ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
DOI 10.24412/2227-7315-2024-2-168-175
УДК 347.775
Н. Л. Шелухин, И. Ф. Хараберюш
ОСОБЕННОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В ДНР: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Введение: институт изъятия собственности сформировался на основе общественных интересов c использованием различных демократических институтов. Санкционная политика в отношении России и проведение СВО существенно повлияли на трансформацию института изъятия собственности. В ДНР как во вновь присоединенном субъекте ключевым вопросом восстановления экономики является вопрос собственности, который требует своего решения. Цель — рассмотреть особенности и пути правового решения вопросов собственности для обеспечения экономической безопасности ДНР в сфере хозяйствования. Методологическая основа: сравнительно-правовой метод, методы дедукции, анализа и синтеза. Результаты: в ходе исследования были установлены не только факты неэффективного использования имущества частной формы собственности в хозяйственном обороте на территории ДНР, но и обозначены подходы к решению вопроса собственности на вновь присоединенных территориях. Выводы: для решения вопроса собственности на вновь присоединенных территориях можно использовать опыт и наработки Крымского региона, инициировать принятие федерального законодательного акта общего характера для новых регионов РФ или доработать проект Закона ДНР «О введении имущества частной формы собственности в хозяйственный оборот», разработанный ГБУ «Институт экономических исследований», с учетом современных реалий.
Ключевые слова: институт изъятия собственности, правовое регулирование, экономическая безопасность, специальная военная операция, собственность, право собственности, управление.
N. L. Shelukhin, I. F. Kharaberiush
FEATURES OF ACQUISITION AND TERMINATION OF OWNERSHIP
IN THE DPR: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
Background: the institution of property seizure was formed based on public interests and using various democratic institutions. The sanctions policy towards Russia and the implementation
§ © Шелухин Николай Леонидович, 2024
" Доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом исследований проблем экономической
| безопасности (Институт экономических исследований (г. Донецк, ДНР)); e-mail: [email protected]
й © Хараберюш Иван Федорович, 2024
Доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела исследований проблем экономической безопасности (Институт экономических исследований (г. Донецк, ДНР)); e-mail: [email protected] © Shelukhin Nikolay Leonidovich, 2024
Doctor of Law, Professor, Head of the Department for Research on Economic Security Problems (Institute of Economic Research (Donetsk, DPR)) © Kharaberiush Ivan Fedorovich, 2024
Doctor of Law, Professor, Leading Researcher of the Department for Research on Economic Security Problems 168 (Institute of Economic Research (Donetsk, DPR))
of the SVO significantly influenced the transformation of the institution of property seizure. In the DPR, as a newly annexed entity, the key issue of economic recovery is the issue of property, which requires its solution. Objective — to consider the features and ways of legal resolution of property issues to ensure the economic security of the DPR in the economic sphere. Methodology: the comparative legal method, methods of deduction, analysis and synthesis. Results: the study does not only establish the fact of ineffective use of privately owned property in economic circulation on the territory of the DPR, but also identified approaches to resolving the issue of property in the newly annexed territories. Conclusions: to resolve the issue of ownership in the newly annexed territories, you can use the experience and developments of the Crimean region, initiate the adoption of a federal legislative act of a general nature for new regions of the Russian Federation, or finalize the draft DPR Law "On the introduction of private property into economic circulation", developed by the State Budgetary Institution "Institute of Economic Research" taking into account today's realities.
Keywords: institution of seizure of property, legal regulation, economic security, special military operation, property, property rights, management.
Взаимосвязь понятий «структура собственности» и «национальная экономическая безопасность», по мнению ученых, осуществляется через систему экономических интересов и включает три уровня — личность, коллектив, государство. Экономическая безопасность обеспечивается в том случае, когда экономические интересы соблюдаются на всех трех уровнях и реализуются через формы собственности [1, с. 5]. Известно, что юридическая категория «собственность» определяет имущественные отношения и реализуется через систему правовых норм — право владения, право пользования, право распоряжения [2, с. 38], от сочетания которых во многом зависит экономическое развитие субъектов хозяйствования и региона в целом.
Рассмотрение происхождения и эволюции современных конституционных норм о собственности позволяет обозначить этапы от признания священности и неприкосновенности частной собственности до ее прямого изъятия. Конституционные нормы об изъятии собственности и принятые на их основе законы послужили базой для формирования института экспроприации собственности. Вначале его развития базой выступали общественные интересы, а затем начали использоваться различные демократические институты — референдумы и опросы общественного мнения, независимые экспертизы, выдвижение альтернативных проектов и т.д. [3, с. 259-261].
На современном этапе обострившиеся международные отношения привели к беспрецедентной ситуации — изъятию Генерального консульства России в Сан-Франциско и торговых представительств в Вашингтоне и Нью-Йорке, то есть американской стороной незаконно прекращены права собственности на здания и сооружения, в которых располагались консульство и представительство России1. Аналогичный недружественный акт произошел и в Варшаве, когда в апреле 2023 г. были незаконно прекращены права собственности на здания средней школы при российском посольстве2. 10 марта 2022 г. Украиной был принят закон «Об основных принципах принудительного изъятия на Украине
1 См.: США забрали российскую дипломатическую собственность после обысков. URL: https:// ria.ru/20170903/1501645177.html (дата обращения: 16.07.2023).
2 См.: Польша изымает в пользу государства здание средней школы при Посольстве РФ в Варшаве. URL: https://www.interfax.ru/world/898439 (дата обращения: 16.07.2023). 169
объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов»1. Санк-ционная политика в отношении России и проведение СВО существенно влияют на трансформацию института изъятия собственности и его антиконституционную направленность, особенно на территориях новых субъектов РФ.
В настоящее время экономическая ситуация в Донецкой Народной Республике характеризуется высокими рисками военного и политического характера, ограниченностью доступа к ресурсам, низкой вероятностью привлечения внешних финансовых источников [4, с. 157], однако ключевым вопросом восстановления экономики ДНР является вопрос собственности.
В условиях военного противостояния, с 2014 г. по настоящее время, практически все крупные предприятия государственной и негосударственной форм собственности ДНР приостановили или прекратили свое функционирование. Вследствие чего образовалось большое количество бесхозяйного; выморочного, не используемого в хозяйственном обороте имущества; имущества, используемого вне правовой юрисдикции Донецкой Народной Республики, без правоудо-стоверяющих [5, с. 127] и правоустанавливающих документов.
На начальном этапе образования ДНР было принято Постановление Совета Министров ДНР от 21 июля 2014 г. № 18-5 «О переходе в государственную собственность Донецкой Народной Республики собственности государства Украина», согласно которому имущественные права собственности всех предприятий, организаций, учреждений или доли в уставном капитале таких предприятий, принадлежавших ранее Украине и расположенных на территории ДНР, перешли в государственную собственность Донецкой Народной Республики2. Права государства на предприятия государственной формы собственности (или иных предприятий с частью государственной формы собственности) были переданы Фонду государственного имущества ДНР3. Что же касается имущества предприятий частной формы собственности, то, к сожалению, за восемь лет существования ДНР как самостоятельного государства эффективный механизм введения в хозяйственный оборот этого имущества реализован не был.
С целью сохранения и обеспечения деятельности предприятий и учреждений негосударственной формы собственности на их базе создавались временные государственные администрации для сохранения в числе прочего имущества стратегических отраслей, обеспечивающих функционирование Республики4.
| 1 См.: Как на Украине принимали законы о конфискации российской собственности. URL:
Ц https://tass.ru/info/15411947 (дата обращения: 16.07.2023).
° 2 См.: Постановление Совета Министров ДНР от 21 июля 2014 г. № 18-5 «О переходе в государ-
о ственную собственность Донецкой Народной Республики собственности государства Украина». « URL: http://npa.dnronUne.su/2014-07-24/postanovlenie-soveta-ministrov-dnr-18-5-ot-21-07-2014g-o-| perehode-v-gosudarstvennuyu-sobstvennost-donetskoj-narodnoj-respubliki-sobstvennosti-gosudarstva-<3 ukraina.html (дата обращения: 16.07.2023).
| 3 См.: Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 4 декабря 2015 г.
£ № 24-5 «О мерах по повышению эффективности управления государственным имуществом». URL: http://npa.dnronline.su/2016-07-15/postanovlenie-soveta-ministrov-dnr-24-5-ot-04-12-2015-g-o-merah-po-povysheniyu-effektivnosti-upravleniya-gosudarstvennym-imushhestvom.html (дата обращения: 16.07.2023).
4 См.: Указ Главы Донецкой Народной Республики от 28 ноября 2014 г. № 25 «О введении внешнего государственного управления Донецкой Народной Республики на предприятиях топливно-энергетической, нефтегазовой и угольной отраслей». URL: http://npa.dnronline. su/page/3?s=&cat=15; Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики 170 от 26 сентября 2014 г. №35-8 «О порядке введения временных государственных администраций
Временным администратором назначались исключительно государственные корпорации, организации или хозяйственные общества, имеющие не менее 75 % государственной собственности в уставном капитале.
Государственные корпорации получили неограниченные полномочия по использованию имущества частных собственников, практически не неся ответственности за него. В соответствии с постановлением о введении госадминистраций временный администратор имеет право отчуждать, списывать, передавать в аренду и залог находящиеся у него в управлении основные средства, объекты недвижимости, транспорт и оборудование.
Параллельно с введением временных администраций решался вопрос обеспечения сохранности имущества частных предприятий, которые остановили свою производственную деятельность, а владельцы предприятий уехали за пределы ДНР, бросив имущество, не обеспечив его сохранности (так называемые бесхозяйные предприятия). Обеспечение охраны данного имущества было поручено подразделениям Государственной службы вневедомственной охраны МВД ДНР1. Для предупреждения вывоза наиболее ценного оборудования за пределы Республики были приняты ограничительные меры, нашедшие свое отражение в Указе Главы ДНР от 31 июля 2015 г. «О запрете на несанкционированный демонтаж и вывоз промышленного оборудования за пределы территории Донецкой Народной Республики»2.
Для разрешения текущих вопросов по введению государственного управления на бесхозяйных объектах недвижимости, обеспечению их сохранности и определению оптимального способа управления ими в соответствии с установленными нормами до объявления собственника (подтверждения надлежащим н образом права на данное имущество) или до установления формы собственности С указанного имущества в судебном порядке была создана Межведомственная т комиссия по вопросам государственного управления бесхозяйным недвижимым К имуществом3. Данная комиссия проанализировала промышленные предприятия, г рабочий процесс на которых можно наладить в кратчайшие сроки. В результате д было принято постановление правительства ДНР, которым вводились временные т администрации на указанные в нем предприятия и учреждения4. н
о S
__TS
S
на предприятиях и учреждениях». URL: http://doc.dnronline.su/wp-content/uploads/2015/03/ Ч
PostanovN35_8_26092014.pdf (дата обращения: 16.07.2023). К
1 См.: Указ Главы Донецкой Народной Республики от 16 марта 2015 г. № 95 «Об организации обеспечения безопасности объектов всех форм собственности и личного имущества граждан | Донецкой Народной Республики». URL: http://npa.dnronline.su/2015-03-16/ukaz-glavy-donetskoj- М narodnoj-respubliki-95-ot-16-03-2015-goda-ob-organizatsii-obespecheniya-bezopasnosti-obektov- | vseh-form-sobstvennosti-i-lichnogo-imushhestva-grazhdan-donetskoj-narodnoj-respubliki.html (дата № обращения: 16.07.2023). (
2 См.: URL: http://npa.dnronline.su/2015-07-31/ukaz-glavy-donetskoj-narodnoj-respubliki- 7 303-ot-31-07-2015-goda-o-zaprete-na-nesanktsionirovannyj-demontazh-i-vyvoz-promyshlennogo- ) oborudovaniya-za-predely-territorii-donetskoj-narodnoj-respubliki.html (дата обращения: 2 16.07.2023). 4
3 См.: Положение о межведомственной комиссии по вопросам государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом: утв. Распоряжением Главы Донецкой Народной Республики от 30 сентября 2015 г. № 181. URL: http://npa.dnronline.su/2015-09-30/rasporyazhenie-glavy-donetskoj-narodnoj-respubliki-181-ot-30-09-2015-goda.html (дата обращения: 16.07.2023).
4 См.: Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16 октября 2015 г. № 19-47 «О введении временной администрации». URL: http://npa.dnronline.su/tag/pravitelstvo
(дата обращения: 16.07.2023). 171
В 2015-2017 гг. Правительством Донецкой Народной Республики велись поиски инвесторов, способных возродить простаивающие и пострадавшие от военных действий предприятия. С 2017 г. начался этап организации внешнего управления бесхозяйным недвижимым имуществом: в марте на сайте ДНР был опубликован Перечень предприятий и учреждений, на которых вводится временная администрация1, согласно которому временным администратором всех крупных предприятий металлургического комплекса ДНР, от которых в ближайшей перспективе можно было получить прибыль, назначено ЗАО «Внешторгсервис», зарегистрированное в Южной Осетии. Полномочия данного инвестора по отношению к управляемым предприятиям были закреплены Указом Главы ДНР от 4 апреля 2017 г., в соответствии с которым ЗАО «Внешторгсервис» является специальным органом управления предприятиями, который выполняет функции высшего органа управления и осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа управления предприятиями2.
ЗАО «Внешторгсервис» являлось временным администратором всех крупных предприятий металлургического комплекса ДНР до июня 2021 г., однако наладить устойчивую работу администрируемых предприятий у ВТС не получилось. С 11 июня 2021 г. ДНР прекратила сотрудничество с ЗАО «Внешторгсервис»3. В том же месяце крупнейшие металлургические и коксохимические предприятия Донбасса, ранее находившиеся под управлением ЗАО «Внешторгсервис», были переданы под управление зарегистрированной в ДНР компании Южный горно-металлургический комплекс.
Согласно п. 4 Постановления № 35-8 «О порядке введения временных государственных администраций на предприятиях, учреждениях и иных объектах» временные администрации по управлению имуществом юридических лиц нерезидентов, физических лиц предпринимателей нерезидентов и по управлению субъектами хозяйствования резидентами, организациями резидентами рассматриваются Правительством, а в соответствии с п. 6 данного постановления — назначаются Председателем Правительства, однако нормативный правовой акт о назначении названного комплекса временным администратором не опубликован4.
16 июня 2021 г. Глава ДНР подписал с генеральным директором Южного горно-металлургического комплекса соглашение о намерениях, предусматривающее ключевые и перспективные моменты дальнейшего взаимодействия5.
Ретроспективно рассматривая вопросы передачи частной собственности во временное управление за период существования Донецкой Народной Ре-
« 1 См.: Перечень предприятий и учреждений, на которых вводится временная администра-
| ция // Официальный сайт. Документы Правительства ДНР. URL: http://doc.dnronline.su/wp-content/ ¿3 uploads/2017/03/PerchenPrdpr_SovMin.pdf(дата обращения: 16.07.2023).
| 2 См.: Указ Главы ДНР от 4 апреля 2017 г. № 77. URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0001-77-20170404/
£ (дата обращения: 16.07.2023).
3 См.: Совместное заявление Главы ДНР Дениса Пушилина и Главы ЛНР Леонида Пасечника о переводе филиалов ЗАО «Внешторгсервис» под управление нового инвестора. URL: https://denis-pushilin.ru/news/sovmestnoe-zayavlenie-glavy-dnr-denisa-pushilina-i-glavy-lnr-leonida-pasechnika-o-perevode-filialov-zao-vneshtorgservis-pod-upravlenie-novogo-investora/ (дата обращения: 16.07.2023).
4 См.: Государственная информационная система нормативно-правовых актов Донецкой Народной Республики. URL: https://gisnpa-dnr.ru/ (дата обращения: 16.07.2023).
5 См.: ДонПресс 16.06.2022. URL: https://donpress.ru/glava-dnr-podpisal-soglashenie-s-jugmk/ 172 (дата обращения: 16.07.2023).
спублики как самостоятельного государства (2014-2022), следует обратить внимание, что изначально во временное управление передавались объекты, функционирование которых было возможно практически без финансовых вложений или с минимальными вложениями: магазины, рынки, гостиницы, автотранспортные предприятия и вокзалы, производства ликеро-водочных изделий и подсолнечного масла, агентства по оказанию ритуальных услуг и т.д.1 Для оптимизации управления предприятиями с введеными ранее временными администрациями были созданы две государственные корпорации «Донецкие Технологии» и «Аграрный Донбасс»2. Период деятельности этих корпораций не принес ожидаемого результата, а создал большое количество проблем, рассмотренных в работе Е. В. Хистевой [4].
Необходимо отметить, что временное управление имуществом (внешнее управление активами) достаточно распространено в мировой практике. Как правило, такое управление является подготовительным этапом для отчуждения собственности и служит инструментом оздоровления экономики государства. После окончания Второй мировой войны практически во всех странах-победительницах прошли процессы отчуждения собственности (национализации), принадлежащих побежденной стороне и коллаборационистам. В некоторых освобожденных от фашизма странах отчуждение собственности проводилось в связи с изменением политического курса3.
В российском законодательстве институты отчуждения собственности, внешнего управления активами достаточно полно обеспечены нормативно-правовой базой. Это прежде всего положения, содержащиеся в гл. 15 Гражданского кодекса РФ4. В ст. 235 ГК РФ определены основания, по которым прекращаются права собственности.
В условиях проведения военных действий основные цели временного управления имуществом заключаются в максимальном обеспечении его сохранности,
1 См.: Указ Главы Донецкой Народной Республики от 15 января 2018 г. № 7 «О создании Го- д сударственной корпорации по разработке и реализации современных технологий "Донецкие р Технологии"»; Указ Главы Донецкой Народной Республики от 31 мая 2019 г. № 159 «О внесении е изменений в Указ Главы Донецкой Народной Республики от 15 января 2018 г. № 7 "О создании н Государственной корпорации по разработке и реализации современных технологий "Донецкие I Технологии""»; Постановление Правительства ДНР от 5 июля 2019 г. № 51 «О реорганизации го- U сударственных и дочерних предприятий, которые входят в сферу управления Государственной Ч корпорации по разработке и реализации современных технологий "Донецкие Технологии"». К URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0030-51-20190705/; Указ Главы Донецкой Народной Республики | от 9 июля 2018 г. № 210 «О внесении изменений в Положение о государственной корпорации | "Аграрный Донбасс": утв. Указом Главы Донецкой Народной Республики от 13 марта 2018 г. М № 66 "О создании государственной корпорации "Аграрный Донбасс""». URL: https://gisnpa-dnr. | ru/npa/0001-210-20180709/; Указ Главы Донецкой Народной Республики от 6 июля 2018 г. № 209 № «О реорганизации государственных предприятий, органом управления которых является госу- ( дарственная корпорация "Аграрный Донбасс"». URL: http://npa.dnronline.su/2018-08-08/ukaz-glavy- 7 donetskoj-narodnoj-respubliki-209-ot-06-07-2018-goda-o-reorganizatsii-gosudarstvennyh-predpriyatij- ) organom-upravleniya-kotoryh-yavlyaetsya-gosudarstvennaya-korporatsiya-agrarnyj-donbass.htm (дата 2 обращения: 16.07.2023). 4
2 См.: Положения о государственных корпорациях: утв. Указом Главы Донецкой Народной Республики от 11 февраля 2019 г. № 50. URL: https://glavadnr.ru/doc/ukazy/Ukaz_N50_11022019. pdf (дата обращения: 16.07.2023).
3 См.: Законодательный портал Правительства Румынии. URL: https://legislatie.just.ro/Public/ DetaliiDocument/64?isFormaDeBaza=True&rep=True (дата обращения: 16.07.2023).
4 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994.
№ 32, ст. 3301. 173
сбережении наиболее квалифицированного персонала и поиск инвесторов. Одновременно необходимо понимать, что инвестирование возможно только после процедуры юридической очистки документов на право собственности, другими словами, инвесторы будут заинтересованы во вложениях в объекты только после надлежащего заверения их прав на собственность.
Сравнивая особенности передачи частной собственности в государственное управление во время мира и военного противостояния, мы пришли к выводу, что организация государственного управления частной собственностью во время военных действий экономически нецелесообразна, а привлечение инвестиций на подготовку предприятия к запуску без смены собственника с точки зрения инвестора непривлекательно.
Начиная с 2015 г., велась активная дискуссия о статусе брошенной на территории ДНР частной собственности, что привело к необходимости правового урегулирования этой проблемы и разработке соответствующего закона, определяющего порядок введения в хозяйственный оборот имущества частной формы собственности. Разработку такого закона было поручено государственному учреждению «Институт экономических исследований», которое в начале 2016 г. разработало проект закона «О введении имущества частной формы собственности в хозяйственный оборот» [5, с. 127].
Наиболее актуальны для современного состояния экономики ДНР гл. 4 и 6 проекта закона: «Введение имущества частной формы собственности в хозяйственный оборот в случае непредоставления согласия собственником или его отсутствия» и «Государственная поддержка деятельности субъектов хозяйство° вания, созданных на основе имущества частной формы собственности, введенно-k го в хозяйственный оборот» [6, с. 150]. Проект закона носит четко выраженную ™ практическую направленность в условиях реалий экономики ДНР и до сих пор ? актуальности своей не утратил.
| Необходимо отметить, что из п. 3 ст. 212 ГК РФ следует, что «особенности
Ц приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения,
0 пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество | в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Рос-
1 сийской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального >1 образования, могут устанавливаться лишь законом», а в соответствии с п. «о» | ст. 72 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключи-I тельном ведении Российской Федерации, то есть не может быть установлено | нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако, >§ на наш взгляд, необходимо принять федеральный специальный нормативный | правовой акт, в котором бы содержались временные положения об особенностях Л приобретения и прекращения права собственности на бесхозяйные вещи в новых ! субъектах Федерации.
§ Подводя итог, констатируем, что проблема введения имущества частной
со
формы собственности в хозяйственный оборот на территории ДНР остается нерешенной и требует своего правового решения.
На наш взгляд, существует три подхода к решению вопроса собственности на вновь присоединенных территориях:
использовать наработки Республики Крым: для решения ситуации, связанной 174 с выполнением социально-экономических задач новых субъектов РФ — Республи-
ки Крым и г. Севастополя, были приняты региональные нормативные правовые акты: Закон от 8 августа 2014 г. № 47-ЗРК «Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым»1 и Постановление Правительства г. Севастополя от 28 февраля 2015 г. № 118-пп «О некоторых вопросах национализации имущества»2;
инициировать принятие федерального законодательного акта общего характера для новых регионов РФ, на основании которого субъекты Федерации должны получить право осуществлять национализацию на своем уровне и иметь полномочия по регулированию порядка обращения в государственную собственность имущества частных лиц;
принять федеральный специальный нормативный правовой акт, в котором содержались бы временные положения об особенностях приобретения и прекращения права собственности на бесхозяйные вещи в новых субъектах Федерации.
Библиографический список
1. Калугина Н. Н. Роль собственности в механизме обеспечения экономической безопасности в трансформационный период: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Казань, 2000. 20 с.
2. Экономическая безопасность предприятия: монография / А. К. Моденов, Е. И. Белякова, М. П. Власов, Т.А. Лелявина. СПб., 2019. 550 с.
3. АндрееваГ. Н. Собственность в конституциях зарубежных стран XVIII-XX вв. М., 2009. 288 с.
4. Хистева Е. В. К вопросу создания государственного корпоративного сектора в Донецкой Народной Республике: сб. науч. работ. Сер.: Финансы, учет, аудит. 2020. № 1(17). С. 155-169.
5. Ашурков О. А., Кущ Л. И., Черкасская Н. В. Концепция проекта закона «О введении имущества частной формы собственности в хозяйственный оборот» // Вестник института экономических исследований. 2016. № 3(3). С. 127-136.
6. Ашурков О. А. Основные тенденции формирования хозяйственного законодательства Донецкой Народной Республики // Вестник института экономических исследований. 2017. № 3(7). С. 139-155.
References
1. Kalugina N. N. The Role of Property in the Mechanism of Ensuring Economic Security During the Transformation Period: extended abstract diss. ... cand. of Law. Kazan, 2000. 20 p.
2. Economic Security of an Enterprise: monograph / A. K. Modenov, E. I. Belyakova, M. P. Vla-sov, T. A. Lelyavina. St. Petersburg, 2019. 550 p.
3. Andreeva G. N. Property in the Constitutions of Foreign Countries of the 18th-20th Centuries. M., 2009. 288 p.
4. Khisteva E. V. On the Issue of Creating a State Corporate Sector in the Donetsk People's Republic // Collection of Scientific Works in the Series "Finance, Accounting, Audit". 2020. No. 1(17). Р. 155-169.
5. Ashurkov O. A., Kushch L. I., Cherkasskaya N. V. Concept of the Draft Law "On the Introduction of Private Property into Economic Circulation" // Bulletin of the Institute of Economic Research. 2016. No. 3(3). Р. 127-136.
6. Ashurkov O. A. Main Trends in the Formation of Economic Legislation of the Donetsk People's Republic // Bulletin of the Institute of Economic Research. 2017. No. 3(7). Р. 139-155.
1 См.: URL: http://crimea.gov.rU/textdoc/ru/6/act/47z.pdf (дата обращения: 16.07.2023).
2 См.: URL: https://sevzakon.ru/view/laws/bank_zakonoproektov/i_sozyv_2017/pr_zak_19_421/
(дата обращения: 16.07.2023). 175