УДК 796.81
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ВОЛЬНОЙ
БОРЬБЕ
Гаджиахмед Султанахмедович Султанахмедов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В статье отражена методика применения мультимедийных средств в вольной борьбе. Представляются особенность и эффективность применения видеосъемки с целью выявления ошибок и дальнейшей корректировки технико-тактический действий.
Полученные результаты говорят о целесообразности внедрения в тренировочный процесс современной аппаратуры для повышения качества совершенствования технико-тактической подготовки борцов высших спортивных разрядов.
Ключевые слова: борьба, видеосъемка, видеоанализ, технико-тактическая подготовка.
FEATURES OF APPLICATION OF MULTIMEDIA TO IMPROVE THE TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS IN WRESTLING
Gadzhiakhmed Sultanakhmedovich Sultanakhmedov, the candidate of pedagogical sciences,
senior lecturer,
Russian State University of Physical Education, Sport, Youth, and Tourism, Moscow
Annotation
In article, the technique of application of multimedia means in free-style wrestling is reflected. Feature and efficiency of application of video filming for the purpose of error detection and further correction of technical and tactical actions are presented.
The obtained results indicate the feasibility of introducing the modern equipment into the training process to improve the quality of the technical and tactical training of the fighters of higher sports categories.
Keywords: freestyle wrestling, video shooting, video analysis, technical and tactical training.
ВВЕДЕНИЕ
Тренировочный процесс в вольной борьбе представляет собой сложный многолетний процесс, в котором важное значение играет физическая, техническая и тактическая виды подготовки [1, 2], при этом соревновательная схватка характеризуется постоянно изменяющимися внешними условиями в связи, с чем прогнозировать спортивный результат и интенсивность схваток крайне сложно [3]. В последние годы, в связи с возросшим уровнем физической и технической подготовленности спортсменов, особое внимание уделяется особенностям тактической подготовки. Возрос и интерес к использованию современных возможностей мультимедийного оборудования в тренировочном процессе. В связи с этим представляется целесообразным исследовать особенности применения мультимедийных средств с целью совершенствования технико-тактических действий борцов вольного стиля.
Целью исследования явилось совершенствование технико-тактических действий борцов вольного стиля 17-20 лет с применением мультимедийных средств.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогический эксперимент заключался в применении мультимедийных средств в экспериментальной группе. В контрольной группе тренировочный процесс осуществлялся без видеосъемки и видеоанализа. После эксперимента проводилось сравнение в динамике технико-тактических действий спортсменов экспериментальной и контрольной групп. Для проведения эксперимента было отобрано 24 спортсмена 17-20 лет с I разрядом, КМС и МС. В каждую группу было распределено по 12 спортсменов.
ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ методики
Видеосъемка осуществлялась во время технико-тактических заданий и анализировалась во время восстановительных пауз. Детальный анализ проводился 1 раз в неделю в мультимедийном классе. Спортсменам представлялись наиболее грубые ошибки выполняемых элементов, а затем эталонное выполнение того же приема во время международных соревнований спортсменами сборной команды России и других стран.
Для формирования методики применения мультимедийных средств в тренировочном процессе в вольной борьбе необходимо было выявить оптимальное количество видеокамер. Для этого во время оценки технико-тактического мастерства было установлено 4 видеокамеры. Испытуемые выполняли 3 технико-тактических задания по 3 попытки. Далее группа из 5 экспертов ставили свои оценки и выводилось среднее арифметическое по каждому испытуемому и группы в целом. Эксперты давали оценку по каждой из 4 видеокамер и фиксировали количество и степень ошибок.
По отдельности каждая видеокамера фиксирует от 74% до 81% ошибок, а при анализе 3 попыток процент составил от 88% до 94% выявленных ошибок. Комбинация двух камер фиксирует от 87% до 93% от общего числа ошибок. Комбинация из 3 камер позволяет отследить от 91% ошибок. Одновременная видеосъемка 4 видеокамер фиксирует до 100% всех ошибок. Коэффициент конкордации составил 0,89, что свидетельствует о достоверно высокой согласованности мнения экспертов.
Таким образом, в тренировочном процессе наиболее доступным и оптимальным является использование одной камеры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Результаты анкетирования показали, что из 34 опрошенных тренеров по борьбе только 26,5% применяют мультимедийные средства у спортсменов высших разрядов.
Для проведения контрольного тестирования до и после эксперимента были предложены следующие технико-тактические задания:
• бросок подворотом с захватом разноименной руки и шеи;
• бросок наклоном с захватом ног, голова снаружи;
• перевод рывком за руку.
При оценивании учитывалась подготовка к проведению бросков, создание благоприятных ситуаций, количество и степень ошибок.
На рисунке 1 представлен результат выполнения заданий в контрольной и экспериментальной группе до эксперимента.
баллы
5
3,2 2,8 2,9 3,1 2,8
-
Бросок подворотом
Бросок наклоном
Перевод рывком
□ Контр. группа ШЭкспер. группа Рисунок 1 - Средние результаты оценивания бросков до педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Низкий исходный средний балл связан не с техникой выполнения приемов, а с отсутствием умения создавать благоприятные ситуации, иначе говоря, отставал тактический компонент при выполнении заданий.
Рисунок 2 отражает результаты выполнения заданий после эксперимента.
баллы
5 4'3 3 9 4'2
4 3,6 I 3,3 |----3,5 -
3 2
0
Бросок подворотом Бросок наклоном Перевод рывком
□ Контр. группа ПЭкспер. группа Рисунок 2 - Средние результаты оценивания бросков после педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Динамика выполнения технико-тактического задания «бросок подворотом с захватом разноименной руки и шеи» в экспериментальной группе стала достоверно лучше на 34,4%, в контрольной группе прирост составил 5,9%.
В задании «бросок наклоном с захватом ног, голова снаружи» в экспериментальной группе прирост составил 34,5%, в контрольной 17,9%.
Средний балл в задании «перевод рывком за руку» в экспериментальной группе стал выше на 50%, в контрольной группе на 12,9%.
Полученные результаты говорят о достоверно лучшем освоении технико-тактических элементов спортсменами экспериментальной группы, что говорит об эффективности разработанной методики.
ВЫВОДЫ
1. Для оперативного контроля за технико-тактическими действиями в тренировочном процессе наиболее целесообразно применять видеосъемку.
2. Проведение педагогического тестирования после эксперимента выявило достоверно большую динамику в экспериментальной группе во всех контрольных заданиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Султанахмедов, Г.С. Индивидуализация темпа ведения поединков высококвалифицированными борцами вольного стиля : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Султанахмедов Гаджиахмед Султанахмедович. - М., 2010. - 155 с.
2. Султанахмедов, Г.С. Совершенствование методики повышения уровня специальной выносливости борцов вольного стиля в связи с изменениями правил соревнований / Г.С. Султанахмедов, Г.В. Лурье // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 275-277.
3. Султанахмедов, Г.С. Формирование умения равномерно распределять силы во время соревновательной деятельности у борцов вольного стиля / Г.С. Султанахмедов, Г.В. Лурье // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 251-253.
REFERENCES
1. Sultanahmedov, G.S. (2010), Individualization of the pace of combat highly-qualified wrestlers, dissertation, Moscow.
2. Sultanakhmedov, G.S. and Lurie G.V. (2017), "Improving methods of increasing the level of special endurance of wrestlers in connection with changes of rules of competitions", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 154, No. 12, pp. 275-277.
3. Sultanakhmedov G.S. and Lurie G.V. (2018), "Formation of ability to distribute evenly force during competition activity of freestyle wrestlers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 155, No. 1, pp. 251-253.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.02.2018
3 6 4,3 3,9 4,2
3,3