Научная статья на тему 'Анализ состояния кадрового потенциала корпорации в современных условиях'

Анализ состояния кадрового потенциала корпорации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния кадрового потенциала корпорации в современных условиях»

ловленного необходимостью соблюдения экологических требований, для проведения определенной демографической политики и т. д. Данная форма налогового стимулирования является одной из самых эффективных и достаточно часто является инструментом финансовых махинаций.

Под налоговыми каникулами понимается установленный законом срок, в течение которого та или иная группа предприятий или фирм освобождается от уплаты того или иного налога. Налоговые каникулы одна из самых распространенных форм стимулирования. Так в 2007 г. Правительство РФ предоставило налоговые каникулы для компаний, ведущих разработку месторождений на арктическом и дальневосточном шельфах, а также новых месторождений Восточной Сибири. Для последних установлена нулевая ставка НДПИ. Срок действия льгот ограничен объемом добычи (достижением 25 млн. т) и сроком действия лицензии (10 лет для эксплуатационной лицензии, 15 лет - для лицензии на геологоразведку и добычу).

Налоговое законодательство предусматривает такую возможность снижения налогового бремени как изменение срока уплаты налога -предоставление налогового кредита. Фактически налоговый кредит представляет собой соглашение о предоставлении права на срок от трёх месяцев до одного года изменять срок уплаты налогов. В качестве оснований предоставления налогового кредита выступают:

• проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства,

• осуществление внедренческой или инновационной деятельности,

• выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Налоговый вычет - это сумма, на которую уменьшается налоговая база. Наиболее распространенными операциями, по которым применяется налоговый вычет - обучение на платной основе, продажа ценных бумаг, социальные налоговые вычеты, вычет при приобретении жилого имущества.

Наряду с известными и используемыми в настоящее время формами налогового стимулирования инновационной деятельности обоснована целесообразность расширения данного перечня за счет введения нескольких дополнительных форм: субсидирование налоговых платежей и стимулирование косвенных затрат на инновационную деятельность. Субсидирование налоговых платежей представляет собой частичную либо полную оплату налогов инноватора за счет средств бюджета определенного уровня. Фактически в

данной ситуации инноватор не уменьшает размер оборотных средств, реинвестируя их в свои исследования и разработки.

Обоснованность такой формы стимулирования подтверждается тем, что в отдельных случаях конкретный бюджет формируется за счет платежей экономическими субъектами, действующими в отраслях, имеющими низкую эластичность с результативностью инновационной деятельности. В частности, в настоящее время к таким отраслям относятся: транспорт, коммунальные услуги, лесное хозяйство и т. п. При наличии достаточного количества источников для формирования бездефицитного бюджета соответствующий орган власти может принять решение об использовании прямого субсидирования налоговых платежей для инноваторов.

Стимулирование косвенных затрат на инновационную деятельность подразумевает создание налоговых стимулов не для инноваторов, а для субъектов инновационной среды и инновационной системы. За счет предоставления данной формы льгот у льготируемых субъектов высвобождаются свободные средства для финансирования инновационной деятельности. Данная ситуация обуславливает необходимость регламентации целевого характера данной формы стимулирования. Указанное условие позволяет избежать расходования высвобождаемых в результате льготирования ресурсов только на финансирование инновационной деятельности.

Механизм налогового стимулирования инновационной деятельности может быть представлен в виде модели кругооборота инноваций и объектов инновационной среды (рис. 4). Данный механизм основан на свободном движении инноваций и инвестиционных ресурсов (объектов инвестиций и денег), связывающем путем обмена инноваторов и потребителей инноваций, а также органов власти, предлагающих стимулы, через сектор инвестиционных ресурсов, сектор долей и обязательств. На рис. 2 показано функционирование данного механизма.

Под субъектами инновационной системы при этом понимается лицо, предлагающее на инвестиционном рынке инвестиционные ресурсы (например, инвестиционный банк, холдинговая компания, корпорация).

Субъекты инновационной деятельности - часть механизма налогового стимулирования инновационной деятельности, в рамках которого инноваторы и потребители инноваций посредством спроса и предложения устанавливают реальную цену инновационных продуктов, получают информацию об объемах и ценах инновационных продуктов, а также непосредственно сами инновации.

В свою очередь, сектор стимулов - часть механизма налогового стимулирования инновационной деятельности, которая позволяет определить объемы необходимых стимулов для активизации инновационной деятельности. Суммарная стоимость предложенных инновационных продуктов может рассматриваться как инновационный потенциал.

Рисунок 4. Кругооборот инновационных продуктов и доходов

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА

Е.И. Анисимова

В настоящее время, важно различать, какие отрасли должны стимулироваться правительством и в каких должен происходить экономический рост. В рыночной экономике некоторые отрасли будут развиваться, другие - сжиматься под влиянием законов рынка.

Для выработки действенной промышленной политики правительство должно быть в состоянии не просто определить отрасли, имеющие перспективы в будущем, оно должно быть готово к ответу на более важный вопрос: какие сферы хозяйства должны развиваться или сокращаться быстрее, чем их подталкивают к этому рыночные силы. Для того чтобы обосновать активную правительственную программу, которая будет стимулировать переток ресурсов, необходимо показать, что этот процесс происходит слишком медленно, т. е. необходимо обосновать вмешательство правительства наличием дефекта рыночного регулирования. Для повышения благосостояния региона вырабатываются цели промышленной политики (рис. 1).

По объему выпускаемой промышленной продукции Нижегородская область среди регионов России заняла 12 место (по итогам работы за 2006 г.), среди регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, - 4 место после Самарской области, республик Татарстан и Башкортостан. Крупными и средними промышленными предприятиями Нижегородской области (без субъектов малого предпринимательства) в январе-декабре 2006 г. выпущено промышлен-

Таблица 1. Динамика показателей развития базовых отраслей экономики области в январе-августе2007г.

Показатели Нижегородская область

Индекс промышленного производства в январе-августе 2007 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года 103,3

Темп роста производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в январе-августе, в % к соответствующему периоду предыдущего года 104,2

ИФО инвестиций в основной капитал, январь-август т.г. в % к соответствующему периоду предыдущего года 89,1

Темпы роста объемов грузовых перевозок на транспорте, январь-август т.г. в % к соответствующему периоду предыдущего года 107,6

Темп роста сальдированного финансового результата, полученного крупными и средними предприятиями за январь-июль 2007 года в % к соответствующему периоду 2006 года 105,5

Доля прибыльных предприятий и организаций в общем числе организаций в январе-июле, в % к общему числу организаций 62,9

Темпы ввода жилья в январе-августе, в % к соответствующему периоду предыдущего года 86,5

Темп роста оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах) в январе-августе, в % к соответствующему периоду предыдущего года 107,6

Темп роста объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах) в январе-августе, в % к соответствующему периоду предыдущего года 103,4

Индекс потребительских цен в августе, в % к декабрю предыдущего года 108,2

Индекс цен производителей промышленной продукции в августе, в % к декабрю предыдущего года 108,3

Индекс цен производителей сельхозпродукции в августе, в % к декабрю предыдущего года 90,1

Индекс цен строительной продукции в августе, в % к декабрю предыдущего года 111,1

Индекс тарифов на грузоперевозки в июне, в % к декабрю предыдущего года 123,9

Среднедушевые доходы населения в январе-августе, руб. 5461,9

Динамика реальных доходов населения в январе-августе, в % к соответствующему периоду предыдущего года 106,2

Средняя начисленная заработная плата в январе-августе, руб. 6214,3

Уровень безработицы по состоянию на 1 сентября (в % к экономически активному населению) 0,78

Отношение числа безработных, стоящих на учете в органах государственной службы занятости, к заявленной потребности в работниках, по состоянию на 1 сентября, чел. 0,68

Стабильный Высокий

уровень цен уровень занятости

Элементы

промышленной

политики

Равновесие Экономический

внешних операций рост

Общеэкономическое

равновесие

Рисунок 1. Основные элементы промышленной политики Субъекта Федерации

ной продукции на 206 млрд. руб., что в действующих ценах на 21,5% больше января-декабря 2005 г. Индекс физического объема произведенной продукции составил 102,2%.

Рисунок 2. Индекс качества жизни

Среди основных отраслей промышленности рост выпуска продукции в январе-декабре 2006 г. достигнут: в машиностроительном комплексе (ИФО - 103,5%, в том числе в автомобилестроении - 110,2%), химической и нефтехимической промышленности (102,2%), стекольной и фарфорово-фаянсовой (118,9%), промышленности строительных материалов (115,4%). Развитие экономики области в 2007 г. основывается на росте промышленности, потребительского рынка, внешнеэкономических связей:

• индекс промышленного производства в январе-августе 2007 г. составил 103,3% к соответствующему периоду 2006 г.;

• объем розничного товарооборота вырос на 7,6%, платных услуг - на 3,4% (в сопоставимых ценах);

• внешнеторговый оборот в январе-июле вырос на 7,8%.

В рамках основных стратегических направлений развития области выделены некоторые общие направления деятельности и конкретные действия, которые должны быть применены для реализации плана. Их конкретное сочетание и формы использования должны быть определены в планах и программах, относящихся к механизму реализации Стратегического плана.

Одним из наиболее важных механизмов реализации Стратегического плана на этапе до 2010 г. является Программа социальноэкономического развития области до 2010 г., разработка которой осуществлялась в тесной увязке с процессом разработки Стратегического плана. Вместе с тем, для реализации Стратегического плана необходима разработка и реализация дополнительных целевых программ, особенно, на период 2011-2015 гг.

Эффективность целевых программ может быть значительно повышена при их укрупнении и объединении в единые программные комплексы (блоки) с учетом выделенных основных стратегических направлений социально-экономического развития области. Для максимально эффективной реализации Стратегического плана и обеспечения благоприятных внешних условий для социально-

экономического развития области необходимо совершенствование законодательства, как федерального, так и областного. Оно должно иметь системный характер и включать законодательные инициативы области, выносимые на федеральный уровень, и совершенствование законодательства области.

Интегральный индекс качества жизни рассчитывался с учетом следующих частных показателей: среднее значение коэффициента рождаемости; среднее значение коэффициента смертности; среднедушевые доходы населения; годовой объем капитального строительства; годовой объем сельскохозяйственного производства; годовой объем торговли и услуг; занятость населения; уровень преступности; численность населения.

Оптимистический прогноз развития социально-экономической ситуации получен при условии прироста производительности труда на вновь вводимых производственных фондах в 3-3,3 раза и согласованной между всеми хозяйствующими субъектами и органами власти инвестиционной стратегии, в соответствии с которой более половины прибыли расходуется на развитие производства и повышение конкурентоспособности продукции. Предполагается, что в этих условиях рост объемов производства не будет ограничен спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынке (т.е. вся произведенная продукция продается).

В сложившихся условиях ситуации на рынке труда и растущей потребности предприятий в кадрах, будет усиливаться роль компенсационных источников пополнения трудовых ресурсов, а именно привлечение к трудовой деятельности незанятого населения, пенсионеров, инвалидов, иностранной рабочей силы. Вместе с тем повышается значение эффективности использования трудовых ресурсов: улучшение использования рабочего времени, сокращение неполной занятости, развитие персонала на производстве и результативность внутрипроизводственного обучения, рост производительности труда и т.д.

ВЫЯВЛЕНИЕ ОЖИДАНИЙ ОТ УСЛОВИЙ БУДУЩЕГО ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ РАБОЧИХ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Г.К. Лапушинская, Т.Ю. Баженова, Д.С. Филатов, кафедра национальной экономики ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»

Спрос на труд, количественно равный сумме численности занятых в экономике и имеющихся вакансий, качественно не однороден. Работодателей, с позиций особенностей деятельности их фирм, интересуют работники определенной профессии и квалификации, готовые трудится за предлагаемую плату. К этому нередко добавляются требования определенного возраста, наличия дополнительных профессиональных навыков и умений. Однако использование формируемого трудового потенциала территории связано не только со стратегией регионального развития и перспективами, выбранными бизнес-структурами, но и с трудовыми ожиданиями молодежи, заканчивающей учебные заведения профессионального образования и выходящей на рынок труда.

Дисбаланс в трудовых ожиданиях выпускников и информационно доступных для них вакансиях рынка труда региона приводит не только к отсутствию у выпускников желания работать по получаемой профессии или специальности, но и к оттоку молодежи из

региона. Работодатели, а, следовательно, и регион в этом случае испытывают нехватку кадров, способных обеспечить высокую эффективность производства и поддержать развитие бизнес-структур территории.

Проблема дисбаланса ожиданий выпускников и существующих мест трудоустройства в Тверской экономике приводит к необходимости осуществления процедур выявления ожиданий от будущего трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования как основы для последующего взаимодействия работодателей и образовательных учреждений профессионального образования при координировании этого взаимодействия со стороны региональных органов власти (в первую очередь, департаментом образования Тверской области). Особое внимание следует обращать на те условия, которые предопределяют у выпускников учреждений профессионального образования выбор рабочего места.

Кроме того, процедуры выявления ожиданий выпускников дол-

жны позволять увидеть происходящую динамику в процессах профессиональной ориентированности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования региона, а также сделать оценку активности взаимодействия работодателей с образовательными учреждениями.

Подготовка молодых рабочих - дело не только государства, учебных заведений и самих учащихся, заинтересованных в повышении своей конкурентоспособности на рынке труда, но и работодателей. Ведь молодые специалисты и рабочие - это будущее любого предприятия. Если компании не включаться активно в этот процесс, то уровень выпускников учреждений образования неизбежно будет ниже желаемого: наряду со слабыми профессиональными знаниями у них не будет психологической готовности к продуктивной работе, соблюдению дисциплины и выполнению норм корпоративного поведения, проявлению инициативы. Участие в учебном и воспитательном процессе работодателей предотвращает многие из перечисленных проблем и снижает издержки, которые возникают при включении вчерашних учащихся в трудовой процесс. Для этого представляется целесообразным формирование системы непрерывного мониторинга, которая позволила бы проанализировать и оценить произошедшие изменения в ожиданиях от будущего места трудоустройства в следующем временном периоде.

Проведенное анкетирование позволило выявить критерии выбора компаний-работодателей выпускниками учреждений НПО Тверской области. Выпускникам было предложено оценить значимость для трудоустройства 42 критериев, определяющих их выбор компании.

Первое по значимости место для выпускников НПО занимает группа факторов «Статус и карьерный рост в компании» (значение среднего балла по группе 3,69 по шкале оценки от -5 до 5). Для рабочих кадров все большее значение приобретает наличие трудовой книжки и статус штатного работника (средний балл 3,82 - наибольший по группе). Кроме того, значимой при выборе является возможность быстрого продвижения в компании (3,68 балла), так как молодые работники хотят, приходя в компанию, видеть как они могут добиться этого роста. Поэтому даже наличие в компании плана карьерного роста работника (3,67 балла) превышает по значимости критерий «Оплата переработок компанией» (3,63 балла). При этом около 50% опрошенных выбирали для данной группы критериев - «Статус и карьерный рост в компании» - максимально возможную оценку (5 баллов - очень значимое условие при выборе компании).

Второе место занимает группа факторов «Развитие и профессиональный рост» (3,66 балла). Для молодых рабочих важна возможность получить те навыки и знания, которых им не хватает, прямо на рабочем месте (критерий «Возможность обучения в компании» получил наибольшую среднюю по группе оценку - 3,75 балла). В данном случае выпускник НПО не выбирает самостоятельно направление подготовки, а оставляет этот выбор за компанией. Кроме того, многие выпускники расширяли предложенный в данной группе перечень условий, определяя в качестве дополнительного критерия наличие стажировок, что позволяет получить дополнительный опыт и иметь базу для сравнения рабочих мест в компании. Также молодые рабочие идут в компанию с долгосрочными целями и для них важно остаться в компании после испытательного срока (данный критерий получил 3,74 балла). При этом критерий «Дополнительное образование, оплачиваемое компанией» (3,64 балла) оценивается выпускниками менее значимо, чем возможность внутрифирменной подготовки, что связано со сложностью самостоятельного выбора направления дополнительного обучения, а также отсутствия ориентации дополнительного обучения на специфику конкретной компании. Важно, что разрыв в значимости двух групп факторов «Статус и карьерный рост в компании» и «Развитие и профессиональный рост» незначителен и составляет 0,03 балла.

На третьем по значимости месте находится группа факторов «Компенсации и гарантии», оценка которой (3,25 балла) ниже двух оценок предыдущих групп на 0,41 балла. Среди наиболее важных факторов внутри группы можно выделить: «Рост заработной платы» (4,30 балла), «Высокая стартовая заработная плата» (4,22 балла). Это отражает нежелание начинать трудовую карьеру на рабочем месте с низкой заработной платой, не соотносящейся с финансовыми ожиданиями выпускников, а также желание четкой определенности в финансовых перспективах. При этом молодые работ-

ники уверены в своих силах и способностях, которые позволят им достичь желаемых результатов, поэтому высокую оценку получил критерий «Наличие премий и бонусов по результатам работы» (4,18 балла). Также высоко оценивается наличие в кампании социального пакета (4,08 балла), при достаточно низкой оценке существования неденежных компенсаций (2,19 балла).

Необходимо отметить, что четыре рассмотренных характеристики условий работы, относящиеся к группе «Компенсации и гарантии» являются наиболее важными среди всех 42 оцениваемых критериев.

Наименьшее значение оценки как в данной группе, так и среди всех 42 критериев получил критерий «Наличие штрафных санкций» (0,17 баллов). Однако мнения выпускников о влиянии на выбор наличия штрафных санкций в компании разделились. Штрафные санкции, как очень значимый недостаток расценивают 19,6% выпускников, которые могут отказаться от работы в таких компаниях. Примерно столько же выпускников (19,4%) оценивают наличие штрафных санкций позитивно. Это может быть связано с высокой самооценкой выпускников, а также с представлением о применении в таких компаниях принципов социальной справедливости (должна поощряться не только хорошая работа, но и наказываться плохая).

Четвертое место занимает группа факторов - «Характеристика компании» (2,76 балла). Молодые рабочие ориентированы на работу в компании с высокой эффективностью (3,49 балла), которая известна не только в Тверской области, но и в России (3,37 балла), динамично развивается в Тверской области (3,23 балла), является крупным предприятием (3,28 балла). При этом пугает, как место трудоустройства новая, недавно созданная компания (0,92 балла) и предприятия малого бизнеса (1,02 балла). Высоко выпускники оценили наличие у компании собственной столовой (3,51 балл), а также расположение компании недалеко от места жительства (3,38 балла) либо наличие организованной доставки сотрудников (3,29 балла).

Не столь значимыми для молодых рабочих являются условия работы в компании (2,63). Наиболее важна продолжительность отпуска согласно Трудового кодекса (3,71 балла). Кроме того, молодые рабочие ценят возможность совмещения работы с учебой (3,4 балла) и гибкость рабочего графика (3,1 балла). Для очень небольшого круга профессий значима работа в помещении с численностью сотрудников менее 10 человек, к ним относятся: агент (рекламный), помощник машиниста, переплётчик художественного переплёта, художник, парикмахер, администратор, делопроизводитель, вышивальщица.

Последнее шестое место занимает группа факторов «Характеристика работы» (2,25 баллов). Если выпускникам важным представляется наличие четкой документально оформленной должностной инструкции (3,06 баллов), то смущает выполнение преимущественно рутинной работы, которая характерна для рабочих мест, не оснащенных современным оборудованием, и возможность нести ответственность за выполнение отдельных заданий, что мало сочетается с отмеченным выше желанием быстрого карьерного роста в компании. При этом 41,6% молодых работников считают себя готовыми к руководству другими сотрудниками и 4,7% бояться руководить другими людьми.

С каждым годом компании все активнее работают на рынке труда молодых специалистов, проводя все большее количество различных мероприятий для обучающихся в учреждениях профессионального образования. Компании предоставляют места для прохождения производственной практики; направляют своих специалистов в образовательные учреждения для проведения теоретических и практических занятий; выделяют собственные помещения для проведения практических занятий; проводят рекламные мероприятия в учебных заведениях. Создавая имидж среди молодых специалистов, работодатели рассчитывают на то, что, смогут удовлетворить свою текущую потребность в персонале и привлечь наиболее перспективных выпускников без большого опыта работы, но с большим потенциалом.

При заполнении анкеты выпускникам было предложено указать три наиболее привлекательные для их трудоустройства компании, находящиеся в Тверской области.

На основе полученных ответов был сформирован рейтинг привлекательности компаний Тверского региона. Лидирующими в рейтинге отраслями стали: машиностроение, и пищевая промышленность. Это объясняется спецификой региональной экономики Тверской области. Выпускники учреждений НПО в качестве потенци-

ального для них места работы выделили 413 компаний Тверской области.

Следует отметить, что популярность некоторых компаний (таких, как ОАО «Волжский пекарь», ЗАО «Хлеб» - крупнейших производителей хлебобулочной продукции) может частично объясниться тем, что с их продукцией каждый из выпускников сталкивается практически ежедневно.

В рейтинг привлекательности компаний Тверского региона попали и такие компании, которые не занимаются крупномасштабной рекламой как в целом на рынке, так и среди молодых специалистов. К таким компаниям можно отнести ОАО «Тверской вагоностроительный завод», ОАО «ТВЭКС» - Тверской экскаваторный завод. Это компании с известными, брендовыми именами на своем рынке и поэтому им нет необходимости в проведении широкомасштабных акций.

Кроме того, некоторые из попавших в рейтинг компаний предпочитают работать с определенными образовательными учреждениями напрямую, привлекая молодых специалистов на основе рекомендаций. И поэтому эти компании не проводят широкомасштабные рекламные и имиджевые акции для привлечения выпускников, что сказывается на их популярности.

Особое внимание работодателям следует обратить на те профессии, основная часть (более 90%) выпускников которых не видят в Тверском регионе компаний - потенциальных мест их дальнейшего трудоустройства. К таким профессиям относятся: машинист подъемно-транспортных и строительных машин, тракторист, машинист крана автомобильного, вышивальщица, мастер сельскохозяйственного производства. Данную ситуацию можно объяснить

тем, что выпускники указанных профессий считают рынок труда Тверской области неперспективным для себя, либо не владеют достаточной информацией по данному вопросу.

Таким образом, отдавая свой голос в пользу той или иной компании, выпускники оценивают ее активность на рынке труда, в том числе во взаимодействии с образовательными учреждениями в процессе подготовки кадров, узнаваемость компании за счет постоянного проведения мероприятий для обучающихся, имидж и открытость компании и т.п. Необходимо отметить, что проведение анкетирования может стимулировать развитие социального партнерства между работодателями, учреждениями начального профессионального образования и молодыми рабочими, а, следовательно, способствовать достижению между ними баланса интересов.

Активное участие в процессе профессиональной ориентации молодых рабочих, помощь в адаптации на рабочем месте со стороны работодателей, осуществляемая вместе с образовательным учреждением еще в период получения профессии (через предоставление места для прохождения производственной практики; участие в реализации учебного процесса специалистов компании; выделение производственных площадей и оборудования для проведения практических занятий; последующее трудоустройство после прохождения производственной практики; специальные программы поддержки молодых рабочих и т.п.) позволяет сформировать четкое видение перспектив в трудоустройстве молодежью. В противном случае происходит ориентация молодежи либо на смену профессионального уровня, либо на смену профессиональной сферы, что приводит к нехватке рабочих кадров, требуемых компаниям, и снижает трудовой потенциал региональной экономики.

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ -ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНМИКИ

Е.А. Хромушин, инженер-экономист

Перед экономикой России поставлена задача в ближайшие 1520 лет достичь уровня наиболее развитых стран. Решение этой задачи требует максимального использования инвестиционного ресурсного потенциала, наращивания объёма инвестиций, совершенствования их структуры и ускорения оборота. В обобщённой постановке эту задачу представляется возможным определить как повышение инвестиционной активности.

Создание благоприятного инвестиционного климата в стране и в регионах, усиление инвестиционной привлекательности проектов развития экономики является, по существу, необходимыми предпосылками решения поставленной задачи. Результативность этих мер, с нашей точки зрения, может быть охарактеризована тем, какой прирост прямых инвестиций фактически был достигнут в течение рассматриваемого периода. Этот прирост, соотнесённый с меняющейся численностью населения и скорректированный с учётом динамики цен на строительную продукцию, может рассматриваться как объективная количественная оценка инвестиционной активности в социально-экономическом развитии. В таблице 1 приведены данные, характеризующие динамику показателя инвестиционной активности по стране за период 2000-2006 гг.

Как видно из приведённых данных, показатель инвестиционной активности вырос за рассматриваемый период в 2 раза.

Объём и отраслевая структура инвестиций непосредственно зависят от производственного и сырьевого потенциала различных регионов страны, от уровня развития в них транспортной и социальной инфраструктуры. Инвестиции реализуются в общественно0-полезный продукт в ходе строительного процесса, который нераз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рывно связан с территорией, где он осуществляется. Исходя из этого, представляется методически оправданным при исследовании форм управления инвестиционной активностью сосредоточить основное внимание на региональном аспекте проблемы. Процесс федерализации страны связан с рассмотрением регионов как субъектов экономических отношений в инвестиционной деятельности, носителей собственных экономических интересов. Это предполагает исследование проблем управления инвестиционной активностью в разрезе регионов, которые рассматриваются как многофункциональные социально-экономические открытые системы, имеющие с внешней средой прямые и обратные связи. При этом границы регионов не обязательно совпадают с границами субъектов Федерации. На территории субъектов Федерации существует внутреннее административное деление в форме муниципальных образований, среди которых особое место занимают крупные города с примыкающими к ним районами. При изучении проблем управления инвестиционной активностью такие образования целесообразно рассматривать как центры концентрации инвестиций с единым координационным центром в системе местной администрации. Привлечение инвесторов в эти центры связано с влиянием следующих факторов:

• наличие действующих предприятий корпоративной собственности, имеющих перспективу инновационного обновления производства и закрепления на конкурентном рынке;

• достаточное развитие инфраструктуры производства, включая энергоснабжение, транспорт, коммунальное хозяйство;

• квалифицированные кадры, способные к быстрому восприя-

Таблица 1. Динамика показателя инвестиционной активности (расчёт по данным Российского статистического ежегодника за 2007 г.)

Показатели Годы

2000 2002 2004 2006

Показатель инвестиционной активности, руб./чел. 7 965 9 690 15 500 15 660

Рост показателя инвестиционной активности, % к 2000 г. 100 122 195 197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.