Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ КАК МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ КАК МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ / ТРУДОВОЙ КОДЕКС / ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА) / ДИСКВАЛИФИЦИРУЕМОЕ ЛИЦО / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ / СУДЕБНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грекулов Алексей Викторович

В статье рассматривается такая мера административного наказания, как дисквалификация. Выделяются её специфические обстоятельства применения и правила исполнения. Подвергается анализу наличие признака специального субъекта у дисквалифицируемого лица, особенности данного статуса. Исследуется порядок расторжения трудового договора (служебного контракта) с юридическим лицом, в отношении которого применяется дисквалификация. Выдвигаются предложения по совершенствованию исследуемой меры наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE APPLICATION OF DISQUALIFICATION BY THE COURTS AS A MEASURE OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

Тhe publication considers such a measure of administrative punishment as disqualification. Its specific circumstances of application and rules of execution are highlighted. The presence of a sign of a special subject in a disqualified person, the features of this status are analyzed. The procedure for terminating an employment contract (service contract) with a legal entity in respect of which disqualification is applied is being investigated. Proposals are made to improve the studied punishment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ КАК МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ»

УДК 34

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ КАК МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Грекулов Алексей Викторович

Магистр, Московский финансово - юридический университет

grekulovan@yandex. ru

В статье рассматривается такая мера административного наказания, как дисквалификация. Выделяются её специфические обстоятельства применения и правила исполнения. Подвергается анализу наличие признака специального субъекта у дисквалифицируемого лица, особенности данного статуса. Исследуется порядок расторжения трудового договора (служебного контракта) с юридическим лицом, в отношении которого применяется дисквалификация. Выдвигаются предложения по совершенствованию исследуемой меры наказания.

Ключевые слова: дисквалификация; административная мера наказания; специальный субъект; трудовой договор; служебный контракт; трудовой кодекс; порядок расторжения трудового договора (служебного контракта); дисквалифицируемое лицо; административный штраф; судебное постановление.

FEATURES OF THE APPLICATION OF DISQUALIFICATION BY THE COURTS AS A MEASURE OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

Grekulov Alexey Viktorovich

Master's degree, Moscow University of Finance and Law

grekulovan@yandex.ru

The publication considers such a measure of administrative punishment as disqualification. Its specific circumstances of application and rules of execution are highlighted. The presence of a sign of a special subject in a disqualified person, the features of this status are analyzed. The procedure for terminating an employment contract (service contract) with a legal entity in respect of which disqualification is applied is being investigated. Proposals are made to improve the studied punishment.

Keywords: disqualification; administrative punishment; special subject; labor contract; service contract; labor Code; the procedure for terminating an employment contract (service contract); disqualified person; administrative penalty; court order.

Несколько лет назад КоАП РФ ввел такой вид административного наказания, как дисквалификация. Дисквалификация - это основное административное наказание, назначающееся только судом.

Данная мера административного наказания имеет специфические особенности, а именно: наличие признака специального субъекта. Если получается, что на день вынесения постановления по делу об административном нарушении, лицо, в отношении которого применяется

административное наказание, уже утратило статус специального субъекта, то назначить

дисквалификацию этому физическому лицу невозможно [5].

Это особенно актуально для лиц, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица. Формально их должностное положение возможно изменить в течение короткого промежутка времени. Данный факт уже не позволит привлечь таких лиц к такой мере административной ответственности, как дисквалификация. При этом, возвратить прежний должностной статус лицам после вынесения административного постановления возможно без ограничений. В

связи с этим, оказывается вполне реальным уклонение от назначения административного наказания в виде дисквалификации [4].

Проанализируем правила исполнения дисквалификации. Так, статья 32.11 КоАП РФ [1] подразумевает исключительно

добровольный способ исполнения

дисквалификации. В то же время пункт 8 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации [2] предусматривает, что дисквалификация выступает таким обстоятельством, которое не зависит от воли сторон, что исключает возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Однако необходимо обратить внимание на существенные обстоятельства.

Во-первых, как мы упомянули ранее, дисквалификация предполагает добровольное исполнение, что входит в противоречие с трудовым и служебным законодательством, так как подводит к выводу о том, что трудовой договор вынужден прекратиться по инициативе работника, но не в связи с применением дисквалификации как таковой.

Во-вторых, правила порядка прекращения трудового договора или служебного контракта по тем обстоятельствам, которые не зависят от воли сторон, законом не определяется. И кроме того, не устанавливается срок прекращения трудового договора по этому основанию. Известно, что расторжение трудового договора оформляется приказом работодателя, а прекращение служебного контракта и увольнение с гражданской службы оформляется правовым актом (ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2]).

Более того, ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации [2], в которой указывается, что прекращение трудового договора оформляется распоряжением работодателя, в буквальном смысле не может быть использована к множеству случаев увольнения руководителя организации. Очевидно, что дисквалифицированный руководитель юридического лица не может сам в отношении себя самого издать такой приказ, так как он не имеет права действовать со стороны работодателя в отношении лично себя.

Связано это с тем, что ограничение или прекращение полномочий руководителя относится федеральным законом и учредительными документами к компетенции одного из органов управления юридического лица, а именно: общему собранию участников (акционеров) или совета директоров (наблюдательного совета).

Так как эти органы управления являются коллегиальными, их деятельность регламентируется законодательством, уставом и внутренними документами хозяйственных

обществ. Из-за чего принятие решений ими производится с соблюдением установленных сроков и процедур. А это означает, что прекратить трудовые отношения с дисквалифицированным лицом по сути дела означает значительную (более двух месяцев) отсрочку исполнения постановления о назначении дисквалификации. [3].

В-третьих, поручение вопроса о досрочном прекращении полномочий руководителя к компетенции коллегиальных органов управления юридического лица может означать безответственность данных органов управления в случае непринятия ими решения о прекращении полномочий

дисквалифицированного руководителя.

Подводя итог, отметим, что дисквалифицированное лицо зачастую обладает должностным положением, которого достаточно для противодействия исполнению данного вида административного наказания. При том, что в действующем законодательстве не предусмотрен эффективный механизм понуждения к его исполнению. По смыслу действующего законодательства за нарушение процессуальных норм законодательства об административных правонарушениях

предусматривается исключительно

административная ответственность. Отметим, что судебных последствий при расторжении трудового контракта закон не предусматривает.

Таким образом, все перечисленное оставляет открытым вопрос об исполнении дисквалификации, так как в условиях рыночной экономики и плюрализма форм собственности действительно сложно предусмотреть принудительный механизм исполнения дисквалификации, равный для всех физических лиц.

Наиболее приемлемым выходом из сложившейся ситуации является ужесточение административной ответственности за неисполнение в добровольном порядке дисквалификации самим физическим лицом, которому назначен данный вид административного наказания.

Согласно ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ [1] заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, равно как и неприменение последствий прекращения его действия непременно влечёт за собой наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей. Такую же санкцию необходимо ввести и для самих дисквалифицированных лиц, которые осуществляют запрещённую им деятельность в нарушение постановления суда.

Также во избежание уклонения от соразмерного административного наказания следовало бы исключить ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ [1], которая допускает назначение

административного наказания в виде субъектам, расширив тем самым действие этой

дисквалификации только специальным статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.01.2022) // Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3

3. Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть / А.Б. Агапов. М.: Юрайт, 2019. - с. 199

4. Панкова О.В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: Научно-практическое пособие / О.В. Панкова / под ред. заслуженного юриста РФ, к.ю.н., доцента О.А. Егоровой. - М.: Статут, 2014. - с. 209].

5. Стремоухов А. А. Особенности специального субъекта права // Правоведение. - 2004. - № 3. - С. 139.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.