Научная статья на тему 'Особенности применения международных стандартов функционирования финансовых институтов в Российской практике'

Особенности применения международных стандартов функционирования финансовых институтов в Российской практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / КОНВЕРГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко Е. В.

Целью статьи является определение приоритетов и детерминант конвергенции отечественных стандартов функционирования финансовых институтов с международными стандартами, а также выявление национальных особенностей их адаптации с целью создания базиса для интеграции финансовой системы России в мировую финансовую архитектуру как основы экономического роста страны. Обоснован вывод о необходимости предварительного достижения устойчивой и долгосрочной конвергенции стандартов функционирования российских финансовых институтов с международными, а также расширения возможностей гибкой адаптации национальной экономики к последствиям финансовой глобализации, в том числе путем проведения правительством институциональных реформ, за которыми будет следовать гармоничная интеграция финансовой системы России в мировую финансовую архитектуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения международных стандартов функционирования финансовых институтов в Российской практике»

© Петренко Е.В.,

студентка гр.558 финансового факультета РГЭУ «РИНХ»

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

Международные стандарты, финансовые институты, конвергенция.

На протяжении последних лет экономика России вышла на новый этап развития. Из страны с переходной «догоняющей» экономикой она стала одним из полноправных

участников международных экономических и финансовых отношений. Наряду с другими странами, показывающими в последние десятилетия тенденцию к ускоренному росту экономики, такими как Китай, Бразилия, Индия, Россия вышла на мировой финансовый рынок, и для успешного функционирования на нем российские хозяйствующие субъекты должны принять и соблюдать общемировые правила, принятые на рынке, должны быть способны воспринимать, а также предоставлять адекватную и сопоставимую информацию.

Для целей беспрепятственного участия российских субъектов экономики в международной экономической деятельности страной должны быть приняты общепризнанные международные стандарты. В настоящее время Россия находится на этапе постепенной адаптации к международным стандартам: одни стандарты уже введены и активно применяются субъектами российской экономики, другие находятся на стадии внедрения и постепенно вводятся в практику, некоторые стандарты были использованы при разработке отечественных норм, требований и законов.

Общая динамика внедрения международных стандартов в России представлена в табл. 1.

Таблица 1. Международные стандарты, содержание и применение в РФ

Тип стандарта Орган разработчик и год выпуска Содержание стандарта Практика применения стандарта в РФ

1 2 3 4

1. Ключевые принципы эффективного банковского надзора Базельский комитет по банковскому надзору: Базель I — 1997 г. Базель II — 2004 г. проблемы определения достаточности банковского капитала и основные методы расчета необходимой величины капитала для покрытия рыночного, кредитного и операционного рисков переход российских банков на стандарт «Базель II» предполагается осуществлять в 2008-2009 гг.

2. Принципы корпоративного управления Организация экономического сотрудничества и развития, 1999 г. права акционеров, равное отношение к акционерам, роль заинтересованных лиц в управлении компанией, раскрытие информации и прозрачность бизнеса, обязанности правления вступил в силу в конце января 2002 г.

Окончание табл. 1

1 2 3 4

3. Международные стандарты финансовой отчетности Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета, 1999 г. учетная система, функционирующая на международном уровне; содержит одновременно и концептуальные основы составления отчетности, и собственно, стандарты финансовой отчетности кредитные организации перешли с 1 января 2004 г.; открытые акционерные общества, чьи акции котируются на российских и иностранных рынках ценных бумаг с 1 января 2005 г.

4. Международные стандарты аудита Международная федерация бухгалтеров, 2000 г. этапы выполнения задания, предусматривающего выдачу аудиторских гарантий, а также требования к профессиональным бухгалтерам, осуществляющим такие задания самостоятельная разработка правил (стандартов), подготовленных на базе международных стандартов аудита

5. Сорок рекомендаций Рабочей группы по борьбе с отмыванием денег Группа финансового противодействия отмыванию денег, 1990 г. предложения по совершенствованию законодательных систем и финансовых структур с целью повышения эффективности борьбы с отмыванием полученных незаконным путем доходов в августе 2001 г. вступил в силу закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», разработанный на основе рекомендаций

6. Специальный стандарт распространения данных Международный валютный фонд, 1996 г. руководство для стран-членов фонда в процессе распространения экономических и финансовых данных Россия присоединилась к ССРД з1 января 2005 г.

7. Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг Международная организация комиссий по ценным бумагам, 1974 г. охрана инвесторов; обеспечение справедливости, эффективности и транспарентности рынков; сокращение системы рыночных рисков российское законодательство о ценных бумагах в целом соответствует международным принципам и целям регулирования рынкам ценных бумаг

8. Принципы надзора в сфере страхования Международная ассоциация органов надзора в сфере страхования, 2003 г. страховые принципы, из которых вытекают цели и страхового надзора и которые дополняются стандартами, регулирующими более детальные вопросы Международная ассоциация органов надзора в сфере страхования была основана при участии РФ

9. Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике Международный валютный фонд, 1999 г. целесообразная практика обеспечения прозрачности, которой следует придерживаться центральным банкам в проведении денежно-кредитной и финансовой политики. применяется в РФ с 2001 г.

Источник: составлено автором.

В российских условиях можно выделить также и основные особенности конвергенции международных стандартов.

Кредитные организации России стремятся стать полноправными участниками международных банковских операций, а также повысить степень доверия иностранных инвесторов, поэтому Банк России в июне 1997 г. официально заявил о намерении присоединиться к Базельским основополагающим принципам эффективного банковского надзора.

Правительство и Банк России ведут постоянную работу по приближению норм

регулирования российских банков к международным стандартам. Имеющиеся расхождения национального банковского законодательства с европейским в вопросах установления обязательных нормативов банковской деятельности постепенно устраняются. В настоящее время Банк России и российское банковское сообщество находятся на подготовительном этапе работы по внедрению в надзорную практику новых подходов к оценке достаточности капитала, выработанных Базельским комитетом (Базель II).

Переход российских банков на стандарт «Базель II» предполагается осуществ-

лять в 2008-2009 гг. [1]. Перед российскими банками стоит задача увеличения собственного капитала за счет привлечения средств российских и зарубежных инвесторов, активизации деятельности по внедрению системы страхования вкладов, ипотеки, расширения кредитования населения, малого и среднего бизнеса. Банкам необходимо начать работу по реализации применяемых в международной банковской практике методов управления рисками, включая экономико-статистические оценки вероятности неблагоприятных для банка событий и методы стресс-тестирования.

Процесс перехода на новые стандарты для банков РФ достаточно сложен, однако, если российские кредитные организации окажутся не в состоянии уже в ближайшие годы осуществлять свою деятельность в соответствии со складывающейся международной практикой, они утратят свои конкурентные позиции и будут находиться под угрозой вытеснения с рынка крупными иностранными банками.

Кодекс корпоративного управления в России вступил в силу в конце января 2002 г. К основным препятствиям на пути к успешному развитию корпоративного управления в РФ можно отнести:

- закрытость компаний;

- наличие системы организации бизнеса в виде групп;

- проблемы самофинансирования в российских компаниях.

Однако в условиях финансовой стабильности российским компаниям стало выгодно быть более прозрачными и открытыми, поэтому все большее число крупных компаний в РФ стало следовать основным нормам корпоративного управления.

Как показывает практика, инвесторы более расположены вкладывать средства в организации, расположенные в тех же странах или регионах, что и они сами, поскольку при этом они получают более прозрачную информацию и возможность отслеживать ситуацию. На сегодняшний день

при принятии решений о размещении капитала инвесторам все чаще приходится анализировать возможности, имеющиеся на международном уровне. Глобализация рынков капитала обусловила потребность в единой мировой системе финансовой отчетности. При использовании различных национальных стандартов финансовой отчетности работа инвестора по сравнению возможностей и принятию обоснованных финансовых решений становится более трудной и затратной. И так как основным источником финансовой информации о предприятии является бухгалтерский учет, можно сделать вывод, что скорее всего иностранные инвесторы будут размещать собственные средства в компании, применяющие бухгалтерские стандарты, схожие с их национальными. Во многом это объясняется снижением стоимости обработки информации, а также увеличением доверия инвесторов к финансовой отчетности.

В Российской Федерации формировать консолидированную отчетность по МСФО должны:

- кредитные организации (с 1 января 2004 г.) [2];

- открытые акционерные общества, чьи акции котируются на российских и иностранных рынках ценных бумаг (с 1 января 2005 г.).

Согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу [3], к 2010 г на обязательное составление отчетности по МСФО должны перейти все общественно значимые компании. К ним относятся те, «в чью коммерческую деятельность прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц», а именно:

- компании, имеющие ценные бумаги, находящиеся в свободном обращении;

- финансовые организации, работающие со средствами физических или юридических лиц;

- другие общественно значимые компании.

Речь в данном случае идет только о составлении консолидированной финансовой отчетности.

Переход на международные финансовые стандарты не является задачей только технического характера, включающей перегруппировку информации и изменение форм финансовой отчетности. Переход для многих организаций будет означать фундаментальные изменения существующего представления о положении дел в бизнесе. Появится возможность пересмотреть либо изменить подход, применяемый в информировании руководства посредством внутренней отчетности. Принятие международных финансовых стандартов повлияет на то, как предприятия будут общаться с инвесторами и прочими пользователями финансовой отчетности. Возможны изменения в эффективности финансовых служб, налоговом планировании, моделях оценки.

Многие российские компании используют МСФО в качестве основы для управленческого учета и отчетности, то есть в качестве базы для принятия управленческих решений. Даже не анализируя преимущества МСФО перед российскими стандартами подробно, можно сказать, что правила МСФО лучше отражают экономическую суть операций и поэтому действительно больше подходят для управленческой отчетности.

Однако большая часть российских предприятий все еще испытывает значительные трудности при подготовке отчетности по МСФО. Зачастую самой серьезной проблемой является необходимость раскрытия большого объема детализированной информации о деятельности предприятия, а также применения в оценках составителей отчетности их профессионального суждения, сказывающегося на достоверности отражения финансовых результатов и финансового положения организации. Из чего можно сделать вывод, что ожидать скорого избавления от двойного учета — по РСБУ (Российским Стандартам Бухгал-

терского Учета) и МСФО, а также соответствующей экономии издержек ведения учетов и составления отчетности не следует. Можно прогнозировать законодательный перевод на МСФО консолидированной отчетности крупнейших компаний только лишь к 2009 г.[4]

Аудиторские организации России сегодня уже в достаточной степени укрепили свои позиции на рынке. По словам директора департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ Леонида Шнейд-мана [5], «... можно оценить результаты 2007 г. как очень хорошие и с оптимизмом смотреть в 2008 г.». Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одна из них — стандартизация аудитор -ской деятельности. При решении этой задачи важную роль играют международные стандарты аудита.

Россия избрала путь самостоятельной разработки правил (стандартов), подготовленных на базе международных стандартов аудита. В октябре 2000 г. при участии Международного центра по реформе систем бухгалтерского учета вышел в свет первый официальный перевод международных стандартов аудита на русский язык.

С формальной точки зрения, 34 российских стандарта аудиторской деятельности созданы на основе международных стандартов аудита и очень близки к ним по содержанию. Имеющиеся расхождения касаются стиля и оформления документов, подробности изложения, используемых практических примеров и т. п.

Некоторые аудиторские фирмы России используют международные стандарты аудита из-за участия в проектах МВФ, Всемирного Банка, Организации объединенных наций, USAID и т.п.

В основе отклонений российского аудита от международных стандартов аудита есть причины юридические, админист-

ративные и экономические, хотя уже сегодня многие российские аудиторские фирмы имеют возможность работать и работают в близком соответствии с международными стандартами аудита.

Российская Федерация стала полноправным членом ФАТФ в 2003 г.

В августе 2001 г. в России вступил в силу закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем». Он был разработан с учетом положений «Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности»1 и «40 Рекомендаций» ФАТФ.

Россия присоединилась к ССРД 31 января 2005 г. Это действие является значительным для развития статистической системы страны. Принятие ССРД свидетельствует о высоком качестве российской статистики, повышении уровня открытости и прозрачности экономики, предполагает своевременный доступ к широкому кругу статистических данных и проведение сбалансированной макроэкономической политики, повышение доверия потенциальных инвесторов. На протяжении последних лет Минфином России совместно с Банком России и Росстатом проведена значительная работа по приведению национальной статистки в соответствие с требованиями международных стандартов.

В России Министерство финансов является национальным координатором по распространению информации в соответствии с требованиями ССРД МВФ.

Российское законодательство о ценных бумагах в целом соответствует международным принципам и целям регулирования рынкам ценных бумаг.

Правительство Российской Федерации и Банк России содействуют улучшению управления и совершенствованию информационной открытости при проведении экономической политики. В связи с этим

1 Страсбургская конвенция Совета Европы 1990 г.

Правительство Российской Федерации и Банк России руководствуются рекомендациями, содержащимися в отчете о соблюдении Кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежнокредитной и налогово-бюджетной политике, в отношении распространения данных, проведения денежно-кредитной, финансовой и налогово-бюджетной политики [6].

Одной из приоритетных задач Российской Федерации на сегодняшнем этапе является освоение оптимальных форм финансовой и экономической интеграции. Конвергенция международных стандартов в подобных условиях является необходимой.

В России происходит процесс постепенного перехода на международные стандарты. Наиболее заметным является внедрение Международных стандартов финансовой отчетности, поскольку эффективность работы как отдельных финансовых институтов, так и государства в целом достигается только в том случае, если в их отношении имеется реальная и сопоставимая информация.

Существует необходимость предварительного достижения устойчивой и долгосрочной конвергенции стандартов функционирования российских финансовых институтов с международными, а также расширения возможностей гибкой адаптации национальной экономики к последствиям финансовой глобализации, в том числе путем проведения правительством институциональных реформ, за которыми будет следовать гармоничная интеграция финансовой системы России в мировую финансовую архитектуру. Однако следует понимать, что само по себе установление и признание международных стандартов не может гарантировать стране финансовую стабильность, оно является лишь условием и средством, которое создает предпосылки для укрепления финансовой системы и дает дополнительный потенциал экономического роста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Осипенко Т.В. Внедрение Базеля-2 как фактор формирования общего экономического европейского пространства // Банковское дело. — 2006. — № 6, 16.

2. Заявление Правительства РФ, ЦБ РФ от 30.12.2001 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации».

3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесроч-

ную перспективу / Приказ Минфина России от 01.07.2004 № 180.

4. Финансовый вестник 05-04-2007. http://www.uba.ru/.

5. Интервью Л.З.Шнейдмана журналу «Коммерсантъ-Деньги» от 02.06.2008 // Источник: Минфин РФ.

6. Ст. 51 Заявления Правительства РФ и ЦБ РФ «Об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.