Е.В. Комбарова
ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В КОНСТИТУЦИОННОМ МЕХАНИЗМЕ ВЛАСТИ РОССИИ
Статья посвящена конституционному принципу разделения властей, вопросам организации органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Ключевые слова: Конституция РФ, разделение властей, органы государственной власти, организация, функционирование.
E.V. Kombarova
THE PRINCIPLE OF THE SEPARATION OF POWERS IN THE CONSTITUTIONAL MECHANISM OF GOVERNANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article is devoted to the consideration of the constitutional principle of the separation of powers, organization of public authority bodies in the Russian Federation, public authorities of the subjects of the Russian Federation and municipal bodies.
Key words: Constitution of the Russian Federation, principle of the separation of powers, public authorities, organization, functioning.
Проблема власти - наиболее острая для любого современного государства, т.к. затрагивает фундаментальные основы жизнедеятельности общества. Несомненно, принцип разделения властей должен стать главным в построении конституционной системы органов государственной власти. Основным функциям государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной — должны корреспондировать соответствующие органы государства. Принцип разделения властей имеет особенно определяющее значение, предусматривает формирование системы «сдержек и противовесов», устанавливает компетенцию органов триады власти и препятствует такому истолкованию полномочий того или иного органа государственной власти, которое может привести к утверждению самостоятельного характера одной из ветвей единой государственной власти. Исходя из классической теории разделения властей, каждая ветвь власти является самостоятельной и обособленной и вместе с тем наделенной правами взаимного контроля. Иногда произвольно расширяют число властей, поскольку классическая триада власти как бы не соответствует политической реальности. Выделяют, к примеру, президентскую, избирательную, контрольную, учредительную, прокурорскую, партийную, информационную или иную власть. Однако это невозможно, поскольку приведет к дроблению власти в государстве и произойдет отождествление ветвей государственной власти с конкретными функциями государственных органов.
Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Основного Закона России, относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства и служит одной из основ конституционного строя. Его смысл заключается в избежании неограниченности, диктатуры одного лица или группы лиц, в построении системы «сдержек и противовесов» против возможного возвышения
© Комбарова Елена Валерьевна, 2014
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственной юридическая академия); e-mail: [email protected]
Е.В. Комбарова
• Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России
одной власти над другими и тем самым должен гарантировать соблюдение демократических начал в управлении обществом. Верно утверждение В.Т. Кабышева о том, что конституционный механизм власти должен полностью исключать произвол тирании, безграничное всевластие бюрократии, возможность возрождения любого культа. Власть в демократическом, правовом государстве и гражданском обществе должна быть служанкой общества, а не господином1.
Принцип разделения властей не означает застывшее состояние выделенных ветвей власти, а предполагает динамичный процесс их постоянного взаимодействия, согласованного функционирования, совместного поиска наиболее оптимальных решений вопросов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации с помощью специальных правовых процедур, установление и развитие которых он обусловливает. Конечно, у каждой власти есть свое место и назначение. Однако в их расстановке могут быть субъективные подходы, в значительной мере предопределенные характером и традициями государственного строя. Споры по вопросу о том, какая из властей является главной, первенствующей, важнейшей, очевидно, нескончаемы.
Внедрение принципа разделения властей в ткань законодательного регулирования происходило в непростых политических условиях. Противоречия между представительными и исполнительно-распорядительными органами власти как на федеральном уровне, так и в регионах, разногласия внутри депутатского корпуса создали предпосылки для размежевания государственной власти.
Однако после вынесения ряда решений Конституционного Суда РФ2 и принятия соответствующей законодательной базы было установлено, что принцип разделения властей предполагает систему правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая ш исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает само- н стоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно — их взаимо- С
а
действие, обеспечивает взаимный баланс ветвей власти, исключает возможности т
о
какой-либо из них подчинить себе другие ветви. Каждая власть формируется как к
о
самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению или ограничению о' деятельности другой допускаются, но только при условии баланса таких полно- | мочий, гарантируемых на основе законодательных решений. Конституционный в Суд РФ одновременно подчеркнул стабилизирующую и рационализирующую роль нн
О
данного принципа. Разделение властей обязательно не только для федерального Ю уровня, но и для организации государственной власти в субъектах Федерации. и
Конституционная практика современной России свидетельствует о том, что с
к
система федеральных органов государственной власти, не являясь совершен- а ной, сложилась и функционирует на основе системообразующего принципа д
е
разделения властей, но имеется и в самой Конституции РФ ряд противоречий. | Так, Основной Закон устанавливает, что «государственную власть в Российской № Федерации осуществляют... Федеральное собрание (Совет Федерации и Государ- 9 ственная Дума). ». В ст. 10 закреплено: «Органы законодательной, исполнительной ^ и судебной власти самостоятельны». Статья 94 устанавливает, что «Федеральное 4 Собрание парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти». Из этого следует, что в законодательном органе государственной власти РФ присутствует исполнительный орган - представитель субъекта РФ, наделенный полномочиями вновь избранным 99
высшим должностным лицом субъекта Федерации. Нельзя не отметить важную роль в конституционном механизме власти России, которую занимает глава государства. Конституционно-правовой статус Президента предопределяет объем полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, его эффективного функционирования в условиях разделения на законодательную, исполнительную, судебную власти. Он не входит прямо ни в одну из ветвей государственной власти, сохраняя юридическую дистанцию от всей триады власти, глава государства в определенной мере управляет, нормотворчествует, разрешает разногласия. Президент обеспечивает положение, при котором все органы государственной власти осуществляют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции; выполняет функцию своеобразного арбитра в координации взаимодействия трех ветвей власти. Строго говоря, это противоречит современным представлениям о свободной демократии, но в условиях слабости политических институтов, их персонифицированности с конкретными личностями, слабости судебной системы координирующая роль главы государства является оправданной. В то же время Президент не несет ни перед кем и никакой конституционно-правовой ответственности, что не естественно для демократического государства. Об этом было сказано и С.А. Авакьяном на встрече Президента с заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин3.
Необходимо также отметить, что отдельные органы государственной власти регионов еще не сформировались окончательно, пребывают в перманентной стадии становления, а указанный принцип на местах нередко деформируется и формализуется. Принцип разделения властей влияет как на органы местного самоуправле-* ния, так и на их взаимодействие с органами государственной власти, несмотря на то, ? что в систему органов государственной власти РФ органы местного самоуправления а. не входят, но являются неотъемлемой частью государственного механизма России.
Система органов государственной власти субъектов Федерации, реализуя систему I сдержек и противовесов, должна учитывать формы взаимодействия региональных
1 органов государственной власти и органов местного самоуправления.
го
| По истечении 20 лет российская конституционная практика показала, что
| состояние принципа разделения властей зависит от многих факторов: степени
| централизации (децентрализации) государства, способа организации системы
2 органов государственной власти России и ее субъектов, специфики субъекта о Федерации. Современная организация государственной власти в России имеет « ряд принципиальных недостатков, требующих своевременного устранения. | Так, регионы, добровольно отказываясь от полномочий, предоставляемых фе-
0 деральным конституционным законом, позволяющим им иметь полноценную
1 конституционно-уставную систему органов государственной власти в соответствии
0
° с основами конституционного строя Российской Федерации, порождают тенден-
го
цию к ущемлению судебной власти в подавляющем числе регионов, не реализуют
1 в полной мере принцип разделения властей, ограничивают свои возможности | самостоятельно разрешать правовые коллизии и разногласия на региональном и
местном уровнях публичной власти. Вместо этого в таких субъектах граждане и их объединения, органы государственной и местной властей за разрешением споров, подведомственных конституционным (уставным) судам, будут обращаться к разным политическим силам, нагнетая тем самым социально-политическую ситуацию в обществе, или в федеральные органы власти, в т.ч. в Конституционный Суд РФ,
100
значительно увеличивая объем их работы4. При этом отсутствие возможности на
П.Ю. Нечаев • К вопросу о принципах представительного правления
месте устранять все противоречия и пробелы в издаваемых субъектом законах и нормативных правовых актах и необходимость в каждом случае обращаться в федеральные органы власти за проверкой их законности будет в конечном итоге способствовать формированию отрицательного имиджа субъекта Федерации.
Разделение властей — один из основных принципов политической организации общества, который закреплен в основных законах всех современных государств. Фундаментальный смысл данной политической концепции —предотвратить или свести до минимума возможность злоупотребления властью — путем ее сосредоточения в одних руках. Ни одна ветвь государственной власти не может доминировать в правовом государстве. Государственная власть едина по своему источнику, но разделена по властным функциям. Реализация данного принципа служит укреплению государственного аппарата в целом, а также расширяет эффективность деятельности каждого органа государственной власти в отдельности; направлена на повышение профессионализма и ответственности государственных и муниципальных служащих всех уровней и ветвей власти, а также обусловлена объективной необходимостью организации взвешенного и эффективного конституционного механизма власти в Российской Федерации. Однако два десятилетия — достаточно короткий срок для полномасштабного становления властного института в государственно-правовой системе, но можно с полным основанием утверждать, что конституционный принцип разделения властей, определяющий организацию государственной власти, последующая реализация которого будет способствовать дальнейшему строительству демократического федеративного правового государства, доказал свою универсальность.
1 См.: Кабышев В.Т. Конституционная система власти в современной России // Вестник Саратовской государственной академии права. 1998. № 3. С. 4.
2 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 4, ст. 409; Постановление Конституционного Суда РФ от 29 мая 1998 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми"»// Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 23, ст. 2626.
3 См.: Встреча с заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин. Московская область. Ново-Огарево. 7 ноября 2013 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: Ы^р://президент.рф/ новости/19579 (дата обращения: 11.11.2013).
4 См.: Цалиев А., Качмазов О. Противоречия и пробелы в федеральном законодательстве тормозят дальнейшее развитие органов конституционного правосудия // Российская юстиция. 2007. № 11. С. 2-4.
П.Ю. Нечаев
К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ПРАВЛЕНИЯ
В статье исследуются четыре принципа представительного правления: назначение правящего меньшинства путем выборов через регулярные промежутки времени, независимость представителей в принятии политических решений, свобода общественного мнения и обсуждение государственных решений. Анализируются закрепление и реализация этих принципов в Российской Федерации.
Ключевые слова: народовластие, представительное правление, принцип, периодичность выборов, свободный мандат, императивный мандат, свобода общественного мнения, обсуждение государственных решений.
© Нечаев Павел Юрьевич, 2014
Аспирант кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: nechaevsar@gmaNxom 101