Научная статья на тему 'Особенности приобщения студентов к научной деятельности в условиях современного российского вуза'

Особенности приобщения студентов к научной деятельности в условиях современного российского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / RESEARCH ACTIVITY / STUDENTS / EXTERNAL AND INTERNAL MOTIVATION / INNOVATIVE ACHIEVEMENTS / SCIENTIFIC CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акманаева Диляра Хабировна

В статье представлены результаты социологического межрегионального исследования в Приволжском федеральном округе, посвященного проблеме форм, результатов научного творчества студентов, их отношения к научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акманаева Диляра Хабировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Features of Students’ Inclusion in Scientific Activity at a Contemporary Russian Higher Education Institute

The article presents the results of a sociological interregional research in the Volga Federal District, which covers the problem of the forms and results of studentsscientific creativity, of their attitude to research activity.

Текст научной работы на тему «Особенности приобщения студентов к научной деятельности в условиях современного российского вуза»

Особенности приобщения студентов к научной деятельности в условиях современного российского вуза

Д. Х. Акманаева (Ульяновский государственный технический университет)

В статье представлены результаты социологического межрегионального исследования в Приволжском федеральном округе, посвященного проблеме форм, результатов научного творчества студентов, их отношения к научной деятельности.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, студенты, внешняя и внутренняя мотивация, инновационные достижения, научное творчество.

Научно-исследовательская деятельность студентов — проверенный практикой способ развития творческих, инновационных способностей будущих специалистов. Традиционно в России уделом высших учебных заведений преимущественно является подготовка специалистов, а науку олицетворяют академические институты. Мировая практика иная: фундаментальная наука осуществляется в классических университетах; прикладные задачи реализуются в технологических и прикладных университетах. Активная научная работа университетов способствует оперативно-

му обновлению преподаваемых дисциплин, учебников, приобщению к научному творчеству студентов и аспирантов. Недостаточность научной активности преподавателей и сотрудников вузов ведет к консервации старых знаний, выпуску специалистов, не вооруженных современными компетенциями.

Судьба России в условиях глобальной модернизации всецело зависит от состояния и перспектив развития ее научных ресурсов. Мировой опыт убедительно демонстрирует широкие возможности передовых наукоемких технологий для экономического роста, подъе-

ма национального ВВП. Высшие школы России должны сыграть одну из главных ролей в подготовке инновационных кадров и научных открытий за счет вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность.

Внутренние затраты на исследования и разработки в РФ стали уверенно расти с середины 2000-х годов. Объем финансирования исследований в вузах Министерства образования и науки с 2002 по 2009 г. вырос в 3,5 раза с 8,69 до 28,91 млрд руб. (Индикаторы науки, 2008: 157). В то же время существенных изменений в результативности вузовской науки пока не наблюдается. Одними из главных факторов, которые тормозят отдачу от финансовых инвестиций в российскую науку, являются снижение численности исследователей и старение профессорско-преподавательского состава.

Цель данной статьи — определить функциональность высшего образования через ценностное восприятие студенческой молодежью НИРС — НТТМ (научно-исследовательская работа студентов — научно-техническое творчество молодежи), мотивированность участия в научном творчестве, готовность к инновациям и достижения студентов в научной сфере.

Социальные условия научной деятельности молодежи изучаются в рамках концепций социологии науки и научного знания. Основу этого направления заложили работы американского социолога и философа Т. С. Куна, который представил «науку как исторически и социально обусловленный продукт» (Кун, 1977 и др.). Отечественные исследователи В. Я. Нечаев, В. Г. Харченко, Г. А. Чередниченко анализируют функциональность и дисфунк-циональность профессионального образования как социальной системы. Нормативноценностные аспекты социальной интеграции исследовались в работах отечественных социологов И. Бутенко, Р. Рывкиной, В. Ядова. Исследователи подчеркивают, что структурнофункциональное согласие обеспечивается взаимообусловленностью конкретных элементов структуры соответствующими функциями. Соответствие между изменениями в социальной структуре — условие успешного включения студентов в научную деятельность.

Анализ теоретического наследия социологии позволил определить наши методологические позиции относительно включения студенческой молодежи в сферу НИРС как показателя функциональности высшего образования. Они основаны на следующих идеях: процесс усвоения студентами приемов научной деятельности должен быть естественным и изначально задаваться высшим учебным заведением как обязательная форма обучения. Это возможно, если научное творчество присуще наставникам студентов — преподавателям вуза; в этом случае студент входит не в абстрактную научную сферу, а в конкретное сообщество научных творцов, имеющее сложившиеся нормы и ценности производства новых знаний.

Нами проведено комплексное межрегиональное социологическое исследование форм и результатов научной работы студентов. Единицами наблюдения стали студенты со 2-го по 5-й курс всех профилей высших учебных заведений Ульяновска, Казани, Уфы, Нижнего Новгорода. Для сбора информации использован метод анкетного опроса студентов и преподавателей; выборка квотно-целевая. Объем выборки составил 750 студентов и 500 преподавателей. Проведены фокус-группы со студентами, имеющими разный опыт участия в научно-исследовательской деятельности.

Первая выявленная нами проблема связана с отношением студентов к научно-техническому творчеству. Значительная часть из них к основному преимуществу НИРС — НТТМ отнесла не столько получение новых знаний, сколько учебно-исследовательское творчество — развитие навыков самостоятельной работы, лучшее усвоение учебных предметов (50 и 48% студентов соответственно). Только 20% студентов отметили возможность превращения научной деятельности в основу собственного дела.

Следует отметить схожие тенденции распределения ответов о преимуществах научной работы в оценках студентов и преподавателей (см. рис. с. 296): мнения преподавателей выражены более отчетливо; при этом общий «рисунок» представлений студентов совпадает с распределением мнений наставников.

Лучшим периодом для вовлечения студентов в НИРС являются второй — третий курсы.

Но с какого бы курса студент ни включался в научную деятельность, важно понять, чем он при этом руководствуется. Ведущим мотивом участия современных студентов в НИРС являются внешние по отношению к науке мотивы: желание заслужить хорошее отношение преподавателя, иметь бонус при сдаче экзамена или зачета. Эту точку зрения разделяют две трети опрошенных студентов.

При этом и студенты, и преподаватели подчеркивают достаточно высокий интеллектуальный потенциал студенческой молодежи: треть весьма способна и при наличии условий может выдавать научные результаты, вторая треть — способна, но ленива и еще треть — не способна.

Однако, несмотря на достаточно высокую оценку интеллектуального потенциала студентов, преподаватели склонны считать, что современное студенчество не хочет заниматься наукой и инновациями серьезно. Среди современных студентов они выделяют лишь 10% тех, кто готов заняться научной деятельностью на постоянной основе. Если статус научного работника в России изменится и повы-

сится уровень заработной платы, то в эту сферу придут еще 15-20% студентов.

Другая проблема, снижающая результативность научных изысканий студентов, связана с организацией НИРС и НТТМ в конкретном вузе. Характеристика роли своего учебного заведения студентами — важный индикатор реального вклада вуза в становление молодых специалистов. Настораживает то, что вуз как место развития навыков научно-технического творчества выбирают в среднем по обследованным учебным заведениям лишь 7% студентов; чуть выше эта доля в Нижегородском государственном университете, но и там она составила только 13%.

Студентам было предложено оценить организацию НИРС — НТТМ в своем вузе. По всем показателям — наличие постоянных форм НИРС, массовый охват, привлекательность тематики, информированность студентов — эта работа в вузах оценивается студентами в среднем на 3 балла (из 5), что соответствует среднему уровню.

Проведенный нами анализ результатов научной деятельности студентов вузов При-

Преподаватели

Студенты

□ творческое применение на практике достижений научного прогресса ■ более глубокое усвоение учебного материала

□ развитие навыков самостоятелнной работы

□ формирование навыков работы в творческом коллективе

□ развитие общей культуры и эрудиции

□ практическая помощь кафедре (лаборатории) в решении прикладных задчч

□ возможность материального вознаграждения, регулярного зароботка в студенческие годы

□ развитие инновационных идей как осноуы! собственного дела

Плюсы от занятия наукой будущим молодым специалистам (в % от числа опрошенных; возможно несколько вариантов ответов)

волжского федерального округа (ПФО) за первое десятилетие XX в. фиксирует высокое участие студентов в разовых формах НИРС — НТТМ: с каждым годом увеличивается количество экспонатов на региональных, всероссийских, международных выставках; количество работ в конкурсах, число проектов к 2009 г. увеличилось по сравнению с 2002 г. в 3,5 раза (Научный потенциал вузов..., 2010: 240).

Более медленными темпами развиваются среди студентов формы, требующие регулярных интеллектуально-научных затрат: выполнение работ по грантам, получение охранных документов на объекты интеллектуальной собственности. В 2009 г. студентам вузов ПФО выдано 274 охранных документа на объекты интеллектуальной собственности, в 2002 г. таких было — 156 (там же: 251). Бесспорными лидерами по количеству поданных заявок и полученных грантов являются студенты вузов Татарстана и Самарской области. В 2009 г. количество заявок в вузах этих регионов насчитывало около 300; доля выигранных грантов — 40% от количества поданных заявок.

Как показал опрос, среди участвующих в НИРС студентов более 60% не имеют наград по итогам работы. Их число снижается среди тех, кто занимается научной работой два-три года и более (здесь только 6% студентов не имеют наград). Данный факт еще раз подтверждает: большинство участников НИРС работают над научной темой недолго, а потом переключаются на другую тему (проблему) или вовсе уходят из научного поиска.

Итак, положительное отношение студентов вузов к научной деятельности и их интеллектуальный потенциал не становятся предпосылками для активного включения молодежи в науку. Реальное отношение к вузу как центру реализации научно-исследовательских навыков значительно ниже. Причина низкой функциональности высшего образования не только в организации системы НИРС — НТТМ в вузах, стимулировании студентов, но и в низком статусе науки как профессии в России. Необходимо поднимать престиж научной сферы в сознании студентов, тогда и ценность конкретных научных изысканий возрастет.

На протяжении последних лет в России шел процесс сокращения числа занятых в научной отрасли, особенно молодежи. Необходимо решить проблему повышения научной активности преподавателей — менее четверти преподавателей вузов Поволжья регулярно выполняют научные исследования и разработки; не наблюдается роста численности молодых преподавателей — руководителей студенческих проектов.

Одним из слабых моментов является система информационного сопровождения НИРС — НТТМ в вузах. Необходимо формировать более устойчивую мотивацию через систему внутрикорпоративных коммуникаций, особая роль в повышении стимулов участия в научной работе более широкого круга студентов отводится интернет-сайтам вузов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Кун, Т. (1977) Структура научных революций. М. : Прогресс.

Индикаторы науки: 2008 (2008) : стат. сб. / Н. В. Городникова и др. ; под ред. Л. М. Гохберга и др. М. : ГУ-ВШЭ.

Научный потенциал вузов Приволжского федерального округа. 2001-2009 (2010) : стат. сб. СПб. : СПб ГЭТУ «ЛЭТИ».

THE FEATURES OF STUDENTS’ INCLUSION IN SCIENTIFIC ACTIVITY AT A CONTEMPORARY RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTE D. Kh. Akmanaeva (Ulyanovsk State Technical University)

The article presents the results of a sociological interregional research in the Volga Federal District, which covers the problem of the forms and results of students’ scientific creativity, of their attitude to research activity.

Keywords: research activity, students, external and internal motivation, innovative achievements, scientific creativity.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Kun, T. (1977) Struktura nauchnykh revoliutsii. M. : Progress.

Indikatory nauki: 2008 (2008) : stat. sb. / N. V. Go-rodnikova i dr. ; pod red. L. M. Gokhberga i dr. M. : GU-VShE.

Nauchnyi potentsial vuzov Privolzhskogo fede-ral’nogo okruga. 2001-2009 (2010) : stat. sb. SPb. : SPb GETU «LETI».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.