Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕСЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ '

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕСЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правонарушение / административное принуждение / административное пресечение / физическая сила / специальные средства / огнестрельное оружие / правоохранительные органы / полиция / offense / administrative coercion / administrative suppression / physical force / special means / firearms / law enforcement agencies / police

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Догузова Оксана Руслановна

В статье рассматриваются проблемы эффективного и грамотного применения сотрудниками полиции специальных мер административного принуждения в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе, возможностью использования физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки всегда возникающей в экстремальной ситуации в ходе решения оперативно-служебных задач. В статье анализируются причинно-следственные связи, указывающие на истоки возникновения проблемы, которые начинаются от незнания нормативно правовых основ сотрудниками полиции и низкого уровня как профессиональной, так и физической подготовки, до страха перед дальнейшими последствиями от неправомерного применения мер специального воздействия. Представленный в статье анализ факторов, способствующих быстрому, качественному и законному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции свидетельствует о необходимости разработке комплексного подхода в обучении сотрудников полиции с использованием эффективных методов и средств совершенствования профессиональной и физической подготовки и отработки действий с элементами неожиданности в экстремальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Догузова Оксана Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of the use of special measures of administrative coercion by law enforcement officers in the process of preventing administrative offenses

The article addresses the problems of effective and competent use by police officers of special measures of administrative coercion in accordance with the norms of the current legislation, including the possibility of using physical force, special means and firearms in conditions of high psychoemotional burden always arising in an extreme situation in the course of solving operational and service tasks. The article analyzes causal relationships that indicate the origins of the problem, which begin from ignorance of the regulatory framework by police officers and a low level of both professional and physical training, to fear of further consequences from the misuse of special measures. The analysis of factors contributing to the rapid, high-quality and legitimate use of physical force, special means and firearms by police officers, presented in the article, indicates the need to develop an integrated approach to training police officers using effective methods and means to improve professional and physical training and practice actions with elements of surprise in extreme conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕСЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_188 УДК 342.9

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕСЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Specifics of the use of special measures of administrative coercion by law enforcement officers in the process of preventing administrative offenses ДОГУЗОВА Оксана Руслановна,

старший преподаватель кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет». 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Doguzova Oksana Ruslanovna,

Senior Lecturer, Department of Constitutional and Administrative Law of the Gorsky State Agrarian University. 37 Kirova str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362040. E-mail: mirag.8184@ya.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются проблемы эффективного и грамотного применения сотрудниками полиции специальных мер административного принуждения в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе, возможностью использования физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки всегда возникающей в экстремальной ситуации в ходе решения оперативно-служебных задач. В статье анализируются причинно-следственные связи, указывающие на истоки возникновения проблемы, которые начинаются от незнания нормативно - правовых основ сотрудниками полиции и низкого уровня как профессиональной, так и физической подготовки, до страха перед дальнейшими последствиями от неправомерного применения мер специального воздействия. Представленный в статье анализ факторов, способствующих быстрому, качественному и законному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции свидетельствует о необходимости разработке комплексного подхода в обучении сотрудников полиции с использованием эффективных методов и средств совершенствования профессиональной и физической подготовки и отработки действий с элементами неожиданности в экстремальных условиях.

Abstract. The article addresses the problems of effective and competent use by police officers of special measures of administrative coercion in accordance with the norms of the current legislation, including the possibility of using physical force, special means and firearms in conditions of high psycho-emotional burden always arising in an extreme situation in the course of solving operational and service tasks. The article analyzes causal relationships that indicate the origins of the problem, which begin from ignorance of the regulatory framework by police officers and a low level of both professional and physical training, to fear of further consequences from the misuse of special measures. The analysis of factors contributing to the rapid, high-quality and legitimate use of physical force, special means and firearms by police officers, presented in the article, indicates the need to develop an integrated approach to training police officers using effective methods and means to improve professional and physical training and practice actions with elements of surprise in extreme conditions.

Ключевые слова: правонарушение, административное принуждение, административное пресечение, физическая сила, специальные средства, огнестрельное оружие, правоохранительные органы, полиция.

Keywords: offense, administrative coercion, administrative suppression, physical force, special means, firearms, law enforcement agencies, police.

Для цитирования: Догузова О.Р. Особенности применения специальных мер административного принуждения сотрудниками правоохранительных органов в процессе пресечения административных правонарушений // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 188-191. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_188.

For citation: Doguzova O.R. Specifics of the use of special measures of administrative coercion by law enforcement officers in the process of preventing administrative offenses //Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 188-191. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_188.

Статья поступила в редакцию: 16.08.2023

Каждое совершенное правонарушение необходимо рассматривать как угрозу существующим общественным правоотношениям, в отношении которых предусматривается государственная охрана и защита, для реализации которой применяются различные средства и методы, предусмотренные законодательством. В числе наиболее оптимальных способов защиты общественных правоотношений следует назвать меры государственного принуждения, нацеленные на то, чтобы прекратить правонарушение. Эти меры называются мерами пресечения.

Значительная роль в системе органов государственного управления по реализации мер государственного принуждения отводится правоохранительным органам. Это обусловлено их главной задачей: обеспечить общественную безопасность, в т.ч. посредством оперативного реагирования на установленные противоправные действия, и пресечь эти действия [1, с. 168]. Для того чтобы представители правоохранительных органов в ходе решения служебных задач могли осуществлять свои основные функции - поддерживать общественный порядок и обеспечивать безопасность в обществе, защищать здоровье, жизнь, права и свободы населения, им предоставлено право использовать физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Наряду с этим, это право, предоставленное сотрудникам правоохранительных органов на законодательном уровне, является весьма многоаспектным. Так, с одной стороны, оно может рассматриваться как попытка законодателя ограничить права человека, закрепленные на конституционном уровне. С другой же стороны, это право представляет собой эффективный инструмент защиты населения, интересы которого могут быть нарушены [2, с. 23].

Однако решая задачи, поставленные перед правоохранительными структурами государством, сотрудникам полиции зачастую приходится прибегать к использованию огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, что напрямую касается предусмотренных Конституцией прав и свобод граждан РФ. В связи с этим, некоторые представители правоохранительных структур боятся использовать специальные меры пресечения, поскольку опасаются, что надзорные органы негативно оценят этот факт. Это небезосновательно, поскольку даже за использование средств, ограничивающих подвижность человека, сотрудник полиции может понести уголовную ответственность [3, с. 231].

Необходимо отметить, что рассматриваемая проблема стоит весьма остро, поскольку в отдельных случаях применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, представляет собой единственную возможность защитить подлежащие законодательной

охране права и свободы. В связи с этим, право сотрудников правоохранительных структур применять специальные меры пресечения в процессе задержания нарушителей позволяет предотвратить совершение правонарушений впоследствии. При этом применение сотрудниками правоохранительных органов физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, представляет собой определенную проблему. Она связана с тем, что, даже, несмотря на то, что законодательство предусматривает границы использования данного права, это не является гарантией правовой защиты и безопасности представителей правоохранительных структур, применяющих его. Принимая во внимание, что нарушители, как правило, бывают настроены весьма агрессивно по отношению к сотрудникам правоохранительных органов, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, осложняется определенными факторами. За счет этого применение сотрудниками полиции специальных мер пресечения имеет ряд специфических особенностей.

Так, в соответствии со статьей 20 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О полиции», у полицейского есть право на применение физической силы, в т.ч. боевых приемов борьбы в случаях, когда использование несиловых приемов не позволяет осуществить служебные полномочия [4]. Однако, такая проблема, как применение физической силы полицейскими при выполнении своих служебных полномочий в отношении нарушителей, стоит достаточно остро, так как им приходится осуществлять насильственные действия в случае, если асоциальные элементы не хотят выполнять их правомерные требования. При этом, от того, насколько подготовленным является полицейский, будут зависеть действенность применяемых мер насильственного характера. Так как жизнь полицейских чаще, чем жизнь обычных людей, подвергается опасности, законодатель дает им право применять физическую силу в процессе реализации служебных полномочий в сфере поддержания и охраны общественного порядка, при противодействии преступности и обеспечении общественной безопасности.

Если рассматривать дефиницию физической силы, то законодатель не приводит точного понятия этому определению, в результате чего в функционировании правоохранительных структур появляется некоторая неясность. При этом в большинстве своем полицейские говорят о возможности применения физической силы исключительно как о возможности применять боевые приемы в практической деятельности. Однако необходимо подчеркнуть, что физическую силу следует рассматривать как всякое применение воздействия, то есть даже простое прикосновение может быть расценено в качестве воздействия. Из этого следует, что основное положение, на котором должен основываться сотрудник правоохранительных органов, принимая решение о том, чтобы применить физическую силу в отношении нарушителя, и определяя меру физического воздействия, - это законодательно закрепленное требование о том, что полицейский обязан свести к минимуму последствия, которые могут быть причинены его действиями. При этом полицейский должен руководствоваться такими принципами, как целесообразность, правомерность и допустимость осуществляемых действий.

Необходимо отметить, что оценка законности действий полицейских позволяет квалифицировать как эти действия, так и поведение субъектов, по отношению к которым применялись рассматриваемые принудительные меры. Поэтому, стоит согласиться с мнением Е.Н. Карабановой, отмечающей, что, квалифицируя такие факты, очень важно установить два наиболее важных фактора: имелись ли у полицейского основания для того, чтобы применить физическую силу, и если имелись, то соблюдал ли он законодательно закрепленные рамки этого насилия [5, с. 51].

Стоит обратить внимание на тот факт, что в ходе осуществления служебных полномочий, полицейские иногда наносят ранения и увечья разной степени тяжести нарушителям. В связи с этим, одна из наиболее важных задач, стоящих перед сотрудниками правоохранительных органов, заключается в том, чтобы осознавать ответственность, возложенную на них, поскольку содеянное ими может впоследствии быть рассмотрено как преступление, за которое они понесут уголовную ответственность [6, с. 164]. При этом в зависимости от степени тяжести деяния и сопротивления, которое оказывает нарушитель, полицейский имеет право на применение мер непосредственного принуждения, рамки которого закрепляются на законодательном уровне. Поэтому, если полицейский не соблюдает установленные границы, это может привести к наступлению негативных юридических последствий. В соответствии с этим полицейскому в каждом отдельном случае необходимо пытаться свести к минимуму потенциальный вред или не причинять его в принципе.

При реализации служебных полномочий (задержать нарушителя, обеспечить свою безопасность и безопасность общества), а также в чрезвычайных обстоятельствах полицейскому необходимо бывает успеть быстро принять верное решение в экстремальной ситуации. В связи с этим в учебном процессе следует предусмотреть специальную подготовку и при этом усложнить специфику действий, которые должны характеризоваться целенаправленностью и комплексностью. С этой целью следует необходимо ввести в процесс обучения элементы неожиданности. Однозначно, в экстремальных обстоятельствах очень важными для полицейского становятся тактическая подготовка, наличие способности быстро и эффективно решать задачи и принимать решения, придерживаться правильной модели поведения и взаимодействия с нарушителем, и выбирать правильный алгоритм действий. Кроме того, чтобы работа полицейского была высокоэффективной, и при этом он мог справиться со сложностями психологического характера, возникающими при осуществлении служебных полномочий, ему необходимо быть смелым и внимательным, психологически устойчивым, уметь контролировать свои эмоции.

Так, в соответствии со статьей 18 ФЗ «О полиции», у полицейского есть право применять специальные средства непосредственно или находясь в составе групп. Случаи и порядок их применения закрепляет федеральное конституционное законодательство, названный Федеральный закон и иные федеральные законы. При этом, специальные средства представлены находящимися на вооружении полицейских веществами, предметами и животными, которые могут быть использованы сотрудниками правоохранительных органов в ситуациях, установленных в законодательстве РФ. Все специальные средства, которые находятся на вооружении полицейских, составляют единый перечень, который утверждает Правительство РФ согласно Федеральному закону РФ от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (глава 5 статьи 18). В указанном перечне устанавливается комплекс определенных моделей средств, которые могут использоваться полицейскими, реализуя свои служебные полномочия. В ФЗ

«О полиции» закрепляется 14 основных разновидностей специальных средств. Кроме того, данный закон предусматривает круг ограничений и запретов в отношении использования полицейскими специальных средств. В частности, на основании пункта 2 статьи 21 ФЗ «О полиции», у полицейского есть право на использование строго определенного спектра специальных средств. Круг основных ограничений и запретов в сфере использования специальных средств полицейскими приводится в статье 22 названного ФЗ «О полиции».

В связи с этим полицейский должен быть настоящим профессионалом, способным контролировать себя и при этом действовать четко и решительно. Необходимо, чтобы в сложной ситуации полицейский был способен мгновенно принять верное решение, независимо от обстоятельств. Однако полицейские зачастую сталкиваются с многочисленными проблемами при использовании специальных средств. Безусловно, все эти проблемы следует решать на законодательном уровне. Прежде всего, речь идет о слабой профессиональной подготовке полицейских при осуществлении им своих служебных полномочий. Кроме того, нередко полицейские не соблюдают меры личной безопасности. В экстремальных обстоятельствах некоторые полицейские не знают, что им предпринимать, не умеют использовать тактику специальной подготовки. В результате жизнь полицейского подвергается риску. Это связано, в том числе и с его психоэмоциональным настроем. Зачастую полицейские испытывают чувство страха и тревоги, а значит, их действия перестают быть отточенными, целенаправленными и эффективными. Если полицейский недостаточно внимателен и осторожен и поэтому допускает в своих действиях ошибку, могут наступить негативные последствия как для него самого, так и для общества. Именно поэтому иногда и полицейские, и мирные граждане погибают или получают ранения и увечья в экстремальных ситуациях. Вследствие этого, полицейским следует отрабатывать и доводить до автоматизма схему действий в тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, оттачивать приемы борьбы, уметь пользоваться огнестрельным оружием и специальными средствами. Более того, необходимо поддерживать высокий уровень навыков, которые полицейские получают, проходя профессиональную подготовку [7, с. 200].

Так, в правоприменительной практике актуальными являются проблемы уголовно-правовой квалификации незаконного использования специальных средств полицейскими. К примеру, в первую очередь нужно установить, использовал ли полицейский специальные средства, реализуя свои служебные полномочия, или нет. При этом каждому полицейскому следует осознавать, что каждый раз, когда они используют специальные средства по отношению к гражданам, даже если они в точности соблюдают требования, предусмотренные статьями 18, 19, 21, 22, 23 ФЗ «О полиции», совершаемые ими действия могут формировать состав преступлений, закрепленных в ст. 108 УК РФ «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление» или 114 УК РФ «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление».

Наряду с этим, если происходит задержание правонарушителя, которым было совершено административно-правовое нарушение и при этом полицейский при использовании специальных средств наносит ущерб здоровью нарушителя, его действия могут подлежать квалификации по той или иной статье УК РФ. Однако если полицейский использовал специальные средства, осуществляя свои служебные полномочия, и при этом им были соблюдены соответствующие требования российского законодательства (УК РФ, ФЗ «О полиции» и др.), то он не понесет уголовную ответственность. Если же, совершая указанные действия, полицейский нарушил действующее законодательство, он может понести уголовную ответственность. При этом в каждом случае, не подразумевающем реализацию служебных функций, если действия полицейского не включали признаки необходимой обороны или крайней необходимости, он понесет уголовную ответственность в объеме, зависящем от того, какой тяжести вред был нанесен его действиями (ст. 105, 111, 112, 115, 116 УК РФ) [8, с. 89]. В этой связи, использование оружия полицейскими в отдельных ситуациях представляет собой единственную возможность защитить подлежащие законодательной защите права и свободы.

Следует отметить, что использование огнестрельного оружия представляет собой самую существенную административную меру пресечения, результатом применения которой, как правило, становятся существенные телесные повреждения, а иногда даже гибель нарушителя. Поэтому, для того чтобы представитель полиции мог применять такую меру административного пресечения, как использование огнестрельного оружия, необходимо, чтобы он действовал рассудительно, четко, ответственно и крайне внимательно. Так, на сегодняшний день представители полиции нередко ошибаются, применяя огнестрельное оружие. В отдельных случаях, напротив, они принимают решение не применять эту меру пресечения из страха ошибиться. Согласно заключению Департамента государственной службы и кадров МВД России, изучившего ситуацию в данной сфере, подготовка полицейских находится не на должном уровне, а значит, не соответствует комплексу требований, предъявляемых в отношении навыков владения служебным оружием. В результате они зачастую неправомерно применяют силу, что не позволяет им выполнить свои функции по общественной и личной защите [9, с. 84].

Используя огнестрельное оружие, представители полиции основываются на ФЗ от 7 февраля 2011 года №3 ФЗ «О полиции», где приводится исчерпывающий перечень ситуаций, в которых допускается применение огнестрельного оружия. В частности, речь идет о ситуациях, не терпящих промедления, так как несвоевременное реагирование может стать причиной тяжелых последствий. Так, если полицейский оказался в обстоятельствах, представляющих угрозу его жизни и здоровью, а равно жизни и здоровью окружающих людей, ему перед использован ием огнестрельного оружия необходимо дать трезвую оценку происходящему и выстроить тактику предпринимаемых им действий. Если же ситуация стала неконтролируемой и при этом полицейский не может использовать огнестрельное оружие, он должен незамедлительно, в течение 5-10 секунд, понять, какие действия ему нужно предпринять, чтобы свести к минимуму потенциальный вред от неправомерных действий нарушителя. Конечно, он должен моментально оценить имеющиеся возможности и сопоставить ранения, которые он может нанести преступнику, с общественной опасностью осуществляемого им деяния. Отмеченное условие позволит полицейскому спрогнозировать последствия собственных действий. После оценки ситуации полицейскому следует принять решение о применении или неприменении огнестрельного оружия. Однако

нельзя не отметить, что этот шаг играет огромную роль, поскольку даже одно неверное решение может отрицательно сказаться на последующем развитии ситуацию ситуации. В связи с чем, необходимо подчеркнуть, что такое решение полицейскому следует принять сразу же после того, как им была установлена угроза, исходящая от правонарушителя [10, с. 198].

В связи с имеющейся судебной практикой в сфере использования огнестрельного оружия полицейские стараются применять его лишь в исключительных случаях, поскольку это способно привести к серьезным и даже трагическим последствиям как для пострадавших, так и для самих полицейских. На основании вышеперечисленных данных стоит подвести итог, что применение оружия в большей степени приходится в экстремальной ситуации.

Среди предложений по решению проблем, связанных с применением специальных мер административного принуждения сотрудниками правоохранительных органов в процессе пресечения административных правонарушений, можно назвать следующее:

1. Сформировать новые рекомендации и усовершенствовать уже имеющиеся требования, а также разработать четко прописанные процедуры для различных ситуаций, позволяющие сотрудникам правоохранительных органов эффективно реализовывать свои физические способности и при этом оперативно принимать правильные решения в экстремальных обстоятельствах, связанные с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в ходе задержания нарушителей и преступников.

2. Уменьшить уровень травматизма и случаи гибели сотрудников правоохранительных органов. Именно на это в первую очередь должна быть нацелена основная подготовка. Кроме того, следует поддерживать на высоком уровне уже полученные полицейскими в ходе профессиональной подготовки умений и навыков.

3. Необходимо формирование у сотрудников правоохранительных органов уверенности в собственных действиях, а также единой модели действий при любых экстремальных ситуациях, в которых они могут открыть огонь. Кроме того, необходимо работать над формированием у полицейских внимательности, точности и психологической устойчивости при взаимодействии с нарушителями.

4. Пересмотреть кадровую политику, в том числе систему психологического отбора кандидатов.

5. Проводить периодические проверки сотрудников правоохранительных органов на знание положений ФЗ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», в частности, главы 5, в которой говорится о случаях, в которых могут применяться специальные средства, физическая сила и огнестрельное оружие, и о гарантиях их личной безопасности. Это позволит им в критических обстоятельствах контролировать свои эмоции и прийти к наиболее верному решению, которое позволит полицейскому оперативно пресечь противоправные действия и преодолеть возникшие сложности.

Таким образом, проблемы в применении сотрудниками правоохранительных органов специальных мер пресечения в отношении граждан возникают, в основном, из-за недостатков в нормативно-правовой базе, а также в результате показателей в судебной практике. Указанные проблемы решаются в правоохранительных органах при помощи сочетания индивидуальной работы с сотрудниками полиции, созданием нормативно-правовой основы регламентирования общественных отношений, связанных с применением мер государственного принуждения.

Библиография:

1. Догузова, О.Р. Принуждение как метод государственного управления / О.Р. Догузова // Перспективы развития АПК в современных условиях : Материалы 11-й международной научно-практической конференции, Владикавказ, 12-13 мая 2022 г. Ч. II. Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2022. - С. 167-170. - EDN HGSAWS.

2. Макаров, В. М. Особенности проверки уровня физической подготовки сотрудников и подразделений органов внутренних дел / В. М. Макаров [и др.] // Успех гуманитарных наук. - 2021. - № 8. - С. 21-26.

3. Гогаева, А. Л. Правовое закрепление принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина как основа полицейской службы / А. Л. Гогаева, А. К. Хадиков, О. Р. Догузова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции : Материалы конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки и образования РФ, заслуженного работника высшей школы России, заслуженного работника образования РСО-Алания, доктора сельскохозяйственных наук, профессора Кесаева Хетага Естаевича, Владикавказ, 15 ноября 2022 г. Ч. 2. - Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2022. - С. 292-294. - EDN FTNHSN.

4. Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О полиции» // СЗ РФ. - 2001. - № 7. - Ст. 900.

5. Карабанова Е.М. Квалификация незаконного применения насилия сотрудниками полиции // Законность. - 2020. - № 11. - С. 48-52.

6. Догузова, О. Р. Некоторые особенности применения мер административного принуждения сотрудниками полиции / О. Р. Догузова, А. Л. Гогаева // Перспективы развития АПК в современных условиях : Материалы 11-й международной научно-практической конференции, Владикавказ, 12-13 мая 2022 г. Ч. II. - Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2022. - С. 164-167. - EDN XBGRPL.

7. Литвин Д. В. Личностная составляющая профессиональной готовности сотрудника к действиям, направленным на реализацию силовых полицейских функций // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Иркутск, 26-27 сентября 2019 г.). Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России. 2019. С. 198-201.

8. Абидов, Р.Р. Правовые основы организации огневой подготовки сотрудников полиции // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 1. № 5. - С. 88-91.

9. Пырчев С. В. Анализ практики применения огнестрельного оружия сотрудниками внутренних дел как основа для модернизации законодательства // Труды Академии управления МВД России. - 2021. - № 1(57). - С. 74-86.

10. Черкесов А.Ю., Сабиров И.Ф. Актуальные проблемы применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в современных условиях // Образование и право. - №1 - 2022 - С. 196-200.

References:

1. Doguzova, O. R. Coercion as a method of public administration / O. R. Doguzova // Prospects for the development of agriculture in modern conditions : Materials of the 11th International Scientific and Practical Conference, Vladikavkaz, May 12-13, 2022 Part II. - Vladikavkaz: Gorsky State Agrarian University, 2022. - pp. 167-170. - EDN HGSAWS.

2. Makarov, V. M. Features of checking the level of physical fitness of employees and divisions of internal affairs bodies / V. M. Makarov [et al.] // Success of humanities. - 2021. - No. 8. - pp. 21-26.

3. Gogaeva, A. L. Legal consolidation of the principle of observance of human and civil rights and freedoms as the basis of police service / A. L. Gogaeva, A. K. Kha-dikov, O. R. Doguzova // Materials of the All-Russian Scientific and practical conference : Materials of the conference dedicated to the memory of the Honored Worker of Science and education of the Russian Federation, Honored Worker of Higher Education of Russia, Honored Education worker of RSO-Alania, Doctor of Agricultural Sciences, Professor Khetag Estaevich Kesaev, Vladikavkaz, November 15, 2022, Part 2. - Vladikavkaz: Gorsky State Agrarian University, 2022. - pp. 292-294. - EDN FTNHSN.

4. Federal Law No. 3-FZ of 07.02.2011 (as amended on 04.08.2023) "On the Police" // SZ RF. - 2001. - No. 7. - St. 900.

5. Karabanova E.M. Qualification of illegal use of violence by police officers // Legality. - 2020. - No. 11. - pp. 48-52.

6. Doguzova, O. R. Some features of the use of administrative coercion measures by police officers / O. R. Doguzova, A. L. Gogaeva // Prospects for the development of agriculture in modern conditions : Materials of the 11th International Scientific and Practical Conference, Vladikavkaz, May 12-13, 2022 Part II. - Vladikavkaz: Gorsky State Agrarian University, 2022. - pp. 164-167. - EDN XBGRPL.

7. Litvin D. V. The personal component of an employee's professional readiness for actions aimed at the implementation of law enforcement police functions // Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies : materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Irkutsk, September 26-27, 2019). Irkutsk : East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. pp. 198-201.

8. Abidov, R.R. Legal foundations of the organization of fire training of police officers // Journal of Applied Research. - 2021. - Vol. 1. No. 5. - pp. 88-91.

9. Pyrchev S. V. Analysis of the practice of using firearms by internal affairs officers as a basis for the modernization of legislation // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - № 1(57). - Pp. 74-86.

10. Cherkesov A.Yu., Sabirov I.F. Actual problems of the use of firearms by police officers in modern conditions // Education and law. - No. 1 - 2022 - pp. 196-200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.