Научная статья на тему 'Особенности применения сбалансированной системы показателей для государственной корпорации'

Особенности применения сбалансированной системы показателей для государственной корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения сбалансированной системы показателей для государственной корпорации»

ального для них места работы выделили 413 компаний Тверской области.

Следует отметить, что популярность некоторых компаний (таких, как ОАО «Волжский пекарь», ЗАО «Хлеб» - крупнейших производителей хлебобулочной продукции) может частично объясниться тем, что с их продукцией каждый из выпускников сталкивается практически ежедневно.

В рейтинг привлекательности компаний Тверского региона попали и такие компании, которые не занимаются крупномасштабной рекламой как в целом на рынке, так и среди молодых специалистов. К таким компаниям можно отнести ОАО «Тверской вагоностроительный завод», ОАО «ТВЭКС» - Тверской экскаваторный завод. Это компании с известными, брендовыми именами на своем рынке и поэтому им нет необходимости в проведении широкомасштабных акций.

Кроме того, некоторые из попавших в рейтинг компаний предпочитают работать с определенными образовательными учреждениями напрямую, привлекая молодых специалистов на основе рекомендаций. И поэтому эти компании не проводят широкомасштабные рекламные и имиджевые акции для привлечения выпускников, что сказывается на их популярности.

Особое внимание работодателям следует обратить на те профессии, основная часть (более 90%) выпускников которых не видят в Тверском регионе компаний - потенциальных мест их дальнейшего трудоустройства. К таким профессиям относятся: машинист подъемно-транспортных и строительных машин, тракторист, машинист крана автомобильного, вышивальщица, мастер сельскохозяйственного производства. Данную ситуацию можно объяснить

тем, что выпускники указанных профессий считают рынок труда Тверской области неперспективным для себя, либо не владеют достаточной информацией по данному вопросу.

Таким образом, отдавая свой голос в пользу той или иной компании, выпускники оценивают ее активность на рынке труда, в том числе во взаимодействии с образовательными учреждениями в процессе подготовки кадров, узнаваемость компании за счет постоянного проведения мероприятий для обучающихся, имидж и открытость компании и т.п. Необходимо отметить, что проведение анкетирования может стимулировать развитие социального партнерства между работодателями, учреждениями начального профессионального образования и молодыми рабочими, а, следовательно, способствовать достижению между ними баланса интересов.

Активное участие в процессе профессиональной ориентации молодых рабочих, помощь в адаптации на рабочем месте со стороны работодателей, осуществляемая вместе с образовательным учреждением еще в период получения профессии (через предоставление места для прохождения производственной практики; участие в реализации учебного процесса специалистов компании; выделение производственных площадей и оборудования для проведения практических занятий; последующее трудоустройство после прохождения производственной практики; специальные программы поддержки молодых рабочих и т.п.) позволяет сформировать четкое видение перспектив в трудоустройстве молодежью. В противном случае происходит ориентация молодежи либо на смену профессионального уровня, либо на смену профессиональной сферы, что приводит к нехватке рабочих кадров, требуемых компаниям, и снижает трудовой потенциал региональной экономики.

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ -ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНМИКИ

Е.А. Хромушин, инженер-экономист

Перед экономикой России поставлена задача в ближайшие 1520 лет достичь уровня наиболее развитых стран. Решение этой задачи требует максимального использования инвестиционного ресурсного потенциала, наращивания объёма инвестиций, совершенствования их структуры и ускорения оборота. В обобщённой постановке эту задачу представляется возможным определить как повышение инвестиционной активности.

Создание благоприятного инвестиционного климата в стране и в регионах, усиление инвестиционной привлекательности проектов развития экономики является, по существу, необходимыми предпосылками решения поставленной задачи. Результативность этих мер, с нашей точки зрения, может быть охарактеризована тем, какой прирост прямых инвестиций фактически был достигнут в течение рассматриваемого периода. Этот прирост, соотнесённый с меняющейся численностью населения и скорректированный с учётом динамики цен на строительную продукцию, может рассматриваться как объективная количественная оценка инвестиционной активности в социально-экономическом развитии. В таблице 1 приведены данные, характеризующие динамику показателя инвестиционной активности по стране за период 2000-2006 гг.

Как видно из приведённых данных, показатель инвестиционной активности вырос за рассматриваемый период в 2 раза.

Объём и отраслевая структура инвестиций непосредственно зависят от производственного и сырьевого потенциала различных регионов страны, от уровня развития в них транспортной и социальной инфраструктуры. Инвестиции реализуются в общественно0-полезный продукт в ходе строительного процесса, который нераз-

рывно связан с территорией, где он осуществляется. Исходя из этого, представляется методически оправданным при исследовании форм управления инвестиционной активностью сосредоточить основное внимание на региональном аспекте проблемы. Процесс федерализации страны связан с рассмотрением регионов как субъектов экономических отношений в инвестиционной деятельности, носителей собственных экономических интересов. Это предполагает исследование проблем управления инвестиционной активностью в разрезе регионов, которые рассматриваются как многофункциональные социально-экономические открытые системы, имеющие с внешней средой прямые и обратные связи. При этом границы регионов не обязательно совпадают с границами субъектов Федерации. На территории субъектов Федерации существует внутреннее административное деление в форме муниципальных образований, среди которых особое место занимают крупные города с примыкающими к ним районами. При изучении проблем управления инвестиционной активностью такие образования целесообразно рассматривать как центры концентрации инвестиций с единым координационным центром в системе местной администрации. Привлечение инвесторов в эти центры связано с влиянием следующих факторов:

• наличие действующих предприятий корпоративной собственности, имеющих перспективу инновационного обновления производства и закрепления на конкурентном рынке;

• достаточное развитие инфраструктуры производства, включая энергоснабжение, транспорт, коммунальное хозяйство;

• квалифицированные кадры, способные к быстрому восприя-

Таблица 1. Динамика показателя инвестиционной активности (расчёт по данным Российского статистического ежегодника за 2007 г.)

Показатели Годы

2000 2002 2004 2006

Показатель инвестиционной активности, руб./чел. 7 965 9 690 15 500 15 660

Рост показателя инвестиционной активности, % к 2000 г. 100 122 195 197

Таблица 2. Динамика показателя инвестиционной активности по федеральным округам России

Годы

2001 2002 2004 2006 Рост 2006/2001, в %

Центральный 9 150 10 167 14 278 17 142 187

Северо-Западный 11 840 12 565 18 176 25 312 214

Южный 7 363 7218 8 091 10 494 143

Приволжский 8 494 8 352 10 502 13 795 162

Уральский 26 540 27 417 30 347 34 968 132

Сибирский 6 645 6 607 8 974 12 479 188

Дальневосточный 12 550 14 986 22 845 26 619 213

тию новейших технологий в производстве и управлении;

• относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;

• огромный внутренний рынок;

• возможность участия иностранных инвесторов в приватизации государственной собственности.

Процесс повышения инвестиционной активности в регионах развивается неравномерно. Динамика этого показателя в разрезе федеральных округов представлена в таблице 2. Из приведённых данных видно, что рост инвестиционной активности в регионах шёл неравномерно. Основными факторами, вызвавшими эту неравномерность, явились существенные различия между регионами в стартовых уровнях развития производительных сил и социальной инфраструктуры, в структуре отраслей экономики, в которые преимущественно направлялись инвестиции и др. Выборочный анализ свидетельствует также о том, что социально-экономическое развитие регионов тормозилось отрицательной динамикой численности населения.

Для целей рационального управления инвестиционной активностью целесообразно использовать группировку регионов по следующим признакам:

• активно развивающиеся регионы со сложившейся эффективной экономикой, доходы от которой позволяют не только финансировать собственный рост, но и отдавать определённую их часть на федеральные нужды;

• стагнирующие регионы с крайне низкими темпами развития, не имеющие достаточных доходов для самофинансирования;

• вновь осваиваемые регионы, развитие которых связано с крупными целевыми программами освоения природных ресурсов. В таких регионах приходится практически заново создавать производственную сферу, транспортную сеть, жилищно-коммунальную и социальную инфраструктуры;

• регионы, в которых реализуются крупные инвестиционные программы создания или развития промышленных комплексов.

Основными методическими принципами управления инвестиционной активностью в регионе являются комплексность и ресурсная сбалансированность принимаемых решений. Комплексное управление инвестиционной активностью предполагает параллельное развитие инвестиционной деятельности по двум главным взаимосвязанным направлениям: наращивание производственного потенциала региона и развитие в нём социальной сферы.

Возможности местной администрации в увеличении производственно-экономического потенциала региона определяются созданием благоприятного инвестиционного климата, информационным обеспечением инвестиционной привлекательности региона, развитием коммунальной и транспортной инфраструктур. Развитие социальной сферы, которая охватывает жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, общественную безопасность, бытовое обслуживание, организацию досуга и отдыха, а также занятость, уровень доходов, является, наряду со своей главной целью - повышение уровня жизни населения, важнейшим фактором инвестиционной привлекательности региона.

Источником ресурсного обеспечения мер по повышению инвестиционной активности для интенсивно развивающихся регионов являются средства, предусмотренные федеральными целевыми программами, а также прибыль и амортизационные фонды дей-

ствующих предприятий. Проведённый анализ свидетельствует о том, что наиболее реальным источником инвестиций для муниципальных образований является рынок заёмного капитала. Успех на этом рынке зависит от репутации региона и его кредитоспособности. В мировой практике наиболее эффективными и надёжными индикаторами кредитных рисков являются кредитные рейтинги регионов, представляющие собой обобщённую характеристику их инвестиционной привлекательности. Развитие в России рынка капитала, расширение практики ипотечного кредитования делает кредитные рейтинги всё более востребованными при решении проблем повышения инвестиционной привлекательности регионов.

Получение высокого кредитного рейтинга способствует успеху регионов и муниципальных образований на рынке муниципальных облигаций, который в последние годы развивается очень динамично. Регионы и муниципальные образования уже привлекли с помощью облигационных займов более 1 млрд. долл., и можно ожидать рост этого рынка в перспективе. На долговой рынок вышел такой крупный институциональный инвестор как Пенсионный фонд РФ, размер вклада которого в муниципальные займы во многом зависит от рыночных и кредитных рисков регионов. Для определения этих рисков можно использовать рейтинговые оценки.

Кредитный рейтинг региона или муниципального образования представляет собой оценку способности местной администрации к полному и своевременному выполнению обязательств по обслуживанию и погашению займов, т.е. её кредитоспособности. Параметры кредитоспособности региона или муниципального образования как объективной финансово-экономической основы инвестиционной активности определяется величиной средств для погашения кредитов, регулярностью пополнения финансовых ресурсов.

Инвестиционная активность в регионе зависит от эффективности проектов, которые местная администрация намечает для реализации. По отношению к региональной экономической стратегии долгосрочная инвестиционная политика носит подчинённый характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Разработка региональной инвестиционной стратегии включает создание пакета местных нормативных документов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, и формирование стартового капитала, источником которого, в основном, является эмиссия и продажа акций и облигаций с целью привлечения средств инвесторов, в том числе, иностранных, для осуществления перспективных инвестиционных проектов. Многие регионы, обладающие природными богатствами, выбирают подобную стратегию и успешно воплощают её на практике.

Для оценки возможностей региональной администрации в повышении инвестиционной активности представляет интерес опыт Кировской области как одного из регионов, не имеющих богатых запасов сырья. За период 2005-2007 годов в области объём инвестиций в основной капитал в расчёте на одного человека, характеризующий инвестиционную активность, вырос почти в 2 раза. Объём инвестиций в 2007 г. составил более 20 млрд. рублей, что на 37% больше, чем в предыдущем году.

Действенным фактором повышения инвестиционной активности явилась государственная поддержка в форме предоставления налоговых льгот новым предприятиям. Как показывает анализ внедренных инвестиционных проектов - победителей конкурсных от-

боров в 2006 году, прирост налоговых поступлений в областной бюджет на рубль господдержки дал три рубля, то есть средства, выделенные на поддержку, обернулись дополнительными поступлениями в бюджет. За 2007 год прирост налоговых поступлений в областной бюджет превысил ожидаемые результаты. В 2007 году налоговыми льготами в Кировской области пользовались 6 предприятий. Число заявок на 2008 год возросло до 26.Все эти проекты направлены на развитие экономики области. Они связаны с развитием деревообрабатывающей отрасли, химического, металлургического производства, связи, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, производства машин и оборудования, обуви, пищевых продуктов и строительных материалов.

Социальный аспект является одной из основных составляющих инвестиционной политики Кировской области. Важно, что благодаря реализуемым проектам за последние годы в области созданы дополнительные рабочие места, началась ликвидация ветхо-

го жилищного фонда, повысился средний уровень обеспеченности населения жильём.

Среди важнейших результатов работы правительства области можно назвать изменение отношений бизнеса и власти, что во многом способствует росту количества инвесторов, вовлекаемых в систему государственной поддержки. Если в 2004 году государственная поддержка была оказана 7 инвестиционным проектам, реализуемым на территории области, то в 2008 году на государственную поддержку претендует около 40 проектов.

В условиях роста в регионах инвестиционной активности появляются новые механизмы, правовые нормы и организационные схемы участия заинтересованных сторон в инвестиционно-строительной деятельности, разрабатываются и реализуются программы развития в регионе строительного комплекса как производственной основы дальнейшей активизации инвестиционной деятельности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

С.В. Шманёв, С.А. Щемелинин

Приоритетными целями региональной инвестиционной политики должны стать цели социального характера. Именно такой подход соответствует принципам разделения полномо-чий между федеральным центром и регионом. Региональная инвестиционная политика должна быть сосредоточена главным образом на достижении целей улучшения уровня и качества жизни населения региона.

Согласно сложившейся концепции принятия инвестиционных ре-шений, будем исходить из необходимости рационального рас-пределе-ния инвестиционных ресурсов и контроля эффективности их использования.

Каждый отдельный субъект хозяйствования характеризуется стремлением к достиже-нию собственных целей развития.

Поэтому ис-следование проблемы согласования интересов звеньев структур может быть осуществлено, например, исходя из взаимодействия регионального центра с его хозяйствующими субъектами, а затем — из анализа возможностей согласования целей федерального и региональ-ных центров. Согласование интересов, таким образом, будет являться доми-нантой региональной инвестиционной политики. Под инвестициями в региональную экономику будем понимать процесс эффективного использования производственных факторов — совокупных матери-альных и финансовых ресурсов с целью увеличения (накопления) ка-питала, расширения, модернизации и технического перевооружения производственнотехнической базы региона. Возможность накопле-ния, таким образом, связывается с результатом выгодных инвестиций как для их субъекта, так и для инвесторов.

Между накоплениями и инвестициями могут быть выявлены опре-деленные взаимосвязи, которые будем исследовать в рамках долгосрочной программы развития региона в составе субъектов региональ-ных инвестиций (реципиентов) — хозяйствующих субъектов. Любые инвестиционные решения предполагают достижение, как правило, циклически чередуемых двух стратегических альтернатив-ных целей развития хозяйствующего субъекта: (1) экспансию (увели-чение доли) рынка; (2) повышение конкурентоспособности продук-ции.

Результат деятельно-сти регионального центра определяется величиной доходной части его бюджета, которая формируется в основном за счет налоговых по-ступлений от хозяйствующих субъектов региона и с прибыли. Сумма этих налоговых платежей одно-значно может быть поставлена в соответствие физическому объему производства и продаж продукции.

Итак, экономику региона будем рассматривать в составе реги-ональ-ного центра и региональных хозяйствующих субъектов, организованных по принципу структурной иерархии. Результат дея-тельно-сти регионального центра определяется величиной доходной части его бюджета, которая формируется в основном за счет налоговых по-ступлений от хозяйствующих субъектов региона: налогов на добав-ленную стоимость и с прибыли. Сумма этих налоговых платежей одно-значно может быть поставлена в соответствие физическому объему производства и продаж продукции ре-

гионального хозяйствующего субъекта (РХС).

Допустим, что региональный центр не может управлять объемами производства и продаж N. каждого г-го РХС. Его влияние может быть лишь косвен-ным через инвестиции в развитие того или иного г-го РХС. Будем счи-тать, что объем произведенной и реализованной продукции г-го РХС определяется производственной функцией от величины его основных фондов х и численности рабочих Ь: ’

Ni = fi (xi , Li ) (І = 1, n )-

(4)

Для того, чтобы иметь возможность управлять процессами форми-рования доходной части бюджета, региональный центр должен располагать какими-то способами воздействия на цели РХС, каждый из которых стремится максимизировать собственную прибыль:

max fi = Ці - CiLi (і = і n)

(5)

Так, одним из способов воздействия может быть использование ин-вестиционного ресурса, находящегося в распоряжении регионального центра и выделяе-мого им на расширение основных фондов РХС.

Если региональному центру известно, например, из инвестиционного проекта, что г-й РХС, получив в свое распоряжение ресурс г., произведет в течение планового периода продукцию в объеме:

Ni =ai (xi + ri )KiLi1~Ki

(6)

где а ’ к , - некоторые характеристики і-го РХС, определяемые статистическим путем или задаваемые экспертизой.

Задача центра будет состоять в таком распределении инвести-ционно-го ресурса:

(7)

i=1

которое доставит максимум функции Г = Г (М1,..., М,..., Мп) , где N - физический объем про-

изводства и продаж продукции г-го РХС (г= 1 п )■

Однако зачастую одним из условий приоритетного представления инвестиционного ресурса г является количество рабочих мест Ь, обеспечиваемых г-м РХС при реализации своего инвестиционного проекта. Поэтому достаточно логичными представляются ожидания центра по поводу выбора г-м РХС такого значения Ькоторое доста-вит максимум собственной прибыли:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.