Научная статья на тему 'Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения в Великобритании'

Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3741
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения в Великобритании»

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Н.В. Ткачева, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного

процесса и криминалистики ЮУрГУ

Английские источники делятся на общее (прецеденты) и статутное право. В Англии нет писаной Конституции. Отсутствует регулирование уголовного процесса на уровне принципов. Тенденция - постоянное увеличение роли статутов (законов парламента). Статутов насчитывается большое количество (более 300): например, закон о судах 1971 года, закон «О полиции и судебных доказательствах» 1984 г., «Акт об измене» 1795 г.

Проблема кодификации стоит очень остро, так как уголовно-процессуальные нормы можно встретить в законах, посвященных самым неожиданным вопросам. Их можно найти, например, в законах об уполномоченных по проведению выборов, о гражданской авиации, о резерве военно-воздушных сил, о болезнях животных, о детях и молодежи и даже о зубных врачах. Первая попытка принятия уголовного кодекса была предпринята в 70-е гг. XIX в. В 1968 г. была создана комиссия, которая представила проект уголовного кодекса в 1989 г. Он состоит примерно из 220 статей и делится на две части: 1) общие положения; 2) особенная часть. В силу того, что в Англии нет четкого деления на уголовное и уголовно-процессуальное право, этот кодекс в общей части содержит ключевые уголовно-процессуальные положения.

Ряд английских юристов отмечает большое влияние юридической доктрины на судебную деятельность. Хотя формально научные исследования и учебники английских юристов не имеют обязательной силы, некоторые из них принимаются к руководству судами при рассмотрении конкретных уголовных дел в силу их большого авторитета. К таким работам относятся труды Фостера, Блэкстона, Роселла, Стоуна и др. Все эти работы неоднократно переиздавались, и на многие из них судьи опираются в повседневной практике1.

Источниками уголовно-процессуального права в Англии служат прежде всего законодательные акты, по большей части регулирующие одновременно и вопросы судоуст-

ройства. К их числу относятся законы о Верховном суде 1981 г., о магистратских судах 1980 г., о присяжных 1974 г., об обжаловании по уголовным делам 1968 г., а также законы

об уголовном правосудии 1925 г. и последующих лет, в том числе Закон 1988 г. Среди актов, изданных за последнее время, большое значение имеют законы о преследовании за преступления 1985 г., об отправлении правосудия 1985 г., и особенно - о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г. (в нем подробно регламентируется деятельность полиции по расследованию преступлений, в том числе вопросы, связанные с производством обысков и арестов, предварительным заключением обвиняемых, рассмотрением жалоб на действия полицейских, а также оценкой некоторых доказательств, в частности, полученных с помощью компьютерных устройств). Большое значение имеют также Закон о полиции и магистратских судах 1994 г. и Закон об уголовном процессе и расследованиях 1996 г.

Уголовный процесс - это то, что происходит в суде. Но на сегодня в Англии возникла регламентируемая досудебная стадия процесса. Сейчас регламентируется и доказательственный процесс до суда.

Стадии уголовного процесса в Англии:

1) предварительное производство (полицейское расследование), но определенную роль может сыграть и суд. Можно сравнивать с континентальным дознанием;

2) предание суду;

3) судебное разбирательство (дела по существу);

4) апелляция - любой вид обжалования, независимо от вида (права или факта).

Символом английского процесса является состязательность. Это состязание существует и на досудебных стадиях. Четко выражена сторона обвинения - частное лицо или полиция, которая выступает в данном случае как особенный вид частного лица. Английский уголовный процесс не допускает соединенного рассмотрения вопросов уголовного и гражданского характера.

Гражданский иск необходимо предъявлять в гражданский суд. Это позволяет избавиться от чрезвычайного усиления стороны обвинения.

В английском праве в силу особенностей исторического развития института мер уголов-но-процессуального принуждения не проводится достаточно четкого разграничения мер пресечения и иных мер процессуального принуждения. В частности, не разграничиваются полицейский арест (задержание) и предварительное заключение под стражу. Однако надо отметить, что практически все меры процессуального принуждения, затрагивающие наиболее существенные права граждан, осуществляются под судебным контролем2.

Выделяют две основные формы мер уголовно-процессуального принуждения: арест и освобождение под залог, размер которого определяет судья с учетом материального положения обвиняемого и степени доказанности. Если обвиняемый не согласен, то он может обжаловать сумму залога в Отделение королевской Скамьи Высокого Суда.

В целом при характеристике полномочий английской полиции по применению мер процессуального принуждения или по совершению иных действий, сопряженных с вмешательством в сферу частной жизни гражданина, нужно исходить из общего правила, в соответствии с которым она может предпринимать только то, что ей прямо дозволено законом или иными нормативными актами. В тех случаях, когда полиции необходимо выйти за пределы предоставленных ей полномочий, она обязана обратиться в суд с просьбой о выдаче судебного приказа - процессуального акта, позволяющего совершить определенное действие

Для получения такого приказа полиция должна представить суду основания для совершения действия или применения меры процессуального принуждения, т.е., по сути, сформулировать обвинение. С этой целью должностное лицо, ведущее расследование, составляет процессуальный документ, называемый «информацией», в котором содержатся сведения о преступлении и лице, подозреваемом в его совершении. Порядок составления и направления в суд информации регулируется Законом о магистратских судах 1980 г. и Правилами производства в магистратских судах 1981 г. Информация адресуется полицией в магистратский суд, рассматривающий вопрос о наличии или отсутствии оснований для выдачи соответствующего приказа. При положительном для полиции ре-

шении вопроса она получает право совершить действие или применить меру, указанную в выданном магистратским судом приказе. Исполнение судебных приказов о применении мер уголовно-процессуального принуждения не является исключительной прерогативой полиции. В соответствии с Законом о доступе к правосудию 1999 г. исполнение приказов относится также к компетенции специальных судебных приставов, которые состоят на «гражданской службе». Институт судебных приставов создан с целью укрепления судебной власти, которая должна иметь возможность применять меры принуждения вне какой-либо зависимости от деятельности полиции.

Виды мер уголовно-процессуального принуждения.

1. Арест (задержание).

По общему правилу, полиция вправе производить арест (задержание) без получения предварительного приказа судьи только по делам об «арестных» преступлениях. Законом «Об уголовном праве» 1967 г. введено деление всех преступлений на «арестные» (предусматривающие наказание в виде пяти и более лет тюремного заключения, а также некоторые иные преступления, за совершение которых закон определяет строго фиксированный размер наказания) и «неарестные» (все остальные преступления). Однако это ограничение (арестовывать только по «арестным» преступлениям) нивелируется ст. 25 Закона «О полиции и уголовных доказательствах» 1984 г., который ввел в английский уголовный процесс понятие «общих условий ареста». Теперь полиция может арестовать любое лицо без приказа судьи по делам и о «неарестных» преступлениях при наличии следующих условий:

- неизвестно имя или адрес подозреваемого, либо есть сомнения в том, что он назвал свои истинные имя или адрес;

- есть основания полагать, что арест необходим для предотвращения физического воздействия на людей или собственность со стороны подозреваемого;

- есть основания полагать, что арест предотвратит физическое воздействие на самого подозреваемого;

- арест необходим для предупреждения повторного совершения преступления подозреваемым;

- необходимо защитить ребенка или иное беспомощное лицо от действий подозреваемого.

В Лондоне констебль имеет право арестовать всякое лицо, которое он, «имея на то ра-

зумные основания», подозревает в совершении или даже в покушении на любое преступление, подлежащее преследованию по обвинительному акту. Более того, он имеет право арестовать любое лицо, «слоняющееся в ночное время, которое не может дать о себе удовлетворительных объяснений».

Полицейский арест (задержание) является кратковременной мерой. Он ограничен достаточно жесткими сроками, которые введены Законом 1984 г. Первоначально продолжительность ареста не должна превышать 24 часа, причем для большинства преступлений это максимальный срок. Однако по делам о «серьезных арестных преступлениях», перечень которых определяется ст. 16 вышеназванного Закона (например, убийство, насилие, иные преступные деяния, могущие причинить значительный ущерб государству или общественному порядку либо повлечь чью-то смерть или тяжкие телесные повреждения), старший полицейский чиновник вправе продлить срок до 36 часов. Дальнейшее его продление допускается лишь по решению магистратского суда, в который должен быть доставлен арестованный.

При первом рассмотрении вопроса магистрат вправе продлить арест (задержание) до 72 часов и затем еще раз - до 96 часов. Это предельный срок полицейского ареста, до завершения которого полиция обязана сформулировать обвинение в документе, именуемом «информацией», и представить его в суд либо освободить арестованного. Особые сроки полицейского ареста применяются по делам о преступлениях террористического характера, по истечении 48 часов срок ареста может быть продлен министром внутренних дел до

7 суток, после чего лицо должно быть отпущено на свободу или обвинено и доставлено к судье.

Полномочием заключать под стражу подозреваемых наделены не только полицейские, но и офицеры армии. Действующим в Англии армейским уставом, признающим долгом каждого солдата поддержание законного порядка, устанавливается, что при отсутствии судьи «офицер не обязан ждать его появления, чтобы принять энергичные меры для предупреждения преступлений против личности или собственности».

2. Арест на этапе предварительного расследования.

На этапе предварительного расследования наиболее распространенной мерой пресечения

является арест. Это - долговременная мера пресечения, что отличает данный вид ареста от кратковременного полицейского ареста (задержания).

Специфика английского уголовного процесса исторически заключалась в том, что он не предусматривал предельных сроков ареста до начала судебного разбирательства. Многолетняя критика данного положения, во многом вызванная опытом соседней Шотландии, привела к тому, что ст. 22 Закона об уголовном преследовании за преступления 1985 г. предписала министру внутренних дел издать инструкцию, регламентирующую предельные сроки содержания под стражей. В итоге в 1987 г. появился подзаконный акт «О регулировании уголовного преследования за преступления (предельные сроки содержания под стражей)». Согласно этому акту срок ареста с момента окончания полицейского задержания и до начала рассмотрения магистратами вопроса о предании Суду короны (по делам суммарного производства - до начала слушания магистратами дела по существу) не может превысить 70 дней. По делам о преступлениях, преследуемых с обвинительным актом, существует еще один предельный срок ареста

- 112 дней с момента предания суду и до начала судебного разбирательства. При этом судебный приказ об аресте не может быть выдан сразу на весь указанный срок: он выдается не более чем на восемь дней, после чего магистраты решают вопрос о продлении ареста (снова не более чем на восемь дней и так до истечения предельного срока ареста).

3. Залог.

В Великобритании любое оставление на свободе лица, в отношении которого есть основания для ареста, трактуется как применение института bail. В рамках этого института различаются «безусловный (unconditional bail)», когда полиция или суд оставляют лицо на свободе без каких-либо дополнительных условий, и «условный (conditional bail)», когда отказ от применения реального ареста сопряжен с определенными условиями. Условия могут быть «позитивными» (внести залог, представить поручительство) или «негативными» (не совершать какие-либо действия, не выезжать за пределы определенной территории и т.д.). Важно отметить, что применение «условного позитивного» bail в виде залога или поручительства требует особых оснований, поэтому используется не столь часто по сравнению с остальными вариантами

предлагаемых обвиняемому лицу условий его освобождения от содержания под стражей3.

В наши дни институт bail регулируется Законом 1976 г., в который впоследствии вносились изменения (наиболее значительные внесены Законом об уголовной юстиции и общественном порядке 1994 г.).

Статья 4 Закона 1976 г. содержит ключевое положение: «Лицо имеет право на свободу, кроме случаев, прямо предусмотренных настоящим законом». Понимать это следует так, что при решении вопроса о заключении под стражу правилом является освобождение лица под определенными условиями или без таковых, а исключением, применяемым при наличии соответствующих оснований, - реальное содержание под стражей. Иными словами, в английском уголовном процессе действует презумпция применения института bail в каждом конкретном случае, и только при ее опровержении лицо помещается под арест.

Однако данная презумпция сохраняет свою силу не всегда. В соответствии с Законом «Об уголовной юстиции и общественном порядке» 1994 г. она не действует в случаях, когда к лицу, преследуемому по обвинительному акту, на момент совершения данного преступления уже был применен институт bail в связи с ранее совершенным преступлением. Кроме того, Закон 1994 г. прямо запрещает применять этот институт к лицам, ранее осужденным за убийство или изнасилование.

В остальных случаях, не подпадающих под Закон 1994 г., обвиняемому может быть отказано в освобождении только при наличии следующих оснований, указанных в ст. 4 Закона 1976 г.:

- если есть подозрения, что он скроется;

- если есть данные, что он может оказать давление на свидетелей;

- когда арест необходим для защиты самого обвиняемого.

Решение о применении bail могут принимать и суд, и полиция (при полицейском аресте без судебного приказа), которые и определяют конкретные условия освобождения. Причем суд, выдавая полиции приказ об аресте в случае, когда лицо еще фактически не задержано, вправе заранее оговорить условия немедленного освобождения этого лица. В такой ситуации полиция, исполняя приказ об аресте, т.е. фактически арестовывая лицо, немедленно предлагает ему выполнить все указанные в приказе условия, что влечет автоматическое освобождение арестовываемого. Это

тот случай, когда судебный приказ об аресте опирается на условное освобождение.

Отдельной формой реализации института bail является поручительство. Поручители, взяв на себя обязательство о явке обвиняемого по первому требованию суда, гарантируют его исполнение определенной суммой, выплачиваемой в случае нарушения обязательства. Юридические отношения, возникающие вследствие такого обязательства между обвиняемым и его поручителями, называются английскими юристами «дружеским заключением». Обвиняемый становится как бы заключенным поручителей, которые могут даже без всяких оснований отказаться от своего обязательства. Обвиняемый заключается под стражу только в целях обеспечения его явки в суд, и потому залог или заменяющее его поручительство применимо к обвиняемым во всех преступлениях, не исключая и самых тяжких. Однако при поручительстве весьма большое значение имеет величина суммы, гарантирующая исполнение поручителями своего обязательства. Определение размера этой суммы по английскому праву полностью зависит от усмотрения судей, которые ограничены весьма неопределенной статьей Билля о правах 1689 г., запрещающей взимание «чрезмерно высоких сумм». При разрешении вопроса о поручительстве, как и о сумме обеспечения обязательства поручителей, английское право предписывает судьям учитывать не столько характер обвинения и уличающие обвиняемого доказательства, а также наказание, предусмотренное за преступление, сколько «состоятельность» поручителей. Поручители должны удовлетворять требованиям суда в смысле своей добропорядочности. Поручители должны быть достаточно обеспеченными, т.е. должны быть в состоянии выплатить сумму поручительства, и могут быть под присягой допрошены об их средствах.

Нарушение лицом условий своего освобождения при применении «условного bail» имеет как материально-правовые, так и процессуальные последствия. Прежде всего такое нарушение всегда рассматривается как самостоятельное уголовное преступление. Что касается процессуальных последствий, то их наступление зависит от разновидности института bail: в этом смысле различают тот его вариант, который предусматривает возможность отмены решения об освобождении и реальный арест лица в случае невыполнения им условий освобождения, а также вариант,

не предусматривающий подобную возможность. Применение конкретного варианта института bail оговаривается при принятии решения об освобождении лица, причем с 1994 г. (Закон «Об уголовной юстиции и общественном порядке») полиция тоже получила право применять и первый, и второй варианты bail (ранее только тот, что предполагает исключительно материально-правовые последствия). Кроме того, Закон 1994 г. предоставил Королевской службе преследования право обращаться в суд или в полицию с ходатайством о пересмотре решения об освобождении в случае, если ей стала известна новая

информация, ставящая под сомнение целесообразность такого освобождения. Ходатайство рассматривается соответственно судом или полицией и может повлечь отмену решения об освобождении и реальный арест обвиняемого либо подозреваемого.

1 Правовые системы стран мира: энциклопедический справочник / отв. ред. А.Я. Сухарев. - М., 2003.

2 Гуценко К.Ф., Головко Л.В., Филимонов Б.А. Уголовный процесс западных государств. - М., 2001.

3 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.