УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10280
ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ
Юрий Александрович ВЕТРИК, студент-бакалавр 4-го курса Юридической школы Дальневосточного федерального университета E-mail: [email protected]
Егор Петрович ДЕ, студент-бакалавр 4-го курса Юридической школы Дальневосточного федерального университета E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены и выделены следующие особенности данного принципа.
Во-первых, федеративная организация государства предполагает федеративное устройство государственной власти.
Во-вторых, при самостоятельном формировании собственных государственных органов субъекты РФ в данном вопросе поставлены в определенные законом рамки.
В-третьих, структура органов субъектов РФ должна строиться по схеме федеральных органов.
В-четвертых, в федеративных государствах наряду с разделением властей по горизонтали действует разделение властей по вертикали.
Ключевые слова: разделение властей, федеративное государство, субъект РФ, система органов, органы государственной власти, ветви власти.
Annotation. The article describes and highlights the following features of this principle.
First, the Federal organization of the state implies a Federal structure of state power.
Secondly, in the independent formation of their own state bodies, the subjects of the Russian Federation in this matter are put in a certain legal framework.
Third, the structure of the constituent entities of the Russian Federation should be based on the scheme of Federal bodies.
Fourthly, in Federal States, along with the horizontal separation of powers, there is a vertical separation of powers.
Keywords: separation of powers, federal state, subject of the Russian Federation, system of bodies, government bodies, branches of government.
Принцип разделения властей реализуется в любом правовом государстве независимо от формы государственного устройства: как в унитарном, так и в федеративном. В то же время в федеративныж государствах указанный принцип имеет некоторые особенности.
Во-первых, федеративное устройство государства предопределяет федеративное устройство государственной власти, при котором реализация государственной власти осуществляется не только федеральными государственными органами, но и государственными органами субъектов Федерации1. На этом основывается организация федеративного государства.
Данная двойственность государственной власти в РФ подтверждается несколькими статьями Конституции РФ2 (5, 11, 71, 73 и т.д.).
Так, в соответствии со статьями 3 и 5 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации — это одна, цельная и единая власть, единственным источником которой является ее многонациональный народ. Следовательно, государственная власть субъектов РФ представляет собой часть единой системы государственной власти, осуществляемую народом через органы государственной власти субъектов РФ3.
Согласно ст. 10 Конституции РФ4 осуществление государственной власти в Российской Федерации происходит на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку в приведенном положении указывается государственная власть в РФ в общем, то рассматриваемый принцип действует не только на федеральном, но и на региональном уровне.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
Конституционный Суд РФ по этому поводу четко определил: «Разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах»5.
Но это не следует понимать буквально: в наибольшей степени рассматриваемый принцип необходимо реализовывать на федеральном уровне. В субъектах РФ возможны определенные отступления, которыми будут учитываться местные традиции, исторические и другие особенности конкретного субъекта РФ.
Таким образом, в федеративном государстве рассматриваемый принцип находит свое проявление как при формировании федеральных государственных органов, так и при определении системы государственных органов субъектов РФ. Помимо этого, данный принцип оказывает некоторое влияние на формирование органов власти муниципального уровня.
Во-вторых, субъекты Федерации вместе составляют единое суверенное государство. Статьями 11 и 77 Конституции РФ6 декларируется самостоятельное формирование своих органов государственной власти субъектами РФ при соблюдении одного условия: система органов государственной власти, устанавливаемая субъектом РФ, должна соответствовать основам конституционного строя РФ, а также установленным федеральным законом общим принципам организации в субъектах РФ представительных и исполнительных органов государственной власти.
В то же время Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ 7, принятым во исполнение ст. 77 Конституции РФ, устанавливаются довольно детализированные принципы организации деятельности данных органов, что существенно ограничивает субъекты РФ в самостоятельном регулировании рассматриваемых вопросов. И это продолжается уже почти двадцать лет, несмотря на то, что в ст. 77 Конституции РФ сфера регулирования названного Федерального закона сформулирована определенно — установление общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, что, как представляется, должно давать субъектам РФ куда более широкий круг возможностей в само-
стоятельном решении вопросов, связанных с организацией деятельности рассматриваемых органов.
Необходимость указанных ограничений в формировании субъектами РФ собственной системы органов государственной власти в постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П объясняется тем, что «данное правомочие не может осуществляться субъектами РФ в ущерб единству системы государственности власти в Российской Федерации (ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 77, ч. 2 ст. 78 Конституции РФ) и должно реализовываться в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами»8.
Следовательно, субъекты РФ при организации своей системы органов государственной власти должны не выходить за определенные рамки, в которые они поставлены Конституцией РФ, а также принятыми в соответствии с ней федеральными законами. Между тем данные рамки не носят статичного характера и в зависимости от ситуации могут расширяться или сужаться.
В-третьих, поскольку вышеуказанные основы организации органов государственной власти субъектов РФ устанавливаются на федеральном уровне, возникает вопрос: обязаны ли субъекты РФ следовать федеральной системе построения органов государственной власти при формировании собственной?
Конституционный Суд РФ в ряде своих решений по делам о проверке конституционности некоторых положений основных законов (конституций, уставов) субъектов РФ положениям Конституции РФ, руководствуясь конституционным принципом единства государственной власти, требует от субъектов РФ при формировании собственных моделей воспринимать федеральную схему взаимоотношений законодательной и исполнительной власти, соблюдая при этом, прежде всего, принцип разделения властей9.
В настоящее время соответствие региональной схемы организации государственной власти федеральной в значительной степени обеспечивается нормами Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, что ставит ее в зависимость от политики федерального законодателя в данной сфере.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
Так, указанный Федеральный закон в целях «обеспечения принципиального соответствия организации власти в субъекте РФ организации власти на федеральном уровне»10 11 декабря 2004 г. был изменен в части порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ.
Новый порядок предусматривал наделение гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) законодательным органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ. Следовательно, законодатель новым порядком сделал невозможным внепарламентское избрание высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а вместе с этим и применение на уровне субъекта РФ президентской модели разделения властей.
Представляется, что приведенный пример демонстрирует явное нарушение вышеназванных общих подходов и принципов формирования органов власти субъекта РФ. Но, если учитывать особые условия, сложившиеся в России к тому времени (необходимость укрепления единства страны, ее правового пространства, борьба с терроризмом и т.д.), данное решение, на наш взгляд, следует признать необходимым и оправданным. К тому же, изменениями от 2 мая 2012 г. в тот же Федеральный закон был возвращен прежний порядок: теперь высшее должностное лицо субъекта РФ вплоть до настоящего времени наделяется полномочиями путем избрания на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Таким образом, формирование структуры органов субъектов РФ предполагается на основе модели федерального уровня. Из этого, в частности, следует, что в субъекте РФ:
■ формируются собственная законодательная, исполнительная и судебная власть;
■ реализуется принцип разделения властей;
■ выстраивается соответствующая федераль-
ной модели система взаимодействия органов субъекта РФ и т.д.
При этом степень такого соответствия Конституцией РФ не устанавливается.
И наконец, в-четвертых, в федеративных государствах помимо разделения властей по горизонтали действует разделение властей по вертикали, т.е. «разграничение предметов ведения
и полномочий государственной власти между центральной властью и регионами»11. С этим вопросом связано большое количество проблем, таких, как: дублирование функций и полномочий органов государственной власти различных уровней; некоторые предметы ведения сформулированы слишком пространно, неконкретно и т.д.
1 Авакъян С.А. Конституционное право России: В 2-х т. Т. 1. М.: Юрист, 2005. С. 654.
2 Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Рос. газ. 1993. № 237.
3 Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. С. 141.
4 Рос. газ. 1993. № 237.
5 По делу о проверке конституционности ряда положении Устава (Основного закона) Алтайского края: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01. 1996 г. № 2-П // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 409.
6 Рос. газ. 1993. № 237.
7 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.101999 г. № 184-ФЗ // Рос. газ. 1999. № 206.
8 По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 г. № 13-П // Рос. газ. 2005. № 294.
9 По делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного закона Читинской области: Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.1996 г. № 3-П // Рос. газ. 1996. № 33.
10 Рос. газ. 2005. № 294.
11 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2005. С. 799.
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ // Рос. газ. 1999. № 206.
3. По делу о проверке конституционности ряда положении Устава (Основного закона) Алтайского края: Постановление Конституционно-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
го Суда РФ от 18.01.1996 г. № 2-П // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 409.
4. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 г. № 13-П // Рос. газ. 2005. № 294.
5. По делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного закона
Читинской области: Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.1996 г. № 3-П // Рос. газ. 1996. № 33.
6. Авакъян С.А. Конституционное право России: В 2-х т. Т 1. М.: Юрист, 2005. 864 с.
7. Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 608 с.
8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2005. 896 с.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Актуальные проблемы административного права и процесса
Актуальные проблемы административного права и процесса.
3-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. 480 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. О.В. Химичевой, О.В. Мичуриной
978-5-238-03171-2
Рассмотрен комплекс вопросов административного права и административной деятельности органов власти и управления: общетеоретические аспекты административного права, проблемы управленческого права, административной ответственности и административного процесса, проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, налогов, финансов, банковской деятельности. Раскрыты вопросы обеспечения законности в сфере административной деятельности органов государственной власти и управления, некоторые средства обеспечения законности.
Для подготовки магистров юриспруденции, аспирантов, специалистов по программам Правовое обеспечение национальной безопасности и Правоохранительная деятельность. Может быть полезен научно-педагогическим работникам, занимающимся проблемами административного права и административного процесса.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019