatsii aspirantov i doktorantov [Journal of Postgraduate and Doctoral Research Publications], 2010, number 8(50), pp. 79-80 (in Russian).
7. Mudrik A.V. Sotsial'no-pedagogicheskie problemy: monografiya [Socio-Pedagogi-cal Problems: a Monograph], Moscow, MPGU [MPSU], 2016, 256 p. (in Russian).
8. Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya. Fenomenologiya razvitiya [Developmental Psychology. Phenomenology of Development], edition 17, revised and expanded, Moscow, Akademiya Publ., 2012, pp. 83-84 (in Russian).
9. Sidorov K.R., Uroven' prityazanii shkol'nikov i ozhidaniya, trebovaniya ikh rodite-lei [Level of Claims of Schoolchildren and Expectations, and Demands of Their Parents], Ot-krytaya shkola: novyepodkhody ipraktiki vzaimodeistviya s roditelyami [Open School: New Approaches and Practices of Interaction with Parents], Proceedings of the City Scientific and Practical Conference, Izhevsk, 2015, pp. 37-43 (in Russian).
10. Stolyarenko L.D. Sotsial'nayapsikhologiya [Social Psychology], L.D. Stolyarenko, V.E. Stolyarenko, Moscow, URAIT Publishers, 2016, 219 p. (in Russian).
Статья поступила в редакцию 05.07.2021, одобрена после рецензирования 01.12.2021, принята к публикации 01.12.2021.
Анна Алексеевна Гостар
кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития
Иркутский государственный университет 664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: +7 (3952) 243437
Anna A. Gostar
Candidate of Science (Psychology), Associate Professor at the Department of Integrated Correction of Developmental Disorders in Children
Irkutsk State University 1 K. Marks St, Irkutsk, Russia, 664003 tel.: +7 (3952) 243437
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
545
Арина Сергеевна Щербатова
педагог-психолог, магистрант кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития
Иркутский государственный университет 664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: +7 (3952) 200739
Arina S. Shcherbatova
Fourth Year Student Majoring in Logopedic and Psychological Support for Special Needs Children
Irkutsk State University 1 K. Marks St, Irkutsk, Russia, 664003 tel.: +7 (3952) 200739
546 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 536-546