Научная статья на тему 'Особенности природопользования в социоэколого-экономических системах муниципального уровня'

Особенности природопользования в социоэколого-экономических системах муниципального уровня Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
227
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРИРОДОЗАЩИТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / WILDLIFE MANAGEMENT / SOCIAL ECOLOGICAL AND ECONOMIC SYSTEM / ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL PROTECTION MEASURES / ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тарасенко Надежда Васильевна, Турищев Максим Владимирович

Рассматриваются тенденции природопользования в социо-эколого-экономических системах ставропольского края, предлагаются методические подходы к группировке муниципалитетов ставропольского края, делению на социальные и экологические зоны, анализируются некоторые аспекты экологической ситуации на ставрополье и предлагаются меры по ее оздоровлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper examines trends in wildlife management in the social, ecological and economic systems of the Stavropol Territory, offers methodological approaches to the grouping and dividing the Stavropol Territory into social and ecological zones. It analyzes some aspects of the environmental situation in the Stavropol Territory and proposes measures to improve it.

Текст научной работы на тему «Особенности природопользования в социоэколого-экономических системах муниципального уровня»

УДК 502.171 (470.630)

особенности природопользования в социо-эколого-экономических системах муниципального уровня

Рассматриваются тенденции природопользования в социо-эколого-экономических системах ставропольского края, предлагаются методические подходы к группировке муниципалитетов ставропольского края, делению на социальные и экологические зоны, анализируются некоторые аспекты экологической ситуации на ставрополье и предлагаются меры по ее оздоровлению.

Ключевые слова: природопользование; социо-эколого-экономическая система; окружающая среда; природо-защитные мероприятия; экологическая безопасность.

The paper examines trends in wildlife management in the social, ecological and economic systems of the Stavropol Territory, offers methodological approaches to the grouping and dividing the Stavropol Territory into social and ecological zones. It analyzes some aspects of the environmental situation in the Stavropol Territory and proposes measures to improve it.

Keywords: wildlife management; social, ecological and economic system; environment; environmental protection measures; environmental safety.

Тарасенко Надежда Васильевна

д-р экон. наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Ставропольского государственного аграрного университета E-mail: [email protected]

Турищев Максим Владимирович

аспирант кафедры государственного и муниципального управления Ставропольского государственного аграрного университета

E-mail: [email protected]

определение социо-эколого-экономической системы

В условиях современного ускоренного развития экономики все более обостряются существующие и постоянно возникают новые проблемы в области взаимодействия человека с окружающей природной средой, находящие свое выражение прежде всего в природопользовании. Их анализ и способы разрешения являются предметом пристального внимания со стороны как властных структур различных уровней, так и научного сообщества. Важность решения этих проблем объ-

ясняется тем, что их следствием выступает как экологическая, так и тесно связанная с нею социально-экономическая ситуация, в совокупности определяющие условия жизнедеятельности населения территорий различных, в том числе муниципальных, уровней на многие десятилетия вперед. В результате и в теории, и на практике складывается определенная вертикаль социо-эко-лого-экономической системы, которая представляет собой открытую, самоорганизующуюся на основе синергии систему, состоящую из социальной, экологической и экономической подсистем

со сложившимися между ними прямыми и опосредованными связями, усиливающими сопротивляемость как каждой из них, так и всей системы в целом [1]. Заметим, что это определение верно лишь при позитивном развитии всех элементов, составляющих данную систему. Однако в случае неблагоприятного стечения обстоятельств в границах конкретных муниципальных образований даже хотя бы в одной из отмеченных подсистем (что бывает гораздо чаще) все происходит с точностью «до наоборот» и нередко возникает потребность оздоровления социо-эколого-экономиче-ской обстановки в целом. Полагаем, что при этом базовым, первичным территориальным уровнем социо-эколого-экономической системы выступают муниципальные образования России.

Все это изначально ориентирует общество на безусловное исполнение им действующих нормативных правовых актов, регулирующих использование природных ресурсов территории и проведение природозащитных мероприятий в целях создания благоприятных условий для функционирования социальной и экономической подсистем социо-эколого-экономической системы. В свою очередь, обязанность органов государственного управления состоит в своевременной корректировке существующих нормативных правовых документов и разработке новых документов с учетом происходящих изменений в реально складывающейся социально-экономической ситуации страны и территорий. Поскольку основной акцент в данной статье сделан на природоохранной деятельности, более предметно рассмотрим именно экологическую составляющую социо-эколого-эко-номической системы.

Экологическая составляющая социо-эколого-экономической системы

Изначальной правовой базой для принятия соответствующих управленческих действий выступает ст. 42 Конституции Российской Федерации, в которой закреплено право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данное конституционное положение детализируется в ряде федеральных законов, среди которых Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 24.06.1998

№ 89-ФЗ «Об отходах потребления и производства» (с изм. и доп.).

Помимо исполнения федерального законодательства, на региональном уровне вопросы природопользования, охраны и защиты природной среды регулируются положениями соответствующих законов. В Ставропольском крае это закон Ставропольского края от 06.05.2014 № 33-КЗ«Об особо охраняемых природных территориях», постановление Правительства Ставропольского края от 20.07.2011 № 268-п «Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2012-2015 годы» и целый ряд других нормативных правовых документов [2].

В настоящее время на территории Российской Федерации и соответственно Ставропольского края действует федеральная целевая программа «Охрана окружающей среды на период 20122020 годы», план реализации которой в 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. утвержден распоряжением Правительства РФ от 02.07.2014 № 1214-р, с учетом приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды [2]. Целью этой Программы является повышение уровня экологической безопасности и сохранения природных систем страны. Основными задачами Программы с учетом рассматриваемых вопросов являются снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики; сохранение и восстановление биологического разнообразия России; повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и др.

Формирование приоритетов политики субъектов Российской Федерации

В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012), и разработанным Правительством РФ Планом действий по реализации положений этого документа стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения по-

требностей нынешнего и будущих поколений, реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Данный документ предусматривает, что политика субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды должна ориентироваться на достижение общей цели по повышению уровня экологической безопасности и сохранению природных систем регионов. Поэтому приоритеты политики субъектов Российской Федерации формируются с учетом состояния окружающей среды конкретных территорий по следующим направлениям: предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду, восстановление нарушенных естественных экологических систем; сохранение природной среды; развитие системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды). Таким образом, сформированная на федеральном и региональном уровнях нормативно-правовая база может служить ориентиром для органов местного самоуправления.

Природно-экономические особенности ставропольского края

Результатом сложившегося взаимодействия общества и природы в границах тех или иных территорий выступает состояние природопользования, представляющее собой специфическую форму общественно-производственной деятельности. Пока же цели, определенные в перечисленных выше нормативных правовых источниках, в полном объеме не достигнуты во многих регионах страны, в том числе и в Ставропольском крае, где имеются свои природно-экономические особенности, определяющие специфику природопользования. Прежде всего отметим, что в крае можно выделить две практически обособленные социо-эколого-эконо-мические системы муниципального уровня, которые, наряду с рядом общих для них характеристик, имеют четко выраженные различия в состоянии и соотношении отдельных элементов обозначенной системы. В числе общих характеристик можно назвать географию региона — расположение в юго-западной части России, центральной части Предкавказья, на северном склоне Большого Кавказа, на юге умеренного континентального пояса (44°-46°с.ш.). Мягкая зима и умеренно жаркое лето, длительный вегетационный период позво-

ляют возделывать многие сельскохозяйственные культуры, включая разнообразные технические, зерновые, овощные, плодовые, на значительной территории края. Расположение в предгорной части края уникального, особо охраняемого эколо-го-курортного региона Российской Федерации — Кавказских Минеральных Вод, а также наличие в центральных и юго-западных муниципальных районах Ставропольского края благоприятных (по критерию влагообеспеченности) условий для развития сельского хозяйства, относительно высокой для края плотности населения обусловливают высокую антропогенную нагрузку на природную среду. На муниципальном уровне этой части со-цио-эколого-экономической системы края просматривается определенный диссонанс в соотношении ее составных элементов: при относительном позитивизме в развитии социальной и экономической подсистем проявляется негативное воздействие на состояние экологической подсистемы. Условно назовем эту часть социо-эколого-эконо-мической системы Ставропольского края «первой».

В условиях современного ускоренного развития экономики все более обостряются существующие и постоянно возникают новые проблемы в области взаимодействия человека с окружающей природной средой, находящие свое выражение прежде всего в природопользовании

В то же время, с одной стороны, низкая плотность населения в восточных и северо-восточных районах края, резкая засушливость климата и практическое отсутствие крупных промышленных предприятий (за исключением г. Буденновск) снижают здесь антропогенную нагрузку, обусловливая относительно более благополучное состояние природной среды (экологической подсистемы) [2]. С другой стороны, совокупность отмеченных факторов отрицательно сказывается на состоянии других элементов системы — социальной и экономической, поэтому здесь (в условно обозначенной нами «второй» части системы) отмечаются сравнительно слабые возможности для обеспечения должной социально-инфраструктурной

динамика основных показателей состояния атмосферного воздуха в ставропольском крае

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2011 г.

Количество предприятий, имеющих выбросы, шт. 416 463 463 111,2

Утилизировано вредных веществ, тыс. т 37,5 35,3 40,2 107,2

Выброшено вредных веществ в атмосферу, тыс. т 67,9 69,3 75,0 110,5

В том числе без очистки, тыс. т 65,3 66,7 72,6 111,2

обустроенности территории и успешного экономического развития на муниципальном уровне.

В результате складывается парадоксальная ситуация, когда позитивы в одной подсистеме этого базового уровня социо-эколого-экономической системы Ставропольского края сопровождаются негативами в других. Понятно, что дальнейшее сохранение сложившегося дисбаланса в этом соотношении чревато долговременными отрицательными последствиями и для общества в части удовлетворения его социально-экономических потребностей, и для территорий муниципальных образований с их экономическим состоянием и социально-инфраструктурной обустроенностью, и для природной среды.

И в теории, и на практике складывается определенная вертикаль социо-эколого-экономической системы, которая представляет собой открытую, самоорганизующуюся на основе синергии систему, состоящую из социальной, экологической и экономической подсистем со сложившимися между ними прямыми и опосредованными связями, усиливающими сопротивляемость как каждой из них, так и всей системы в целом

Определенным подтверждением этого тезиса могут служить выводы Минприроды Ставропольского края о том, что в крае на протяжении десятилетий сформировались полюса экологического

неблагополучия. Полагаем, что таковыми являются муниципальные районы, отнесенные нами к первой части социо-эколого-экономической системы Ставропольского края. Это негативно отражается на качестве жизни людей, их здоровье и продолжительности жизни. Экспертами отмечено, что более 20% городского населения края проживают на территориях с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха (одного из важнейших компонентов экологической подсистемы). Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице.

Анализ показателей таблицы свидетельствует об увеличении негативного воздействия на окружающую среду в части атмосферного воздуха (преимущественно это происходит на территории первой части рассматриваемой системы). Так, в 2013 г. в воздушный бассейн края, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, было выброшено 75,0 тыс. т загрязняющих веществ (в 2009 г. — 64,2 тыс. т). Особо настораживает тот факт, что практически весь объем вредных выбросов не подвергается очистке и в динамике ситуация не улучшается.

В области использования и охраны водных ресурсов ситуация на Ставрополье складывается неоднозначная (опять-таки проявляется обоснованность предложенного нами условного деления социо-эколого-экономической системы края на две практически полярные части). Так, восточные и северо-восточные муниципальные районы края характеризуются скудными собственными ресурсами пресных поверхностных вод, которые приурочены к трем бассейнам стока маломощных рек Егорлык, Калаус и Кума, практически непригодных как для питьевого водоснабжения из-за повышенной минерализации, так и для промышленности (к тому же слабо развитой). В то же время главные водные системы Кавказа — бассейны рек Кубань

и Терек, на долю которых приходится около 97% общего стока пресных вод Северного Кавказа, затрагивают, хотя и в незначительной степени, территории центральных и юго-западных муниципалитетов края. При этом большая заселенность этих территорий и недостаточная очистка сточных вод отрицательно влияют на состояние водных ресурсов и проявляются в основном в загрязнении пресных подземных вод сточными бытовыми и промышленными водами.

В соответствии с данными мониторинга подземных вод техногенному загрязнению были подвержены пресные безнапорные воды сред-несарматских отложений на Ставропольской возвышенности и пресные воды аллювиальных отложений некоторых рек (это опять-таки преимущественно территории первой части социо-эко-лого-экономической подсистемы Ставропольского края). При этом основными видами загрязнений определены промышленная, сельскохозяйственная деятельность, а также загрязнение бытовыми отходами. Загрязняющими компонентами на участках загрязнения подземных вод являются нитраты, аммоний, нефтепродукты, тяжелые металлы, пестициды и др. [4]. Экспертами Минприроды Ставропольского края воды крупных рек и водохранилищ стабильно оцениваются как «умеренно загрязненные» и «загрязненные»; воды половины малых рек, протекающих по территории края, соответствуют показателям «грязные» и «очень грязные». Причем основными загрязнителями являются медь, железо, нитраты и нефтепродукты.

Самую большую угрозу состоянию земельного фонда представляют свалки промышленных и бытовых отходов, подавляющее число которых не отвечает санитарным нормам. На территории муниципальных районов расположено более 100 несанкционированных свалок. Полигонов хранения, обезвреживания и утилизации отходов в достаточном количестве в муниципальных районах края нет, что является одним из факторов, негативно влияющих на состояние природной среды (почвы), свидетельствуя о неупорядоченности обращения с отходами практически в обеих частях социо-эко-лого-экономической системы Ставропольского края. Практически в границах всех территорий муниципалитетов Ставропольского края отсутствуют эффективные и современные системы управления процессами обращения с отходами, что приводит к увеличению количества несанкционированных свалок.

выводы

На основе анализа ситуации, сложившейся в со-цио-эколого-экономической системе Ставропольского края, можно сделать вывод, что к проблемам в области природопользования можно отнести:

• недостаточность финансирования;

• загрязнение территорий бытовыми отходами, образование так называемых «стихийных свалок»;

• неудовлетворительное состояние ЖКХ, в частности загрязнение рек, прудов сточными водами;

• неразвитость образования в сфере природоохранной деятельности.

Полагаем необходимой консолидацию усилий общества, властных структур и бизнеса края, нацеленную на улучшение состояния окружающей среды, обеспечение экономного и эффективного использования природных ресурсов, воспитание у каждого человека сознательного и бережного отношения к природе. Достижение этих целей является непременным условием успешности и государственного, и муниципального управления в Ставропольском крае.

литература

1. Овчинникова А.В. Экономический рост в рамках устойчивого развития социально-эколого-экономической системы // Вестник Удмуртского университета. 2012. № 2. С. 43.

2. Перечень законодательных актов Ставропольского края. URL: http://mpr.stavkray.ru/eclaw/ stavkray (дата обращения: 25.09.2014).

3. Теория, методика и практика оценки уровня и перспектив социально-экономического развития сельских территорий Ставропольского края: учебно-методическое пособие / В.И. Тру-хачев и др. под общ.ред. проф. Н.В. Тарасенко. Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013. 180 с.

4. Информационный бюллетень «О состоянии недр территории Ставропольского края за 2013 год». Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставропольский центр государственного экологического мониторинга» (ГБУ СК «Ставропольский ЦГЭМ»), 2014 г.

5. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев, 1989.406 с.

6. Тарасенко Н.В. Эффективное природопользование как фактор устойчивого развития сельского хозяйства региона // Вестник АПК Ставрополья. 2011. № 1 (1). С. 89-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.