Научная статья на тему 'Направления конвергенции национальных и международных стандартов функционирования российских банков'

Направления конвергенции национальных и международных стандартов функционирования российских банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / GLOBALISATION / FINANCIAL CRISIS / FINANCIAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко Е. В.

Статья посвящена особенностям интеграции России в мировую экономическую среду в условиях стремительного развития рыночных отношений, которые обусловливают необходимость обеспечения экономических контрагентов адекватной информацией о деятельности хозяйствующих субъектов. Так международные стандарты, являющиеся прямым следствием глобализации, в нестабильных условиях часто подвергаются критике. Автор приходит к выводу о том, что международные стандарты, применяемые российскими коммерческими банками, нуждаются в доработке и корректировке, что особенно проявилось в условиях кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF CONVERGENCE OF NATIONAL AND INTERNATIONAL STANDARDS OF BANKS FUNCTIONING

Article is devoted to the features of integration of Russia in the world economic environment in the conditions of prompt development of market relations which cause the necessity of maintenance of economic counterparts the adequate information on activity of managing subjects. So the international standards which are a direct consequence of globalisation, in unstable conditions often are exposed to criticism. The author comes to conclusion that the international standards applied by the Russian commercial banks, require completion and updating that was especially showed in the conditions of crisis.

Текст научной работы на тему «Направления конвергенции национальных и международных стандартов функционирования российских банков»

© Петренко Е.В.,

инспектор НИИ Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

НАПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

Финансовая глобализация качественно и количественно изменяет институциональную среду мировой финансовой системы. Формирование глобального финансового рынка наглядно иллюстрирует эти изменения. Вместе с тем глобализация финансового рынка имеет положительный характер лишь в условиях стабильности, однако цикличность экономического развития сопряжена с нестабильностью, которая усиливает негативные явления, порождаемые глобальным финансовым рынком.

Экономико-социальное развитие современной России происходит на фоне глобальных мировых интеграционных процессов встраивания национальных финансовых систем в мировую финансовую архитектуру и под воздействием факторов, значительно понижающих суверенный рейтинг России.

Современный финансовый кризис выступил в роли катализатора, под влиянием которого проявились противоречия, менее заметные в условиях стабильного развития мировой финансовой системы. Сегодня необходим существенный пере-

смотр направления функционирования финансовой системы, трансформация «экономики потребления» в «экономику реальных ценностей».

Кредитные организации России стремятся стать полноправными участниками международных банковских операций, а также повысить степень доверия иностранных инвесторов, поэтому Банк России в июне 1997 г. официально заявил о намерении присоединиться к Базельским основополагающим принципам эффективного банковского надзора.

Правительство и Банк России ведут постоянную работу по приближению норм регулирования российских банков к международным стандартам. Имеющиеся расхождения национального банковского законодательства с европейским в вопросах установления обязательных нормативов банковской деятельности постепенно устраняются. В настоящее время Банк России и российское банковское сообщество находятся на подготовительном этапе работы по внедрению в надзорную практику новых подходов к оценке достаточности капитала, выработанных Базельским комитетом (Базель II).

Основные положения и принципы Базеля II еще не отражены как обязательные в национальном законодательстве РФ, однако с момента опубликования документа большинство российских банков начали осознавать необходимость учета его положений в своей деятельности как элемент не только конкурентной борьбы, но и как условие эффективного функционирования и развития коммерческого банка.

Переход российских банков на стандарт «Базель II» предполагалось осуществлять в 2008-2009 гг. [1]. Перед российскими банками стоит задача увеличения собственного капитала за счет привлечения средств российских и зарубежных инвесторов, активизации деятельности по внедрению системы страхования вкладов, ипотеки, расширения кредитования населения, малого и среднего бизнеса. Банкам необходимо начать рабо-

ту по реализации применяемых в международной банковской практике методов управления рисками, включая экономикостатистические оценки вероятности неблагоприятных для банка событий и методы стресс-тестирования.

Однако процесс перехода на новые стандарты для банков РФ достаточно сложен. При этом, если российские кредитные организации окажутся не в состоянии уже в ближайшие годы осуществлять свою деятельность в соответствии со складывающейся международной практикой, они могут утратить свои кон -курентные позиции и будут находиться под угрозой вытеснения с рынка крупными иностранными банками.

В целях ликвидации различий, вызванных разными экономическими и юридическими условиями при установлении национальных стандартов бухгалтерского учета, сближения принципов бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности, обеспечения заинтересованных пользователей информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений, переход всех кредитных организаций на подготовку финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО) был осуществлен с 1 января 2004 г. [2].

В соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации, принятой Правительством Российской Федерации и Банком России 30 декабря 2001 г, формировать консолидированную отчетность по МСФО должны:

-кредитные организации (с 1 января 2004 г.);

-открытые акционерные общества, чьи акции котируются на российских и иностранных рынках ценных бумаг (с 1 января 2005 г.).

Согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу [3], к 2010 г на обязательное составление отчетности по МСФО должны перейти все общественно

значимые компании. К ним относятся те, «в чью коммерческую деятельность прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц», а именно:

-компании, имеющие ценные бумаги, находящиеся в свободном обращении;

-финансовые организации, работающие со средствами физических или юридических лиц;

-другие общественно значимые

компании.

Речь в данном случае идет только о составлении консолидированной финансовой отчетности. В отличие от этого, переход на ведение финансового учета по международным стандартам не является задачей только технического характера, включающей перегруппировку информации и изменение форм финансовой отчетности. Переход для многих организаций будет означать фундаментальные изменения существующего представления о положении дел в бизнесе. Появится возможность пересмотреть либо изменить подход, применяемый в информировании руководства посредством внутренней отчетности. Принятие международных финансовых стандартов повлияет на то, как предприятия будут общаться с инвесторами и прочими пользователями финансовой отчетности. Возможны изменения в эффективности финансовых служб, налоговом планировании, моделях оценки.

Многие российские компании используют МСФО в качестве основы для управленческого учета и отчетности, то есть в качестве базы для принятия управленческих решений. Даже не анализируя преимущества МСФО перед российскими стандартами подробно, можно сказать, что правила МСФО лучше отражают экономическую суть операций и поэтому действительно больше подходят для управленческой отчетности.

Однако значительная часть российских предприятий все еще испытывает значительные трудности при подготовке отчетности по МСФО. Зачастую самой серьезной проблемой является необходимость раскрытия большого объема дета-

лизированной информации о деятельности предприятия, а также применения в оценках составителей отчетности их профессионального суждения, сказы-

вающегося на достоверности отражения финансовых результатов и финансового положения организации. Из чего можно сделать вывод, что ожидать скорого избавления от двойного учета — по РСБУ (Российским Стандартам Бухгалтерского Учета) и МСФО и соответствующей экономии издержек ведения учетов и составления отчетности не следует.

В конце 2008 г. Министерство финансов Российской Федерации издало Приказ [4], демонстрирующий стремление к приближению отечественных стандартов ведения бухгалтерского учета к международным. Так если по конкретному вопросу в российском законодательстве не установлены способы ведения бухучета, при формировании учетной политики организация может исходить из принципов МСФО (п. 7 ПБУ 1/2008). Такого положения в аналогичном предыдущем ПБУ 1/98 нет.

Кодекс корпоративного управления в России вступил в силу в конце января 2002 г. К основным препятствиям на пути к успешному развитию корпоративного управления в РФ можно отнести:

- закрытость компаний;

- наличие системы организации бизнеса в виде групп;

- проблемы самофинансирования в российских компаниях.

Однако в условиях финансовой стабильности российским компаниям стало выгодно быть более прозрачными и открытыми, поэтому все большее число крупных компаний в РФ стало следовать основным нормам корпоративного управления.

Аудиторские организации России сегодня уже в достаточной степени укрепили свои позиции на рынке. Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одна из них — стандартизация аудиторской деятельности. При решении этой задачи важную роль играют международные стандарты аудита.

Россия избрала путь самостоятельной разработки правил (стандартов), подготовленных на базе международных стандартов аудита. В октябре 2000 г. при участии Международного центра по реформе систем бухгалтерского учета вышел в свет первый официальный перевод международных стандартов аудита на русский язык.

С формальной точки зрения, 34 российских стандарта аудиторской деятельности созданы на основе международных стандартов аудита и очень близки к ним по содержанию. Имеющиеся расхождения касаются стиля и оформления документов, подробности изложения, используемых практических примеров и т. п.

Некоторые аудиторские фирмы России используют международные стандарты аудита из-за участия в проектах Мирового Банка, Организации объединенных наций, USAID и т.п.

Можно выделить ряд причин существующих различий стандартов российского аудита и международных стандартов аудита: юридические, административные и экономические. При этом уже сегодня многие российские аудиторские фирмы имеют возможность работать и работают в близком соответствии с международными стандартами аудита.

Российская Федерация стала полноправным членом ФАТФ в 2003 г. В августе 2001 г. в России вступил в силу закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем». Он был разработан с учетом положений «Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности»1 и «40 Рекомендаций» ФАТФ.

Россия присоединилась к ССРД 31 января 2005 г. Это действие является значительным для развития статистической системы страны. Принятие ССРД свидетельствует о высоком качестве российской статистики, повышении уровня открытости и прозрачности экономики, предполагает своевременный доступ к

1 Страсбургской конвенции Совета Европы 1990 г

широкому кругу статистических данных и проведение сбалансированной макроэкономической политики, повышение доверия потенциальных инвесторов. На протяжении последних лет Минфином России совместно с Банком России и Росстатом проведена значительная работа по приведению национальной статистки в соответствие с требованиями международных стандартов.

В России Министерство финансов является национальным координатором по распространению информации в соответствии с требованиями ССРД МВФ.

Российское законодательство о ценных бумагах в целом соответствует международным принципам и целям регулирования рынка ценных бумаг.

Правительство Российской Федерации и Банк России содействуют улучшению управления и совершенствованию информационной открытости при проведении экономической политики. В связи с этим Правительство Российской Федерации и Банк России руководствуются рекомендациями, содержащимися в отчете о соблюдении Кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, в отношении распространения данных, проведения денежно-кредитной, финансовой и налогово-бюджетной политики [5].

Реализация базовых принципов Базеля II требует серьезного пересмотра подходов в области ориентированного на риски корпоративного управления, применяемого в банковской практике сегодня.

Особую трудность для кредитных организаций представляет проблема управления операционными рисками, которые соглашение Базеля II (в отличие от Базеля I) требует учитывать при резервировании капитала.

Развитие рыночных отношений и интеграция России в мировую экономическую среду обусловливают необходимость обеспечения экономических контр -агентов адекватной информацией о деятельности хозяйствующих субъектов, которую должна предоставлять система

бухгалтерского учета и отчетности. Международные стандарты, являющиеся прямым следствием глобализации, в сегодняшних нестабильных условиях часто подвергаются критике, унификация норм для финансовых институтов нередко представляется как одна из причин столь стремительного и обширного распространения кризиса.

Международные стандарты функционирования финансовых институтов были предложены мировым сообществом как ответ на усиление взаимозависимости между финансовыми системами различных стран и объективную необходимость надгосударственного регулирования в финансовой сфере. Стандарты были созданы и развивались в благоприятных экономических условиях. Современный финансовый кризис — это первый серьезный шок для системы международных стандартов, который позволит выявить как эффективные стандарты, позволившие перенести кризисные явления без значительных спадов, так и стандарты, нуждающиеся в доработке либо полном пересмотре.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Осипенко Т.В. Внедрение Базеля-2 как фактор формирования общего экономического европейского пространства // Банковское дело. — 2006. -№ 6, 16.

2. Официальное сообщение ЦБ РФ. «О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности» 2.06.2003.

3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу / Приказ Минфина России от 01.07.2004 № 180.

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 N 106н. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)

5. Ст. 51 Заявления Правительства РФ и ЦБ РФ «Об экономической политике на 2001 г. и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.