Научная статья на тему 'Особенности применения интерактивных методов при изучении процессуальных дисциплин'

Особенности применения интерактивных методов при изучении процессуальных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERN EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING METHODS / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / BUSINESS GAMES / СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / LEGAL PROCESSING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Марианна Михайловна, Семёнов Алексей Викторович

В статье рассмотрено одно из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов процесс внедрения интерактивных методов обучения на примере организации и порядка проведения дидактических игр при изучении процессуальных правовых дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION FEATURES OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE STUDY OF PROCEDURAL DISCIPLINES

This article discusses the process of introducing interactive teaching methods, which are one of the most important means of improving the professional training of students, for example the organization and the conduct of business games in the study of procedural disciplines

Текст научной работы на тему «Особенности применения интерактивных методов при изучении процессуальных дисциплин»

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Колесникова М.М. Семёнов А.В.

В статье рассмотрено одно из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов - процесс внедрения интерактивных методов обучения - на примере организации и порядка проведения дидактических игр при изучении процессуальных правовых дисциплин

This article discusses the process of introducing interactive teaching methods, which are one of the most important means of improving the professional training of students, for example the organization and the conduct of business games in the study of procedural disciplines

Ключевые слова: современное образование; компетенции; интерактивные методы обучения; деловые игры; судебный процесс

Keywords: modern education; competence; interactive teaching methods; business games; legal processing

...вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

Л.С. Выготский

Вступление России в Болонский процесс положило начало активному реформированию российской образовательной системы. Современное образование «...ставит целью достижение более полного, личностного и социально значимого интегрированного результата, описываемого в терминах, отражающих новые возможности обучающихся, рост их личностного потенциала»1. Конечной целью реализации этих требований является выпуск квалифицированных, конкурентоспособных на отечественном и зарубежном рынках труда специалистов, обладающих профессиональными компетенциями и способными мобильно и быстро решать смежные со своей профессией задачи.

Под профессиональными компетенциями в научной литературе понимается совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, а также способов выполнения профессиональной деятельности2. Профессиональные

1 Пучков Н.П., Тормасин С.И. Методические аспекты формирования, интегрирования и оценки компетенций: метод. рекомендации для преподавателей вузов. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. С. 13.

2 Дубров А.М, Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы: учеб. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 352.

компетенции в области юриспруденции представляют совокупность способностей, юридических знаний, умений, навыков, сформировавшихся на основе правового опыта и позволяющих лицу выступать субъектом юридической деятельности.

При анализе профессиональной компетентности юриста в качестве ее основных составляющих следует рассматривать общепрофессиональную грамотность, умения использовать имеющиеся знания в процессе деятельности и индивидуально - личностные качества3.

Федеральные государственные образовательные стандарты, установленные для подготовки бакалавров и магистров по направлению подготовки «Юриспруденция», предлагают две категории компетенций: общекультурные и профессиональные4. Общекультурные компетенции связаны с осознанием студентом-юристом социальной значимости своей профессии, готовности следовать предъявляемым к профессии юриста этическим правилам; наличие таких личностных свойств, как ответственность, добросовестность, порядочность, исполнительность; сформированность правовых установок, достаточный уровень правосознания и правовой культуры.

Профессиональные компетенции предполагают овладение студентами навыками практического использования полученных юридических знаний, готовность их реализовать в правоприменительной, правореализационной, правотворческой деятельности; готовность выступать в качестве субъекта какой-либо юридической деятельности и т.д.

Таким образом, стоит заметить, что современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.

Сегодня очевидно, что нужно управлять не личностью, а процессом её развития. Это означает, что приоритет в педагогической деятельности отдаётся приёмам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый

3 Баловнева В.И. Сущность компетентностного подхода в подготовке юриста в современном образовании: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: ОГУ 2011. С. 884.

4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12.2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. 4 апреля. № 14; Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. 28 июня. № 26.

план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность5.

Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов, нормативно-правовых документов показал, что такой переход системы образования влечёт за собой изменения в требованиях к образовательному процессу. Одним из таких изменений можно считать требование к использованию в процессе обучения студентов интерактивных методов обучения.

В организации учебного процесса в качестве традиционного способа передачи информации используется так называемая односторонняя коммуникация. «Суть её заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Основным источником обучения является опыт педагога. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том, что не преподаватель, а обучающийся транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала»6.

Такая форма коммуникации, апробированная на протяжении многих лет, конечно, приносит положительные результаты, однако неприемлема сегодня по многим причинам и прежде всего в связи с пассивностью обучающихся студентов.

Интерактивные методы обучения являются одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении. Преподавателю теперь недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания в аудитории. Необходимо несколько иначе подходить к современному учебному процессу.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером)7. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только

5 Гревцева И.В. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. URL: http://lfostu.ucoz.ru/publ/innovacionnye_podkhody_i_tekhnologii/ primenenie_innovacionnykh_metodov_obuchenija_dlja_realizacii_kompetentnostnogo_podkhoda/primenenie_ interaktivnykh_metodov_obuchenija_v_obrazovatelnom_processe_vuza/29-1-0-284.

6 Там же.

7 Мансурова Г.И. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. URL: http://www.nmk.ulstu.ru/index.php?tezis=2009400&item=1&god=2012.

с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.

Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад; идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

При использовании интерактивных методов студент становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности студента, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы.

Таким образом, внедрение новых стандартов предполагает обязательное применение новых инновационных способов и методов обучения. К их числу, например, относятся: проведение занятий посредством видеосвязи, издание электронных учебно-методических комплексов, онлайн-опросы и тестирование, создание личных сайтов преподавателей с предоставлением возможности для студентов получить консультацию по интересующему их вопросу, решение профессионально-ориентированных задач, эссе, тестирование, презентации и т.п.

Одним из наиболее популярных и зарекомендовавших себя видов интерактивного обучения является деловая игра.

Игра - вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр - деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие студентов в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

Таким образом, сегодня деловая игра - одна из активных методик обучения во многих сферах профессиональной деятельности, в том числе и в области юриспруденции. Представляется, что деловые игры являются одной из наиболее эффективных форм организации высшей профессиональной подготовки юристов.

Качество подготовки выпускника юридического факультета не может определяться только наличием у него определнного набора теоретических знаний. Он также должен быть готов к практическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и имеющегося практического опыта, а также обладать необходимыми навыками, которые в совокупности с выработанными и закрепленными элементами функциональной грамотности, позволят ему быть адекватным в любой правовой ситуации.

Студенты - будущие юристы в области гражданско-правого профиля должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

- знать теорию гражданского процесса;

- уметь самостоятельно работать с законами и иными нормативно-правовыми актами, судебной практикой, научно-практическими материалами;

- владеть способностью связывать материально-правовые и процессуально-правовые аспекты одной и той же проблемы;

- обладать развитым творческим мышлением, моделировать проблемные юридические ситуации, ставить задачи и определять оптимальные пути их решения. Все это позволит проявить активность и самостоятельность при подготовке к учебному гражданскому процессу;

- проявлять инициативу и решительность при разрешении правовых вопросов, а именно: активно вступать в дискуссии, возникающие в ходе практических занятий, уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения, быть всегда уравновешенными;

- владеть грамотным «юридическим языком», навыками публичных выступлений;

- уметь работать в коллективе, обладать способностью к достижению соглашений, компромиссов, сотрудничеству и др.8

Игра - часть жизненного опыта. Кроме того, игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Любой игровой момент в нашей жизни обладает свойствами увлекательности, а часто и состязательности, что не может не захватывать людей, тем более таких, как студенты.

Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, в деловой игре - порядка 90 %. Процесс обучения становится более творческим, увлекательным. Активность студентов в деловых играх проявляется ярко, носит продолжительный характер, то есть сама обстановка деловой игры заставляет её участников быть активными.

8 Хайрутдинова Р.Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, будущих юристов на основе учебных деловых игр (на примере предметной области «Уголовно-процессуальное право»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. URL: http://v4.udsu.ru/science/abstract.

Чтобы участники игры действовали «как в жизни», необходимо позаботиться о разработке критериев и систем оценки их деятельности в игре, учитывая, что игра должна соответствовать социальным, правовым нормам. Также нужно тщательно разрабатывать структуру игры, серьёзно относиться к её методическому обеспечению.

При работе со студентами-юристами на кафедре гражданского права и процесса используются так называемые деловые игры, позволяющие вовлечь в активную работу почти всех студентов группы, даже тех, кто обычно пассивен при использовании традиционных методов.

Наибольшей популярностью пользуется проведение деловых игр при изучении дисциплин процессуального характера, таких как «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», поскольку это позволяет обучаемым лучше усваивать учебный материал. Однако, что касается отраслей материального права, то в ходе игры студенты учатся находить правильный выход из сложившейся ситуации, подчас конфликтной. Даже если проводится ролевая игра в форме судебного разбирательства, оцениваются, в первую очередь, компетенции студентов в сфере материального права.

Педагогическая идея проведения дидактических игр состоит в том, чтобы студенты под руководством преподавателя самостоятельно сумели выработать тактику поведения в различных конфликтных ситуациях, научились профессионально принимать юридически обоснованное решение и нести за него ответственность, закрепили навыки составления и оформления документов (отработка сквозных и профессиональных компетенций).

Основной целью и задачами деловой игры являются:

- приобретение студентами-юристами профессиональных и надпро-фессиональных компетенций, практических навыков, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

- закрепление на практике знаний, полученных в ходе изучения курса процессуального права;

- отработка навыков судебной речи;

- отработка навыков составления судебных документов;

- отработка навыков самостоятельного принятия решений в сложных правовых ситуациях;

- отработка последовательности совершения процессуальных действий (алгоритмизация) в судебном заседании.

В зависимости от содержания деловой игры студенты исполняют роли участников судебного процесса, работников правоохранительных органов, депутатов, государственных служащих и другие.

Участие в деловой игре позволяет студентам наглядно видеть пробелы знаний по соответствующей учебной дисциплине.

Деловые игры можно условно разделить на две группы:

1. Собственно деловая игра.

2. Игровой момент.

Игровые моменты используются намного чаще, чем деловая игра, что связано с меньшим количеством времени, которое идет на игровой момент на занятии.

Так, например, по учебной дисциплине «Гражданский процесс» при закреплении темы «Доказывание и доказательства» может быть использован игровой момент, где тут же на занятии раздаются роли участников процесса: истца, ответчика, свидетелей, судьи, секретаря судебного заседания, и последние выполняют действия, которые должны выполнить данные лица в судебном процессе.

Также по учебным дисциплинам «Гражданское право» и «Гражданский процесс» используются инсценировки ситуаций (ситуационное моделирование).

Что касается собственно деловой игры, то к ней, конечно, требуется колоссальная подготовка. Обычно игра протекает в строгом соответствии со сценарием, содержащим жизненную ситуацию, подлежащую разрешению в процессуальном порядке.

Проведению деловой игры предшествует тщательная предварительная подготовка к ней. Первым этапом такой подготовки является выбор ситуации (дела) с учетом сложности, распространенности, численности участников. Затем производится непосредственно разбор ситуации. В начале разбора преподаватель доводит до студентов цели проведения игры, кратко разъясняет существо проблемы (ситуации), подлежащей разрешению, поясняет особенности правового статуса участников игры (их права и обязанности), отвечает на вопросы студентов.

Второй этап - процедура распределения ролей. Приветствуется самовыдвижение на роль. Но преподаватель должен убедить в общественной значимости всех ролей.

Получив роль, студент должен понять и осознать, что от него потребует эта роль: каких знаний, навыков, умений, полномочий.

При подготовке студентов, преподаватель должен перечислить законы, нормативные акты, которые необходимо изучить студентам, получившим роль. В дальнейшем студентами - - непосредственными участниками судебного процесса подготавливаются процессуальные документы и доказательства (исковое заявление, отзыв на исковое заявление, определение суда и др.), а также презентационное сопровождение игры и реквизит.

В заключение нужно назначить время проведения консультации, на которую студенты должны прийти уже с готовым текстом, вопросами (если это судья или адвокат) и т.д. Кроме того, на подготовительном этапе деловой игры следует провести предварительное судебное заседание.

Далее инсценируется стадия подготовки дела к судебному разбирательству, «назначается» судебное заседание. В ходе самого судебного Проблемы высшего профессионального образования

разбирательства студенты должны соблюдать процессуальный регламент в пределах своей роли, что позволяет более наглядно понять сущность и значение совершения отдельных процессуальных действий. В процессе проведения самой игры демонстрируется применение коммуникативных навыков судебной речи участников; формирование умения быстро, адекватно и правильно реагировать на сложные правовые ситуации.

Таким образом, содержание игры как таковой предполагает наличие нескольких частей:

1. Подготовительная часть, которая включает в себя: открытие судебного заседания, проверку явки участников процесса, удаление свидетелей из зала судебного заседания, объявление состава суда и разъяснение права самоотвода и отвода, разъяснение лицам, участвующим в деле, их процессуальных прав и обязанностей, разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле, разъяснение эксперту и специалисту их прав и обязанностей.

2. Рассмотрение дела по существу:

- доклад дела, выяснение поддерживает ли истец свои требования, признает ли иск ответчик, не желают ли стороны заключить мировое соглашение;

- объяснения лиц, участвующих в деле;

- установление последовательности исследования доказательств;

- исследование доказательств: допрос свидетелей, оглашение письменных доказательств, осмотр вещественных доказательств, оглашение заключения эксперта, исследование аудио- и видеозаписей;

- заключение прокурора, представителя государственного органа, органа местного самоуправления.

3. Судебные прения.

4. Принятие и объявление решения суда: удаление суда для принятия решения, объявление решения суда, разъяснение содержания решения, порядка и срока его обжалования.

5. Заключительный этап: оформление решения суда и материалов дела, подготовка и обсуждение апелляционных жалоб на решение суда.

Итогом игры становится вынесенное по существу заявленного требования решение. Более того, в случае обнаружения оснований для отмены такого решения, студенты могут продолжить игровой процесс и инсценировать стадию пересмотра судебного постановления.

По окончании игры преподаватель подводит итоги занятия. Как правило, на теоретическом занятии преподаватель совместно со студентами кратко анализирует выступления всех участников игры, производит анализ ошибок, допущенных в ходе судебного разбирательства, протокола судебного заседания, оценки убедительности правовых позиций с точки зрения права и особенности подачи, законности и обоснованности решения суда, правильного применениея норм материального и процессуального права, оценивает доводы апелляционной жалобы, выставляет оценки.

Оценка результатов игры производится следующим образом:

1. Критерии оценки принятого решения включают в себя: законность, обоснованность, соответствие сложившейся судебной практике по однородным делам.

2. Критерии оценки подготовки и проведения игры включают в себя: соответствие процессуальному законодательству, активность в отстаивании правовой позиции по делу, состязательность, эффективность применения теоретических знаний (ссылка на все необходимые нормы права и практику их применения), заинтересованность в проведении игры, порядок в судебном заседании.

В результате проведения подобных игр повышается качество юридического образования благодаря практическому подходу к подготовке обучаемых, развивается ранняя профессиональная ориентация студентов. Деловая игра способствует развитию студенческого творчества, формированию коллективного духа, умения работать в команде. Результаты проведения игр подлежат обсуждению на учебно-методических семинарах кафедры.

Чтобы улучшить организацию подготовки проведения учебной деловой игры, необходимо обеспечение отдельными методическими пособиями по ее подготовке, а также акцентирование внимания на наиболее актуальных проблемах, которые обычно возникают в процессе профессиональной деятельности юриста.

В ходе применения деловых игр при изучении процессуальных дисциплин выявлено, что при их использовании достигаются положительные результаты в формировании таких значимых для юриста свойств и качеств, как умение выражать мнение грамотным «юридическим языком», умение коллективно вырабатывать решения, коммуникативность, инициативность, стремление к самовыражению.

Кроме того, установлено, что подавляющее большинство студентов предпочитают обучение юридическим дисциплинам с использованием учебных деловых игр, тем самым отодвигая на второй план традиционное обучение.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что организация обучения студентов по процессуальным дисциплинам, в частности по «Гражданскому процессуальному праву», по традиционной системе (лекции «под диктовку», семинары-опросы) уже не является ни актуальной, ни эффективной. Результативность подготовки студентов-юристов к процессуальной деятельности повышается, если в процесс обучения включить учебные деловые игры. Так, на процесс формирования профессиональных компетенций будущих юристов, главным образом, влияет содержание методики обучения, составной частью которой являются учебные деловые игры.

В сфере высшего юридического образования студенту - будущему юристу важно овладеть комплексом специфических для правовой деятельности

профессиональных умений, знаний, способностей, начального опыта, то есть быть компетентным в осуществлении юридической деятельности. Высокое качество профессиональных компетенций позволяет юристу решать различные казусные ситуации, вырабатывает положительный опыт деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональные компетенции будущих юристов можно представить в виде совокупности знаний, умений, навыков, способностей, необходимых и достаточных для разрешения правовых вопросов с учетом законодательства (действующего и утратившего силу), сложившейся судебной практики и применения правовых норм в процессе осуществления профессиональной юридической деятельности. Содержание профессиональных компетенций будущих юристов выражается в комплексе юридически значимых действий в процессе осуществления профессиональной деятельности, выработанных знаниями, умениями, навыками.

Учебные деловые игры являются эффективным средством формирования профессиональных компетенций будущих юристов в системе высшего профессионального образования при условии, что их содержание определяется в соответствии с общекультурными и профессиональными компетенциями, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте и востребованными в сфере юриспруденции. В рамках обучения студентов-юристов по процессуальным дисциплинам учебные деловые игры представляют собой воспроизведение деятельности участников судопроизводства, игровое моделирование правоотношений на разных этапах судебного разбирательства, которые позволяют активизировать учебный процесс и существенно ускорить формирование у студентов - будущих юристов профессиональных компетенций.

В заключение можно отметить, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению друг друга. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку студентов, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Кроме того, интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, взаимоуважение и демократичность.

Библиографический список

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция

(квалификация (степень) "бакалавр")» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. 28 июня. № 26.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12.2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. 4 апреля. № 14.

3. Баловнева В.И. Сущность компетентностного подхода в подготовке юриста в современном образовании: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: ОГУ, 2011. С. 883-886.

4. Дубров А.М, Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы: учеб. М.: Финансы и статистика, 2003. 352 с.

5. Пучков Н.П., Тормасин С.И. Методические аспекты формирования, интегрирования и оценки компетенций: метод. рекомендации для преподавателей вузов. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. 36 с.

6. Гревцева И.В. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. URL: http://lfostu.ucoz.ru/publ/innovaci-onnye_podkhody_i_tekhnologii/primenenie_innovacionnykh_metodov_obuchenija_dlja_ realizacii_kompetentnostnogo_podkhoda/primenenie_interaktivnykh_metodov_obuchenija_ v_obrazovatelnom_processe_vuza/29-1-0-284.

7. Мансурова Г. И. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. URL: http://www.nmk.ulstu.ru/index.php?tezis=2009400&ite m=1&god=2012.

8. Хайрутдинова Р.Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, будущих юристов на основе учебных деловых игр (на примере предметной области «Уголовно-процессуальное право»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. URL: http://v4.udsu.ru/science/abstract.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.