Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная мотивация / подростки / профориентация / индивидуальный подход. / motivation in education / adolescents / career guidance / individual approach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мошенникова Дина Владимировна

в статье приводится теоретический обзор проблемы применения профориентационных мероприятий для повышения учебной мотивации у современных подростков. В настоящее время у школьников познавательные процессы далеко не всегда реализуются в школе, поэтому применение внешкольных мероприятий приобретает важное значение для формирования учебной мотивации. При подготовке программы профориентационных мероприятий следует учитывать возрастные различия у школьников, формирующие различия в задачах, решаемых при помощи профориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLICATION FOR CAREER GUIDANCE MEASURES TO INCREASE MOTIVATION OF EDUCATION AMONG ADOLESCENTS

the article provides a theoretical review of questions aimed to increasing motivation of education among adolescents using career guidance methods. At present, the cognitive processes of schoolchildren are far from always being implemented at school, therefore the use of extracurricular activities becomes important for the formation of educational motivation. When preparing a program of career guidance activities, age differences in schoolchildren should be taken into account, which form differences in the tasks solved with the help of career guidance.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ»

FEATURES OF APPLICATION FOR CAREER GUIDANCE MEASURES TO INCREASE MOTIVATION OF EDUCATION AMONG ADOLESCENTS Moshennikova D.V. (Russian Federation) Email: Moshennikova582@scientifictext.ru

Moshennikova Dina Vladimirovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF SOCIAL PSYCHOLOGY, MOSCOW STATE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

MOSCOW

Abstract: the article provides a theoretical review of questions aimed to increasing motivation of education among adolescents using career guidance methods. At present, the cognitive processes of schoolchildren are far from always being implemented at school, therefore the use of extracurricular activities becomes important for the formation of educational motivation. When preparing a program of career guidance activities, age differences in schoolchildren should be taken into account, which form differences in the tasks solved with the help of career guidance.

Keywords: motivation in education, adolescents, career guidance, individual approach.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ Мошенникова Д.В. (Российская Федерация)

Мошенникова Дина Владимировна - магистрант, кафедра социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет,

г. Москва

Аннотация: в статье приводится теоретический обзор проблемы применения профориентационных мероприятий для повышения учебной мотивации у современных подростков. В настоящее время у школьников познавательные процессы далеко не всегда реализуются в школе, поэтому применение внешкольных мероприятий приобретает важное значение для формирования учебной мотивации. При подготовке программы профориентационных мероприятий следует учитывать возрастные различия у школьников, формирующие различия в задачах, решаемых при помощи профориентации. Ключевые слова: учебная мотивация, подростки, профориентация, индивидуальный подход.

УДК 37.015.31

В современном мире к успешности обучения школьников предъявляются новые требования. В учебный процесс кроме школьника и учителя включены родители, а также мотивация к учебной деятельности нужна во внеурочных занятиях школьников. Такое разнообразие деятельности предполагает индивидуальный подход к формированию учебной мотивации [1].

Портал SuperJob провел всероссийский опрос, в котором поучаствовали 3000 родителей школьников 710 классов. Согласно его результатам, 27% школьников средней школы и 43% учеников старших классов вынуждены обращаться к помощи репетиторов. Ученики 7-8 классов внеурочно получают помощь для преодоления учебных пробелов, повышения успеваемости или подготовки к олимпиадам. Фокусировка внимания идет на подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, результаты которых напрямую влияют на дальнейшие перспективы в обучении и выборе ВУЗов [3].

О процессе переосмысления подростков требований окружающих его взрослых, и писал А.Н. Леонтьев. Подросток либо включает их в собственную систему мотивов, либо демонстрирует форму «психологического бунтарства» [7]. Ценностями личности и их раскрытие через активность жизненной позиции можно назвать осознанное понимание своих стратегических целей, мировоззренческих ориентиров. Именно они придают осмысленность каждодневной деятельности индивида [9].

Д.А. Леонтьев отмечал, что без раскрытия ценностных представлений человека, невозможно понять его поведение [8]. А формирования ценностных ориентиров, в результате которых появляется представление о собственной взрослости, активно формируются в подростковом возрасте, когда появляются условия для этого формирования [7]. И это осознание влияет и на учебную деятельность, так как зачастую приводит к изменениям в познавательной и интеллектуальных сферах жизни подростка [2].

Карымова О.С. и Романова Э.С. при изучении ценностей современных подростков, отметили что ведущими ценностями для них выступают личное счастье, материальная обеспеченность, уверенность в себе и здоровье. А профессиональная реализация является инструментом для достижения определенного материального уровня и получения желаемых благ [4].

Конушенко Т.Е. указывает на результаты исследований: ведущими ценностями для современных представителей подросткового возраста являются здоровье, интересная работа и уверенность в себе. Второстепенными ценностями называются развитие, любовь, материальное обеспечение и познание [5].

Кох А.И. и Орлов В.А. делают выводы, что современные молодые люди выбирают профессию, ориентируясь на ее престижность, востребованность и возможность получения высокого заработка. Но при этом связать свою деятельность в будущей профессией готовы только половина из 606 опрошенных. Четверть опрошенных соотносят с выбором профессии самореализацию [6].

Анализируя полученные выше данные, можно отметить, что современные школьники демонстрируют узкие социальные и позиционные мотивы, которые связаны с одобрением социального окружения, и особенно семьи, а также стремление удержать социальный полученный социальный статус в дальнейшей жизни. Несмотря на то, что многие школьники осознают социальный характер учебы, их выбор можно назвать индивидуалистическим.

Познавательные потребности школьника в такой ситуации могут быть частично или полностью не связаны с процессом обучения в школе. В результате давления семьи, выбор школьника относительно образования не всегда связывается с будущей профессиональной деятельностью, ребенок не всегда способен выстраивать долгосрочные образовательные планы. Школьник не осознает трудностей выбранной профессии, и не имеет инструментов, который могут помочь преодолеть возникшие трудности.

Можно резюмировать, что для повышения учебной мотивации у современного школьника, необходимо повышать осознанность образовательных возможностей в современном обществе, связывать выбор профессии с внутренними мотивами подростка, помогал с самоопределением и решением актуальных для подростка задач. Также важно оказывать помощь подростку в осознании себя в социальной жизни общества: общественной и государственной, связывать возможность самореализации с ценностью труда и одновременным осознанием важности социальной интеграции.

Помощь подростку будет состоять не в помощи относительно выбора ВУЗа или профессии, а в первую очередь в поиске себя: индивидуальных ценностей и путей раскрытия их, самореализации, самоактуализации. Не менее важной является работа с окружением подростка, формирование благоприятной среды, в которой школьник мог бы получить положительное подкрепление именно на пути самореализации. Современная профориентация, таким образом, направлена на помощь подростку в профессиональном самоопределении [7].

Для учеников 8-9 классов важно получить всестороннюю помощь в выборе профиля дальнейшего обучения. Подросток должен понять в общих чертах интересующие направления: гуманитарное или техническое, теоретическое или прикладное. Хочет ли он получить специальное или высшее образование. Важно помочь школьнику соотнести собственные способности и интересы с будущими профессиями и возможностями деятельности.

Учащиеся 10-11 классов нуждаются в первых шагах в профессиональном поле, глубоком знакомстве с выбранной сферой с помощью участия в специализированных мастер-классах, мероприятиях, а также в формировании активной и независимой жизненной позиции с опорой на внутренние индивидуальные мотивы [8].

Творческое переосмысление учебной деятельности для школьников становится возможным благодаря связи деятельности с профессиональными перспективами. Краткосрочные и долгосрочные цели в таком случае становятся достижимы благодаря использованию осознанности в обучение как инструмента для достижения этих целей, а мотивированность к учебе может становится стабильной.

Для современного этапа развития общества актуальными являются инновационные методы, которые помогают подросткам в профессиональном самоопределении, реализуя индивидуальный подход. Важно изучение теоретических характеристик успешности профориентационной деятельности, а также подготовка и внедрение практических инновационных внеурочных мероприятий.

Список литературы /References

1. Дюжева О.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Костромской государственный университет. Кострома, 2010.

2. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / Ермолаева М.В. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2003. 376 с.

3. Исследовательский центр портала Superjob.ru. Родители учеников 10 и 11 классов тратят на репетиторов по 3500 рублей в неделю. Москва, 2021.

4. Карымова О.С., Романова Э.С. Особенности системы ценностей современных старших школьников, проживающих в селе // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 2 (2).

5. Конушенко Т.Е. Особенности ценностно-смысловых ориентиров подростков // Актуальные проблемы психологии воспитания. Материалы Краевого научно-практического семинара, 2020. C. 31-36.

6. Кох А.И., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука, 2020. № 2 (22). C. 142-169.

7. Леонтьев А.Н. Формирование и развитие личности (в норме и патологии) / Леонтьев А.Н. Москва: Изд-во Московского университета, 1982.

8. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, 1998. № 1. C. 13-25.

9. Удальцова М.В. Психология ценностных ориентаций / Удальцова М.В. Новосибирск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.