4. Раменская, Т.И. Лыжный спорт : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т.И Раменская, А. Г. Баталов. - М. : Флинта : Наука, 2004. - 319 с.
5. Правила соревнований по лыжным гонкам / под общ. ред. В.А. Логинова. - М. : Свето-тон, 2007. - 160 с.
6. Правила соревнований по лыжным гонкам 2001-2005 гг. : методические указания / под общ. ред. А.Г. Баталова. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 92 с.
REFERENCES
1. Evstratov, V.D., Virolaynen, P.M. and Chukardin G.B. (1988), Skating stride? Not only ..., Physical culture and sport, Moscow.
2. Ed. Evstratov, V.D., Chukardin G.B. and Sergeev, B.I. (1989), Skiing: The textbook for Institutes and technical schools of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
3. Ed. Agranovsky, M.A. (1980), Skiing: The textbook for Institutes of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
4. Ed. Ramenskaya, T.I. and Batalov, A.G. (2004), Skiing: Textbook, Flint, Science, Moscow.
5. Ed. Loginov V.A. (2007), Rules of competitions in cross-country skiing, Svetoton, Moscow.
6. Ed. Batalov, A.G. (2001), Rules of competitions in cross-country skiing of 2001-2005: methodical instructions, SportAcademPress, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.04.2015.
УДК 796.81
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМБИНАЦИЙ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОРЦОВ
ВОЛЬНОГО СТИЛЯ
Андрей Викторович Захаров, преподаватель, Дальневосточный юридический институт Министерства Внутренних Дел Российской Федерации (ДВЮИ МВД РФ), г. Хабаровск
Аннотация
В статье говорится о предпосылках исключения спортивной борьбы из программы Олимпийских игр и предпринятых мерах Международной федерацией любительской борьбы и Федерации спортивной борьбы России, чтобы сохранить борьбу в программе и о проведенном анализе структуры соревновательной деятельности. Разработана методика технико-тактической подготовки борцов на основе результативных соревновательных комбинаций и представлены результаты проведенного эксперимента на основе данной методики.
Ключевые слова: изменение правил, спортивная борьба, деятельность, соревновательные комбинации, структура, техника, тактика, результаты эксперимента.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p49-52
APPLICATION OF THE METHODOLOGY OF PRODUCTIVE COMPETITIVE
COMBINATIONS IN COMPETITIVE ACTIVITY OF THE FREESTYLE
WRESTLERS
Andrey Viktorovich Zakharov, the lecturer,
Far East Legal Institute of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia, Khabarovsk
Annotation
The article discusses the prerequisites of the wrestling exclusion from the program of the Olympic Games and the measures taken by the International Federation of amateur fight and Federation of wrestling of Russia to keep the fight in the program and carried-out analysis of the structure of competitive activity. The methodology of technical and tactical training of the fighters on the basis of the productive competitive combinations has been developed and results of the experiment on the basis of this methodology have been presented.
Keywords: change of rules, wrestling, activity, competitive combinations, structure, technics, tac-
tics, results of experiment.
С тех пор как МОК впервые утвердил правила спортивной борьбы накануне Первых Олимпийских игр 1896 года, разработанные французскими специалистами Дублие-ром, Ригалем, Кристолем происходят их постоянные изменения. Анализируя процесс эволюции правил соревнований и вместе с ним развитие спортивной борьбы как вида спорта, можно констатировать тот факт, что вся история наполнена многочисленными изменениями и дополнениями правил. В 2012 году на сессии Международного Олимпийского Комитета возник вопрос об исключении спортивной борьбы из программы Олимпийских Игр. В связи с этим 18 мая 2013 года был собран внеочередной исполком ФИЛА принят ряд мер, которые препятствовали исключению спортивной борьбы из программы Олимпийских игр. Изменения коснулись руководящего состава ФИЛА, и правил борьбы.
Изменение правил, неизбежно ведет и к изменению методик подготовки спортсменов. Мы предлагаем одну из методик подготовки борцов вольного стиля.
Проблема соревновательной деятельности, на протяжении длительного времени, обращала на себя пристальное внимание многих авторов [2, 4]. В современной теория спорта данная концепция получила новые направления исследований, раскрывающие специфические особенности и своеобразие реализации в каждом виде спорта. Характеризуя структуру соревновательной деятельности, В.Н. Платонов [3] отмечает, что обобщение процесса спортивной тренировки в различных видах спорта в значительной мере зависит от четких представлений о структуре соревновательной деятельности, о тех составляющих, которые в сумме определяют ее результат. Различные параметры, характеризующие те или иные компоненты соревновательной деятельности, часто слабо связаны между собой и требуют строго дифференцированного совершенствования. В ходе соревновательной борьбе каждый спортсмен имеет свою определенную изменяющуюся линию поведения, цель которой - скрыть собственные намерения от соперника и раскрыть его тактическую заготовку. Эти умозаключения были важны для разработки данной методики, поскольку мы анализировали модельные характеристики сенсомоторных функций борцов различной манеры ведения поединка, изучали специфику их проявлений в конкретной соревновательной деятельности. Результаты исследования сенсомоторных качеств спортсменов [6] также учитывали при моделировании и программировании тренировочного процесса борцов экспериментальной группы.
Таким образом, проведенный краткий анализ структуры соревновательной деятельности позволяет сделать вывод, что индивидуальная технико-тактическая подготовка борцов должна учитывать многие факторы и условия соревновательной деятельности, совокупность которых и определяет конечный эффект и рост спортивного мастерства. Отсутствие этой информации затрудняет моделирование, планирование и контроль тренировочного процесса, особенно при подготовке к ответственным соревнованиям.
Анализ фундаментальных исследований соревновательной деятельности и подведение итогов педагогического эксперимента привели к решению поставленных задач. Одной из основных задач была разработка методики подготовки юниоров на основе результативных соревновательных комбинаций.
Нами был разработан план, по которому велись занятия. Согласно методике борцы в контрольной группе были разделены на две подгруппы: атакующая и контратакующая. Эксперимент длился 16 недель (112 занятий), в течение этого периода каждая тренировка проходила по стандартной схеме разминка, основанная часть, заключительная. Первая и последняя были схожи с такими же частями в контрольной группе, а в основной уже было вмешательств нашей методики [1]. В основной части занятия каждая подгруппа отрабатывала те результативные соревновательные комбинации, которые, по нашему мнению, обеспечат победу на контрольных соревнованиях:
• Борцам подгруппы А (атакующие): тактика - наступательное маневрирование, силовое воздействие, разведывательные и обманные комбинации, использование швун-
гов, захватов и бросков в стойке, реализация индивидуальной манеры ведения схватки, технические элементы: сваливание с захватом двух ног, броски подворотом, нырки, переводы рывком и т.д.;
• Борцам подгруппы К (контратакующие) - тактика-маневрирование, блокирующие и опережающие комбинации, броски в стойке и перевороты в партере, индивидуальная манера ведения поединка, совершенствование комбинаций в условных и соревновательных поединках. Технические элементы: броски обвивом, подхватом, бросок через грудь, броски подворотом, перевороты обратным поясом (партер), выседы.
Особое место в экспериментальной методике отводилось отработке способов дезорганизации соперников, которые отличались у борцов атакующего и контратакующего амплуа: «ложные» атаки и контратаки, выведение из равновесия, борьба на краю ковра, прессинг, сложные захваты и другие технико-тактические действия. Отработка алгоритмов предполагаемых соревновательных комбинаций борцов экспериментальной группы в условных поединках осуществлялось систематически пять раз в неделю, (втором, третьем и четвертом микроцикле предсоревновательного периода).
Согласно результатам исследования сенсомоторики до и после эксперимента наша группа приблизилась к модельным характеристикам борцов высшей квалификации, а также борцы экспериментальной группы добились положительных результатов на соревнованиях [1]. Ситуационное моделирование результативных соревновательных комбинаций и конкретной манере ведения поединка легли в основу методики индивидуальной технико-тактической подготовки борцов-юниоров, включающей стиль поведения, показатели психомоторики, двигательные предпочтения, «коронные» комбинации.
Проведенные расчеты показали, что борцы атакующей манеры ведения поединка в большей мере применяют: умение выводить соперника из равновесия (швунги) -72,2%, активное начало и удержание преимущества - 64,6%, реализация высоко бальных технических действий - 58,3%, реализация удобных динамических ситуаций в стойке -56,4%, «атака в ноги» -52,7%, создание видимой активной борьбы в стойке, непрерывное давление отметили 51,2% опрошенных респондентов.
Для борцов контратакующего стиля выявлены другие результативные технико-тактические действия, обеспечивающие победу над соперником. К ним относятся: умение бороться на краю ковра - 78,4%, создание искусственных «проигрышных» ситуаций - 69,7%; умение бороться в обоюдном захвате - 64,1%, умение использовать ошибки соперника - 59,6%, умение работать на опережение - 68,4%, умение реализовывать выжидательную тактическую установку - 57,8%, умение применять сбивающие факторы отмечают 54,3% опрошенных специалистов высокой квалификации [1]. Использование предложенной нами методики в экспериментальной группе выявило значительный рост в выступлениях на контрольных соревнованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захаров, А.В. Индивидуальная технико-тактическая подготовка борцов-юниоров 17-18 лет на этапе углубленной специализации / А.В. Захаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2012. - № 3 (85). - С. 90-93.
2. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1971. - 39 с.
3. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
4. Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена. Методы оценки и коррекции / В. А. Таймазов, Я. В. Голуб. — СПб. : Олимп СПб., 2004. - 400 с.
REFERENCES
1. Zakharov, A.V. (2012), "Individual technical-tactical preparation of fighters-juniors of 17-18 years at a stage deepened specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No.
3, pp. 90-93
2. Leontev, A.N. (1971), Requirement, motives, emotions, publishing house Moscow State University, Moscow.
3. Platonov, V.N. (1986), Preparation the qualified sportsmen, Physical culture and sport, Moscow.
4. Taymazov, V.A. and Golub, I.V. (2004), Psychophysiological condition of the sportsman. Estimation and correction methods, Olympus-SPb, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.04.2015.
УДК 796.92
МЕТОДИКА ЛЫЖЕГОНОЧНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ
Владимир Викторович Зебзеев, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры (ЧГИФК), г. Чайковский
Аннотация
В статье представляется методика, направленная на совершенствование лыжегоночной подготовленности квалифицированных лыжников-двоеборцев. Основой экспериментальной методики является контроль и коррекция ошибок в технике передвижения коньковыми ходами. Анализ соревновательной деятельности лыжников-двоеборцев, проведенный в ходе педагогического эксперимента, свидетельствует об эффективности разработанной нами методики.
Ключевые слова: методика, техника передвижения коньковыми ходами, лыжегоночная подготовленность, лыжники-двоеборцы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p52-55
METHODOLOGY OF CROSS-COUNTRY SKIING TRAINING FOR THE QUALIFIED COMBINED SKIERS
Vladimir Viktorovich Zebzeev, the candidate pedagogical sciences, senior lecturer, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky city
Annotation
The methodology aimed at improving the ski racing qualification of the qualified combined skiers has been presented in the article. The basis of the experimental method is control and correction of errors in the freestyle technique. The analysis of the competitive activity of the combined skiers was held during the pedagogical experiment and it demonstrates the effectiveness of our methodology.
Keywords: methodology, freestyle technique, ski-racing qualification, combined skiers.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы определяется тем, что техническая и функциональная подготовленность на разных этапах многолетней подготовки являются основой обретения лыжником-двоеборцем спортивной формы перед соревнованиями.
К сожалению, в настоящий момент в российском лыжном двоеборье наблюдается общая для всех проблема - низкие результаты спортсменов в лыжной гонке. Так, двоеборцы главной сборной команды страны проигрывают сильнейшим зарубежным спортсменам в лыжной гонке на дистанции 10 км по несколько минут. С такими результатами в лыжной гонке сложно рассчитывать на призовые места на крупнейших международных соревнованиях, даже несмотря на максимально дальние прыжки с трамплина с высокими оценками за технику. Многие специалисты-практики в этом виде спорта объясняют данный факт низким уровнем функциональной и технической подготовленности спортсменов во время проведения соревнований. Одним из решений данной проблемы, на наш взгляд, является контроль основных показателей лыжегоночной подготовленности квалифицированных лыжников-двоеборцев, позволяющий выявить ошибки в технике пере-