ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УДК 33
К.Ю. Елина
студент,
факультет «Экономика торговли и товароведения», ФГБОУВО «Российский экономический университет
им. Г. В. Плеханова», г. Москва
С.Б. Ильяшенко
канд. экон. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет
им. Г. В. Плеханова», г. Москва
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ
В коммерческой деятельности предприятий
Аннотация. В статье проанализирована динамика развития электронной коммерции в Российской Федерации. Отмечен непрерывный рост доли оборота электронной торговли в Российской розничной торговле. Определены перспективы применения интернет-технологий в торговле.
Ключевые слова: розничная торговля, интернет-технологии, электронная торговля.
K.Yu. Elina, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
S.B. Ilyashenko, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
PERSPECTIVE OF INTERNET TECHNOLOGIES IN BUSINESS ENTERPRISES
Abstract. The article analyzes the dynamics of the development of electronic commerce in the Russian Federation. Noting the continuing increase in the share of electronic commerce turnover in the Russian retail trade. The prospects of the use of Internet technologies in the trade.
Keywords: retail, internet technology, electronic commerce.
Основными перспективами развития российской торговли с применением интернет-технологий являются:
• глобальное увеличение спроса на товары зарубежных интернет-магазинов (сумма покупки будет ограничена законодательно);
• рост онлайн-кредитования;
• расширение взаимопроникновения интернет-торговли и традиционной торговли;
• обеспечение высокого уровня потребительской вариативности за счет использования различных платежных систем (банковских и небанковских терминалов, мобильных платежных систем);
• рост числа интернет-магазинов на рынке физических товаров;
• региональные диспропорции на рынке электронной торговли в целом.
Российские IT-компании совершили рывок на международные рынки: общий
объем интернет-экономики страны на конец 2015 года оценивается примерно в 2,2% ВВП, что позволяет предположить, что этот сектор будет и дальше развиваться быстрыми темпами, в том числе за счет электронной торговли, предоставления услуг, включая государственные услуги в Интернете.
Анализируя данные аналитического агентства Data Insight, можно сказать, что в январе 2016 г. рост среднесуточного количества интернет-заказов у крупных российских интернет-магазинов составил 30% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., в феврале 2016 г. - 14%. При этом за весь 2015 год количество заказов в интернет-магазинах в России выросло только на 8% и даже в лучшие месяцы рост ни разу не превысил 12%.
Ускорение развития интернет-коммерции связано с эффектом низкой базы в начале 2015 г. Но не будем забывать о возросшей доли интернет-торговли в общей структуре розницы. Да и динамика потребительской активности улучшилась по сравнению с началом прошлого года. Самый большой рост количества заказов (в 2-4 раза относительно начала 2015 г.) пришелся на детские товары [1].
Интернет-магазины выявили, что потребитель готов покупать товары повседневного спроса через Интернет, и стали активно продвигать эту категорию. Это подтверждают данные Ozon: продажи выросли на 20% за первые два месяца 2016 г., наибольший рост показали товары для мам и детей, для дома и продукты питания. Доля категорий «хобби», «детские товары», «товары для дома» и др. в интернет-торговле достигла 14% и продолжает свой рост. Но наибольший спрос все же приходится на цифровую технику и телевизоры.
Для дальнейшего развития интернет-коммерции нужно повышать конкурентоспособность предприятий электронной торговли, а именно следует:
• повысить общую эффективность предприятия за счет применения более эффективных аппаратных устройств и программного обеспечения, внедрения электронного документооборота и т.д.;
• оптимизировать работу сотрудников.
В условиях кризиса и снижения доходов покупателей увеличивается конкуренция между торговыми организациями. В этой связи торговым организациям необходимо искать пути снижения своих издержек [2, с. 131].
Еще одним из основных направлений повышения конкурентоспособности интернет-предприятий является ориентация на потребителей и управление их лояльностью к конкретной торговой марке, магазину или торговой сети. Следовательно, успех розничной компании во многом определяется тем, насколько хорошо ей известны потребности её клиентов и представлены возможности предложить потребителям нужный товар. Эту проблему помогает решить применение CRM-систем (управление взаимоотношениями с клиентами).
Одна из особенностей электронной коммерции - это изменение стратегии отношений с клиентами. Онлайн-компаниям не нужно ждать требований от клиентов, им следует опережать эти требования, используя следующие методы:
• активное предложение клиентам новых продуктов и услуг;
• быстрое реагирование на любые рыночные изменения;
• построение гибкой структуры бизнеса;
• эффективное использование информационных технологий, которые являются ключевым инструментом ведения и развития бизнеса;
• ознакомление клиентов с новыми свойствами и особенностями продуктов и услуг;
• построение персонализированного бизнеса - обработка индивидуальных запросов покупателей в нужное время;
• использование многоканальных технологий продаж - покупка в магазине, через Интернет, по каталогу или телефону.
Период с 2010 по 2015 года характеризуется:
• развитием сетевых технологий (средняя скорость передачи данных в сетях сотовой связи LTE - long term evolution - составляла 20 Мбит/с. Использование с 2014 года стандарта LTE Advanced повышает скорость передачи данных до 300 Мбит/с);
• глобальным ростом мобильной коммерции (широким использованием мобильности, применением мобильных терминалов, приложений, мобильного Интернета);
• непрерывным ростом влияния социальных сетей на ведение бизнеса;
• появлением аппаратных устройств и программного обеспечения для работы с большими объемами данных (технология Big Date позволяет производить оценку огромного объема данных и использовать полученную информацию для контроля цепочки поставок, логистики, поведения покупателей и т.д.);
• широким применением систем искусственного интеллекта и аналитических информационных систем (виртуальные помощники на сайтах, ассистенты).
Информационные интегрированные системы управления предприятием (ИСУП, или ERP-системы, Enterprise Resource Planning) позволяют автоматизировать до 90-95% бизнес-процессов предприятия. Российский рынок ИСУП растет, и сейчас в состав таких систем входят популярные в электронной коммерции CMR-системы, аналитические модули и модули электронной коммерции. Собственно на базе таких систем и строятся отраслевые решения, в частности для управления предприятиями торговли.
К основным поставщикам информационных систем управления предприятием в России относятся компании SAP, 1C, Microsoft, Oracle и «Галактика». А крупнейшими потребителями информационных систем являются предприятия процессного производства, оптовой и розничной торговли. Их доля на российском рынке превышает 40%.
Что касается прогноза развития технологий электронной коммерции, то можно отметить, что на ведение интернет-торговли в будущем значительное влияние окажут:
• технологии (технологии будут развиваться в результате возрастающей коммерческой активности; будет возрастать роль цифровых вычислений и коммуникационных технологий);
• бизнес (в будущем ожидается появление новых подходов и технологий ведения бизнеса);
• социальность (индивидуальность, публичность и всеобщая доступность соци-
альных сетей продолжат оказывать влияние на развитие электронной коммерции);
• обучение (на будущее электронной торговли окажет влияние обучение компьютерным наукам, науке об управлении, информационным системам, маркетингу и финансам).
Список литературы:
1. Ильяшенко С.Б. Актуальные проблемы развития электронной торговли в России // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2016. С. 70-73.
2. Никишин А.Ф. Интеграция как способ повышения эффективности использования ресурсов в электронной торговле // Наука сегодня: проблемы и пути решения (материалы международной научно-практической конференции): в 2 ч. 2016. С.131-133.