Научная статья на тему 'Особенности применения интернет-технологий в традиционной торговле в России'

Особенности применения интернет-технологий в традиционной торговле в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1050
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / RETAIL / INTERNET TECHNOLOGY / ELECTRONIC-COMMERCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елина К.Ю., Ильяшенко С.Б.

В современных условиях информационная поддержка рынка становится легче и доступнее в связи с развитием электронной коммерции. Все участники коммерческих отношений имеют возможность моментально получать всю необходимую информацию о товарах, цене, качестве, условиях их оплаты и поставки, предлагаемых конкурентами. Также применение интернет-технологий оказывает положительное влияние на социально-экономическое положение государства. Свобода доступа к рыночной информации, открытость для новых клиентов и новых продуктов для продажи оказывает содействие развитию новых предприятий (обычно малых и средних), а это, в свою очередь, увеличивает поступление налогов в бюджеты разных уровней, снижает уровень безработицы и укрепляет социальную стабильность в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF INTERNET TECHNOLOGIES IN THE TRADITIONAL TRADE IN RUSSIA

In modern conditions of market support information becomes easier and more affordable with the development of e-commerce. All participants of the commercial relationship have the ability to instantly receive all necessary information about the products, price, quality, terms of payment and delivery offered by competitors. Also, the use of Internet technology has a positive impact on the socio-economic situation of the state. Freedom of access to market information, an openness to new customers and new products for sale promotes the development of new businesses (usually small and medium-sized), and this in turn increases tax revenues in the budgets of different levels, reducing unemployment and strengthening social stability whole.

Текст научной работы на тему «Особенности применения интернет-технологий в традиционной торговле в России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 33

К.Ю. Елина

студент,

факультет «Экономика торговли и товароведения», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет

им. Г. В. Плеханова», г. Москва

С.Б. Ильяшенко

канд. экон. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет

им. Г. В. Плеханова», г. Москва

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАДИЦИОННОЙ ТОРГОВЛЕ В РОССИИ

Аннотация. В современных условиях информационная поддержка рынка становится легче и доступнее в связи с развитием электронной коммерции. Все участники коммерческих отношений имеют возможность моментально получать всю необходимую информацию о товарах, цене, качестве, условиях их оплаты и поставки, предлагаемых конкурентами. Также применение интернет-технологий оказывает положительное влияние на социально-экономическое положение государства. Свобода доступа к рыночной информации, открытость для новых клиентов и новых продуктов для продажи оказывает содействие развитию новых предприятий (обычно малых и средних), а это, в свою очередь, увеличивает поступление налогов в бюджеты разных уровней, снижает уровень безработицы и укрепляет социальную стабильность в целом.

Ключевые слова: розничная торговля, интернет-технологии, электронная коммерция.

K.Yu. Elina, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

S.B. Ilyashenko, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

SPECIFICS OF INTERNET TECHNOLOGIES IN THE TRADITIONAL TRADE IN RUSSIA

Abstract. In modern conditions of market support information becomes easier and more affordable with the development of e-commerce. All participants of the commercial relationship have the ability to instantly receive all necessary information about the products, price, quality, terms of payment and delivery offered by competitors. Also, the use of Internet technology has a positive impact on the socio-economic situation of the state. Freedom of access to market information, an openness to new customers and new products for sale promotes the development of new businesses (usually small and medium-sized), and this in turn increases tax revenues in the budgets of different levels, reducing unemployment and strengthening social stability whole.

Keywords: retail, Internet technology, electronic-commerce.

В жизни современного человека всё большее место стали занимать интернет-технологии: для одних они являются средством общения с друзьями и близкими, для других -источником новостей и необходимой информации, третьи используют интернет-технологии для организации досуга, а также переноса некоторых «офлайн»-задач, таких как покупка билетов в театр или на самолет, покупка техники и одежды, заказ услуг и др.

Но помимо всех этих людей есть те, для кого Интернет является немаловажной частью, а иногда и главной составляющей бизнеса. В настоящее время рынок электронной коммерции является одним из самых быстрорастущих рынков в мире. Постоянно возрастающие требования клиентов к уровню обслуживания и сервиса ставят перед предприятиями, работающими в сфере электронной коммерции, задачи по внедрению и развитию электронных технологий в бизнес.

Одна из основных особенностей электронной коммерции - это то, что она может играть большую роль в маркетинге и продаже товаров российских компаний за рубежом. Торговля че-

рез Интернет также удобна для производителей и потребителей тем, что она способствует преодолению традиционных барьеров, заключающихся в территориальной удаленности и нехватке информации. Интернет-компаниям не требуется поддерживать излишний персонал и осуществлять капиталовложения в развитие специалистов. Интернет и электронная торговля увеличивают рекламные возможности по всему земному шару, в результате чего рекламировать товары становится все легче, а сама реклама становится все более глобальной. Этот фактор может быть особенно важен для российских компаний, сталкивающихся с проблемой поиска покупателей за рубежом.

С развитием новых возможностей интернет-торговли и маркетинга наблюдается тенденция к продвижению товаров посредством социальных сетей. Это обусловлено тем, что большая часть покупателей ежедневно выходит в Интернет в поисках новой информации, общения, средств развлечения [1, с. 147].

Основой электронной торговли являются телекоммуникационные сети. Уже сейчас более 85% компьютеров всего мира соединены между собой различными информационно-вычислительными сетями, начиная от малых локальных сетей, заканчивая глобальной сетью Интернет. Тенденция к объединению компьютеров всего мира в сети имеет свои причины. К таковым относятся: высокая скорость передачи информации, быстрый обмен информационными сообщениями между участниками (пользователями), совершение данных обменов на своем рабочем месте и из любой точки земного шара.

Говоря о сетях, которые используются для целей электронной коммерции, не стоит забывать, что существует и другие сети, кроме сети Интернет. Например, Интрасеть (Интранет) -эта сеть осуществляет обмен информацией в пределах одной фирмы. Экстранет - общая сеть, организованная для обмена информацией между фирмами, работающими совместно. Самым простым и понятным примером таких сетей может являться банковская сеть, которая предназначена для перевода денежных средств. Но все равно, наиболее мощной и разветвленной является сеть Интернет. Она может выступать как средством коммуникации, так и глобальным виртуальным электронным рынком, который не имеет никаких географических и временных ограничений.

Перечислим главные характеристики рынка Интернета:

• активная позиция клиентов, потребителей;

• минимальный размер средств, необходимый компаниям для выхода на рынок;

• рынок Интернета имеет глобальный характер;

• круглосуточный доступ к рынку;

• возможность получения необходимой информации потребителями.

По мнению ряда авторов [2; 3], среди различных видов деятельности, возможность выполнения которых дает Интернет, значительное место отведено онлайн-покупке товаров. По данным социологических исследований, проводимых разными компаниями, доля активной интернет-аудитории - это выходящие в сеть хотя бы раз в сутки - сейчас составляет 55% (63,9 млн человек). Годовой прирост интернет-пользователей, которые выходят в сеть хотя бы раз в месяц, составил 8%, а для суточной аудитории данный показатель равен 7%.

Ассоциация компаний интернет-торговли подготовила аналитическое исследование «Рынок e-commerce. Итоги 2015 года» и представила следующие данные, по которым заметны весьма впечатляющие темпы роста российской интернет-торговли. Объемы онлайн-ритейла в 2013 году составили 544 миллиарда рублей, в 2014 году - 713 миллиардов рублей (+31%), в 2015 году - 760 миллиардов рублей (+7%). При этом в 2015 году именно объем онлайн-покупок составил примерно 540 миллиардов рублей, а оставшиеся 220 миллиардов обозначают объемы трансграничной торговли, которая тоже показала рост порядка 5%.

Данную ситуацию можно объяснить пробелами в российском законодательстве. К сожа-

лению, иностранные интернет-магазины имеют некоторые конкурентные преимущества над отечественным онлайн-ретейлом, в силу того что не имеют обязательств следовать закону Российской Федерации. В частности, часто нарушаются Закон о защите прав потребителей и Правила дистанционной торговли. Обычно онлайн-продажи иностранных компаний ведутся через посредническую площадку - агрегатор, объединяющий огромное количество продавцов, но не предъявляющий каких-либо существенных требований к наличию необходимых сведений о товарах, безопасности продукции, сервисном обслуживании и т.д. Большинство иностранных товаров не проходят проверку на соответствие требованиям российского законодательства о техническом регулировании. В добавок к этому, в трансграничной интернет-торговле плохо проработаны механизмы возврата не подошедшего или некачественного товара: необходимо составлять заявку, открывать некие споры, к тому же, предлагаются длительные сроки разрешения таких конфликтных ситуаций.

Список литературы:

1. Ильяшенко С.Б. Особенности продвижения товаров и услуг в социальных сетях // Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики: (сборник статей Международной научно-практической конференции). 2016. С. 147-150.

2. Ильяшенко С.Б. Актуальные проблемы развития электронной торговли в России // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: (сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях). 2016. С. 70-73.

3. Никишин А.Ф., Иванов Г.Г. Формирование лояльности покупателей в электронной торговле // Роль инноваций в трансформации современной науки: (сборник статей Международной научно-практической конференции). 2016. С. 114-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.