Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВЗЫСКАНИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВЗЫСКАНИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
844
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / ВЗЫСКАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ / CORRECTIONAL INSTITUTION / CONVICT / PUNISHMENT / EDUCATIONAL INFLUENCE / CORRECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самиулина Яна Валерьевна

В статье обсуждается порядок применения мер взыскания в аспекте воспитательного воздействия на осужденных несовершеннолетнего возраста, отбывающих наказание в воспитательных колониях. На основании научного исследования автором сделан вывод, что предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством система мер взыскания осужденных нуждается в совершенствовании. Обосновывается и предлагается на законодательном уровне предусмотреть изменение некоторых мер взыскания, в частности отсрочку исполнения наложенного взыскания на осужденных к лишению свободы на усмотрение начальника пенитенциарного учреждения - от одного до трех месяцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самиулина Яна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE APPLICATION OF PUNISHMENT MEASURES IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL IMPACT ON MINORS CONVICTED TO DEPRIVAL OF FREEDOM

The procedure for the application of penalties in the aspect of educational influence on convicted minors serving sentences in educational colonies is a rather promising topic of scientific research, since it raises many questions from the law enforcement officer. On the basis of the conducted scientific research, the author concludes that the system of measures for the recovery of convicts provided for by the penal legislation needs to be improved. In particular, it was proposed at the legislative level to provide for a delay in the execution of the penalty imposed on prisoners sentenced to imprisonment at the discretion of the head of the penitentiary institution from one to three months.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВЗЫСКАНИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ»

Of Execution Of Punishments in the Penal System, candidate of law. E-mail: [email protected]. Dmitry A. Zolotarev: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Organuzation of Operational Search Activity. E-mail: [email protected]

УДК 343.825

© Самиулина Я. В., 2020

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВЗЫСКАНИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

В статье обсуждается порядок применения мер взыскания в аспекте воспитательного воздействия на осужденных несовершеннолетнего возраста, отбывающих наказание в воспитательных колониях. На основании научного исследования автором сделан вывод, что предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством система мер взыскания осужденных нуждается в совершенствовании. Обосновывается и предлагается на законодательном уровне предусмотреть изменение некоторых мер взыскания, в частности отсрочку исполнения наложенного взыскания на осужденных к лишению свободы на усмотрение начальника пенитенциарного учреждения — от одного до трех месяцев.

Ключевые слова: исправительное учреждение; осужденный; взыскание; воспитательное воздействие; исправление.

© Samiulina Ya. V., 2020

SPECIFIC FEATURES OF THE APPLICATION OF PUNISHMENT MEASURES IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL IMPACT ON MINORS CONVICTED TO DEPRIVAL OF FREEDOM

The procedure for the application of penalties in the aspect of educational influence on convicted minors serving sentences in educational colonies is a rather promising topic of scientific research, since it raises many questions from the law enforcement officer.

On the basis of the conducted scientific research, the author concludes that the system of measures for the recovery of convicts provided for by the penal legislation needs to be improved. In particular, it was proposed at the legislative level to provide for a delay in the execution of the penalty imposed on prisoners sentenced to imprisonment at the discretion of the head of the penitentiary institution from one to three months.

Keywords: correctional institution; convict; punishment; educational influence; correction.

Институт мер поощрений и взысканий в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вызывает немало вопросов у правоприменителя. В частности, представляется познавательным рассмотрение системы мер поощрений и взысканий в аспекте воспитательного воздействия на несовершеннолетних, содержащихся в воспитательной колонии (далее — ВК).

Уровень нарушений установленного порядка отбывания наказаний среди лиц, содержащихся в воспитательных колониях, остается достаточно высоким и имеет тенденцию роста. Так, по официальным данным ФСИН России, в 2019 г. было выявлено 868 (на 1000 чел.) допущенных осужденными, содержащимися в ВК, нарушений режима, что на 32,5 % выше показателей 2018 г., когда их уровень составлял 655,8 [6].

Меры поощрения и взыскания играют немаловажную роль в исправительном механизме осужденных к лишению свободы, выступают одним из средств поддержания надлежащего

порядка в ВК, формирования правомерного поведения несовершеннолетних осужденных. Целью их наложения является не только обеспечение дисциплинированного поведения осужденных, но и подготовка несовершеннолетних к освобождению.

В случае нарушения осужденными несовершеннолетнего возраста порядка отбывания наказания к ним применяются установленные законодателем меры взыскания: выговор; дисциплинарный штраф в размере до 200 рублей; лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца; водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу (п. «а» и «б» ч. 1 ст. 115 УИК РФ, ст. 136 УИК РФ).

Достаточно активно сотрудниками пенитенциарных учреждений в отношении осужденных применяется в качестве взыскания выговор в устной или письменной форме (ч. 2 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, далее — УИК РФ). Процедура наложения на осужденного, нарушившего установленный

режим отбывания наказания, выговора в письменном виде заключается в вынесении соответствующего постановления начальником ИУ или лицом, его замещающим. Выговор как вид взыскания в устной форме может быть объявлен осужденному начальником отряда (ч. 3 ст. 119 УИК РФ). Полагаем, что указанная норма нуждается в доработке путем предоставления начальникам отряда налагать выговор не только устно, но и письменно. Согласно данным эмпирических исследований, проведенных Л. Л. Санташо-вой, Е. А. Худяковой, 72,2 % опрошенных сотрудников исправительных колоний высказались о целесообразности введения такой меры взыскания [4, с. 250]. Начальник отряда имеет целостное представление о личности нарушителя, его предыдущем поведении, он может объективно оценить картину происходящего для учета обстоятельств совершения нарушения.

На основании изложенного, для более эффективного наложения справедливого взыскания, соответствующего тяжести и характеру совершенного нарушения, считаем необходимым исключить из ч. 3 ст. 119 УИК РФ законодательное указание на устную форму выговора, тем самым предоставить возможность наложения начальникам отряда ИУ на осужденных, нарушивших установленный режим отбывания наказания, выговора,

как в устной форме, так и письменно, что позволит повысить воспитательное воздействие данной меры взыскания, а также способствовать регулированию порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Среди мер взысканий, предусмотренных законодателем в отношении содержащихся в ВК, особое внимание обращаем на дисциплинарный штраф, который в настоящее время не может превышать 200 руб. (п. «б» ч. 1 ст. 115 УИК РФ). Указанная законодательная норма справедливо подвергается критике со стороны практических работников и исследователей [7, с. 16].

17 февраля 2020 г. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 902561-7 [1], направленный на ужесточение мер взыскания, применяемых к лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы. Разработчики поправок считают, что сумма должна быть определена в диапазоне от 1 до 2 тыс. рублей включительно. С нашей точки зрения, изменение размера дисциплинарного штрафа целесообразно, поскольку установленная в 2003 г. сумма до 200 руб. не индексировалась и в настоящее время с учетом инфляции произошла объективная девальвация данного размера взыскания. Необходимость увеличения штрафа также обусловлена сохраняющимся высоким уровнем нарушений

осужденными установленного порядка отбывания наказаний. В то же время вызывает сомнения идея резкого его увеличения до 2 тыс. рублей с учетом существующих проблем с обеспечением трудовой занятости осужденных в местах лишения свободы. Полагаем, что верхний порог дисциплинарного штрафа следует предусмотреть до 1 тыс. рублей.

Применение дисциплинарного штрафа к нарушителям несовершеннолетнего возраста считаем нецелесообразным и предлагаем из диспозиции ст. 136 УИК РФ исключить ссылку на п. «б» ч. 1 ст. 115 УИК РФ по следующим основаниям.

Во-первых, усматривается несогласованность положений ч. 3 ст. 117 и ч. 3 ст. 116 УИК РФ. По смыслу требований ч. 3 ст. 117 УИК РФ наложение дисциплинарного штрафа на осужденного допускается только за нарушения установленного порядка отбывания наказания, которые по своему характеру признаются законодателем злостными (ч. 1 ст. 116 УИК РФ). Согласно ч. 3 ст. 116 УИК РФ злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в ВК признается осужденный при условии назначения ему водворение в дисциплинарный изолятор (п. «б» ст. 136 УИК РФ), т. е. указание на дисциплинарный штраф отсутствует.

Таким образом, анализ указанных правовых норм позволяет заключить, что осужденный не может быть признан злостным нарушителем при применении в отношении него дисциплинарного штрафа. Указанное обстоятельство затрудняет реализацию рассматриваемой меры взыскания к несовершеннолетним нарушителям установленного порядка отбывания наказания и на практике не применяется.

Во-вторых, в одном и том же воспитательном учреждении территориального органа ФСИН России несовершеннолетние осужденные оказываются в неравном положении. Одни могут реализовать свое право на свидание и передачи, а другие такой возможности лишены, поскольку отбывают наказание вдалеке от места нахождения родителей и близких им лиц, что затрудняет возможность поддерживать взаимосвязь, общение, коммуникацию с ними, регулярно встречаться во время свиданий. Многие несовершеннолетние лишены возможности получать передачи, посылки и денежные переводы, поскольку их семья не имеет материальной возможности. Примерно 12 % воспитанников и выпускников сиротских учреждений совершают правонарушения и впоследствии оказываются в детских воспитательных колониях [2, с. 91].

В-третьих, дисциплинарный

штраф взыскивается с имеющихся денежных средств на лицевом счете осужденного, в том числе удерживается из зарплаты. При этом хорошо известны существующие в настоящее время сложности разрешения вопроса трудовой занятости осужденных к лишению свободы. Отсутствие финансовых средств на лицевом счете осужденного приводит к неисполнению рассматриваемой меры дисциплинарной ответственности до поступления необходимой суммы. В такой ситуации применение дисциплинарного штрафа к осужденным, совершившим злостные нарушения порядка отбывания наказания, теряет свою эффективность и рациональность.

Одним из специфических методов взыскания, предусмотренных в ВК, законодатель предусмотрел лишение права просмотра кинофильмов на один месяц (п. «а» ст. 136 УИК РФ). По смыслу указанной статьи сотрудники колонии не имеют право запретить нарушителю просмотр иных телепередач. Кроме того, категория «кинофильм» не включает видеофильмы, телефильмы, не лишает возможности осужденным, к примеру, пользоваться интернетом на занятиях по информатике или чтения книг, что с легкостью может заменить просмотр кинофильмов. Применение указанной

меры к несовершеннолетним осужденным направлено на эмоционально-развлекательное ограничение и, по мнению, сотрудников ВК, «она должна быть заменена на разовое лишение подростка права участия в культурно-массовом мероприятии», что имеет более адресный и эмоциональный характер и не влечет за собой ограничения длительного характера [5, с. 235].

Водворение в дисциплинарный изолятор (далее — ДИЗО) для содержащегося в ВК несовершеннолетнего осужденного является наиболее суровой мерой взыскания. Как правило, данное взыскание выносится в отношении осужденных, ранее неоднократно привлекавшихся и имеющих действующие дисциплинарные взыскания. За ними замечены такие нарушения, как курение в неустановленном месте, нарушение установленного распорядка дня, нарушение правил ношения формы одежды установленного образца и др.

Нахождение в дисциплинарном изоляторе существенно ограничивает правовой статус осужденного. Так, с целью непосредственного исправительного воздействия на срок водворения в ДИЗО осужденный лишается возможности длительного свидания и телефонных разговоров, ему запрещено приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, т. е. нарушаются базовые потребности

личности (А. Маслоу), что негативно влияет на процесс исправления и воспитания несовершеннолетних осужденных. При этом содержащиеся в ДИЗО имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью два часа. Для обеспечения непрерывного процесса обучения подростка в школе законодатель предусмотрел обязательный вывод его на учебу. На работу из ДИЗО осужденные не выводятся, поскольку, как правило, в колониях отсутствуют специально организованные отдельные рабочие объекты для вывода на них нарушителей. Хотя, как известно, обучение, профессиональное обучение, общественно полезный труд и производительный труд являются основными направлениями и средствами исправления и воспитания осужденных.

Следует отметить, что отсутствие в ст. 94 УИК РФ указания на запрет просмотра кинофильмов и телепередач на лиц, переведенных в ДИЗО, позволяет констатировать, что законодатель не ограничивает их в этом праве. Однако на практике по существующим техническим (материальным) причинам это право несовершеннолетних осужденных при наложении рассматриваемого взыскания не реализовывается.

В том случае, если осужденный до истечения срока содержания его в ДИЗО, сделал для себя правильный

вывод по допущенному им нарушению, раскаялся, то по постановлению начальника ВК в качестве поощрения предусмотрена возможность его досрочного освобождения от наложенного взыскания. Несомненно, такой механизм оказывает воспитательное воздействие на осужденных несовершеннолетнего возраста и активно применяется сотрудниками ВК. Однако для достижения наибольшей его эффективности на законодательном уровне стоит предусмотреть возможность отсрочки исполнения наложенного на осужденного взыскания, с назначением испытательного периода от одного до трех месяцев.

Заслуживает внимание предложение Е. Е. Новикова о применении дифференциации срока отсрочки в зависимости от вида налагаемого взыскания. Для осужденных несовершеннолетнего возраста, отбывающих наказание в ВК, исследователь предлагает применять отсрочку на 30 дней исполнения взыскания в виде лишения права просмотра кинофильмов в течение одного месяца; два месяца — при взыскании в виде водворения в ДИЗО на срок до семи суток [3, с. 66].

Полагаем, возможность отсрочки исполнения наложенного взыскания на осужденных, будет оказывать не только профилактическое, но и воспитательное воздействие на нарушителей, особенно эффективно в отноше-

нии несовершеннолетних. В связи с исполнение взыскания, после чего

этим предлагаем законодательно за- нарушитель отдельно от первого крепить в ст. 136 УИК РФ отсрочку взыскания отбывает назначенное. исполнения наложенного взыскания Таким образом, меры взыскания

на осужденных к лишению свободы в оказывают воспитательное воздей-

воспитательных колониях, преду- ствие на осужденных, нарушающих

смотрев на усмотрение начальника установленный порядок отбывания

учреждения установление периода ее наказания. При регламентированном и

действия от одного до трех месяцев. В индивидуальном подходе их исполь-

случае совершения осужденным ново- зования они способствуют эффектив-

го нарушения установленного порядка ному воздействию на нарушителей

отбывания наказания в период от- режима отбывания наказания. срочки, предусмотреть ее отмену и

Литература

1. Законопроект № 902561-7 «О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации // Система обеспечения законодательной деятельности. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/902561-7 (дата обращения: 20.07.2020).

2. Нестеров, А. Ю. Актуальные вопросы прав и свобод несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы: социологический аспект // Власть. — 2016. - № 1. — С. 88-94.

3. Новиков, Е. Е. Актуальные проблемы правового регулирования применения мер взыскания в исправительных учреждениях // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 2 (27). — С. 59-67.

4. Санташова, Л. Л., Худякова, Е. А. Совершенствование правового регулирования мер поощрений и взысканий, применяемых к осужденным к лишению свободы // Пенитенциарная наука. — 2019. — № 4. — С. 249-255.

5. Серых, А. Г. Проблемы применения мер поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях // Законность и порядок в современном обществе. — 2012. — № 8. — С. 235-238.

6. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних // Официальный сайт ФСИН России. — URL: http://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/ (дата обращения: 20.07.2020).

7. Чернышенко, Е. В. Проблемы реализации дисциплинарной ответственности в отношении осужденных к лишению свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2017. — № 3 (39). — С. 16-19.

Сведения об авторе

Яна Валерьевна Самиулина: ФКОУ ВО Самарский юридический институт ФСИН России (г. Самара, Российская Федерация), доцент кафедры профессиональных дисциплин, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]

Information about the author

Yana V. Samiulina: Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Samara, Russia), associate professor of the Chair of the Professional Disciplines, candidate of law. E-mail: [email protected]

УДК 378

© Смирнова Ю. В., 2020

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ

Стратегические цели государственной политики в области образования, а также деятельности уголовно-исполнительной системы, определяют развитие воспитательной работы приоритетным направлением.

В статье обосновывается необходимость использования воспитательного компонента учебных дисциплин в условиях дистанционного обучения курсантов. Рассматриваемый воспитательный компонент включает в себя духовно-нравственное содержание, направленное на формирование личности курсанта.

Ключевые слова: воспитательный компонент; учебные дисциплины; духовно-нравственные ценности; личностные качества курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.