Научная статья на тему 'Особенности применения сокрытия данных о личности как мера безопасности на стадии проверки сообщения о преступлении'

Особенности применения сокрытия данных о личности как мера безопасности на стадии проверки сообщения о преступлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРА БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY MEASURE / СОКРЫТИЕ ДАННЫХ О ЛИЧНОСТИ / CONCEALMENT OF THE IDENTITY / ПРОВЕРКА СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / VERIFICATION OF A REPORTED CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надуев Максим Николаевич

В статье рассмотрены новые изменения в уголовно-процессуальном законодательстве, позволяющие применять положения о сокрытии данных о личности на стадии проверки сообщения о преступлении. Обозначены и рассмотрены основные противоречия и проблемы, связанные с реализацией новых положений, а также предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Надуев Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLICATION OF PERSONALITY DATA HIDING AS A SECURITY MEASURE AT THE STAGE OF VERIFICATION OF A REPORTED CRIME

The article examines recent legislative changes in the criminal procedure law to implement the provisions of the concealment of the identity at the stage of verification of a reported crime. The article outlines the main contradictions and problems associated with the implementation of the new provisions, and proposes their solutions.

Текст научной работы на тему «Особенности применения сокрытия данных о личности как мера безопасности на стадии проверки сообщения о преступлении»

168

2015. Т. 25, вып. 6

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 343 М.Н. Надуев

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОКРЫТИЯ ДАННЫХ О ЛИЧНОСТИ

КАК МЕРА БЕЗОПАСНОСТИ НА СТАДИИ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

В статье рассмотрены новые изменения в уголовно-процессуальном законодательстве, позволяющие применять положения о сокрытии данных о личности на стадии проверки сообщения о преступлении. Обозначены и рассмотрены основные противоречия и проблемы, связанные с реализацией новых положений, а также предложены пути их решения.

Ключевые слова: мера безопасности, сокрытие данных о личности, проверка сообщения о преступлении.

В настоящее время соблюдение конституционных прав и свобод граждан во всех сферах жизнедеятельности является одной из важнейших задач государства. Смещение акцентов от защиты интересов государства и охраны его собственности в сторону защиты индивидуальных интересов каждой личности нашло отражение в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве.

Так, в соответствии со ст. 2 УК РФ основными и важнейшими задачами уголовного судопроизводства являются «охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений»1. Если сравнить вышеуказанные положения с задачами УК РСФСР 1960 г., то различия более чем существенны, так как первостепенной задачей советского правосудия являлась охрана «общественного строя СССР, его политической и экономической систем, личности, прав и свобод граждан...»2. Отметим, что действующее уголовное судопроизводство является средством реализации уголовно-правовых норм, то есть уголовной политики3.

Сама деятельность по расследованию преступлений является реакцией общества на противоправное поведение. Однако в процессе этой деятельности с целью воспрепятствования её осуществлению на всех участников уголовного судопроизводства может оказываться противоправное воздействие. Таким образом, достижение целей уголовного судопроизводства возможно только при неукоснительном соблюдении, защите прав его участников, а также обеспечении их безопасности.

Институт государственной защиты и обеспечения безопасности является для России относительно новым, но его проблемы рассмотривались в трудах российских ученых и практиков4.

За прошедшие более чем десять лет с момента введения в действие нового УПК РФ в 2001 г. органами следствия и суда активно нарабатывалась практика по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства на всех его стадиях. Многие авторы занимались исследованием эффективности применения мер безопасности и проводили статистические обобщения5. Несмотря на это до сих остается ряд положений, требующих более детального правового исследования и урегулирования.

Особый интерес, на наш взгляд, представляют те способы защиты граждан, которые закреплены в УПК РФ и относятся к уголовно-процессуальным мерам безопасности. Среди них наиболее ин-

1 URL:http://base.garant.ru/10108000/1/#block_1001

2 URL: http://base.garant.ru/10107062/1/#block_1100

3 См., напр.: Епихин А.Ю. Основные направления уголовной политики России на современной этапе // Вестн. Удм. ун-та. 2012. № 2-3. С. 140-145.

4 См., напр.: Епихин А.Ю. Защита законных прав и интересов свидетеля в уголовном процессе: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 1995; Зайцев О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации: дис. ...докт. юрид. наук. М., 1999; Брусницын Л.В. Теоретико-правовые основы и мировой опыт обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: дис. .докт. юрид. наук. М., 2003; и др.

5 См., напр.: Епихин А.Ю. Концепция обеспечения безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства: дис. .докт. юрид. наук. Сыктывкар, 2004. С. 438-458; Лозовицкая Г.П., Краснова К.А., Дьяченко Н.Н. Состояние обеспечения применения мер государственной защиты в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2010. № 4. С. 192-194.

Особенности применения сокрытия данных о личности.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

169

2015. Т. 25, вып. 6

тересной и перспективной является мера безопасности, предусмотренная ч. 9 ст. 166 УПК РФ - сокрытие данных о личности при производстве следственных действий.

Цель нашего исследования заключается в выявлении проблем реализации данной меры безопасности на стадии проверки сообщения о преступлении, а также акцентировании внимания на тех противоречиях, которые существуют в действующем законодательстве.

Прежде всего, обратимся к действующей редакции ч. 9 ст. 166 УПК РФ: «При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности». Далее в данной статье раскрывается порядок действий следователя, который решил применить данную меру безопасности. Однако в содержании этой статьи нас интересует возможность применения сокрытия данных о личности на стадии рассмотрения сообщения о преступлении.

До 2013 г. законодатель был категоричен в этом вопросе и допускал возможность применения данной меры безопасности только в связи с участием в следственном действии. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-Ф3 «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»6 были внесены изменения в ст. 144 УПК РФ, которая регулирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Кроме того, диспозиция статьи была дополнена ч.1.1, в которой указано: «...При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой ст. 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении»7.

Данная новелла представляется весьма своевременной и, на наш взгляд, требует дополнительных разъяснений. Бесспорно, что законодатель преследовал самые благие цели: максимально защитить от противоправного поведения и угроз лиц, обладающих информацией о преступлении, но опасающихся заявлять об этом в правоохранительные органы. В то же время данные изменения противоречат некоторым действующим нормам УПК, и это требует устранения путем законодательного регулирования.

Во-первых, в ч. 1 ст. 140 УПК РФ предусмотрено всего четыре повода для возбуждения уголовного дела и, соответственно, начала процессуальной проверки. Фактически, лицо может самостоятельно сообщить о преступлении лишь двумя способами: 1) путём подачи письменного или устного заявления либо 2) путём написания протокола явки с повинной. Два других способа — направление материалов проверки прокурором и составление рапорта об обнаружении признаков преступления - не относятся к непосредственному обращению гражданина и являются отдельными поводами для проведения проверки. Особенно чётко и ясно это указано в диспозиции ст. 143 УПК РФ, где говорится, что сообщение рассматривается как «. полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса...». Таким образом, если вы стали жертвой преступления или его очевидцем и боитесь сообщать о нём, то вам гарантируется возможность применения положений ч. 9 ст. 166 УПК РФ ещё на стадии подачи заявления. Но тут возникает очень важный вопрос: как реализовать это положение на практике? Проблема заключается в том, что в ст. 141 УПК РФ, регламентирующей порядок подачи устного и письменного заявления, определены строгие требования в форме и содержанию сообщения, к информации о заявителе, а также о его документах, удостоверяющих личность. Так, если заявителю известно о готовящемся или совершённом преступлении, и он, опасаясь за собственную безопасность или безопасность своих близких, желает остаться неизвестным и подаёт анонимное заявление, то согласно ч. 7 ст. 141 УПК РФ «анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела». Следовательно, если заявитель из-за наличия угрозы его жизни и здоровью подаёт анонимное заявление, то оно не подлежит проверке в порядке ст. 144, 145 УПК РФ, так как анонимные заявления даже не подлежат регистрации в книге учёта преступлений.

Наиболее разумным решением в этом случае, на наш взгляд, является создание обязательного учёта анонимных заявлений и проведение по ним соответствующих проверок. При этом полные данные об анонимном заявителе, в случае его установления, должны быть известны только лицу, проводящему проверку, и храниться по правилам секретного делопроизводства. В дальнейшем в случае

6 Ц^: http://base.garant.rU/70326874/#block_2082

7 Ц^: http://base.garant.rU/12125178/19/#block_11519

170

2015. Т. 25, вып. 6

М.Н. Надуев

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

подтверждения фактов, изложенных в заявлении, и возбуждения уголовного дела заявитель может приобрести статус потерпевшего или свидетеля и его повторное засекречивание уже не требуется.

Эффективность реализации этой идеи на практике заключается в том, что: 1) значительно снизится доля латентных преступлений, когда лицо опасается официально обращаться в правоохранительные органы от своего имени с указанием своего места проживания и регистрации (а это обязательные атрибуты заявления) в связи с возможным оказанием на него или его близких родственников противоправного воздействия; 2) в случае возбуждения уголовного дела не понадобится повторная процедура засекречивания лица, являющегося заявителем, следовательно, и временной промежуток реализации данной меры безопасности увеличивается, а значит, повышается и её эффективность.

Во-вторых, законодателем при введении данной нормы не дано никаких разъяснений по поводу субъектов применения этих положений. Следует учитывать, что ч. 9 ст. 166 УПК РФ регламентирует действия следователя. Но что делать заявителю, когда он обращается с заявлением и обращается вначале в дежурную часть ОВД или к иным сотрудникам? Кто в этом случае будет нести ответственность за обеспечение сохранности данных о личности, если заявитель попросил о применении данной меры безопасности? Полагаем, что принятие подобных заявлений, должно осуществляться только следователем, который в дальнейшем и будет проводить проверку сообщения о преступлении. В случае, если требуется передача материалов в иной орган или другому следователю, необходимо обеспечить максимальную защиту конфиденциальных данных о личности и хранить конверт с данными в защищённом месте.

В-третьих, полагаем целесообразным обратить внимание на применение данной меры безопасности в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Законодатель не уточнил, как должен действовать следователь с засекреченными сведениями в случае принятия такого решения. Если взять за основу позицию, что сохранение в тайне данных о личности прекращается с момента вынесения вышеуказанного постановления, то фактически мы ставим под угрозу жизнь и здоровье любого заявителя или очевидца преступления. Прежде всего, представляет опасность возможность ознакомления с материалами проверки всех заинтересованных лиц, кому было направлено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. С другой стороны, данное решение об отказе впоследствии может быть отменено и возбуждено уголовное дело, а секретные сведения уже стали доступными иным участникам процесса. Риторическим будет вопрос о том, захочет ли будущий потерпевший или свидетель давать правдивые показания, зная о том, что все его данные уже известны.

К сожалению, таких пробелов и противоречий в части применения мер безопасности в уголовном судопроизводстве остается ещё великое множество. Надеемся, что критический взгляд правоприменителя и творческая инициатива законодателя позволят в ближайшие годы выработать эффективные механизмы защиты прав и свобод участников уголовного судопроизводства.

Поступила в редакцию 21.03.15

M.N. Naduev

FEATURES OF APPLICATION OF PERSONALITY DATA HIDING AS A SECURITY MEASURE AT THE STAGE OF VERIFICATION OF A REPORTED CRIME

The article examines recent legislative changes in the criminal procedure law to implement the provisions of the concealment of the identity at the stage of verification of a reported crime. The article outlines the main contradictions and problems associated with the implementation of the new provisions, and proposes their solutions.

Keywords: security measure, concealment of the identity, verification of a reported crime.

Надуев Максим Николаевич, преподаватель кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора

ГОУ ВО «Коми республиканская академия

государственной службы и управления»

167982, Россия, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 11

Naduev M.N.,

Lecturer at Department of Criminal Procedure and Judicial Review

Komi republican academy of public service and management

Communisticheskaya st., 11, Syktyvkar, Russia, 167982

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.