экономические науки
Лопаткин Дмитрий Станиславович, Голикова Ольга Михайловна ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ...
УДК 339.13
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2016
Лопаткин Дмитрий Станиславович, кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Менеджмента и маркетинга» Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (125047, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 9, e-mail: dreiven118@mail.ru) Голикова Ольга Михайловна, главный специалист образовательно-научного центра
«Экономика и финансы» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, д. 36, e-mail: ogolikova@bk.ru)
Аннотация. В данной статье проведен анализ современного состояния рынка интернет-торговли на территории Российской Федерации. При помощи онлайн-анкеты, было проведено маркетинговое исследование среди жителей Российской Федерации. Целью исследования стало изучение мнения пользователей сети Интернет, касающееся совершения онлайн-покупок. Полученные выводы позволили оценить потенциал развития отечественного рынка интернет-торговли. Среди основными сдерживающих факторов дальнейшего развития интернет-торговли в России выделяется инфраструктура и логистика. По результатам анализа статистической информации, авторы приходят к выводу, что российский сегмент электронной коммерции до сих пор окончательно не заполнен. Сделаны выводы о современных тенденциях развития электронной коммерции в России. Несмотря на то, что с каждым годом доля интернет магазинов в общем розничном товарообороте уверенно растет, ужесточается и конкуренция, причем главным образом не среди российских продавцов, а с зарубежными торговыми площадками. Выход организации в интернет среду позволяет ей, с одной стороны, повысить результативность продвижения товаров, работ и услуг, открыть новые рынки сбыта, развить взаимоотношения с клиентами и, с другой стороны, способствует снижению финансовых и временных затрат.
Ключевые слова: интернет-торговля, онлайн-рынок, электронная коммерция, интернет-маркетинг, таргетиро-ванная реклама, интернет, интернет среда, мобильный интернет, онлайн-магазины, интернет-магазины, e-mail маркетинг, социальные сети.
ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE OF E-COMMERCE IN RUSSIA
© 2016
Lopatkin Dmitry Stanislavovich, candidate of economic Sciences, associate Professor "Management and marketing" D.Mendeleev University of Chemical Technology of Russia (125047, Russia, Moscow, Miusskaja sq., 9, e-mail: dreiven118@mail.ru) Golikova Olga Mikhailovna, principal specialist of educational-scientific center
"Economics and Finance" Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremjannyj lane, 36, e-mail: ogolikova@bk.ru)
Abstract. This article analyzes the current state of the market the Internet-trade in the territory of the Russian Federation. By means of an online questionnaire, conducted marketing research among residents of the Russian Federation. The aim of the research was to study the opinions of Internet users regarding their online purchases. The findings allowed us to assess the potential of the domestic market' development of the Internet-trade. Among the main limiting factors for further development of Internet trade in Russia is infrastructure and logistics. According to the analysis of statistical information, the authors come to the conclusion that the Russian segment of e-Commerce is still not completely filled. There are made the conclusions about the current trends in the development of e-Commerce in Russia. Despite the fact that every year the share of Internet shopping in total retail turnover is growing steadily, competition is tougher, mostly not among the Russian sellers but among foreign trading platforms. The output of the organization in the Internet environment allows it, on the one hand, to improve the efficiency of promotion of goods, works and services, open new markets, develop customer relationships and, on the other hand, reduces financial and time costs.
Keywords: Internet Commerce, online market, e-Commerce, Internet marketing, targeted advertising, Internet, Internet environment, mobile Internet, online shopping, online trade, e-mail marketing, social networks.
Интернет-торговля (электронная коммерция, e-commerce) - динамично развивающаяся во всем мире отрасль. В широком смысле электронная коммерция - это предпринимательская деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными [1, 10].
Рынок электронной коммерции в настоящее время является одним из самых привлекательных направлений в бизнесе в России и за рубежом. Не случайно именно электронная коммерция рассматривается сегодня во многих странах мира в качестве одного из важнейших механизмов обеспечения альтернативной занятости и развития частного предпринимательства [8].
Для России это особенно актуально, поскольку согласно докладу Всемирного Банка «Doing Business» она занимает в 2015 г. 62 место среди 189 стран в рейтинге благоприятности условий предпринимательской деятельности.
По данным немецкой исследовательской компании GFK на сегодняшний день в России пользуются интернетом 84 млн человек, из которых 50 млн пользуются
интернетом с мобильных устройств (Рисунок 1)._
АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)
Пользуются интернетом на смартфонах
37,2%
Пользуются интернетом на планшетах
17,6%
11,9%
8,4%
3,5% ■
Рисунок 1 - Проникновение интернета в России
За 2014 год рынок интернет-торговли в России вырос на 31%, а рынок интернет-рекламы — на 20%. По итогам 2015 года рынок интернет-торговли вырос на 7%, до 760 млрд рублей. При этом объем покупок в российских интернет-магазинах в прошлом году составил 540,8 млрд рублей (рост на 7,2% по сравнению с 2014 годом). По прогнозам экспертов Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) объем электронной коммерции в РФ в 2016 году вырастет до 850 млрд. рублей [18].
По состоянию на конец 1 полугодия 2016 года в Москве зарегистрированы более 20 тыс. интернет-ма-
Лопаткин Дмитрий Станиславович, Голикова Ольга Михайловна жопомтеские
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ... науки
газинов. По сравнению с 1 полугодием 2015 года число интернет-магазинов увеличилось на 7%. При этом численность персонала интернет-магазинов, за счет оптимизации расходов, в частности роста популярности аутсорсинга службы доставки, сохранилась на прежнем уровне. Выручка московских интернет-магазинов выросла на 13,4% в 1 полугодии 2016 года, но темпы роста объема продаж зарубежных интернет-магазинов в Москве значительно выше. Данный рост обеспечили прежде всего китайские онлайн-магазины.
В целом по стране, в августе 2016 среднесуточное количество заказов в крупных российских интернет-магазинах выросло на 7% относительно июля и на 24% относительно августа прошлого года. Увеличение на 24% в год - это точно повторение предыдущего месяца: в июле рост к тому же месяцу 2015 года составил те же 24%. За лето российские интернет-магазины получили на 26% больше заказов, чем за тот же период прошлого года (Рисунок 2).
Рост количества заказов в российских интернет-магазинах, вККк аналогичному месяцу 2015 года
35Й
Рисунок 2 - Рост количества заказов в российских интернет-магазинах, в % к аналогичном месяцу 2015 года
Положительную динамику количества онлайн-зака-зов демонстрирует 75% крупных интернет-магазинов, в т.ч. почти у каждого пятого (у 19%) рост в августе 2016 г. относительно августа 2015 г. превысил 100%.
Чтобы оценить потенциал развития отечественного рынка интернет-торговли, было проведено маркетинговое исследование среди жителей России, при помощи онлайн-анкеты. Целью исследования стало изучение мнения пользователей сети Интернет, касающееся совершения онлайн-покупок. При помощи социальных сетей, данный опрос был размещен на ресурсах «ВКонтакте» и «^асеЬоок» [8, 11].
На протяжении двух месяцев, было собрано 200 ответов респондентов возрастом от 18 до 55 лет, которые составили выборку исследования.
По результатам проведенного маркетингового исследования, была получена информация, что 45,6% респондентов совершали покупки в интернет-магазинах как минимум 1 раз.
Исходя из ответов онлайн-покупателей относительно того, почему они совершают покупки в сети интернет, можно выделить несколько причин:
1. Широкий ассортимент (особенно это касается небольших городов, в которых нет крупных магазинов или торговых центров);
2. Приемлемые цены, которые зачастую ниже, чем в обычных магазинах;
3. Удобство, что подразумевает экономию времени выбора нужного товара, наличие доставки;
4. Большие возможности по выбору товара или магазина, его сравнению с другими товарами (магазинами).
По мнению респондентов, чаще всего покупки совершались на таких сайтах Интернет-ритейлов, как Ozon.ru (21,6%), Ulmart.ru (19,9%), Mvideo.ru (18,2%) [9].
Среди тех пользователей интернета, которые еще не
совершали онлайн-покупки, но скорее всего начнут это делать в ближайшем будущем, основные причины отказа от покупки представлены в Таблице 1.
Таблица 1 - Основные причины отказа от онлайн-по-купки
Варианты ответов Доля респондентов
Не куплю то, что не могу потрогать и примерить 31,6
Привык покупать в обычных магазинах 21,5
Боюсь столкнуться с мошенниками 18,2
Не знаю как оформить заказ 14,2
Слишком дорогая доставка/ Заказ долго доставляют 7,1
Не хватает денег для покупок в Интернет-магазинах 3,6
Покупка в Интернете - это слишком сложно 2,4
Другое 1,4
Согласно ответам, главной причиной отказа от совершения онлайн-покупок является невозможность примерить, посмотреть и «потрогать» товар перед покупкой (31,6%). Также у респондентов присутствует страх быть обманутыми, не получив свой товар или получив не то, что было заказано.
Ответы на вопрос относительно преимуществ покупки в сети интернет, показал, что большинство респондентов заинтересованы в удобстве совершения покупки (время, наличие доставки и т.д.) - 33,9%, а также в том, что цены в сети интернет более приемлемые, нежели в розничных магазинах (23,73%). Также 23,73% ответов набрал вариант ответа «Возможность сравнивать товары в разных магазинах», как преимущество совершения покупки в сети Интернет.
Около 39% опрошенных онлайн-покупателей планируют увеличить количество совершаемых онлайн-поку-пок. При этом доля тех, кто думает сократить количество покупок в Интернете составляет всего 5%.
Снижение реальных доходов населения страны, спад покупательской способности, рост иностранной валюты, высокий уровень инфляции - всё это может привести к снижению объема рынка электронной торговли.
В настоящее время доля электронной коммерции в общем объеме торговли России составляет около 2%, а у общепризнанных лидеров - Великобритании и США она превышает 10 %. По прогнозу компании Cushman&Wakefield онлайн-рынок в России будет ежегодно расти на 20-30 % и к 2020 году его доля составит 6-8 % от общего объема продаж [17]. Основными сдерживающими факторами дальнейшего развития интернет-торговли в России является инфраструктура и логистика [6, 12]. Можно сделать вывод, что российский интернет рынок до сих пор окончательно не заполнен.
Рассмотрим основные тенденции на российском рынке интернет-торговли:
1) Рост среднего чека сильно отстает от роста курса валют (а в последние месяцы - и от официальной инфляции).
2) Динамика посещаемости товарных категорий выравнивается. Лидерами роста являются:
- товары для ремонта, оборудование и инструменты, товары для дачи;
- книжная продукция;
- продукты питания.
Отрицательная динамика посещаемости наблюдалась у универсальных магазинов, а также в сегментах одежды и обуви, автотоваров, товаров для дома и мебели. Важно помнить, что снижение посещаемости необязательно означает снижение количества заказов - оно может компенсироваться ростом конверсии [7].
3) Сегодня, из-за возросшей стоимости традиционных инструментов интернет-продвижения (SEO, Директ и т.д.) новые каналы трафика завоевывают свое пространство. Таргетированная реклама в социальных сетях, блоггинг, avito, работа с базами почтовых адресов (e-mail маркетинг) и другие инструменты вплоть до кон-
экономические науки
Лопаткин Дмитрий Станиславович, Голикова Ольга Михайловна ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ...
тент-маркетинга и геймификации набирают все большую популярность в общем наборе инструментов привлечения покупателей.
4) Высокие темпы роста мобильного интернета по стране. Увеличение количества пользователей смартфонов поддерживающих технологию 4G переносит значительную долю потенциальных покупателей в мобильную сферу продаж. Все большее количество предпринимателей делают свои сайты с адаптивным интерфейсом, так как мобильная версия сайта становится необъемлемой частью для ведения бизнеса. Адаптация для мобильных устройств главной версии электронного ресурса становится важной задачей программы интернет-маркетинга
[4, 128].
5) Общая картина развития электронной торговли в России такова, что с каждым годом доля интернет магазинов в общем розничном товарообороте уверенно растет [18]. Естественно, что ужесточается и конкуренция, причем не только среди российских продавцов, так как отечественный покупатель получил возможность приобретения товаров и за рубежом [2]. По оценкам АКИТ, в настоящее время около 30% российского онлайн-ритей-ла приходится на трансграничную торговлю и она будет расти. Так, в 1-м квартале текущего года объем трансграничной торговли вырос на 106% по сравнению с показателем 1-го квартала 2015 года, до 70 млрд рублей. В целом по году ассоциация ожидает роста этого сегмента на 37%, до 300 млрд рублей. В то же время рост объема внутрироссийской интернет-торговли ожидается на уровне нескольких процентов.
Уже сейчас существует мнение, что между отечественной и зарубежной интернет коммерции нет конкурентной борьбы. На китайских площадках с каждым годом все больше российских покупателей заказывают электронику, мобильную технику, одежду и обувь, и при том, что данные интернет магазины пока не имеют раскрутки посредством средств массовой информации в России. Основное их продвижение происходит в социальных сетях и посредством распространения информации между самими клиентами (сарафанное радио).
Российскому сегменту электронной коммерции предстоит многое сделать, чтобы выдержать конкурентную борьбу с китайскими торговыми площадками [14]. Несмотря на сложность экономической ситуации развитие российских интернет магазинов должно идти полным ходом, а конкурентная борьба с зарубежными компаниями будет способствовать развитию сервиса и обслуживания на сайтах. Некоторые компании, столкнувшись с сильной конкуренцией в области продажи одежды, техники и массовых товаров потребления будут вынуждены заняться и другими направлениями, в которых они смогут преуспеть, в отличие от тех же китайских, к примеру: это продажа билетов, книг и журналов, товаров российского производства и т.д. [5, 13].
В настоящее время интернет существенно влияет на бизнес и покупателей. Уже сегодня, по мере его дальнейшего проникновения в деятельность все новых и новых фирм диапазон коммерческих отношений через интернет существенно расширяется, и электронная коммерция становится частью нашей повседневной жизни [16]. Электронная коммерция, постепенно приобретая черты самостоятельной отрасли российской экономики, одновременно приобретает и стратегическое значение в качестве одного из источников её структурной модернизации [3, 15].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Архипенко Т.С. Торговля через интернет и перспективы ее развития // В сборнике: Экономические, экологические и социокультурные перспективы развития России, стран СНГ и ближнего зарубежья материалы Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Ответственный редактор Бугланова Э.П.. 2014. С. 8-17.
2. Влияние трансграничной торговли на розничные
рынки России // Аналитика Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ «Высшая школа экономики». -2013.- № 14
3. Калужский М.Л. Приоритеты институционального регулирования электронной коммерции: Россия и мировые тенденции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 42 (231). - С. 11-22.
4. Курманов В.В. Современные тенденции развития интернет-маркетинга и электронной торговли в России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 3. С. 128-132.
5. Лопаткин Д.С. Анализ российского рынка электронной коммерции. Проблемы и перспективы интер-нет-ритейла в России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-1 (61-1). С. 1148-1152.
6. Шабанова Л.Б., Зюзина С.В. Традиционная и электронная торговля потребительскими товарами и услугами: достоинства, недостатки и перспективы развития // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 78-83.
7. Баринова Н.В. Изменение экономического поведения потребителей в условиях кризиса. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 5-4, С. 680-681.
8. Горшенина Е. В., Сорокин П. А. Интернет-технологии в электронной коммерции // Экономические исследования №2 2010.
9. Исаева И.В. Инфраструктура систем электронной коммерции // Известия Волгоградского государственного технического университета № 7 / том 12 / 2007
10. Кубкина Ю. С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития. E-commerce: the role of the concept, development trends // Terra Economicus № 2-2 / том 10 / 2012
11. Федотов В.Х. Информационные системы электронной коммерции. Состояние и перспективы. THE INFORMATION SYSTEMS OF ELECTRONIC COMMERCE. STATE AND PERSPECTIVES // Вестник Чувашского университета № 1 2008
12. Комарова М.Ю. Перспективы развития электронной коммерции // Актуальные вопросы экономических наук № 32 2013
13. Шемет А.Д. Формы электронной коммерции и её место в системе цифровой экономики. FORMS OF E-COMMERCE AND ITS PLACE IN THE SYSTEM OF DIGITAL ECONOMY // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта № 41 2012
14. Задорожная Л.И., Каприлянц С.Ю. Анализ сферы продаж электронной коммерции // Новые технологии № 2 2012
15. Покровская Л.Л. Проблемы и перспективы развития электронной коммерции. PROBLEMS AND PESPEKTIVY RAZVITIÂ ELECTRONNIC COMMERCE // Современные проблемы науки и образования № 3 2012
16. Фаустова К.И. Электронная коммерция - новое направление экономической деятельности // Территория науки №6 2014
17. Воробьев К.Ю. Сущность электронной коммерции в системе международных торговых связей. Essence of e-commerce in the system of international trade relationships // Российский внешнеэкономический вестник № 3 / том 2015 / 2015
18. Казакова К.В., Пушилин Д.В. Перспективы развития Интернет-торговли в России. PROSPECTS OF INTERNET TRADE IN RUSSIA // Фундаментальные исследования № 12-9 / 2014