РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 3 • март 2018 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
омниканальные продажи розничных торговых организаций в контексте тенденций развития рынка детских товаров
Зверева А.О.1, Леонова Ю.Г.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В предлагаемой статье авторы рассматривают практику деятельности розничных торговых организаций, чьей товарной специализацией являются детские товары. Освещены отдельные макроэкономические тенденции в отрасли, которые предопределяют векторы развития занятых в ней хозяйствующих субъектов. Несмотря на сокращение платежеспособного спроса населения и изменение покупательских приоритетов, детские товары по-прежнему являются важной составляющей расходов покупателей. Большинство компаний отрасли обязаны учитывать активное влияние информационных технологий на практику торговли. Экспансия иностранных магазинов на российский рынок стала возможной во многом благодаря доступности инструментов и технических средств для организации онлайн-продаж. В обозримом будущем хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю детскими товарами, будут вынуждены использовать концепцию омниканальных продаж с целью сохранения своих конкурентных позиций на рынке.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: розничная торговля, детские товары, омниканальные продажи.
omnichannel sales of retail trade organizations in the context of trends in the development of the children's goods market
Zvereva A.O.1, Leonova Yu.G.1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
введение
Управленческие решения в сфере розничной торговли в современной практике хозяйствующих структур призваны решать ряд задач, которые позволят не только обеспечить выживание в неблагоприятных условиях внешней среды, но и укрепят рыночные позиции. В свете негативного влияния многих факторов, к которым можно отнести падение платежеспособного спроса населения, уменьшение реальных располагаемых доходов граждан, увеличение кредитной нагрузки на предприятия отрасли, целесообразным представляется выбор таких инструментов и технологий, которые позволят хозяйствующим субъектам развиваться и усиливать их конкурентное положение на рынке.
Если рассматривать торговые организации, товарной специализацией которых является реализация детских товаров, можно выделить
несколько основных актуальных векторов развития. На фоне продолжающейся отрицательной динамики покупательской платежеспособности и общей неопределенности в траектории развития макроэкономических процессов в стране население все еще демонстрирует сберегающую модель потребления.
При этом, однако, снижение реальных располагаемых доходов населения приводит к перераспределению спроса между различными сегментами рынка товаров длительного пользования в пользу менее дорогостоящих и затратных, но при этом эмоционально востребованных и социально необходимых. Поскольку детские товары традиционно относятся к приоритетным и менее затратным расходам домохозяйств по сравнению с такими товарными категориями, как мебель, бытовая техника и электроника, DIY и т. п., ситуация в данном сегменте выглядит более позитивной [11]. Вместе с тем тенденции развития детской индустрии нельзя считать однозначными и стабильными [15]. Покупательский трафик на рынке детских товаров устойчиво падал с 2013 года, однако именно кризис стал катализатором данного процесса. И поэтому чрезвычайно остро встают вопросы применения современных технологических решений с целью нивелирования негативных трендов данного сегмента отрасли. Целью настоящего исследования является определение перечня возможных мер и перспективных направлений практических действий, которые позволят хозяйствующим субъектам стабильно развиваться с учетом внешних трендов.
ABSTRACT:_
In the article the authors consider the practice of retail trade organizations, whose product specialization is children's goods. We cover certain macroeconomic trends in the industry, which predetermine the development vectors of the economic entities involved in it. Despite the deterioration of persons' purchasing power and changes in purchasing priorities, children's goods are still an important component of consumer expense. Most companies of the industry must take into account the active influence of information technology on the practice of trade. Expansion of foreign stores on the Russian market has become possible largely due to the availability of tools and technical means for organizing online sales. In the foreseeable future, the economic entities which retail children's goods will be forced to use the concept of omnichannel sales in order to maintain their competitive positions in the market.
KEYWORDS: retail trade, children's goods, omnichannel sales
JEL Classification: L26, L29, L81 Received: 21.02.2018 / Published: 31.03.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zvereva A.O. (sw_an0mail.ru)
CITATION:_
Zvereva A.O., Leonova Yu.G. (2018) Omnikanalnye prodazhi roznichnyh torgovyh organizatsiy v kontekste tendentsiy razvitiya rynka detskikh tovarov [Omnichannel sales of retail trade organizations in the context of trends in the development of the children's goods market]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (3). - 813-824. doi: 10.18334/rp.19.3.38842
по доходам и расходы
Организации розничной торговли в современных условиях способны обеспечить себе долгосрочные конкурентные преимущества только при условии включения в бизнес-процессы различных инструментов реагирования на изменения, происходящие на товарных рынках [8] (ЬеЪейеуа, 2010).
Рассмотрим ниже основные тенденции, характерные для индустрии детских товаров.
В целом, российский рынок детских товаров оказался достаточно устойчивым в кризисный период 2014-2016 гг. по сравнению с другими потребительскими рынками в основном в силу его социально-психологической востребованности и приоритетности расходов на покупку товаров для детей с точки зрения покупателей. Однако, несмотря на то, что в 2017 году рост расходов покупателей на покупку категории детских товаров увеличился на 6 % к 2016 году, покупательская активность выросла всего на 1,55 % за тот же период [11]. Основной причиной, обусловившей данный положительный тренд, является влияние ценовых факторов при сохранении объемов продаж в натуральном выражении.
Во-вторых, налицо общее снижение покупательной способности населения страны. По данным Всероссийского исследования ОЖ, на долю так называемых «свободных расходов» у российских покупателей приходится лишь 15 % (85 % расходов составляют расходы на продукты питания и другие товары первой необходимости, а также оплата коммунальных, образовательных и медицинских услуг) [18].
Ниже, на рисунках 1 и 2 представлены данные [17], демонстрирующие цепные показатели динамики среднедушевых денежных доходов населения в РФ и г. Москве.
На основании аналитических данных, которые свидетельствуют об отсутствии положительных тенденций (хотя традиционно по г. Москве наблюдается более благоприятная ситуация), а также с учетом мнений экспертов можно сделать выводы о негативном поле для многих игроков рынка, то есть и для организаций розничной торговли.
При среднем доходе на душу населения в 31,5 тыс. рублей в месяц продавцы товаров длительного спроса (в том числе и значительной части категории детских товаров) конкурируют примерно за 4,7 тыс. рублей в месяц или 56 670 рублей в год [18].
ОБ АВТОРАХ:_
Зверева Анна Олеговна, доцент кафедры торговой политики, кандидат экономических наук (вш_ап0 mai1.ru)
Леонова Юлия Геннадьевна, доцент кафедры торговой политики, кандидат экономических наук (ju1ia1eon0inbox.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Зверева А.О., Леонова Ю.Г Омниканальные продажи розничных торговых организаций в контексте тенденций развития рынка детских товаров // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 3. - С. 813-824. сЫ: 10.18334/гр.19.3.38842
У52% 1 С\
\ ап* N. :г\ и \ А 4254, К ГА 013% -ем
Ч/ !
V
оо о
сл сл
Рисунок 1. Динамика среднедушевых денежных доходов населения в целом по РФ, в % к предыдущему периоду
Источник: [17].
О <=
73 >
I-
О
66 00% 30 00% 0 00% -30 00% -6С00% -
2501% Г1<л Л'„ 28 О
„7 52% 811% 7.31% „,„.. —---V ---- -2.574 / \l6VjU»* V :;•„ 3 73%
У / Г — —"
тз
■О
73
73
сл
гоа-и«яц
чь
со г-о о
Рисунок 2. Динамика среднедушевых денежных доходов населения по г. Москве, в % к предыдущему периоду
Источник: [17].
ш
-I
о
Следующим фактором, оказывающим существенное влияние на развитие индустрии детских товаров, является демографическая ситуация.
Начиная с третьего квартала 2016 года, рождаемость в России падает, и, соответственно, снижаются продажи товаров для новорожденных (на 5 % по данным GfK) [18]. К 2020 году эксперты прогнозируют падение рождаемости на 7,8 %, что вызовет соответствующий тренд в данном рыночном сегменте. Кроме того, в сегменте игрушек наблюдается снижение «детского возраста» (условно с 14 до 10 лет), что обусловлено переключением интереса ребенка от традиционных игрушек к гаджетам [18].
Вместе с вышеназванными фактами в отношении данной товарной категории покупательское поведение также существенно трансформировалось и стало более экономным, рациональным, спланированным [5] (Ivanov, Mayorova, Nikishin, Shipilova, 2017). При выборе конкретного товара покупатель нацелен на поиск лучших ценовых предложений, анализируя соотношение «цена-качество», активно реагируя на промо-акции, скидки. Так, по данным «РБК Исследования рынка», 59 % россиян при покупке детских товаров стремятся экономить за счет акций, скидок и распродаж, а 36 % покупателей обращают внимание на специальные ценовые предложения [11].
Традиционно основными каналами продаж в индустрии детских товаров являются специализированные офлайн-магазины товаров для детей (в т. ч. такие федеральные и региональные торговые сети, как «Детский мир», «Кораблик», «Дочки-сыночки»), а также супермаркеты и гипермаркеты. Детские специализированные магазины, несмотря на более высокий ценовой уровень, привлекают покупателей ассортиментом, а супермаркеты и гипермаркеты - удобством совершения комплексной покупки и более низкими ценами за счет акций и специальных предложений [9].
При этом последние, как отмечают исследователи, являются серьезными конкурентами специализированной детской рознице - 53% покупателей приобретает детские товары именно в супермаркетах и гипермаркетах.
Следующим направлением офлайн-продаж является реализация соответствующей части товаров детской категории в специализированных магазинах одежды (так называемых семейных универмагах) - например, H&M, GAP, MANGO, Gloria Jeans. С учетом того, что основной контингент покупателей в них составляют женщины, торговый ассортимент в таких магазинах строится по системе «трилистника», т. е. таким образом, чтобы женщины могли купить товары для всех членов своей семьи - для себя, своих мужчин и для детей.
Наблюдается интерес к категории детских товаров со стороны ритейлеров, специализирующихся на продаже электроники, рассчитывающих в данном случае не только на рост среднего чека и трафика, но и на построение долгосрочных коммуникаций с покупательской аудиторией молодых семей, обладающих существенным потенциалом с точки зрения покупок товаров длительного спроса с учетом тенденций моды и социальных трендов. Здесь имеется в виду популяризация различных электронных устройств среди детей.
Так как детские товары являются той товарной категорией, которую успешно можно включить в ассортимент почти любой розничной торговой организации, то специализированным магазинам приходится конкурировать и с маркетплейсами. Так, на основании данных экспертных опросов, по состоянию на осень 2017 года, лидером среди интернет-магазинов, в которых российские покупатели приобретают детские товары, является AliExpress (59 % респондентов), вслед за которым идет Ozon (27 % респондентов). «Детский Мир» и «Дочки-Сыночки» поделили между собой третье и четвертое места соответственно (23 % и 18 % респондентов) [12].
Современное поколение покупательской аудитории «семьи с детьми» можно с уверенностью считать «цифровыми покупателями», отдающими предпочтение современным и динамичным каналам продаж. По данным GfK 92 % мам с детьми пользуются интернетом, причем более интенсивно, чем средний житель России [18].
игроки штурмуют рынок
В целом онлайн-торговля является одним из способов осуществить более экономный и продуманный выбор при покупке детских товаров. По мнению экспертов, 38 % покупателей детских товаров выбирают онлайн-каналы продаж за счет удобства, широкого ассортимента и более низких цен на одни и те же товары (например, в среднем на 5 % применительно к игрушкам). Доля онлайн-торговли в общем объеме рынка детских товаров составляет порядка 4 % при том, что специалисты оценивают темпы ее прироста примерно в 20-25% [9]. Вышесказанное является еще одним вызовом для предприятий отрасли, реализующих товары для детей. Активную экспансию российского рынка проводят и зарубежные интернет-магазины, которые предлагают в том числе одежду, игрушки и другие товары, ориентированные на данный сегмент рынка.
Увеличение доли интернет-торговли, в том числе трансграничной, обусловлено высокой долей пользователей мобильного интернета. Мониторинг тенденций 2017 года [13], проведенный Ассоциацией компаний интернет-торговли, выявил следующие приоритеты: товары для детей являются наиболее востребованным сегментом, а продажи детских товаров лидируют. При этом доля покупок детских товаров в общем объеме продаж с использованием стационарных компьютеров составляет примерно 35 %, с использованием операционных систем и мобильных приложений: 12 % - для приложений на платформе Android, 24% - для приложений на платформе IOS. При обработке аналитических данных учитывалась сумма корзины при трекинге продаж, время и география клика (пользователя). Самой популярной в доле мобильных продаж среди российских потребителей является категория «Игрушки и гаджеты», где доля покупок через мобильные устройства составляет около 47 % [13].
Спрос со стороны потребителей на товары, предлагаемые иностранными интернет-компаниями, обусловил также появление специального термина «Кросс-бординг» [10], который обозначает частную покупку, приобретение товаров для личного использования в зарубежных интернет-магазинах. Традиционно, исходя из меха-
низма формирования розничной цены, предприниматель предлагает покупателю цену с учетом покрытия собственных издержек, которые включают транспортные расходы, затраты на таможенное оформление ввозимых партий, стоимость аренды торговых площадей, предполагаемую величину прибыли. То есть цена для конечного потребителя существенно отличается от закупочной. Согласно действующему законодательству РФ, доставка международных посылок в целях личного использования не облагается таможенной пошлиной, если стоимость в месяц не превышает лимит в 1000 евро, а вес - 31 кг [14]. Изменение существующих регламентов анонсировано в 2019 году: снижение порогового значения до 500 евро. По статистике обычный покупатель интернет-магазина такие ограничения, как правило, не нарушает. То есть в случае трансграничных онлайн-покупок оплачивается только товар и его доставка, компонуя для покупателя привлекательное торговое предложение.
Если охарактеризовать ключевые прогнозные тенденции, которые в ближайшей перспективе будут продолжать оказывать наибольшее влияние на развитие интернет-магазинов товаров для детей, субъекты самого рынка отмечают, что основные тенденции сохранятся. То есть развитие офлайн-ритейлерами интернет-магазинов, региональная экспансия крупных интернет-магазинов, консолидация рыночных игроков (слияния и поглощения), увеличение доли мобильной электронной торговли, развитие маркетплейсов останутся наиболее значимыми трендами. Кроме того, изменения затронут в ближайшие три года российский рынок детских товаров в целом, что, в частности, связано с прогнозируемым приходом на него крупных международных игроков (например, Google, Sony).
Ситуация, складывающаяся на рынке детских товаров, все больше стимулирует его участников на поиск новых подходов к формированию потребительской лояльности и «точек роста». Особое значение приобретают стратегии ритейлеров, основывающиеся на долгосрочном горизонте планирования, способствующие формированию лояльного покупателя, переходящего по мере взросления ребенка от одной категории товаров к другой, в рамках ассортимента торговой компании.
В сегменте детских товаров длительного спроса покупатели активно переключаются на каналы, которые могут обеспечить, с одной стороны, широкий и глубокий торговый ассортимент, с другой - приемлемый уровень цен. В этих условиях компаниям, осуществляющим розничную продажу с использованием традиционных способов целесообразно увеличивать долю онлайн-продаж, при этом, однако, не вытесняя полностью физические магазины. По результатам исследований GfK, для 46 % российских покупателей важна возможность видеть товар «вживую» перед покупкой [18].
Естественно, применение цифровых инструментов и мобильность как стиль жизни стимулируют многоканальное покупательское поведение на рынке детских товаров [3] (Deputatova, Ilyashenko, 2017). При этом развитие информационных технологий приводит к усложнению процесса принятия покупателем решения о покупке. Покупатель использует онлайн и офлайн составляющие одновременно, ориентируясь при выборе
товара на множество источников информации - как традиционных (реклама), так и «навеянных временем» (отзывы в социальных сетях и на специализированных интернет-порталах, обзоры видеоблоггеров и т. п.). Кроме того, выбрав определенный товар, покупатель, начинает решать следующий вопрос: где его лучше приобрести, учитывая цену, удобство, сервис. С этой точки зрения, формат торговой организации (как совокупность признаков для покупателя) выступает на первый план. В случае отсутствия совокупности необходимых сервисных услуг компания не сможет противостоять ценовой конкуренции и превратится исключительно в место демонстрации потребительских характеристик товара: получив необходимую информацию о свойствах товара, покупатель будет покидать торговую точку без покупки. В дальнейшем он может осуществить мониторинг цен и выбрать наиболее устраивающее его предложение.
Сервисная составляющая всегда была важным компонентом розничного предложения [2] (Zvereva, Ivanov, 2010). Однако в современных условиях происходит трансформация элементов, формирующих восприятие уровня сервиса покупателем. Его традиционные элементы (например, скорость кассового обслуживания, удобство планировки торгового зала и выкладки товарного ассортимента) все так же остаются значимыми для покупателя, но при этом переходят в категорию «гигиенических», минимально необходимых. На первый же план выходят новые факторы, обусловленные динамично меняющимся стилем жизни: скорость получения информации, оперативность осуществления всех стадий процесса покупки, персонализация, наличие позитивных эмоций и впечатлений.
Представляется справедливым предположение, что в дальнейшем на рынке детских товаров будут все четче выделяться два больших сегмента - «рациональный» и «эмоциональный».
Первый сегмент («рациональный») - товары, которые относятся к числу необходимых, но не слишком интересных для покупателя, и поэтому для него важно затрачивать как можно меньше времени, денег и эмоций на их покупку (товары повседневного спроса: подгузники, детское питание и т. д.). Реализация данных товаров должна стать полем деятельности маркетплейсов, онлайн-торговли в чистом виде, автоматических сервисов.
Второй сегмент («эмоциональный») составляют детские товары, требующие тщательного личного выбора покупателем, реализуемые с использованием всех инструментов коммуникаций с покупателем и способов организации покупки (как офлайн, так и онлайн). Такая модель называется омниканальными продажами [4] (Zvereva, Leonova, 2016). То есть необходимо формировать уникальное торговое предложения в сочетании с комбинацией сервисных услуг.
Также в этом случае с целью обеспечения заинтересованности покупателей целесообразно использовать кросс-промоушн (то есть организацию перекрестных мероприятий по продвижению товаров или услуг, востребованных рассматриваемой аудиторией (развлекательных, парикмахерских и т. п.).
Сам процесс выбора детских товаров данного сегмента должен приносить покупателю удовольствие, а результат покупки должен радовать и формировать позитивное покупательское самоощущение с точки зрения правильности выбора материала, функциональных и эстетических товарных характеристик. Сюда можно отнести товары длительного пользования - например, детскую мебель, детскую одежду, спортивные детские товары, игрушки. Акцент на реализацию данного сегмента детских товаров может стать заслуженной прерогативой специализированных торговых сетей, развивающих омниканальную модель продаж.
дойти до каждого
Уже сейчас многие торговые сети, функционирующие на рынке детских товаров, в целях сохранения темпов роста своего бизнеса стараются адаптироваться к существующим рыночным реалиям и активно внедряют технологии омниканальности. Интересен в данном отношении пример торговой сети «Кораблик», в которой развитию омниканальной модели реализации товаров уделяется существенное внимание, что позволяет оптимизировать процесс принятия покупателем решения о покупке и ее совершении и, таким образом, повысить эффективность продаж на основе увеличения покупательской конверсии, среднего чека и частоты повторных покупок. Покупатель первоначально знакомится с товаром на сайте интернет-магазина торговой сети, осуществляет выбор товара и принимает окончательное решение о его покупке непосредственно в торговом зале физического магазина, после чего оформляет заказ доставки выбранного товара на дом. Также одним из эффективных каналов продаж в данной торговой сети является мобильное приложение, с помощью которого, по данным компании, оформляется порядка 50 % всех заказов (причем после каждого выхода обновленной версии мобильного приложения количество совершаемых через него сделок увеличивается на 10 %). Наряду с этим компания ориентируется на формирование омниканальной системы персонализированных коммуникаций с той частью покупателей, которые являются держателями карт лояльности (их доля составляет более 65 %). Персональные рекомендации для постоянной покупательской аудитории в е-тай-рассылках позволяют генерировать дополнительный спрос в интернет-магазине [6], в том числе со стороны тех клиентов, которые первоначально совершили покупку в офлайн-магазине торговой сети. Причем, оформляя заказ в интернет-магазине, покупатели выбирают в качестве точек самовывоза те офлайн магазины, где в первый раз совершили покупку. Таким образом, базируясь на данном примере, представляется, что омниканальность можно рассматривать как циклический процесс взаимодействия розничной торговой организации и ее лояльных покупателей.
заключение
Розничные торговые организации индустрии детских товаров в современных рыночных условиях вынуждены конкурировать за потребителя. Ввиду давления со
стороны транснациональных игроков, имеющих возможность формировать более выгодное ценовое предложение, единственным путем, который поможет компаниям адаптироваться к внешней среде, является акцентирование внимания на потребительском сервисе. В целях сохранения и увеличения темпов роста торгового бизнеса представляется целесообразным активное внедрение технологий омниканальности в практику функционирования розничных торговых организаций, специализирующихся на реализации детских товаров. Такая модель позволит им решать следующие задачи:
• увеличение покупательского потока, привлечение новых покупателей в физический (офлайн) магазин;
• увеличение среднего чека;
• удовлетворение потребностей покупателей и формирование лояльности путем эмоционального воздействия на потребителя (что имеет особую значимость в сегменте детских товаров).
На основании проведенного анализа внешней среды и оценки современного состояния рынка можно выделить два основных направления, которые являются приоритетными в зависимости от предлагаемого товарного ассортимента:
1. Выделение в составе ассортимента детских товаров демократичных «рациональных» брендов, для розничной реализации которых актуален дистанционный способ продаж.
2. Развитие в магазинах детских товаров омниканальной модели взаимоотношений с потребителем (наиболее перспективной в данном случае представляется категория «Товары для новорожденных»).
3. Формирование ценовой политики магазинов детских товаров в зависимости от реализуемого ими товарного ассортимента.
С учетом введения в действие с 1 января 2018 года национального стандарта «Руководство по добросовестной практике продажи товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет» [1] формализация требований ко многим аспектам работы торговых организаций в интернет-пространстве позволит компаниям формировать набор услуг, стандартизованных для потребителя. А это, в свою очередь, позволит укрепить позиции отдельных предприятий отрасли, в том числе тех, кто рассматривает омниканальную модель продаж в качестве перспективного инструмента развития розничного торгового бизнеса.
ИСТОЧНИКИ:
1. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57489- 2017 «Руководство
по добросовестной практике продажи товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет». Введен в действие 01.01.2018 г
2. Зверева А.О., Иванов Г.Г. Механизмы развития торговых организаций в неблаго-
приятных экономических условиях. - Москва: Изд-во «Спутник плюс», 2010.
3. Депутатова Е.Ю., Ильяшенко С.Б. Особенности поведения потребителей в электрон-
ной торговле // Экономика и предпринимательство, 2017. - № 9-3 (86-3).
4. Зверева А.О., Леонова Ю.Г. Омниканальные продажи в розничной торговле //
Экономика и предпринимательство, 2016. - № 6(71).
5. Иванов Г.Г., Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Шипилова С.С. Повышение конкурен-
тоспособности предприятий индустрии детских товаров // Экономика и предпринимательство, 2017. - № 2-1 (79-1).
6. Ильяшенко С.Б., Матросов А.А. Электронная коммерция как средство повышения
эффективности традиционной торговли // Финансово-экономическое законодательство и его роль в современных реалиях: Межд. научно-практическая конференция. НИЦ «Аэтерна». Оренбург, 2017.
7. Каращук О.С., Шипилова С.С. Повышение качества торгового обслуживания и раз-
витие управления качеством в торговле. / Глава в книге: Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016.
8. Лебедева И.С. Актуальные вопросы эффективной организации бизнеса в розничной
торговле // Вестник Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова, 2010. - № 5..
9. Бренды детям не игрушка - особенности продвижения детских товаров и услуг.
Экспофорум. [Электронный ресурс]. URL: http://www.expoforum.ru/presscentre/ eventsnews/2017/3/1992 (дата обращения: 25.01.2018).
10. Кросс-бординг в россии: чем привлекателен cross-border trade для россиян. Канал трансграничной интернет-торговли. [Электронный ресурс]. URL: http://inexpost.ru/ obzory-tovarov/blog/krossbording-v-rossii (дата обращения: 22.01.2018).
11. Новые вызовы рынка детских товаров. Информационный портал Ритейл.ру: Ретейлеру и поставщику. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/ articles/145883 (дата обращения: 21.01.2018).
12. Обзор рынка детских товаров 2017. E-commerce. [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/news/detskie-tovary-v-2017-godu-obzor-rynka.html (дата обращения: 23.01.2018).
13. Омни- и кроссдевайсные продажи. Исследования. [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/news/onmi-i-kross-devaysnye-prodazhi-issledovanie-criteo. html (дата обращения: 22.01.2018).
14. Порог беспошлинного ввоза интернет посылок снижен. Газета «Ведомости». [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/ news/2017/12/21/746092-porog-besposhlinnogo (дата обращения: 22.01.2018).
15. Рынок детских товаров на пороге новой эры потребления. Экспофорум. [Электронный ресурс]. URL: http://www.expoforum.ru/presscentre/ eventsnews/2017/3/1996 (дата обращения: 23.01.2018).
16. Рынок электронной торговли в России. Ассоциация компаний интернет-торговли. [Электронный ресурс]. URL: http://www.akit.ru/wp-content/uploads/2017/09/%D0%B 4%D0%BE%D0%BB%D1%8F__.pdf (дата обращения: 23.01.2018).
17. Ситуационный центр социально-экономического развития регионов Российской
Федерации. Rea.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rea.ru/ru/org/
managements/Pages/Situa-centr.aspx (дата обращения: 25.01.2018).
18. Тенденции в детской рознице. Gfk. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gfk.
com/ru/insaity/report/tendencii-v-detskoi-roznice/ (дата обращения: 25.01.2018).
REFERENCES:
Deputatova E.Yu., Ilyashenko S.B. (2017). Osobennosti povedeniya potrebiteley v elektronnoy torgovle[Features of consumer behavior in e-commerce]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (9-3 (86-3)). (in Russian).
Ilyashenko S.B., Matrosov A.A. (2017). Elektronnaya kommertsiya kak sredstvo povysheniya effektivnosti traditsionnoy torgovli [E-commerce as a means of improving the effectiveness of traditional trade] Financial and economic legislation and its role in modern realities. (in Russian).
Ivanov G.G., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Shipilova S.S. (2017). Povyshenie konkurentosposobnosti predpriyatiy industrii detskikh tovarov [Improving the competitiveness of children products industry].Journal of Economy and Entrepreneurship. (2-1 (79-1)). (in Russian).
Karaschuk O.S., Shipilova S.S. (2016). Povyshenie kachestva torgovogo obsluzhivaniya i razvitie upravleniya kachestvom v torgovle [Improving the quality of trade services and the development of quality management in trade] Ufa: Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Aeterna». (in Russian).
Lebedeva I.S. (2010). Aktualnye voprosy effektivnoy organizatsii biznesa v roznichnoy torgovle [Topical Issues of Effective Business Organization in Retail Trade]. Vestnik Rossiyskogo Ekonomicheskogo Universiteta im. G. V. Plekhanova. (5). (in Russian).
Zvereva A.O., Ivanov G.G. (2010). Mekhanizmy razvitiya torgovyh organizatsiy v neblagopriyatnyh ekonomicheskikh usloviyakh [Mechanisms for the development of trade organizations in adverse economic conditions] Moscow: Izd-vo «Sputnik plyus». (in Russian).
Zvereva A.O., Leonova Yu.G. (2016). Omnikanalnye prodazhi v roznichnoy torgovle [Omni-channel sales in retail trade]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (6(71)). (in Russian).